СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.12 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательного учебного предмета ОУП.12 Физическая культура для профессиональных образовательных организаций, ФГОС СОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413) и рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.12 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства»


Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»





УТВЕРЖДЕНА




приказом директора ГПОУ ЯНАО


«Надымский профессиональный колледж»


от 20.05.2022 г. № 96-од








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.12 Физическая культура


по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства



















Надым, 2023

Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательного учебного предмета ОУП.12 Физическая культура для профессиональных образовательных организаций, ФГОС СОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413) и рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составитель:

1.Гладкова Мария Олеговна преподаватель физической культуры ГПОУ ЯНАО «НПК»





РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 6

от «18» мая 2022 г.

Председатель УМО:

_____________ (Е.Е. Тен)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 6

от «19» мая 2022 г.

Председатель НМС:

_____________ (Гильмутдинова Л. А.)














СОДЕРЖАНИЕ





стр.

ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


3

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА физическая культура


7

условия реализации УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


15

Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

24




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.12 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета ОУП.12 Физическая культура предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования по профессии СПО 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

Общеобразовательная дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

1.3. Цели и задачи УП – требования к результатам освоения учебного предмета:

В рамках реализации общеобразовательного цикла целями ОД являются:

  • достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

  • формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха; способной реализовывать сформированный потенциал физической культуры в последующей профессиональной деятельности;

  • способствование формированию ОК и ПК.

Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, с ориентацией на ФГОС СПО):

  • формирование ценностного отношения к занятиям ФК, а также бережного отношения к собственному здоровью;

  • освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций, в предупреждении заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, в профилактике переутомления и сохранения высокой работоспособности, о возможностях физической культуры в решении задач учебной и будущей профессиональной деятельности;

  • расширение двигательного опыта посредством овладения новыми физическими упражнениями разной функциональной направленности, двигательными действиями базовых видов спорта, упражнениями современных оздоровительных систем физической культуры и прикладной физической подготовки, а также формирование умений применять эти упражнения в различных по сложности условиях, в том числе при решении задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность;

  • дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей,

  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности;

  • приобретение опыта использования разнообразных форм и видов

  • физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), для достижения жизненных и профессионально значимых целей;

  • формирование знаний и умений оценивать состояние собственного

  • здоровья, функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с данными самонаблюдения и самоконтроля;

  • овладение навыками сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

  • Реализация содержания ОД в пределах освоения ООП СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию курса в рамках основного общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.12 Физическая культура направлена на формирование начальных профессиональных навыков по специальности), в том числе:

а) общих компетенций (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.


1.4. Количество часов на освоение программы учебного предмета для технического уровня:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 82 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 4 часов.

Увеличением учебной нагрузки для технического уровня обучающихся послужило: снижение двигательной активности обучающихся, развитие хронических заболеваний, прогрессирование физических дефектов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.12 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2.1. Объем УП и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

-

лекции

-

практические занятия

78

Лабораторные занятия

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация:

В форме контрольной сдачи нормативов – 1 семестр

В форме дифференцированного зачета – 2 семестр

2.2.Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.12 Физическая культура


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Реализация компетенций

1

2

3

4

5

Раздел 1.

Роль общеразвивающих упражнений

Лекция

Современное состояние физической культуры и спорта.

1

1

ОК 04,06,08

Психофизиологические основы учебного и производственного труда.

1

1

ОК 04,06,08

Самостоятельная работа обучающихся:

Ведение дневника самоконтроля.

Составление индивидуального дневника самоконтроля, комплекса упражнений для коррекции осанки.

1

3

ОК 04,06,08

Раздел 2. Лёгкая атлетика


Тема 2.1 Техника старта

Практические занятия

Техника низкого старта.

1

2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники бега на длинные дистанции.

Изучение техники высокого старта.

1


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов по лёгкой атлетике.

1


ОК 04,06,08

Тема 2.2

Техника бега на дистанции

Практические занятия

Изучение техники бега на короткие дистанции. Совершенствование уровня скоростной выносливости, старта.

