СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Технология" (базовый уровень) для 9 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 9 класса разработана на основе авторской программы Г.В. Резапкина "Технология.Профессиональное самоопределение.Личность.Профессия.Карьера"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Технология" (базовый уровень) для 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»

ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)



Приложение № 2

к ООП ООО,

утверждённой приказом МБОУ «Сакская СШ № 4

им. Героя Советского Союза

Ф.И. Сенченко»

от 29.08.2023 г. № 163








РАССМОТРЕНА

на заседании школьного МО

спортивно-эстетического цикла и технологии

(протокол от 25.08.2023 г. № 1)

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_______ И.П.Тарасенко


«___»_______ 20___ г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«Технология» (базовый уровень)


для 9 класса








Разработана

Паламарчук Н.А.

учителем технологии











2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по технологии для 9 класса разработана на основе:

- федеральной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370

- авторской программы Г.В. Резапкина «Технология. Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера» Москва «Просвещение» 2021 г.

- учебного плана МБОУ « Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко»


Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и осознанного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.

Особенностью занятий по программе является развитие ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер подростка как основы профессионального самоопределения. Для решения этой сложной задачи используются развивающие и проективные методы самодиагностики, эмоционально насыщенные фрагменты литературных произведений, афоризмы, притчи, примеры из жизни выдающихся профессионалов прошлого и настоящего, проблемные задания, активизирующие упражнения.

Особенности используемых форм и методов сопровождения профессионального самоопределения:

1) активизирующий, воспитывающий и развивающий характер;

2) простота, информативность и доступность в использовании;

3) учет возрастных особенностей, интересов и ценностей подростков.


Цель сопровождения профессионального самоопределения школьников заключается в их подготовке к своевременному, осознанному и реалистичному выбору профессии.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства России, не ограничивая творческой инициативы учителей, предоставляя им выбор возможностей для реализации авторского подхода к решению задач профессионального самоопределения с  учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, специфики образовательных организаций, региональных культурноисторических и социально-экономических особенностей.


В ходе занятий по программе предмета «Технология. Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера» решаются следующие

задачи:

— формирование реалистичной самооценки с учетом своих ограничений и возможностей;

— развитие ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной, интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер;

— осознание своих профессиональных интересов и склонностей, особенностей характера и мышления;

— знакомство с миром профессий (содержанием профессий, требованиями профессии к человеку, рынком труда, путями получения профессии);

— обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми;

— обучение навыкам целеполагания, принятия решения и прогнозирования его последствий.

В соответствии с ФГОС, данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности».

Программа базируется на синтезе различных подходов:

- деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС и направленный на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- личностно-ориентированный подход, учитывающий возрастные и личностные особенности учащихся;

- культурологический подход, предполагающий развитие ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер учащихся средствами литературы, музыки, кино;

- диалогический подход, при котором возможно развитие ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер детей и подростков;

- феноменологический подход, восходящий к феноменологической и экзистенциальной философии с ее вниманием к сокровенному миру человека, постижение которого возможно только с позиций любви и принятия;

- аксиологический подход, раскрывающий возможности формирования мировоззрения как основы личностного и профессионального развития.


Программа предусматривает использование учебного пособия:

8-9 классы. Технология. Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера. 8-9 классы. Резапкина Г.В. Учебник; изд. Просвещение; 2020г


Место предмета в учебном плане.

Согласно учебного плана МБОУ «Сакская СШ №4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» на 2023/2024 учебный год, на изучение предмета «Технодогия» предусмотрено в 9 классе - 17 часов (0,5 часа в неделю);

























СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ «ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ» (8 Ч.)

Личностные особенности человека. Место психологии в системе наук. Роль психологических знаний в жизни человека. Важность учета психологических особенностей при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Знакомство с понятиями «личность», «характер», «индивидуальность», «синдром Маугли».

Практическая работа «Знаете ли вы себя».

