СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа будет интересна учителям предметов искусства и педагогам дополнительного образования, занимающимся театральным творчеством, а также школам, осуществляющим углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла. Содержание программы учебного предмета может быть переработано для реализации в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования в условиях как общеобразовательной школы, так и учреждений сферы дополнительного образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕАТР»
ФГОС ООО (5-8 классы)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕАТР»
В современном обществе в условиях крайнего прагматизма, активного формирования «рыночного сознания» человека утверждается прямо противоположное отношение к художественной культуре. Наблюдается деградация, утрата новыми поколениями понимания жизненной ценности искусства, ответственности за его сохранение и развитие. И, хотя, мы вряд ли услышим от кого-либо открытые возражения тому, что каждый человек должен получить полноценное художественно-эстетическое развитие, сформировать определенный уровень духовности и культуры, тревожный факт отсутствия таковых характеризует нашу действительность.
В сложившихся условиях важно как можно скорее найти те действенные средства, которые позволят преодолеть ужасающую тенденцию разрушения накопленного веками духовного и нравственного опыта, отраженного в искусстве. Неоценимую помощь, на наш взгляд, в этом может оказать театрализованная деятельность, которая рассматривается нами как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и, в первую очередь, способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и асоциальных проявлений.
Театр как предмет изучения в школе – это особое явление, формирующее личность ребенка, его социальную позицию, морально-этические нормы поведения. Синтетическая природа театрального искусства делает его особым средством воздействия на природу человека, «а самой синтетической способностью его, вероятно, является эстетическая, т.е. способность воспринимать и творить гармонию» (Г. Гачев).
Названные предпосылки побудили автора к созданию новой образовательной программы по театру для школьников, основанной на традициях народного искусства (включая культурное наследие родного края). Она моделировалась применительно к условиям профильного общеобразовательного учреждения, носила экспериментальный характер и прошла успешную апробацию на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 46» г. Курска.
Рабочая программа по предмету «Театр» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и предназначена для обеспечения учебного предмета «Театр» на уровне основного общего образования.
Предмет «Театр» с 5 по 8 класс реализуется в объеме 1 час в неделю в каждом классе. Общий объем учебных часов в рамках предмета «Театр» с 5 по 8 классы составляет 136 часов (по 34 часа в год в каждом классе, по 34 недели в год). Данная расчасовка отражена в тематическом планировании.
Из близких «по духу» разработок автору на сегодняшний день известна лишь программа Н.Н. Фоминой «Народные праздники» с методическими рекомендациями по организации и проведению уроков, занятий детских объединений, факультативных занятий с учащимися 9-11 классов. Основным же ориентиром для нашей оригинальной разработки послужили известные и зарекомендовавшие себя в практике программы и методические рекомендации по театральному обучению школьников: А.П. Ершова «Уроки театра на уроках школе. 5-11 классы» (1995); Ф.З. Файнштейн, Е.А. Плотникова, М.А. Разбаш «Школьный театр кукол» (1995). В силу специфики методологических оснований, целей, задач, содержания курса, методов его реализации созданную нами программу «Театр» можно отнести к авторской разработке, опирающейся на лучший опыт, накопленный в отечественной театральной педагогике.
Целью программы является развитие и воспитание творческой личности, формирование нравственных и эстетических вкусов школьников через приобщение к богатствам и многообразию народной культуры.
Интегративные художественно-педагогические задачи:
- последовательно знакомить учащихся с художественным творчеством своего народа, пропагандируя высокие нравственные нормы и гуманистические идеалы, отраженные в русской культуре;
- увлекать детей яркими художественными образами, которые вызывают у них положительные эмоции, укрепляют радостное, оптимистическое отношение к жизни;
- развивать художественно-образное мышление, память, воображение, фантазию, пластику и координацию движений, речевые навыки, коммуникативные умения;
- воспитывать эстетическое отношение к природе, к труду, людям, окружающей действительности, умение видеть и ценить прекрасное в человеческих отношениях, выражать эмпатию, сопереживать.
Базовым в системе преподавания признается принцип единства двух начал в фольклоре – индивидуального и коллективного. Исходными положениями программы являются также принципы историзма, комплексного и концентрического подходов в обучении, календарный принцип, принципы природосообразности и культуросообразности, принцип тематизма.
Содержание программы вытекает не только из синкретической сущности фольклорного творчества, но и из целостной природы ребенка, из широких междисциплинарных взаимосвязей. Приобщение детей фольклору происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, танца, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, литературы, театра. А, как известно, комплексное воздействие различных видов искусства на личность ребенка является ключевой идеей художественно-эстетического образования школьников, а в наших условиях – также инновационным профильным направлением общеобразовательного учреждения.
Программа предполагает реализацию основного содержания на уроках театра, а также активное использование системы интегрированных, бинарных, комбинированных уроков, воплощаемых, в том числе, совместно со специалистами других областей знания (народного музыкального творчества, народного декоративно-прикладного творчества, литературы, истории, краеведения, основ православной культуры и др.). Предлагаемый подход к освоению программных тем позволяет избежать «привязанности» к конкретному содержательному материалу и последовательности его изучения. Учитель вправе творчески изменять его, сохраняя основные принципы разработки программного тематизма, варьировать сложность учебного материала.
Театральное искусство предоставляет педагогу эффективные методы и формы, способствующие пробуждению у детей творческой активности, художественного начала, формированию эстетических критериев оценки произведений искусства и явлений окружающей жизни, человеческих отношений, собственных поступков.
Неисчерпаемым источником приемов, форм игровой деятельности является традиционная русская народная культура. Воспитание на фольклорной основе дает прекрасную возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, уважительное и бережное отношение к своей культуре, любовь к родному краю, его традициям. Различные виды народного искусства, источником которого является жизнь, быт, традиции народа, тяготеют к интегрированному, взаимосвязанному использованию их, что само по себе отвечает природе ребенка, которая требует цельности и законченности во всем.