1

2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники бега на длинные дистанции. Совершенствование скоростной выносливости.

Сдача контрольных нормативов.

1


ОК 04,06,08

Тема 2.3

Техника метаний, бега

Практические занятия

Изучение техники метания гранаты.

1

2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники метания гранаты.

Совершенствование техники разбега, приземления.


1



ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов по лёгкой атлетике.


1


ОК 04,06,08

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление комплекса разминки по лёгкой атлетике.

Составление комплекса упражнений утренней гимнастики.

Ходьба на носках, пятках, с различным положением рук, в полуприседе, приседе.

Бег с препятствиями.

1



3

ОК 04,06,08

Раздел 3. Баскетбол


Тема 3.1

Техника передвижений

Практические занятия

Изучение техники передачи в движении.

Совершенствование техники выпрыгивания.

1


2


ОК 04,06,08

Изучение техники передвижений в нападении. Совершенствование техники остановки.

1


ОК 04,06,08

Совершенствование техники передвижений в баскетболе. Изучение техники ловли, передачи.

1


ОК 04,06,08

Cдача контрольных нормативов по баскетболу.

1


ОК 04,06,08

Тема 3.2

Техника ловли, передачи

Практические занятия

Изучение техники передачи в движении.

Совершенствование техники игры в баскетбол.

1


2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники ловли, передачи.

Совершенствование техники игры в баскетбол

1


ОК 04,06,08

Изучение техники броска в движении.

Совершенствование техники ловли, передачи.

1


ОК 04,06,08

Cдача контрольных нормативов по баскетболу.

1


ОК 04,06,08

Тема 3.3

Техника

броска, блока, заслона

Практические занятия

Изучение техники дальнего броска.

Совершенствование техники броска в движении.

1


2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники броска в баскетболе.

Изучение техники постановки заслона.

1


ОК 04,06,08

Совершенствование техники передвижений.

Изучение техники блокирования мяча.

1


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов.



1


ОК 04,06,08

Тема 3.4

Тактические взаимодействия

Практические занятия

Совершенствование техники ловли, передачи.

Совершенствование техники игры в баскетбол

1


2

ОК 04,06,08

Изучение тактических взаимодействий в защите.

Совершенствование техники постановки заслона.

1


ОК 04,06,08

Изучение тактических взаимодействий в нападении.

Совершенствование техники блокирования мяча.

1


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов по баскетболу.

1


ОК 04,06,08

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат на тему: «Техника безопасности».

Реферат на тему: «Здоровый образ жизни».

Стойки и перемещения. Иммитационные упражнения.

Техника выпрыгиваний.

Техника приземлений.

Перемещения в защитной стойке: вперёд, назад, вправо, влево.

Повороты вправо. Влево. Выпрыгивания. Приземления.

1



3

ОК 04,06,08

Раздел 4. Волейбол


Тема 4.1

Техника передвижений

Практические занятия

Изучение техники передвижений в защите.

Совершенствование техники выпрыгиваний.

1


2

ОК 04,06,08

Изучение техники передвижений в нападении.

Совершенствование техники падений.

1


ОК 04,06,08

Совершенствование техники стойки.

Сдача контрольных нормативов.

1


ОК 04,06,08

Тема 4.2

Техника подачи, приёма

Практические занятия

Совершенствование техники игры в волейбол.

Изучение техники прямой подачи сверху.

2


2


ОК 04,06,08

Совершенствование техники подачи снизу.

Совершенствование техники подачи.

2


ОК 04,06,08

Изучение техники приёма.

Совершенствование техники игры в волейбол.

2


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов.

2


ОК 04,06,08

Тема 4.3

Техника блока

Практические занятия

Изучение техники приёма

1

2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники приёма.

Изучение техники блокирования.

1



ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов.

1


ОК 04,06,08

Тема 4.4 Тактические взаимодействия

Практические занятия

Совершенствование техники передачи двумя руками сверху.

Изучение техники группового блока.

1


2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники падений.

Совершенствование тактических взаимодействий в нападении и защите.

1


ОК 04,06,08

Совершенствование техники игры в волейбол

Совершенствование техники блокирования.