Самооценка и уровень притязаний. Основные принципы психологической диагностики. Понятия «самооценка», «успех», «уровень притязаний», «формула Джеймса», «эффект Даннинга—Крюгера». Роль самооценки в жизни человека. Завышенная самооценка. Заниженная самооценка. Реалистичная самооценка. Успех и уровень притязаний. Определение особенностей самооценки и уровня притязаний. Практические работы «Моя самооценка», «Оцениваем уровень притязаний», «Кто виноват?».

Профессиональные интересы и склонности. Понятия «профессиональные интересы», «профессиональные склонности». Основные характеристики профессионального интереса. Различия между профессиональными интересами и профессиональными склонностями. Определение профессиональных склонностей. Рекомендации по управлению своими интересами и склонностями. Практическая работа «Мои профессиональные склонности».

Задатки и способности. Понятия «задатки», «способности», «внимание», «внимательность», «произвольное внимание», «непроизвольное внимание», «память». Общие и специальные способности. Свойства внимания и памяти. Развитие внимания и памяти. Практическая работа «Двойной счет».

Мыслительные способности. Основные характеристики мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность. Мужество. Критичность. Тип мышления и его связь с профессиональной деятельностью. Определение типа мышления. 13 Практические работы «Тип мышления», «Гимнастика для ума».

Темперамент и профессия. Понятие «темперамент». Учение Гиппократа о темпераменте. Характеристики типов темперамента. Холерический темперамент. Сангвинический темперамент. Флегматический темперамент. Меланхолический темперамент. Связь темперамента и профессии. Практическая работа «Формула темперамента».

Коммуникативные способности. Понятия «эмоциональный интеллект», «зефирный эксперимент», «зеркальные нейроны». Слагаемые эмоционального интеллекта. Определение уровня развития эмоционального интеллекта. Развитие навыков общения. Практические работы «Эмоциональный интеллект», «Умеете ли вы слушать?».

Поведение в конфликтах. Типы поведения в конфликтных ситуациях. Конкуренция. Сотрудничество. Избегание. Понятия «агрессивное поведение», «уверенное поведение», «неуверенное поведение». Виды и причины агрессивного поведения. Агрессивное поведение и выбор профессии. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Практические работы «Поведение в конфликтах», «Стиль общения».

Организаторские способности. Качества хорошего руководителя. Типы руководителей. Стиль руководства. Определение выраженности организаторских способностей и стиля руководства. Типы организаций по Ф. Лалу. Практические работы «Какой я руководитель?», «Акулы и дельфины».

Творческие способности. Развитие представлений о творческих способностях. Различия между «мыслителями» и «художниками». Специфика работы полушарий головного мозга. Определение ведущего полушария головного мозга. Приемы активизация работы мозга. Развитие творческих способностей. Практическая работа «Мыслитель или художник?»

Профессия и здоровье. Требования профессий к здоровью человека. Группы профессий по условиям труда. Понятие «медицинские противопоказания». Связь 14 между характером человека и его здоровьем. Определение особенностей здоровья. Здоровье как фактор успешной карьеры. Практическая работа «Мое здоровье».

Профессионально важные качества. Понятия «профессионально важные качества», «компетенции». Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность, профессиональная непригодность, призвание. Качества успешного профессионала.

Направленность личности. Понятия «доминанта», «жизненные ценности». Альтруистическая и эгоистическая доминанта. Определение иерархии жизненных ценностей. Уровни морального сознания. Практические работы «Я и другие», «Иерархия жизненных ценностей».

Что я знаю о себе. Окно Джохари. Жизненные стратегии. Соотнесение идеальных и реальных качеств. Карта самодиагностики. Соотнесение своих личностных особенностей с требованиями различных профессий. Моделирование будущей профессии на основе результатов самодиагностики. Практические работы «Я — реальный, Я — идеальный», Кроссворд «Личность и профессия». Проектная работа «Мой профессионально-психологический портрет» Презентация проекта «Мой профессионально-психологический портрет».