Основную часть программы «Театр» составляет сказочный фольклор, так как сказка живет тысячелетиями в народе. В народном творчестве сказка – самое большое чудо. В ней существует устойчивый фантастический мир невероятных чудес. Однако сказки содержат серьезный смысл, который дает возможность для суждения по самым разным жизненным вопросам. Сказки, доставляя много счастливых минут, открывают дорогу в другую жизнь и побуждают к светлым мечтам. Большое место в уроках занимают также творческие задания, упражнения и тренинги, коллективно-творческие игры, инсценировки различных сюжетов, викторины, тестовые задания, устные опросы, творческая защита исследовательских и проектных работ, представление сценариев, коллективное обсуждение и разбор литературных произведений, просмотренных спектаклей, проведенных культурно-досуговых мероприятий.
В процессе освоения программы акцент ставится на стимулировании результативности выполняемой деятельности. Через различные формы приобщения к театральному искусству на протяжении всего периода освоения программы обучающиеся знакомятся с театральными закономерностями и учатся их применению в собственной практической деятельности. Приобретенные школьниками специальные умения и практические навыки активно реализуются ими во внеурочной деятельности - при организации и проведении праздников, обрядов, ярмарок, игровых программ, капустников, коллективных творческих дел, театральных гостиных, театрализованных концертов, тематических экскурсий и др.
Кроме того, учащиеся активно посещают учреждения культуры и искусства города и области, постоянно принимают участие в разнообразных фестивалях и конкурсах театрального мастерства, тематических семинарах и практикумах, тем самым, расширяя свой кругозор, приобщаясь к лучшим образцам театрального искусства и народного творчества, формируя эстетический и художественный вкус, зрительскую и исполнительскую культуру, коммуникативные умения. Предмет «Театр» выполняет и профессионально-ориентированную функцию, мотивируя профессиональное самоопределение одаренных школьников.
Для выявления уровня усвоения материала, сильных и слабых сторон в развитии учащихся, определения эффективности предлагаемой системы работы применяются различные формы текущего и итогового контроля: творческие показы, участие в культурно-досуговых мероприятиях школы и за ее пределами, коллективные просмотры спектаклей и их обсуждение, конкурсы и фестивали театрального мастерства и др. Творческой кульминацией по завершении обучения становится масштабная работа выпускников 8-го класса. Она может быть выполнена в форме спектакля (на основе народных традиций) или коллективно-творческого дела (праздник, ярмарка, массовое театрализованное действо и т.п.).
Работа школьников оценивается по традиционной 5-бальной системе. При оценке устных ответов учитель руководствуется комплексными критериями, отталкиваясь от основного содержания программы: прочность знаний, понимание изученного материала, способность применять полученные знания на практике, владение монологической речью и т.д. При оценке практических, творческих заданий он оценивает владение навыками актерского мастерства, умение применять выразительные средства, учитывается также эмоциональность, органичность воплощения сценического образа и ряд других личностных достижений ребенка.
Высокая эффективность образовательно-воспитательного процесса на уроках народного театра достигается, благодаря обеспечению необходимых педагогических условий и современному ресурсному оснащению учебного курса (наличие специального театрального класса, инструментария, современных технических и информационно-коммуникационных средств, костюмов, атрибутов, декораций, библиотеки, фонотеки и др.).
В целях эффективной реализации содержания учебного курса «Театр» нами предлагаются следующие методические рекомендации по реализации программы в 5-8 классах.
5 год обучения
На II ступени обучения школьники знакомятся с сокровищницей русской народной театральной культуры, рассматривают значение фольклора в становлении и развитии профессионального театра, его роль в духовной жизни русского народа, специфику фольклора в целом на примере традиций Курской области.
Фольклорный театр – наиболее емкое и точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство. Оно включает в себя разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов и карусельных зазывал. Специфика работы над темой «Фольклорный театр» заключается в том, что дети поэтапно знакомятся с жанрами фольклорного театра: Театр Петрушки, вертепные представления, народная драма, медвежья потеха, народные зазывалы, театр-раёк.
Фольклорный театр был неотъемлемой частью народных гуляний, откликался на злобу дня и, несомненно, являлся любимым зрелищем. Изучению всех перечисленных жанров предшествует тема «Виды домашнего театра», где дети собственными руками изготавливают различные виды кукол (кукла-перчатка, кукла из носового платка, кукла из картона, кукла - «веселый танцор», кукла - «маленький артист», кукла настольного театра, теневого театра и т.д.), тем самым, воспитывая ценностное отношение к своему труду. Особым успехом пользуются куклы, придуманные самими детьми на основе бытовых предметов и природных материалов (пластиковая бутылка, ручка, ластик, ложка, катушка для ниток, яйцо, желудь, каштан, шишка, ветка, коряга и др.).
Театр Петрушки. Самым распространенным в России XIX века была комедия с Петрушкой. Пятиклассники знакомятся с особенностями жизни этого театра, где основным элементом представления являлась кукла. В различных формах (беседа, викторина, коллективно-творческая игра, путешествие в далекое прошлое и т.д.) школьники узнают о популярности театра Петрушки, о его составляющих. Также подробно разбираются законы театральных представлений этого жанра. Как правило, петрушечная комедия была насыщена музыкальными вставками, поэтому важной составляющей становится разговор о роли музыки в спектаклях. На уроках предлагается чтение кукольных комедий по ролям. Учитель обращает внимание на голос, которым Петрушка отличался от других кукол. Высокого, писклявого, дребезжащего голоса актер добивался, используя специальный инструмент – говорок, пищик, которым должен был прекрасно владеть.
Коллективные тренинги, речевые игры, упражнения помогают детям добиваться выразительной речи. Особую роль на занятиях играет скороговорка, способствующая развитию дикции и правильной артикуляции. Обязательным элементом на уроках является гимнастика пальцев, так как Петрушка и другие куклы «оживали» с помощью активной работы пальцев. Ребята знакомятся с правилами игры актера-кукольника. В процессе работы дети играют с такими куклами, как Музыкант, Доктор, Барыня, Барин, Лошадь, Офицер, Цыганка, Солдат, Собака и т.д., являющимися традиционными для фольклорного спектакля. Детям также предоставляется возможность создания кукол с другими образами.
