Пояснительная записка
Данная рабочая программа по родной литературе (русской) составлена для 9 класса, разработана на основании следующих требований:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Головищенская СОШ»
Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/15 от 8 апреля 2015 года);
Учебного плана МКОУ «Головищенская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189)
Цели и задачи учебного предмета «Родная литература (русская)»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа по курсу «Родная литература (русская)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Целями изучения курса являются:
• воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников
Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (русская)»
Изучение родной литературы (русской) играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература (русская) как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родной язык и родная литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Курской области (тексты курских писателей).
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Древнерусская литература
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Творчество писателей и поэтов Курской области.
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы (русской) на базовом уровне среднего общего образования на ступени 9 класса в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)» в 9 классе
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные
• понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков,XXI века.
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
9 КЛАСС (68 часов)
Введение – 1 ч.
Из древнерусской литературы -2 ч.
Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
Из литературы XVIII века – 2 ч.
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века. Н. М. Карамзин «Сиерра Морена». Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века -13 ч.
А.Н. Островский «Бесприданница». Изменение мировоззрения драматурга. А.Н. Островский «Бесприданница». Его отношения к купечеству. А.Н. Островский «Бесприданница». Итоговый урок.
И.С. Тургенев «Вешние воды». История любви в повести. И.С. Тургенева «Вешние воды». Характеры героев повести. Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева «Вешние воды»).
Н.С. Лесков «Запечатлённый ангел». Работа над содержанием. Н.С. Лесков «Запечатлённый ангел».
Духовный мир простого человека. Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Рассказ «Свечка». Поэтика и проблематика. Л.Н. Толстой. Рассказы. «Метель», «Сон молодого царя».
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Р.р. Работа по развитию речи
Из литературы XX – XXI вв. – 41 ч.
В.В. Вересаев «Загадка». Красота и сила музыки в рассказе.
Ю.П. Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма. Ю.П. Казакова «Запах хлеба». Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Б. Васильев «А зори здесь тихие». Раскрытие подвига, его глубочайшей гуманистической сущности. Б. Васильев «А зори здесь тихие». Показ высоких нравственных качеств человека. Б. Васильев «А зори здесь тихие». Портретная характеристика героинь.
А.Н. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждения о русском человеке. Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер».
В. Кондратьев «Сашка». История создания повести «Сашка». В. Кондратьев «Сашка». Человек на войне. Проблема нравственного выбора.
Письменная работа: ответ на проблемный вопрос.
В. Шаламов «Колымские рассказы». Знакомство с творчеством писателя, летописца колымских лагерей. В. Шаламов «Колымские рассказы». Изображение нечеловеческих условий заключённых.
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки». Анализ миниатюр.
В.Г. Распутин «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. В.Г. Распутин «Женский разговор». Две героини, две судьбы. Р.р. Сочинение «Диалог поколений» (по рассказу «Женский разговор»)
Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность?
Т.Н. Толстая «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов в рассказе. Т.Н. Толстая «Соня». Тема нравственного выбора. Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). В.Н. Крупин «Босиком по небу». Анализ миниатюр по выбору. В.Н. Крупин. «Босиком по небу». Традиции русской классической прозы в рассказах.
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Захар Прилепин «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.
Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось». История о первой любви. Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось». Проблема взаимоотношения подростков в повести. Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось».
Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама»).
К. Симонов. Рассказ «Свеча». Гуманистическая направленность рассказа.
А. Костюнин. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке». Проблематика рассказа А. Костюнина «Поводырь».
«Никто и никогда не исчезнет насовсем...». О.Павлова «Гришка». Отзыв о рассказе О. Павловой «Гришка».
Р.р. Сочинение по творчеству одного из писателей современной русской литературы.
Творчество писателей Курской области - 9 ч.
Стихотворения Ю. Асмолова о детстве и родном крае.
В. Еськов «Куряния моя».
В. Шеховцов «О Родине с любовью и тревогой».
Творчество Василия Золотарева. Стихи из сборника «Жизнь по волнам идёт»
Е.И. Носов. Жизнь и творчество. Повесть «Усвятские шлемоносцы». Тема войны и мира в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».
Поэты Горшеченского района о родине и родном крае.
Итоговая контрольная работа. Итоговый урок
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 9 КЛАСС
(68 часов)
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Из древнерусской литературы | 2 |
3. | Из литературы XVIII века | 2 |
4. | Из литературы XIX века | 13 |
5. | Из литературы XX – XXI вв. | 41 |
6. | Творчество писателей Курской области | 9 |
7. | Итого | 68 ч. |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Демонстрационное оборудование:
1. Видеофильмы, соответствующие тематике.
Технические средства обучения:
Ноутбук, проектор.