1


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов.

1


ОК 04,06,08

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат на тему: «Общефизическая подготовка» « Правила соревнований по волейболу». Стойки, перемещения, остановки. Перемещения в защитной стойке: вперёд, назад, вправо, влево. Повороты вправо. Влево. Выпрыгивания. Приземления.

1


3


ОК 04,06,08

Раздел 5. Футбол


Тема 5.1

Техника остановки, передачи, ведения

Практические занятия

Изучение техники остановки, передачи.

Совершенствование техники передвижений в защите.

1

2

ОК 04,06,08

Изучение техники удара по воротам.

Совершенствование техники остановки передачи.

1


ОК 04,06,08

Изучение техники удара «взъёмом».

Совершенствование техники игры в футбол.

1


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов.

1


ОК 04,06,08

Тема 5.2

Техника

обводки, удара

Практические занятия

Изучение техники ведения мяча.

Совершенствование техники передвижений остановки.

1

2

ОК 04,06,08

Изучение техники обводки.

Совершенствование техники ударов по воротам.

1


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов.

1


ОК 04,06,08

Практические занятия

Изучение тактики игры в защите.

Совершенствование техники игры в футбол.

1

2

ОК 04,06,08

Изучение тактических взаимодействий в нападении.

Совершенствование тактики игры в защите.

1


ОК 04,06,08

Совершенствование тактических взаимодействий в нападении и защите.

Приём контрольных нормативов по футболу.

1


ОК 04,06,08

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат на тему: «Режим дня».

Реферат на тему: «Правила соревнований по футболу».

Перемещения с изменением направления и скорости.

Бег с преодолением простейших препятствий.

Упражнения с мячом.

Рывки, обманные движения.

Упражнения на силовую подготовку.


1

3

ОК 04,06,08

Раздел 6. Лыжи


Тема 6.1

Техника лыжных ходов

Практические занятия

Изучение техники попеременных ходов.

Совершенствование техники падений.

2

2

ОК 04,06,08

Изучение техники одновременных ходов.

Совершенствование техники спусков.

2


ОК 04,06,08

Совершенствование техники лыжных ходов.

Приём контрольных нормативов по лыжной подготовке.

2


ОК 04,06,08

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат на тему: «Лыжная подготовка»

Реферат на тему: «Самоконтроль».

Беговые упражнения, бег из различных исходных положений,

Челночный бег.

Длительный бег.

2

3

ОК 04,06,08

Раздел 7. Гимнастика


Акробатика


Практические занятия

Техника упражнений для развития подвижности суставов.

Техника упражнений с резиновым жгутом.

2

2

ОК 04,06,08

Совершенствование техники кувырков.

Изучение техник переворотов.

2


ОК 04,06,08

Изучение техники гимнастического моста.

Совершенствование техники акробатических элементов.

2


ОК 04,06,08

Совершенствование техники кувырков, переворотов.

Совершенствование техники разбега, приземления.

2


ОК 04,06,08

Совершенствование техники разбега, приземления.

Совершенствование техники акробатических элементов.

1


ОК 04,06,08

Сдача контрольных нормативов.

1


ОК 04,06,08


Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат на тему: «Общефизическая подготовка».

Упражнения для развития подвижности суставов, упражнения с резиновым жгутом, отжимания от скамейки. Стойки, перемещения, остановки. Перемещения в защитной стойке: вперёд, назад, вправо, влево. Повороты вправо. влево. Выпрыгивания. Приземления.

1

3

ОК 04,06,08


Обязательная аудиторная учебная нагрузка

78




Самостоятельная работа обучающихся

-




Максимальная учебная нагрузка

78




3.условия реализации УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.12 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


3.1. Методика преподавания общеобразовательной дисциплины

«Физическая культура»

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» (ОД) с учетом профессиональной направленности ООП СПО (ППКРС/ППССЗ) гуманитарного профиля (Методика) предназначена для использования в работе преподавателей ОД при реализации ООП СПО на базе основного общего образования (ООП СПО) в профессиональных образовательных организациях (ПОО) и образовательных организациях высшего образования. Методика разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), предъявляемых к содержанию и результатам освоения ОД «Физическая культура» и Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), предъявляемых к формированию

общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). Методика учитывает основные положения Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-98.