Важную роль в повышении эффективности процесса обучения играют следующие педагогические условия. Воплощение кукольного спектакля невозможно без тесной взаимосвязи с предметом «Народное декоративно-прикладное творчество», где учащиеся изготавливают кукол, мини-декорации. Успешной постановке кукольного спектакля также способствуют и тематические (заочные и очные) экскурсии по цехам кукольного театра, коллективные просмотры спектаклей и их обсуждение.
Итогом работы по данной теме является представление самостоятельно составленных инсценировок с куклами в стиле Театра Петрушки.
Вертепные представления. Заметным явлением в народной культуре ряда мест России были вертепные представления, имевшие в истоке свое религиозное назначение, но, с течением времени, превратившиеся в народный театр. Слово «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Такое наименование закрепилось за театром потому, что по библейскому мифу, лежащему в основе рождественского представления, Мария, Иосиф и только что родившийся Христос скрывались в пещере по пути из Иордании в Египет, предупрежденные о злом умысле царя Ирода.
Вертепная драма разыгрывалась в специальном переносном ящике, сооруженном из тонких досок и картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного, двух и даже трех этажей. В России был популярен двухэтажный вертеп. Куклы были самыми разнообразными. Кукольник один говорил за всех персонажей, меняя голос.
В этом разделе учитель уделяет внимание принципу изготовления такого рода театра. Вертепная драма подразумевает сложный подготовительный период. Творческая фантазия детей помогает сделать оригинальным свой театр. Чтение вертепных представлений в подлиннике составляет важную часть работы в вертепном театре. На основе изученных сюжетов детям предлагается придумать и показать свои сюжеты, а также выполнить по правилам куклы.
Вертепные представления делятся на два вида: представления религиозного характера (положительные персонажи появлялись на втором этаже, ближе к Богу, а отрицательные, например, царь Ирод, солдаты, Смерть, черт, только на первом) и представления бытового характера (основа представлений – русские бытовые сказки).
Заключительный этап работы по данной теме представляет собой показ вертепного представления.
Народная драма. Народные пьесы второй половины XIX – начала XX века составляли репертуар народного театра. При разъяснении учащимся понятия «народная драма» нужно обратить их внимание на определенный набор стереотипных по значению и составу монологов и диалогов, позволявших исполнителям относительно свободно использовать их в представлениях.
Темпоритм был важным фактором при передаче текста, его запоминании. Он определял движение актеров по сценическому пространству, их жесты, мимику. Стилевым своеобразием народной драмы является особый строй речи, определяющую роль в которой играли повторы и перечисления. Исполнителям было важно вызвать сочувствие героям, усилить сопереживание событиям.
Дети учатся разыгрывать сюжеты народных драм, подбирать элементы костюмов, проявлять творчество в подготовке реквизита, бутафории. В процессе работы они инсценируют народные представления, используют импровизации, оставляя основой подлинные варианты пьес. Одним из видов самостоятельной творческой работы 5-классников остается придумывание инсценировок на современные сюжеты, сохраняя стиль народной драмы.
Медвежья потеха. Оригинальным жанром фольклорного театра являлась Медвежья потеха. Этот жанр был характерной чертой жизни русского народа. Дети знакомятся с особенностями Медвежьей комедии в разных местах России. Главный герой потехи – Медведь (настоящий) – смешил собравшийся народ своими действиями, которые сводились к пародированию поведения, манер, привычек людей. На уроках детям представляются сюжеты Медвежьих забав с тестами приговоров вожаков (поводырей, медвежатников, медведчиков). Они перевоплощаются в образ медведя, подражая ему, выполняют предлагаемые действия, заучивая, запоминая тексты вожаков.
Заключительной работой по данному разделу является показ игровых сценок с элементами переодевания, музыки, общения со зрителем (использование приемов активизации зрителя).
Народные зазывалы. Основной задачей знакомства с прибаутками балаганных и карусельных зазывал является изучение сведений, рассказывающих о народных зазывалах, тексты которых служили своеобразной рекламой праздников, гуляний и ярмарок.
В России, в разных ее местах были известны такие типы народных зазывал: русский «дед-старик» (петербургская традиция); закликалы, заводилы (смоленская традиция); раусы (московская традиция). Школьники знакомятся с отличительными особенностями перечисленных типов зазывал. Большую роль на уроках играет работа над техникой речи (дыхательная и артикуляционная гимнастики, упражнения на подачу голоса, игровые моменты, способствующие четкому и выразительному проговариванию звуков).
В основе выступлений зазывал были различные шутки, которые произносились громко, ярко, понятно, так, чтобы голос перекрывал шум праздничной толпы, и было слышно каждое слово зазывалы. Особые требования предъявлялись к костюму и гриму зазывал. Эта традиция максимально сохраняется при самостоятельной подготовке учащихся к творческим представлениям данного жанра.
Дети заучивают подлинные тексты, а также сочиняют свои варианты и демонстрируют это, используя выразительные действия актера. Например, рекламный текст театрального представления, праздничных угощений, приветствие гостям праздника и т.д. Целью творческих заданий является развитие выразительности речи и слагаемых действий актера.
Итогом работы по данному разделу является выступление детей на традиционном школьном празднике «Широкая Масленица», а также любом другом фольклорном празднике.
Театр-раёк. Раёк был обязательной частью народных гуляний и увеселений. Интерес детей к этой теме может проявляться в поиске информации о ней. Раёк – небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Наряду с переносным райком, в XIX веке появились и стационарные установки больших размеров с несколькими увеличительными стеклами впереди. Внутри этого ящика перематывалась с одного конца на другой длинная полоса с различными изображениями. Раешник передвигал картины и рассказывал присказки к каждой. Основу сюжетов составляли исторически события, образы выдающихся людей, картины бытовой жизни и т.д. Требования к голосу раешника были такие же, как и к голосу зазывал. Прибаутки раешников выполняли и рекламную функцию. Важным элементом в балагурстве раешников была импровизация. Костюм также играл важную роль. Данный жанр явился предшественником появления кино.