РАЗДЕЛ «ПРОФЕССИЯ И КАРЬЕРА» (9 Ч.)

Мотивы труда. Понятия «мотивы труда», «конструктивные мотивы труда», «деструктивные мотивы труда», «профессиональная мотивация», «внепрофессиональная мотивация». Личные мотивы профессиональной деятельности. Профессиональная и внепрофессиональная мотивация. Конструктивные и деструктивные мотивы труда. Практические работы «За двумя зайцами», «Я — Другой, Карьера — Дело».

Потребности человека. Понятие «потребности». Телесные, или физиологические, потребности. Душевные, или социальные, потребности. Духовные потребно- 15 сти. Определение актуальных потребностей. Потребности разумные и неразумные. Практическая работа «Актуальные потребности».

Что надо знать о профессиях. Происхождение профессий. Разделение труда. Профессии в античные времена и Средние века. Разграничение понятий «профессия», «специальность», «должность». Старые и новые профессии.

Классификации профессий. Понятия «объект труда», «цели труда», «средства труда», «условия труда». Развитие представлений о классификации. Классификация профессий по В. Н. Татищеву, Дж. Голланду, Е. А. Климову. Отраслевой принцип классификации. Определение профессиональных интересов на основе классификации Е. А. Климова. Формула профессии. Моделирование будущей профессии на основе привлекательных объектов, целей, средств и условий труда. Практические работы «Мои профессиональные интересы», «Цели труда».

Социономические профессии. Понятие «социономические профессии». Объект труда социономических профессий. Группы социономических профессий и пути их получения. Профильные учебные предметы. Управление. Обслуживание. «Помогающие» профессии. Связь педагогики и психологии. Требования социономических профессий к человеку.

Биономические профессии. Понятия «биономические профессии», «биосфера», «антропоцен». Объекты труда биономических профессий. Группы биономических профессий и пути их получения. Профильные учебные предметы. Экология. Сельское хозяйство. Добыча полезных ископаемых. Требования биономических профессий к человеку. Практическая работа «Интерес к работе с природными объектами».

Технономические профессии. Понятия «технономические профессии», «конвергентное мышление», «дивергентное мышление». Объекты труда технономических профессий. Великие инженеры и их изобретения. Группы технономических профессий и пути их получения. Профильные учебные предметы. Требования технономических профессий к человеку. Определение технических способностей. Конвергентное и дивергентное мышление. Теория решения изобретательских задач. 16 Практическая работа «Тест на механическую понятливость».

Сигнономические профессии. Понятия «сигнономические профессии». История письменности и счислений. Объекты труда сигнономических профессий. Группы сигнономических профессий и пути их получения. Экономика. Юриспруденция. Работа с текстом. Профильные учебные предметы. Требования сигнономических профессий к человеку. Определение сформированности словесно-логического мышления. Цифровые технологии. Возможности и риски цифровой экономики. Практическая работа «Словесно-логическое мышление».

Артономические профессии. Понятие «артономические профессии». Музы Древней Греции. Объекты труда артономических профессий. Группы артономических профессий и пути их получения. Музыкальное искусство. Сценические искусства. Литературное творчество. Изобразительное искусство. Экранные искусства. Профильные учебные предметы. Требования артономических профессий к человеку. Практическая работа «Синквейн».

Правильный выбор профессии. Цели и средства. Психологическая готовность к выбору профессии. Критерии готовности к выбору профессии. Своевременность. Осознанность. Реалистичность. Согласованность. Ситуации выбора профессии.

Пути получения профессии. Трудоустройство выпускников. Среднее профессиональное образование. Высшее образование. Физический и умственный труд. Развитие представлений о мотивации. Понятия «внутренняя мотивация», «внешняя мотивация». Определение особенностей мотивации. Региональный рынок образовательных услуг. Встречи с представителями профессиональных образовательных организаций региона. Посещение дней открытых дверей. Практическая работа «Внутренняя и внешняя мотивация».