Методика направлена на решение задач повышения качества освоения ООП СПО и включает основные направления совершенствования системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности ООП

СПО:

1. Интенсивную подготовку.

2. Профессиональную направленность общеобразовательной подготовки.

3. Практическую подготовку, включение прикладных модулей.

4. Применение передовых технологий преподавания, в том числе технологий

дистанционного и электронного обучения.

Раздел 1. Общая характеристика общеобразовательной дисциплины

ОД является частью обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профиля профессионального образования. ОД имеет междисциплинарную связь с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, а также междисциплинарными курсами (МДК) профессионального цикла. ОД изучается на базовом уровне.

Физическая культура обучающихся профессиональных образовательных организаций выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов, технологий на личность будущего специалиста с учётом особенностей профессиональной деятельности. ОД обеспечивает профессиональную направленность учебного процесса, его устойчивую ориентацию на достижение результатов освоения профессиональной образовательной программы, ориентированных на подготовку квалифицированного специалиста. Уровень освоения ОД наравне со всеми дисциплинами общеобразовательного цикла не только выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам во всех областях деятельности, но и является условием формирования базы профессиональных компетенций. Возможности ОД в формировании результатов освоения образовательной программы СПО определяются с учётом специфики профилей УГПС и конкретных профессий и специальностей. Содержание ОД направлено на достижение всех личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. Достижение результатов осуществляется на основе интеграции деятельностного и компетентностного подходов к изучению физической культуры и обеспечивает: - формирование мотивации и потребности к занятиям физической культурой на основе понимания значимости и возможностей физической культуры в решении специфических задач профессиональной деятельности; ‒ воспитание разносторонне развитой личности; ‒ формирование определённых практических навыков с учётом видов профессиональной деятельности конкретной профессии или специальности; ‒ достижение необходимого уровня культуры, профессиональной дееспособности и психофизической готовности к трудовой деятельности. Содержание ОД включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть обеспечивает овладение обучающимися целостной системой знаний научно-практического характера по физической культуре, необходимых для сознательного применения средств, методов, технологий, разнообразных формы и видов физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, решения конкретных задач профессиональной деятельности. Практическая часть направлена на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, воспитание необходимых качеств и свойств личности, овладение методами, средствами и технологиями физкультурно-спортивной деятельности, приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта с учётом поставленной задачи, в том числе профессиональной. Учебная деятельность обучающихся по ОД предусматривает:

1. Учебные занятия (практическое занятие, лекция, консультация).

2. Самостоятельную работу. В рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом на ОД, предусматривается выполнение обучающимися индивидуального проекта – особой формы организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Образовательная деятельность при освоении отдельных компонентов содержания дисциплины организуется в форме практической подготовки, представляющей собой форму организации образовательной деятельности в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

3. Другие виды учебной деятельности, в том числе реализуемые в форме практической подготовки: ‒ мастер-классы; ‒ конкурсы, соревнования, целью которых является демонстрация знаний, умений, навыков, применение физкультурно-спортивной деятельности для решения задач, ориентированных на профессиональную деятельность. Учебные занятия по ОД могут проводиться образовательной организацией с разделением группы на подгруппы по следующим признакам: ‒ по половому признаку; ‒ по уровню физической подготовленности; ‒ по медицинским показаниям; ‒ по интересам (при освоении отдельных компонентов содержания) и др. В условиях целостного педагогического процесса полнота решения задач физического воспитания обеспечивается единством учебных занятий по физической культуре и разнообразных форм занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, которые являются структурными компонентами педагогической системы физического воспитания. Данная система, используемая во всех профессиональных образовательных организациях, включает в себя не только учебные занятия, но и внеаудиторные занятия, в том числе в студенческих спортивных клубах, спортивных секциях.