На уроках дети изучают тексты петербургского, московского и нижегородского райка. Одним из видов творческой работы является составление в оригинальной форме своих рассказов к самостоятельно подготовленным иллюстрациям райка. Заключительным этапом работы над темой становится раешный спектакль, где каждый учащийся представляет блок своих картин.
6 год обучения
В 6 классе школьники знакомятся с особенностями старинных символических действий, совершаемых в ходе основных семейных праздников и обрядов. Особое внимание учитель обращает на традиционные обычаи, прижившиеся в регионе. В младшем подростковом возрасте дети уже способны проанализировать роль семьи в воспитании человека. Педагог заостряет внимание на понятии «семья», где большое значение придается обычаям и традициям семьи (в сравнении представляются старинные и современные семейные традиции).
Уроки проходят в форме тематических дискуссий, коллективно-творческих игр, просмотра видеоматериалов и прослушивания аудиоматериалов, озвучивания сюжетных картин, проведения викторин, кроссвордов и т.д.
Появление ребенка в семье древневосточных славян сопровождалось своеобразными обрядами, в основе которых было стремление уберечь дитя от злых, темных сил и обеспечить ему счастливую долю. К этому важному событию целенаправленно готовилась каждая семья (на уроках оговаривается период подготовки к рождению ребенка, поведение будущей матери и близких).
Имянаречение представляло собой интересный процесс. О том, что между именем и судьбой, характером человека существует какая-то необъяснимая связь, догадывались еще древние люди. Они полагали, что, зная имя, на человека можно влиять (положительно или отрицательно), и поэтому новорожденного нарекали двумя именами, из которых основное держали в тайне.
Творческий поиск педагога позволяет сделать эту тему увлекательной. Например, раскрыть тайну своего имени в форме сказки, частушки, былины и т.д.; провести опрос по теме «Что значит твое имя?»; составить историческую справку своего имени. Интересной может стать игра «Именная визитная карточка».
В программу занятий учащихся входит знакомство с обрядом крещения. Этот обряд, как в старину, так и в настоящее время, имел много своеобразных особенностей. Он до сегодняшнего дня сохранил важное историческое и духовное значение. Беседы детей с родными и близкими людьми, знакомство с разнообразной литературой, рассказывающей об этом обряде, тесная связь с предметом «Основы православной культуры» (беседы со священником, посещение храмов, церквей) интересно дополняют работу педагога в урочное и внеурочное время.
Практическая деятельность обучающихся активизируется в рамках темы «Воспитание детей посредством малых жанров фольклора», а также участием в играх и в представлениях домашнего кукольного театра. Главной задачей учителя является пробуждение интереса школьников к самостоятельному творчеству, к поиску неповторимого, оригинального, необычного.
Малые жанры фольклора служили и служат прекрасной, легко воспринимаемой для малышей формой развлечения и ненавязчивого воспитания. Школьники учатся применять потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки, скороговорки, дразнилки и другие малые жанры в повседневной жизни. Особое внимание уделяется умелому рассказыванию сказок, которые имеют большое воспитательное значение (борьба добра со злом, ценности дружбы, любви, взаимовыручки, подвига, проявление лучших человеческих качеств). Известно, что игра является самой доступной формой проведения детского досуга. Поэтому умение организовать и провести игру становится ключевым в освоении данной темы.
Издавна сложилась потребность и желание у взрослых наполнить жизнь ребенка яркими впечатлениями. Через кукольный домашний театр у детей формировалось отношение к любимым игрушкам, так как они изготавливались собственными руками. В старину существовала традиция передачи таких кукол из поколения в поколение, т.к. по поверью кукла несла в себе заряд положительной энергетики.
Не секрет, что каждая семья богата собственными традициями, поэтому итогом работы по данному разделу может стать коллективно-творческое дело на одну из тем по выбору: «Традиции моей семьи», «Семейные праздники», «Музей семейных традиций», «Я – глазами родителей», «Игрушки, которые мне дороги» и т.д.
Продолжая тему «Семейно-бытовые традиции», учитель знакомит детей с поминальным обрядом, который является неизбежным и естественным в жизни каждой семьи и следует определенным сложившимся обычаям. Уроки в основном проходят в форме непринужденного общения. Они помогают школьникам задумываться и рассуждать о смысле человеческой жизни, формировать определенные взгляды на жизненные явления, помогают ориентироваться в сложных ситуациях.
Дальнейшая работа строится вокруг темы «Свадебные обряды». Свадьбы всегда сопровождались огромным количеством традиций, обычаев, примет.
Обряд – символическое действие, совершаемое в ходе праздника.
Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому.
Обычай – установившийся порядок в быту, в поведении.
Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-то, что-то.
На уроках происходит знакомство с этапами народного свадебного цикла (досвадебные обычаи, предсвадебные обряды, свадебные обряды, послесвадебные обряды). Школьникам предлагается следующая творческая работа: знакомство со сценариями проведения свадеб в разных регионах России (в том числе в Курском крае); представление игрового материала праздника; инсценировка свадебных фрагментов; сочинение и разыгрывание своих сценариев свадебных обрядов; КВН по свадебным традициям; конкурсные программы на знание свадебных ролей и родственных титулов; коллективно-творческая игра «Мозаика свадебных традиционных символических действий».
Параллельно осваивается музыкальный свадебный материал на уроках «Народное музыкальное творчество», что позволяет в завершение работы над темой представить яркий шуточный сценический вариант свадебного обряда, в котором есть действующие лица и исполнители. За основу берется региональный или любой другой понравившийся вариант русской свадьбы, который обязательно дополняется творчеством педагога и обучающихся. Таким образом, возникает необходимость поэтапной работы над созданием сценария и его постановкой, где учащиеся приобретают навык театральной игры и знакомятся с искусством сценографии спектакля.
