Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Болотнинского района Новосибирской области
Корниловская средняя общеобразовательная школа им. И.А.Дасько
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
решением педагогического Зам. дир. по УВР
объединения учителей ___________И.Н.Нигареева
начальных классов 30.08.2019г.
протокол от 29.08.2019г. № 1
____________В.И. Танкевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 4 года
Составители:
Танкевич В.И., учитель начальных классов
Иванова Н.В., учитель начальных классов
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 2-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
Предмет « Родной русский язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Согласно учебному плану на изучение «Родного русского языка» отводится
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Количество часов за учебный год |
2 класс | 0,5 | 34 | 17 |
3 класс | 0,5 | 34 | 17 |
4 класс | 0,5 | 34 | 17 |
Всего | | | 51 час |
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Учебники:
1. Родной русский язык. Учебник. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ (О.М. Александрова и др.).- М.: Просвещение, 2019.
2. Родной русский язык. Учебник. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ (О.М. Александрова и др.).- М.: Просвещение, 2019.
3. Родной русский язык. Учебник. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ (О.М. Александрова и др.).- М.: Просвещение, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2 класс
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Учащийся научится:
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
Учащийся научится:
употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;
выбирать слова, соответствующие предмету мысли.
Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
Учащийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения предмета «Родной язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в совместной работе класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Учащийся научится:
распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
различать эпитеты, сравнения;
использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Учащийся получит возможность научиться:
употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
Учащийся научится:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Учащийся получит возможность научиться:
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.
Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
Учащийся научится:
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Учащийся получит возможность научиться:
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
давать оценку невежливому речевому поведению.
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
пользоваться основными способами правки текста.
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
анализировать типичную структуру рассказа.
4 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова.
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
2 класс (17 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс (17 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Зачем в русском языке такие разные предлоги. Нормы правильного и точного употребления предлогов.
Практическая работа. Редактирование письменного текста с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)
Особенности устного выступления.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка».
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.)
Практическая работа. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.
4 класс (17 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Словосочетание как строительный материал предложения.
Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).
3. Тематическое планирование
2 класс
№ раздела п/п | Тема | Содержание |
Раздел 1 Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов |
Раздел 1 | По одёжке встречают… | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. |
Ржаной хлебушко калачу дедушка. | Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой. |
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. |
Каша – кормилица наша. |
Любишь кататься, люби и саночки возить. | Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами. |
Делу время, потехе час. | Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками. |
В решете воду не удержишь. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта – домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью. |
| Самовар кипит, уходить не велит. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. |
Представление результатов выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется?». |
Раздел 2 Язык в действии – 4 часа |
Раздел 2 | Помогает ли ударение различать слова? | Смыслоразличительная роль ударения. |
Для чего нужны синонимы? | Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. |
Для чего нужны антонимы? | Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. |
Как появились пословицы и фразеологизмы? | Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. |
Как можно объяснить значение слова? | Разные способы толкования значения слов. |
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. |
Представление результатов выполнения практической работы «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» |
Раздел 3 Секреты речи и текста – 6 часов |
Раздел 3 | Учимся вести диалог. | Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. |
Составляем развёрнутое толкование значения слова. | Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова. |
Устанавливаем связь предложений в тексте | Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. |
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. |
| Представление результатов выполнения проектных заданий. | Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. |
Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году» |
| Итого – 17 часов |
3 класс
№ раздела п/п | Тема | Содержание |
Раздел 1 Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов |
Раздел 1 | Где путь прямой, там не езди по кривой. | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми. |
Кто друг прямой, тот брат родной. | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг – недруг, брат – братство – побратим). |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | Слова, называющие природные явления: образные названия дождя. |
Сошлись два друга – мороз да вьюга. | Слова, называющие природные явления: образные названия снега. |
Ветер без крыльев летает. | Слова, называющие природные явления: образные названия ветра. |
Какой лес без чудес. | Слова, называющие растения. |
Дело мастера боится. | Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей. |
Заиграйте, мои гусли… | Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты. |
Что ни город, то норов. | Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. |
У земли ясно солнце, у человека – слово. | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. |
Раздел 2 Язык в действии – 6 часов |
Раздел 2 | Для чего нужны суффиксы? | Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. |
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке |
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. |
Как изменяются имена существительные во множественном числе? | Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа) |
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Практическая работа. Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных. |
Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка». |
Раздел 3 Секреты речи и текста – 4 часа |
Раздел 3 | Создаём тексты-рассуждения. | Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). |
Учимся редактировать тексты. | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). |
Создаём тексты-повествования. | Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. |
Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста». | Особенности устного выступления. |
| Итого – 17 часов |
4 класс
№ раздела п/п | Тема | Содержание |
Раздел 1 Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов |
Раздел 1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением. |
Вся семья вместе, так и душа на месте. | Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями. |
Красна сказка складом, а песня – ладом. | Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный). |
Красное словцо не ложь. | Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей. |
Язык языку весть подаёт. | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. |
Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела. |
Раздел 2 Язык в действии – 4 часа |
Раздел 2 | Трудно ли образовывать формы глагола? | Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). |
Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). |
Как и когда появились знаки препинания? | История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. |
Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» |
Раздел 3 | Раздел 3 Секреты речи и текста – 6 часов |
| Задаём вопросы в диалоге. | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. |
| Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. | Особенности озаглавливания текста. |
| Учимся составлять план текста. | Составление плана текста, не разделённого на абзацы |
| Учимся пересказывать текст. | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне). |
| Учимся оценивать и редактировать тексты. | Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. |
| Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же». |
| Итого – 17 часов |