Раздел 2. Цели, задачи и результаты освоения общеобразовательной дисциплины

2.1. Цели и задачи освоения общеобразовательной дисциплины (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ориентацией на результаты Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования) Общей целью физической культуры в системе среднего профессионального образования является формирование физической культуры (ФК) будущего квалифицированного специалиста. Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между собой, дополняют и обусловливают друг друга: знания и интеллектуальные способности, физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, физкультурноспортивную деятельность. В рамках реализации общеобразовательного цикла целями ОД являются: ‒ достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; ‒ формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха; способной реализовывать сформированный потенциал физической культуры в последующей профессиональной деятельности; ‒ способствование формированию ОК и ПК. Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, с ориентацией на ФГОС СПО): ‒ формирование ценностного отношения к занятиям ФК, а также бережного отношения к собственному здоровью; ‒ освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций, в предупреждении заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, в профилактике переутомления и сохранения высокой работоспособности, о возможностях физической культуры в решении задач учебной и будущей профессиональной деятельности; ‒ расширение двигательного опыта посредством овладения новыми физическими упражнениями разной функциональной направленности, двигательными действиями базовых видов спорта, упражнениями современных оздоровительных систем физической культуры и прикладной физической подготовки, а также формирование умений применять эти упражнения в различных по сложности условиях, в том числе при решении задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность; ‒ дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности; ‒ приобретение опыта использования разнообразных форм и видов физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), для достижения жизненных и профессионально значимых целей; ‒ формирование знаний и умений оценивать состояние собственного здоровья, функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с данными самонаблюдения и самоконтроля; ‒ овладение навыками сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Реализация содержания ОД в пределах освоения ООП СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию курса в рамках основного общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению.

2.2. Синхронизация предметных, личностных и метапредметных результатов с общими и профессиональными компетенциями. Предметные, личностные и метапредметные результаты, регламентированные требованиями ФГОС СОО, реализуются в полном объеме при разработке ООП СПО. В данной Методике рассматриваются отдельные варианты синхронизации образовательных результатов на уровне среднего общего образования с образовательными результатами (ОК и ПК) на уровне среднего профессионального образования. Синхронизация комплекса образовательных результатов видится в интеграции системно-деятельностного и компетентностного подходов, в обеспечении единства процессов воспитания, развития и обучения в период освоения ООП СПО.


3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебного предмета требует наличия спортивного зала, спортивного стадиона, лыжной базы.

Оборудование спортивный зал: баскетбольная, волейбольная, мини-футбольная площадки, раздевалка(женская), раздевалка (мужская), кладовая комната, гимнастическое оборудование.

Оснащение спортивного зала: баскетбольные щиты, волейбольные стойки, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, маты гимнастические, гантели, тренажеры (механические), блины, общим весом -200 кг, гири, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи, скакалки, обручи гимнастические, ворота для игры в футбол, гранаты 500гр.,700гр., теннисный стол, теннисные ракетки, шахматы, конь, козел, эстафетные палочки, параллельные брусья, рулетка, секундомер.


3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Барчуков И. С. Физическая культура: методики практического обучения: учебник / И. С. Барчуков. – М.: КноРус, 2019. – 304 с.: ил., табл. – (Бакалавриат).

  2. Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы НПО и СПО / А. А. Бишаева. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 299 с.: ил., портр., цв. ил., табл. – (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины).

  3. Физическая культура: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / [Н. В. Решетников и др.]. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 175, [1] с.: ил., табл. – (Профессиональное образование. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины).

  4. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений ВПО МВД России / [И. С. Барчуков и др.]; под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 426, [2] с. ил.


Дополнительные источники:

  1. Барчуков И. С. Физическая культура: учебник для студентов учреждений ВПО / И. С. Барчуков; под общ.ред. Н. Н. Маликова. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. – 525, [1] с.: ил., табл. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) (Учебник).

  2. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие / А. А. Бишаева. – М.: КноРус, 2019. – 299 с. – (Для бакалавров).

  3. Боровских В. И. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений: методические рекомендации / В. И. Боровских, М. Г. Мосиенко. – Мичуринск: Издательство МичГАУ, 2018. – 66 с.