7 год обучения
В седьмом классе обучающиеся знакомятся с различными формами культурно-досуговой деятельности, анализируют связь народных традиций с современными формами коллективного творчества. Ключевой является тема «Народные традиции в современной досуговой жизни людей», которая объединяет прошлое и настоящее, способствует сохранению и укреплению богатств традиционной русской культуры, возрождению и популяризации фольклорного творчества родного края.
На уроках с учащимися обсуждаются такие понятия, как «свободное время», «досуг», «отдых». Доказано, что человек, который не научился в детстве увлекательно жить, разумно использовать свое свободное время, оказывается несостоятельным и в своей будущей взрослой жизни. Следовательно, существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Научить ребенка дорожить свободным временем и использовать его для расширения кругозора и развития своих способностей – весьма непростая педагогическая задача.
Отличительным качеством организованного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. При этих условиях досуг школьников превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно-насыщенными видами деятельности. Поэтому огромную роль в решении проблемы организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков играет школа, где ребенок проводит значительную часть времени.
На уроках дети знакомятся с такой старинной формой организации досуга, как праздник (дается историческая справка о возникновении и развитии праздника, его роли в жизни человека), и его составными частями. В праздник могут входить: театрализованное представление, игровая программа, концерт, конкурсная программа, танцевальное (песенное и др.) шоу, праздничное шествие, карнавал, ярмарка, обрядовые действия и т.д.
Существует своя классификация праздников:
- общеизвестные праздники, отмечаемые в мире и в своей стране (Новый год, 8 марта, День защитника Отечества, День защиты детей, День народного единства и согласия, День Матери и др.);
- праздники своего региона (День города, тематические праздники);
- профессиональные праздники (День Учителя, День милиции, День медицинского работника и т.д.);
- отраслевые праздники (спортивные, фольклорные, праздники искусств и др.);
- праздники внутри коллектива (школьные, межклассные, классные, детских студий (объединений) и др.);
- семейные праздники.
В рамках данной темы школьники подробно знакомятся с понятием «сценарий», так как он является основой любого коллективно-творческого дела. Сценарий – подробная литературная разработка с указанием всех слов действующих лиц в определенном порядке и кратким описанием действий (ремарка).
При знакомстве с данным понятием разбирается композиционное построение сценария (пролог или экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). В ходе работы над сценарием подростки рассматривают понятие «конфликт» как непременное условие построения грамотного сценария. Также школьники знакомятся с понятием «сценарно-режиссерский ход» (оригинальный прием, используемый сценаристом при написании сценария, а режиссером при его постановке). Большая роль отводится творческому процессу создания праздника, включающему репетиции, музыкально-художественное оформление, создание своего образа посредством костюма, грима.
На уроках дети выполняют следующие творческие задания: разрабатывают сценарии составных частей праздника, анализируют представленные работы, готовят отдельные концертные номера, занимаются подбором игр, конкурсов, викторин, сочиняют сюжеты игровых программ, участвуют в работе творческих мастерских по изготовлению сценографии праздника (костюмы, реквизит, бутафория, декорации), подбирают музыкальное оформление, проводят презентации разработанных сценариев.
В течение года учащиеся под руководством учителя готовят и воплощают сценарии традиционных школьных праздников (например, Праздник первоклассника, Новогодний город, Праздник прощания с Букварем, Радуга поколений и др.). Вся творческая деятельность детей основывается на принципах «четыре сами»:
- сами планируем;
- сами организуем;
- сами проводим;
- сами анализируем.
Начиная с 7 класса, резко возрастает роль самостоятельной творческой работы школьников, которая выходит за рамки уроков и воплощается в разнообразной внеурочной деятельности, оказывая существенную помощь в реализации воспитательной программы школы. Отличительной особенностью данной деятельности является деление класса на творческие подгруппы, в которых учащиеся самостоятельно реализуют все этапы воплощения праздничного мероприятия.
8 год обучения
8 год обучения является заключительным в реализации содержания программы «Театр». На данном этапе реализации программы педагог обращает внимание школьников на основные принципы воспитания актера средствами театрального искусства. Практическая деятельность обучающихся 8 класса направлена на постановку спектакля на основе сказочного сюжета, что помогает сохранить и показать уникальность традиционной народной культуры. Основная часть учебного времени отводится на сценическую работу школьников, а именно, на воплощение сказочного спектакля, в том числе на постановочном материале, основанном на традициях Курского края. А также 8-классники практикуются в организации и проведении культурно-массовых досуговых мероприятий.
В процессе работы ученикам предлагается сравнить такие понятия, как «сценарий», «инсценировка», «пьеса» (найти общее и особенное).
Понятие «сценарий» применяется в культурно-досуговой деятельности (см. 7 класс). Инсценировка – это переработанное литературное произведение, приспособленное для постановки на сцене. Пьеса – основа спектакля. Инсценировка и пьеса напрямую связаны со спектаклем.
Школьники на основе любой русской сказки учатся писать инсценировку, таким образом, приспосабливая ее для постановки на сцене. На примере инсценировок подростки знакомятся с понятием «мизансцена». Мизансцена – расположение актеров в определенный момент на сценической площадке. Мизансцена рассматривается и как застывшая картина, и как действующая. Образно мизансцену называют «языком режиссера», т.к. построение мизансцен напрямую связано с профессией режиссера.
Следующим этапом творческой деятельности является работа над пьесой. Обучающиеся знакомятся с несколькими вариантами пьес по мотивам русского фольклора (по выбору учителя). Особое внимание уделяется воспитанию зрительской культуры, т.к. зритель является главным партнером в сценическом искусстве.
При работе над пьесой предполагаются следующие поэтапно реализуемые формы творческой деятельности учащихся:
- коллективное чтение, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиокниги и анализ выбранной пьесы,
- знакомство с опытом творческой деятельности других театральных коллективов,
- тренинги, упражнения, задания на развитие актерской техники,
- творческие мастерские по подготовке сценографии к спектаклю,
- тематические экскурсии по театральным цехам (как заочные / виртуальные, так и реальные),
- коллективные просмотры спектаклей и репетиций в реальных условиях театра,
- подготовка и показы классного спектакля на сказочный сюжет (как итог работы в течение года).