Календарно-тематическое планирование
Родная литература (русская) – 9 класс
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата |
| плани- руемая | плани- руемая |
| Введение | 1 ч. | | |
| Введение. Любите читать! | 1 | | |
| Из древнерусской литературы | 2 ч. | | |
| Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». | 1 | | |
| Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси. | 1 | | |
| Из литературы XVIII века | 2 ч. | | |
| Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века. | 1 | | |
| Н. М. Карамзин «Сиерра Морена». Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества. | 1 | | |
| Из литературы XIX века | 13 ч. | | |
| А.Н. Островский «Бесприданница». Изменение мировоззрения драматурга. | 1 | | |
| А.Н. Островский «Бесприданница». Его отношения к купечеству. | 1 | | |
| А.Н. Островский «Бесприданница». Итоговый урок. | 1 | | |
| И.С. Тургенев «Вешние воды». История любви в повести. | 1 | | |
| И.С. Тургенева «Вешние воды». Характеры героев повести. | 1 | | |
| Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева «Вешние воды») | 1 | | |
| Н.С. Лесков «Запечатлённый ангел». Работа над содержанием. | 1 | | |
| Н.С. Лесков «Запечатлённый ангел». Духовный мир простого человека. | 1 | | |
| Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Рассказ «Свечка». Поэтика и проблематика. | 1 | | |
| Л.Н. Толстой. Рассказы. «Метель», «Сон молодого царя» | 1 | | |
| А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. | 1 | | |
| Р.р. Работа по развитию речи | 2 | | |
| | |
| Из литературы XX – XXI века | 41 ч. | | |
| В.В. Вересаев «Загадка». Красота и сила музыки в рассказе. | 1 | | |
| Ю.П. Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма. | 1 | | |
| Ю.П. Казакова «Запах хлеба». Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе. | 1 | | |
| К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. | 1 | | |
| Б. Васильев «А зори здесь тихие». Раскрытие подвига, его глубочайшей гуманистической сущности. | 1 | | |
| Б. Васильев «А зори здесь тихие». Показ высоких нравственных качеств человека. | 1 | | |
| Б. Васильев «А зори здесь тихие». Портретная характеристика героинь. | 1 | | |
| А.Н. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждения о русском человеке. | 1 | | |
| Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер». | 1 | | |
| В. Кондратьев «Сашка». История создания повести «Сашка». | 1 | | |
| В. Кондратьев «Сашка». Человек на войне. Проблема нравственного выбора. | 1 | | |
| Письменная работа: ответ на проблемный вопрос. | 1 | | |
| В. Шаламов «Колымские рассказы». Знакомство с творчеством писателя, летописца колымских лагерей. | 1 | | |
| В. Шаламов «Колымские рассказы». Изображение нечеловеческих условий заключённых. | 1 | | |
| А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. | 1 | | |
| А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки». Анализ миниатюр. | 1 | | |
| В.Г. Распутин «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. | 1 | | |
| В.Г. Распутин «Женский разговор». Две героини, две судьбы. | 1 | | |
| Р.р. Сочинение «Диалог поколений» (по рассказу «Женский разговор») | 1 | | |
| Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность? | 1 | | |
| Т.Н. Толстая «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов в рассказе. | 1 | | |
| Т.Н. Толстая «Соня». Тема нравственного выбора. Символические образы. | 1 | | |
| В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). | 1 | | |
| В.Н. Крупин «Босиком по небу». Анализ миниатюр по выбору. | 1 | | |
| В.Н. Крупин. «Босиком по небу». Традиции русской классической прозы в рассказах. | 1 | | |
| Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. | 1 | | |
| Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | |
| Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | | |
| Захар Прилепин «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. | 1 | | |
| Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. | 1 | | |
| Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось». История о первой любви. | 1 | | |
| Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось». Проблема взаимоотношения подростков в повести. | 1 | | |
| Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | 1 | | |
| Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама») | 1 | | |
| К. Симонов. Рассказ «Свеча». Гуманистическая направленность рассказа. | 1 | | |
| А. Костюнин. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке». | 1 | | |
| Проблематика рассказа А. Костюнина «Поводырь». | 1 | | |
| «Никто и никогда не исчезнет насовсем...». О.Павлова «Гришка». | 1 | | |
| Отзыв о рассказе О. Павловой «Гришка». | 1 | | |
| Р.р. Сочинение по творчеству одного из писателей современной русской литературы. | 2 | | |
| | |
| Творчество писателей и поэтов Курской области | 9 ч. | | |
| Стихотворения Ю. Асмолова о детстве и родном крае. | 1 | | |
| В. Еськов «Куряния моя». | 1 | | |
| В. Шеховцов «О Родине с любовью и тревогой». | 1 | | |
| Творчество Василия Золотарева. Стихи из сборника «Жизнь по волнам идёт» | 1 | | |
| Е.И. Носов. Жизнь и творчество. Повесть «Усвятские шлемоносцы». | 1 | | |
| Тема войны и мира в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». | 1 | | |
| Поэты Горшеченского района о родине и родном крае. | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | |
| Итоговый урок | 1 | | |