  4. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб.заведений / А. А. Дмитриев. – М.: АСАДЕМIА, 2018. – 175, [1] с.: ил., табл. – (Высшее образование).

  5. Ильин Е. П.Психология физического воспитания: [учебное пособие для пед. ин-тов] / Е. П. Ильин. – М. : Просвещение, 2018. – 287 с.: ил.

  6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: [учебник] / Л. П. Матвеев. - [3-е изд., перераб. и доп.]. – М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2018. – 542, [1] с.: ил., табл. - (Корифеи спортивной науки).

  7. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» / (под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина). – М.: Триада-фарм, 2019. – 117 с.: ил., табл.

  8. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 - "Физическая культура" / И. М. Туревскийи др. – М.: Академия, 2019. – 318 с. – (Высшее образование).

8. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студ. вузов: в 3 ч. / А. А. Бишаева, В. Н. Зимин; Костромской гос. ун-т им. Н. А.Некрасова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2019.

9. Физкультура. 5-11 классы: календарно-тематическоепланирование по трехчасовой программе / авт.-сост. В. И. Виненко. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2020. – 254 с.: табл. – (Соответствует ФГОС) (В помощь преподавателю).

10. Хрущев С. В.Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. – М.: ACADEMIA, 2019. – 303, [1] с.: ил., табл. – (Высшее профессиональное образование. Медицина).

11. Программа воспитания ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж»


Интернет – ресурсы:

  1. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/

  2. Физкультура в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fizkulturavshkole.ru/

  3. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Контрольная оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и нормативов.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающие должны:

Знать/понимать:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

-способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- правило и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;



Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


Промежуточный контроль педагога в форме оценки за дифференцированный зачет

Уметь:

- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

- проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

- выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по л/атлетике, гимнастике, лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья функциональных возможностей своего организма;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

- активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.



Текущий контроль педагога в форме оценки результатов практических занятий в соответствии со шкалой выполнения контрольных нормативов.




Контрольные нормативы для оценки уровня

физической подготовленности студентов

раздел «Легкая атлетика»