При подготовке классного спектакля реализуются широкие межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Музыкальное народное творчество», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература», «История», «История Курского края» и др. Обязательным моментом становится разбор и обсуждение его постановки.
В рамках сценической деятельности более полно раскрываются понятия «коллективное творчество», «театр как синтез видов искусств», «актерское мастерство», «зрительская культура», «театральные профессии».
Итог работы за курс обучения по предмету «Театр» предполагает открытое представление творческих проектов в течение учебного года по различным видам театральной деятельности с учетом социального заказа участников образовательного процесса (школьников, родителей, педагогов, общественности). Могут быть представлены: спектакли, праздники (например, «Посвящение в мир искусства», «Новогодний калейдоскоп», «Широкая Масленица», «Радуга поколений» и др.), тематические игровые программы, концерты, посвященные различным событиям и т.д.
Театральное пространство школы является в первую очередь пространством образовательно-воспитательным. В этих условиях театр не является обособленным структурным элементом (с постоянным репертуаром, отобранной группой талантливых ребят и административной командой педагогов). Он как бы растворен во всем пространстве учреждения, проявляет себя практически во всех сферах школьной жизни и таким образом перестает быть принадлежностью избранной группы учащихся, а становится неотъемлемой частью всего образовательного процесса и несет тот педагогический потенциал, который заложен в феномене, именуемом «школьный театр».
Как показывает практика, театральная деятельность является востребованной детьми и подростками, так как она близка природе ребенка, развивает его универсальные способности на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения, пробуждает в нем лучшие человеческие качества, формирует нравственные идеалы, духовные ценности.
Не следует забывать о том, что рамками урока ограничиваются возможности полноценного проявления обучающимися своих творческих способностей. В целях устранения этого недостатка в общеобразовательном учреждении должен быть создан постоянно действующий самодеятельный театр, в состав которого могут входить не только действительные школьники, но и выпускники прошлых лет, педагоги школы. В нашем случае решение о создании разновозрастного коллектива явилось принципиальным, потому, что именно внутри такого коллектива ребенок приобретает опыт установления вертикальных и горизонтальных коммуникативных связей.
Мы убеждены, что школьный театр содержит в себе такие возможности раскрытия и реализации личности, какие не могут быть раскрыты и реализованы в традиционной учебной деятельности. Как доказывает практика, многогранность и значимость выполняемых им в отношении обучающихся интегративных функций поистине уникальна.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕАТР»
№ п/п | Группа результатов | Групповая разновидность результатов | На формирование каких компетенций направлены |
1. | Личностные (отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Театр» и развить в процессе собственной художественно-творческой и учебной деятельности) | - патриотическое воспитание | Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению театральных традиций своего края, театральной культуры регионов России; знание достижений отечественных театральных деятелей, их вклада в мировую театральную культуру; интерес к изучению истории отечественной театральной культуры; стремление развивать и сохранять театральную культуру своей страны, своего края. |
- гражданское воспитание | Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой театральной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в т.ч. в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий; понимают значение народного театрального творчества, его неразрывной связи с профессиональным театром; готовность к пропаганде театрального искусства. | ||
- духовно-нравственное воспитание | Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной театрализованной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов; понимание ценности и преумножение богатства традиционной русской культуры; овладение способами воспитания детей в семье на основе фольклорных традиций народов России. | ||
- эстетическое воспитание | Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. | ||
- ценности научного познания | Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение сценическим языком; овладение основными способами исследовательской деятельности на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях театрального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии; знание общего и особенного в понятиях «свободное время», «досуг», «отдых»; владение понятиями «коллективное творчество», «театр как синтез видов искусств», «мизансцена», «зрительская культура», словарем основных театральных терминов. | ||
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | Осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в т.ч. в процессе театрализованной, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. | ||
- трудовое воспитание | Установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. | ||
- экологическое воспитание | Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы театрализации. | ||
2. | Метапредметные (характеризующие уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности) | Универсальные познавательные действия: - базовые логические действия; - базовые исследовательские действия; - работа с информацией. | - устанавливать существенные признаки для классификации художественных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных элементов театрального языка; - сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили театрального и других видов искусства; - обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей театра друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании художественного образа конкретного произведения, жанра; - самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого наблюдения-исследования; - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, воплощения театральной постановки; - составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; - использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. |