Современный рынок труда. Знакомство с понятиями «рынок труда», «трудоустройство», «конкурентоспособность». Законы рынка труда. Редкие профессии. Массовые профессии. Список наиболее востребованных специальностей Министерства труда и социального развития Российской Федерации. «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив. Региональный рынок труда. Встречи с представителями организаций и предприятий региона. Экскурсии на предприятия и в организации региона, встречи с профессионалами.

Готовимся к экзаменам. Выбор предметов для сдачи экзаменов. Понятия «тревога», «тревожность», «стресс», «эустресс». Определение уровня школьной тревожности. Приемы активизации мышления, улучшения координации движений и управления эмоциями. Рациональное распределение времени при подготовке к экзаменам. Матрица Эйзенхауэра. Практическая работа «Уровень школьной тревожности».

Что я знаю о профессиях и карьере. Анкета профессионального самоопределения. Аудит исходного состояния. Достоинства. Недостатки. Возможности. Препятствия. Выбор профессии на основе анализа информации о своих личностных особенностях, профессиях, рынке образовательных услуг и рынке труда. Личный профессиональный план и его составление. Практические работы «Анкета профессионального самоопределения», «За и против». Кроссворд «Профессия и карьера». Проектная работа «Мой личный профессиональный план». Презентация проекта «Мой личный профессиональный план».





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты: В ходе освоения курса учащиеся узнают:

• содержание понятий «личность», «характер», «индивидуальность», «самооценка», «уровень притязаний», «профессиональные интересы», «профессиональные склонности», «задатки», «способности», «внимание», «память», «темперамент», «эмоциональный интеллект», «профессионально важные качества», «компетенции», «медицинские противопоказания», «доминанта», «жизненные ценности»;

научатся:

• осознавать особенности своего характера, мышления, темперамента, самооценки и уровня притязаний, учебно-профессиональной мотивации;

• определять и развивать свои профессиональные интересы и склонности;

• соотносить свои профессиональные интересы, склонности и личностные особенности с требованиями профессий;

• классифицировать профессии по различным основаниям;

• использовать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях;

• определять приоритетные ценности в своей жизни;

• осознавать и контролировать собственные потребности;

• определять психологическую готовность к выбору профессии;

• соотносить возможные медицинские противопоказания и ограничения с будущей профессиональной деятельностью;

• анализировать рынок образовательных услуг;

• выбирать оптимальный способ получения профессии;

• планировать свое профессиональное будущее на основе оценки своих ограничений и возможностей;

• использовать приемы психологической саморегуляции при подготовке к экзаменам.


Личностные результаты:

  • идентификация себя как гражданина России, уважение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира и каждому его представителю;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной профессионально-образовательной траектории с учетом знаний о себе и мире профессий;

  • стремление соответствовать нормам нравственного поведения, общим для всех культур и религий;

  • уважение к любым видам профессиональной деятельности на основе опыта участия в социально значимом труде;

  • следование социальным нормам и правилам поведения в обществе;

  • развитие универсальных компетенций, значимых в любой профессиональной деятельности (ответственность, честность, готовность к сотрудничеству, трудолюбие);

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • воспитание чувства прекрасного на основе знакомства с жизнью и творчеством мастеров и произведениями искусства;

  • воспитание экологии поведения.


Метапредметные результаты:

  • эффективно взаимодействовать с другим людьми, учитывая их интересы;

  • выражать свои чувства и потребности в социально приемлемой форме;

  • планировать свои действия и прогнозировать их последствия;

  • самостоятельно определять цели и пути их достижения;

  • контролировать свое поведение;

  • учитывать интересы других людей;

  • реалистично оценивать свои ограничения и возможности.




СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ

8 Ч.

2

ПРОФЕССИЯ И КАРЬЕРА

9 Ч.


ИТОГО

17 Ч.

















10