упражнение

курс

1 КУРС

2 КУРС

3 КУРС

4 КУРС

Легкая

атлетика

оценка

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

Бег 100 м

Ю

15,5

15,0

14,5

14,7

14,5

14,2

14,5

14,2

13,5

14,8

14,0

15,2

Д

18,0

17,5

16,5

18,0

17,5

16,5

17,0

17,5

16,5

17,0

16,5

16,0

200 м

Ю

30,0

29,0

28,0

29,0

28,5

27,5

29,0

28,0

27,0

28,5

27,0

26,5

Д

34,0

33,0

32,5

33,5

32,5

31,0

33,5

32,5

31,0

34,0

33,0

32,0

300 м

Ю

1,02

56,0

50,0

56,0

48,0

46,3

53,0

48,0

46,0

52,5

51,5

45,0

Д

1,10

1,05

55,0

1,05

1,00

54,0

1,05

1,00

54,0

1,10

55,0

53,5

400 м

Ю

1,18,0

1,12,0

1,04,0

1,12,0

1,08,0

1,02,0

1,18,0

1,06,0

2,00,0

1,10,0

1,06,0

1,00,0

Д

1,30,0

1,22,0

1,16,0

1,25,0

1,20,0

1,15,0

1,25,0

1,20,0

1,15,0

1,23,0

1,18,0

1,14,0

500 м

Ю

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Д

2,03,0

2,05,0

1,55,0

2,10,0

2,00,0

1,50,0

2,10,0

2,00,0

15,0,0

2,15,0

2,05,0

1,55,0

1000 м

Ю

4,00,0

3,50,0

3,35,0

3,50,0

3,45,0

3,40,0

3,50,0

3,40,0

3,30,0

3,50,0

3,35,0

3,30,0

Д

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2000 м

Ю

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Д

12,30

12,00

11,30

12,00

11,30

11,15

12,00

11,30

11,15

12,30

11,30

11,00

3000 м

Ю

16,00

15,30

15,20

15,30

15,00

14,30

15,00

13,20

12,50

14,30

13,30

12,30

Д

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

Б/У

марш бросок

6000 м, 3000м

Ю

39,0

38,0

37,0

38,0

37,0

35,0

34,0

33,0

32,0

34,0

32,0

30,0

Д

24,0

23,0

22,0

23,0

22,0

20,0

23,0

22,0

20,0

23,0

21,0

19,0

Метание гранаты 700 гр

500 гр

Ю

28

30

32

30

32

36

30

32

36

30

35

40

Д

15

17

18

17

18

22

17

18

23

15

18

20

Прыжки в длину с разбега

Ю

3,80

4,00

4,20

4,00

4,20

4,50

4,10

4,30

4,50

4,10

4,30

4,50

Д

2,80

3,00

3,40

3,00

3,40

3,60

3,00

3,40

3,60

3,00

3,20

3,40

Лыжи 3000м

Ю

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Д

19,30

22,00

24,00

23,45

21,45

19,15

23,45

21,45

19,15

22,00

19,30

18,00

Лыжи 5000м

Ю

30,30

28,30

27,00

33,30

28,30

26,30

28,30

26,30

25,30

28,30

26,30

25,30

Д

40,00

38,00

36,00

39,30

38,00

35,30

39,30

38,00

35,30

38,00

36,00

34,30

п/п

Виды упражнений

пол

Курсы и оценки

1 Курс

2 Курс

3 Курс

4 Курс

1.

Волейбол.

Приём и передачи мяча двумя руками сверху

А) над собой

(инд ); (раз)

Б) от стены

(инд); (раз)

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

Ю

15

20

25

20

25

30

25

30

35

25

30

35

Д

10

15

20

15

20

25

20

25

30

20

25

35

2.

Приём и передача мяча двумя руками сверху в парах (раз)

Ю


25

30

35

30

35

40

35

40

45

40

50

55

Д

20

25

30

25

30

35

30

35

40

35

40

45

3.

Приём и передача мяча двумя руками снизу

А) перед собой (инд); (раз)


Ю

15

20

25

20

25

30

30

35

40

30

35

40

Д

10

15

20

15

20

25

20

25

30

20

25

35

4.

Приём и передача мяча двумя руками снизу в парах (раз)

Ю

20

25

30

25

30

35

30

35

40

30

35

45

Д

10

15

20

15

20

25

20

25

30

25

30

35

5.

Подачи (количество правильных подач из 5)

Ю

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

Д

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

1.

Баскетбол.

Ведение мяча от средней линии -«двойной шаг»-бросок мяча в корзину (справа, слева); (количество попаданий из 10)

Ю

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

Д

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2.

«Штрафной бросок»

(количество попаданий из 10)

Ю

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

Д

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4


Контрольные нормативы для оценки уровня владения техникой отдельных приёмов в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол)

п/п

Контрольные упражнения

пол


Критерий оценки

1 Курс

2 Курс

3 Курс

4 Курс

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

1.

Челночный бег (3*10)

Ю

8,8

7,9

7,6

8,8

7,9

7,6

8,5

7,9

7,4

8,4

7,8

7,2

Д

9,8

9,2

8,7

9,5

9,0

8,7

9,5

9,0

8,5

9,4

8,9

8,4

2.

Отжимание

Ю

20

25

30

20

25

30

30

35

40

35

40

45

Д

6

8

10

6

8

10

8

10

12

10

12

14

3.

Прыжок в длину с места

Ю

190

200

220

190

200

220

210

220

240

215

225

245

Д

155

170

190

155

170

190

175

185

200

175

185

200

4.

Прыжки со скакалкой

(30 сек)

Ю

50

55

60

55

60

65

60

65

70

70

75

80

Д

60

65

70

65

70

75

80

75

80

80

85

90

5.

Тройной прыжок в длину с места

Ю

5,50

6,00

6,80

5,70

6,20

7,00

6,00

6,40

7,20

7,00

6,60

7,40

Д

4,50

5,00

5,20

4,70

5,10

5,30

4,80

5,20

5,40

4,80

5,30

5,50
















2