| Универсальные коммуникативные действия: - невербальная коммуникация; - вербальная коммуникация; - совместная деятельность (сотрудничество). | - передавать в собственной актерской деятельности художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; - осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; - воспринимать музыку внутри спектакля как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, - эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; - распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения; - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; - выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с театральным искусством в устных и письменных текстах; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; - публично представлять результаты учебной и творческой деятельности; - развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе театрально-творческой работы; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; - понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной актерской и театрализованной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. | |
| Универсальные регулятивные действия: - самоорганизация; - самоконтроль (рефлексия); - эмоциональный интеллект; - принятие себя и других. | - ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в т.ч. в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; - самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; - выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - делать выбор и брать за него ответственность на себя; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; - использовать театрализацию для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д.; - чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и др. людей, использовать возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; - развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях опосредованного общения; - выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения др. человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; - уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; - признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; - принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. | |
3. | Предметные (отражают опыт учащихся основной школы в театрально-творческой деятельности) | Учебные модули: - «Фольклорный театр»; - «Семейно-бытовые праздники и обряды»; - «Народные традиции в современной досуговой жизни людей»; - «Художественное воплощение жанров народного творчества в театральной деятельности». | - знают виды домашнего театра, жанры фольклорного театра, владеют композиционным построением пьес фольклорного театра; - применяют принципы театральной игры в фольклорном театре; - знают особенности основных семейных праздников и обрядов; - применяют приемы активизации зрителя в практической деятельности; - умеют пользоваться элементами актерского мастерства и выразительными средствами актера, создавать сценографию спектакля; - умеют произносить сценический текст с подтекстом (внутренняя жизнь слов); - ориентируются в формах культурно-досуговой деятельности, правилах коллективной работы. - применяют малые жанры фольклора в жизни; - используют технические приемы переложения литературных произведений (сказок) для постановки на сцене; - организуют игровую деятельность; - классифицируют праздники; - самостоятельно создают замысел и реализуют его коллективном творческом проекте; - изготавливают кукол, мини-декорации, бутафорские предметы, элементы костюмов; - представляют кукол домашнего театра; - сочиняют различные инсценировки для любого из жанров фольклорного театра; - различают этапы проведения русской свадьбы, составляют мини-сценарий одного из этапов свадебного обряда; - умеют составлять сценарий праздника; - используют выразительные средства режиссуры; - различают театральные профессии, цеха; - выстраивают отдельные мизансцены, режиссируют народные театрально-зрелищные формы; - оказывают посильную помощь в организации и подготовке коллективно-творческого дела; - выполняют творческие задания по заданной теме в опоре на сформированные универсальные учебные действия; - реализуют коллективный показ; - анализируют работу одноклассников, анализируют пьесу, просмотренные спектакли, участвуют в коллективном обсуждении. |
Итоговая отметка выпускника по предмету «Театр» складывается по совокупности проведенных в течение учебного года мероприятий, исходя из степени и качественных характеристик его участия, уровня предметных, метапредметных и личных достижений школьника.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
В планировании нами использованы следующие условные обозначения модулей (по одному модулю на каждый учебный год):
М1 – модуль № 1 «Фольклорный театр»;
М2 – модуль № 2 «Семейно-бытовые праздники и обряды»;
М3 – модуль № 3 «Народные традиции в современной досуговой жизни людей»;
М4 – модуль № 4 «Художественное воплощение жанров народного творчества в театральной деятельности».
Каждый из модулей последовательно и полностью реализуется в течение 1 учебного года.
Обширная образовательная и просветительская база в области театрального искусства в помощь учителю представлена тематическими порталами в информационной сети Интернет (тематические передачи, образовательные циклы, лекции, видеоуроки, записи спектаклей, виртуальные экскурсии и др.): Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/); Культура.рф (https://www.culture.ru/), Творческий Центр «Звуки Времен» (https://soundtimes.ru/); канал «Академия Занимательных Наук», раздел «Музыка» (http://www.youtube.com/user/AcademiaNauk?sub_confirmation=1); цикл передач «Абсолютный слух» телеканала «Россия-Культура» (https://www.youtube.com/channel/UCik7MxUtSXXfT-f_78cQRfQ) и др. Ниже дополнительно представлен список рекомендуемых для использования в учебной и внеурочной деятельности электронных образовательных ресурсов.
5 КЛАСС
Тема «Фольклорный театр» (М1)
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть. Виды домашнего кукольного театра | ||
1 | Театр в домашних условиях | 1 |
2 | Кукла-перчатка | 1 |
3 | Кукла из носового платка | 1 |
4 | Кукла из картона | 1 |
5 | Кукла-марионетка | 1 |
6 | Кукла – «маленький артист» | 1 |
7 | Оригинальная кукла | 1 |
8 | Творческий показ кукольных зарисовок | 1 |
| Итого | 8 часов |
II четверть. Театр Петрушки | ||
1 | Петрушка – первый кукольный герой России. Иностранные братья-игрушки | 1 |
2 | Знакомство с пьесами театра Петрушки | 1 |
3 | Техника работы с куклой за ширмой | 1 |
4 | Творческая работа с куклами | 2 |
5 | Экскурсия в кукольный театр. Системы современных кукол | 1 |
6 | Просмотр кукольного спектакля с обсуждением | 2 |
| Итого | 8 часов |
III четверть. Вертепные представления. Народные зазывалы. Народная драма | ||
1 | Религиозное значение вертепных представлений | 1 |
2 | Мастерская по изготовлению вертепа, кукол | 1 |
3 | Сюжеты вертепной драмы | 1 |
4 | Творческая работа по вертепным сюжетам | 1 |
5 | Особенности жанра «Народные зазывалы» | 1 |
6 | Традиционные шутки зазывал | 1 |
7 | Сочинение творческих выступлений зазывал и их представление | 1 |
8 | Использование текстов фольклорных зазывал на празднике «Широкая Масленица» | 1 |
9 | Народные пьесы – типичный репертуар русского фольклорного театра | 1 |
10 | Композиционное построение народной драмы. Творческая работа | 1 |
| Итого | 10 часов |
IV четверть. Медвежья потеха. Театр-раек | ||
1 | Медвежья комедия – старинное развлечение | 1 |
2 | Веселые игры с медведем | 1 |
3 | Приговоры вожаков ученых медведей | 1 |
4 | Театр-раек | 1 |
5 | Сатирическая направленность приговоров раешников. Сценические действия раешников | 1 |
6 | Творческая работа по жанру | 1 |
7 | Приемы активизации зрителя на народных праздниках | 1 |
8 | Показ творческих представлений по изученным жанрам | 1 |
| Итого | 8 часов |
| Всего | 34 часа |
6 КЛАСС
Тема «Семейно-бытовые праздники и обряды» (М2)
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Знакомство с семейно-бытовыми праздниками и обрядами | 1 |
2 | Рождение ребенка в семье | 1 |
3 | Имянаречение. Тайна и значение имени | 1 |
4 | Обряд крещения (православный и народный обычаи) | 2 |
5 | Воспитание ребенка в семье (традиции, обычаи, приметы) | 1 |
6 | Малые жанры фольклора в воспитании детей. Творческая работа | 2 |
7 | Искусство рассказывания сказок детям | 2 |
8 | Традиции, свойственные каждой семье | 2 |
9 | Поминальные обряды | 1 |
10 | Обрядовые действия в поминальных обрядах | 1 |
11 | Плач и причитание – форма напевно-интонируемой поэтической импровизации | 1 |
12 | Дискуссия по теме «Жизнь человеческая» | 1 |
13 | Свадебный обряд | 1 |
14 | Особенности русской свадьбы | 1 |
15 | Составные элементы народной свадьбы | 1 |
16 | Знакомство со сценическими вариантами свадебного обряда | 2 |
17 | Сценарий русской свадьбы. Композиционное построение | 2 |
18 | Роль действующих лиц в свадебной игре | 1 |
19 | Инсценировка эпизодов свадебной игры | 1 |
20 | Творческая работа по материалу русской свадьбы | 1 |
21 | Творческий процесс создания свадебного спектакля (сценография). Репетиционная работа | 5 |
22 | Показ свадебного спектакля. Анализ проделанной работы | 2 |
23 | Итоговая творческая работа по теме года | 1 |
| Всего | 34 часа |
7 КЛАСС
Тема «Народные традиции в современной досуговой жизни людей» (М3)
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение в тему года | 1 |
2 | Понятия «свободное время», «досуг», «отдых» | 1 |
3 | Праздник как самая распространенная форма культурно-досуговой деятельности людей | 1 |
4 | Классификация праздников | 1 |
5 | Составные части праздника | 1 |
6 | Сценарий – основа праздника. Композиционное построение сценария | 1 |
7 | Сценарно-режиссерский ход | 1 |
8 | Сценография праздника | 1 |
9 | Подготовка сценария «Праздника первоклассника» | 2 |
10 | Презентация творческих работ учащихся | 2 |
11 | Творческий процесс создания праздника | 2 |
12 | Приемы активизации зрителя | 1 |
13 | Проведение праздника, обсуждение | 1 |
14 | Особенности игровой программы | 1 |
15 | Сюжетная линия в игровой программе | 1 |
16 | Отбор игр для программы | 1 |
17 | Представление игровых программ | 3 |
18 | Художественно-массовые формы культурно-досуговой деятельности | 2 |
19 | Представление различных форм культурно-досуговой деятельности (по выбору) | 2 |
20 | Оригинальные формы культурно-досуговой деятельности | 1 |
21 | Творческий подход к созданию нетрадиционных форм досуга | 1 |
22 | Защита оригинальных проектов программ | 2 |
23 | Роль ведущего в программе. Портрет современного ведущего | 2 |
24 | Подготовка и проведение коллективно-творческого дела | 2 |
| Всего | 34 часа |
8 КЛАСС
Тема «Художественное воплощение жанров народного творчества
в театральной деятельности» (М4)
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение в тему года | 1 |
2 | Особенности приспособления жанров народного творчества для постановки на сцене | 2 |
3 | Понятия «сценарий», «пьеса», «инсценировка» | 1 |
4 | Сказка – основа театральной пьесы | 1 |
5 | Составление инсценировки по бытовой сказке | 1 |
6 | Сценическое воплощение сказок | 2 |
7 | Выбор драматургического произведения для постановки на сцене | 2 |
8 | Этапы работы над драматургическим произведением | 2 |
9 | Выразительное чтение пьесы по ролям | 2 |
10 | Выразительные средства актера | 2 |
11 | Спектакль – коллективное творчество. Театральные профессии, цеха | 1 |
12 | Творческая работа над спектаклем | 6 |
13 | Мизансцена – «язык режиссера» | 1 |
14 | Режиссерский ход как оригинальный прием переноса действий на сцену | 2 |
15 | Сценография спектакля | 2 |
16 | Значение театрального костюма | 1 |
17 | Искусство грима | 1 |
18 | Репетиции с элементами сценографии | 2 |
19 | Зритель – главный партнер сценического действа | 1 |
20 | Итоговый показ спектакля, обсуждение | 1 |
| Всего | 34 часа |
Приложение к программе
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
5 костюмов музея Большого театра (8 кл.): https://www.culture.ru/materials/253911/5-kostyumov-muzeya-bolshogo-teatra
6 документальных фильмов «Закулисье» на портале «Культура.рф»: https://www.culture.ru/themes/625/teatralnoe-zakulise)
Викторина для взрослых и детей «Азбука театра» (7 кл. семейный досуг): https://www.youtube.com/watch?v=TGQSSm58qXI
Гимн театральной студии «Калейдоскоп» МБОУ «СОШ № 46»: https://youtu.be/P0nDDz-7YkQ
Как появился театр (8 кл.): https://www.youtube.com/watch?v=1BRuzBFDzEI
Конферанс: секреты мастерства (7 кл.): https://eventheads.ru/razvlecheniya/docs/konferans-sekrety-masterstva.html или https://ponp.ru/strahovojj-sluchajj/veselyi-konferanse-konferans-sekrety-masterstva-scenarii.html
Мультфильм «История театра»: https://www.youtube.com/watch?v=pFnUCQXvZXU
Путешествие в мир театра: https://www.youtube.com/watch?v=syAxCByM4wM
Раёк, медвежья комедия и другие дореволюционные развлечения (5 кл.): https://www.culture.ru/materials/255003/rayok-medvezhya-komediya-i-drugie-dorevolyucionnye-razvlecheniya
Рождественское вертепное представление: https://www.youtube.com/watch?v=bmJkdrTJveM
Семейные обережные куклы на Руси (6 кл.): https://www.culture.ru/materials/253119/semeinye-oberezhnye-kukly-na-rusi
Ссылка на юбилейный концерт (50-летие школы): https://youtu.be/oWXEXsKZEWI
Театр на Руси. Раек и балаган (5 кл.): https://www.youtube.com/watch?v=IT4AWN-ktYw
Театр на Руси. Скоморошество (5 кл.): https://www.youtube.com/watch?v=-Y5QZHT6M_Y
Тест на знание театральных терминов на портале «Культура.рф» (8 кл.): https://www.culture.ru/materials/255043/ochen-strannye-slova-test-na-znanie-teatralnykh-terminov
Формы культурно-досуговой деятельности (метод. разработка, 7 кл.): http://kolpduc.tom.ru/files/metodcentr/InnovacionnieFormKulturDosug.pdf
13