СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АУД.04 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» является частью адаптированной программы для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АУД.04 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ЯМАЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДЕНА


приказом директора

ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»

от «__» ___ 2020 года № _____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины АУД.04 Социальная адаптация и основы социально – правовых знаний

для профессии 16671 Плотник




















Лабытнанги

2020

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 02 августа 2013 г. № 390, Приказом Минобрнауки России от 25.12.2017 № 1259 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2018 № 49734) по профессии 16671 Плотник; разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденными директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от «27» августа 2009 г.; методическими материалы ФИРО по проектированию основных профессиональных образовательных программ СПО.



РАССМОТРЕНА

на заседании методического

объединения «____________»

протокол № ______

от «____» _________ 2020 г.

ОДОБРЕНА

на заседании научно-методического совета протокол № ____

от «____» ________ 2020 г.


Председатель

_______________/Казановская Н.В.


Заместитель директора по учебно-производственной работе Токманцева Т.М. ______________




Руководитель методического объединения:

__________ /_______________/















Составитель: Ивницкая Г.А., преподаватель филиала ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги


СОДЕРЖАНИЕ


1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

стр. 4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ










  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» является частью адаптированной программы для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 16671 «Швея».

Общий объем учебных часов – 57.

Данная программа формирует у обучающихся общие понятия о социальной адаптации, а так же основах правовых знаний. Раскрывает представление об основополагающих международных документах, относящихся к правам инвалидов, основах гражданского, семейного, трудового законодательства, основных правовых гарантиях инвалидов в области социальной защиты, образования и занятости. А также учит анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.


1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью курса является формирование у обучающихся–инвалидов и студентов ОВЗ теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для разнообразных социальных взаимодействий, формирование у них правовой культуры личности, воспитание гражданской позиции, навыков самостоятельной работы.

Задачи дисциплины:

  • Дать обучающимся представление об основах и механизмах социальной адаптации;


  • Дать обучающимся представление об основополагающих международных документах, относящихся к правам инвалидов, основах гражданского, семейного, трудового законодательства, основных правовых гарантиях инвалидов в области социальной защиты, образования и занятости;


  • Научить обучающихся работать с нормативными правовыми документами;

  • Научить обучающихся защищать свои права в соответствии с законодательством в различных жизненных и профессиональных ситуациях;


  • Научить обучающихся анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.

  • результате освоения учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» обучающийся должен уметь:

  • Использовать нормы позитивного социального поведения;


  • Использовать свои права адекватно законодательству;

  • Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

  • Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;


  • Составлять необходимые заявления, обращения;

  • Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;


  • Составлять резюме, осуществлять само презентацию при трудоустройстве.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Механизмы социальной адаптации;


  • Основополагающие международные документы относящиеся к правам инвалидов;


  • Основы гражданского и семейного законодательства;

  • Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;


  • Основные правовые гарантии инвалидов в области социальной защиты и образования;


  • Функции органов труда и занятости населения.

Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций:

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


  • Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.


  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.


1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 38 часов;

- самостоятельные работы – 19 часов;

- вид промежуточной аттестации - итоговая проверочная работа.


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ

ЗНАНИЙ»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов



Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


теоретические занятия

19

практические занятия

19

Самостоятельная учебная работа

19

Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет




    1. Содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

1

2

3

Раздел 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия, 4 часа

Тема 1.1.

Основы социальной адаптации

Содержание учебного материала: Понятие «социальная адаптация». Виды социальной адаптации: физиологическая, управленческая, психологическая, экономическая, педагогическая, профессиональная.

1

Практическое занятие: Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях. Осознание моделей поведения в различных ситуациях

1

Тема 1.2.

Механизмы социальной адаптации

Содержание учебного материала: Механизмы социальной адаптации: психические механизмы, социально-психологические механизмы, социальные механизмы. Виды социально-психологической адаптации: функциональная, организационная, ситуативная.

1

Практическое занятие: Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций

1

Раздел 2. Законодательство о правах инвалидов, 5 часов

Тема 2.1. Международные договоры о правах инвалидов

Содержание учебного материала: Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов. Общие принципы. Общие обязательства. Равенство перед законом. Свобода и личная неприкосновенность. Защита личностной целостности. Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации. Обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.

1

Практическое занятие: Снятие напряжения, методы расслабления. Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения. Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ

1

Тема 2.2

Законодательство Российской Федерации о правах инвалидов

Содержание учебного материала: Конституция Российской Федерации о правах и свободах гражданина. Социальная защита населения, медико-социальная экспертиза, реабилитация и реабилитация инвалидов. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, образование и обеспечение занятости. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг, финансовое обеспечение социального обслуживания. Федеральная программа «Доступная среда». Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.

1

Практическое занятие: Умение сказать нет, саморегуляция. Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов. Тренируем эмоции. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

2

Раздел 3. Основы гражданского и семейного законодательства, 7 часов

Тема 3.1.

Основы гражданского законодательства

Содержание учебного материала: Понятие и система гражданского права. Гражданский кодекс РФ. Понятие гражданско-правового договора. Правоспособность и дееспособность граждан. Основы наследственного права. Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.

1

Практическое занятие: Построение партнерских взаимоотношений. Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками

2

Тема 3.2.

Основы семейного законодательства.

Содержание учебного материала: Понятие семейного права. Семейный кодекс РФ. Брачно-семейное законодательство РФ; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности родителей и детей.

2

Практическое занятие: Эмоции, рефлексия. Проработка эмоциональных состояний. Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление.

2

Раздел 4. Основы трудового законодательства. Медико-социальная экспертиза, 8 часов

Тема 4.1.

Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов

Содержание учебного материала: Трудовой кодекс РФ. Понятие труда, предмет и метод трудового права. Понятие и виды трудового правоотношения. Понятие, стороны и виды трудового договора. Трудовая дисциплина и ответственность в сфере труда. Нормативные правовые акты, регулирующие труд инвалидов. Оформление трудовых отношений. Создание доступных условий труда. Рабочее время. Время отдыха. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов. Оплата труда инвалидов.

2

Практическое занятие: На что похоже настроение. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

2

Тема 4.2.

Порядок направления гражданина на МСЭ. Проведение медико- социальной экспертизы

Содержание учебного материала: Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Условия и порядок установления инвалидности. Перечень документов: в случае признания гражданина инвалидом, в случае отказа в признании гражданина инвалидом

2

Практическое занятие: Выявление реальных страхов подростков, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия

2

Раздел 5. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов, 8 часов

Тема 5.1.

Государственная политика в области профессиональной подготовки и профессионального образования инвалидов

Содержание учебного материала: Интегрированное профессиональное обучение инвалидов. Специализированные профессиональные образовательные организации. Специальные условия для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированные образовательные программы, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с различными нарушениями функций организма. Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь. Доступность зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

2

Практическое занятие: Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения. Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки

2

Тема 5.2.

Государственная политика в области трудоустройства инвалидов

Содержание учебного материала: Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам. Специализированные предприятия. Само занятость и организация инвалидами собственного дела. Программы трудоустройства инвалидов. Сопровождаемое содействие занятости инвалидов. Квотирование рабочих мест. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

2

Практическое занятие: Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности

2

Раздел 7. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов, 4 часа

Тема 7.1.

Сущность понятия «Реабилитация инвалидов», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов

Содержание учебного материала: Понятие реабилитации инвалидов. Цель реабилитации инвалидов. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями. Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду. Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами.

2

Практическое занятие: Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля. Формирование мотивации достижения

2

Дифференцированный зачет

2

Всего

38


3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

Формы и методы контроля и

(освоенные умения, усвоенные знания)

оценки результатов обучения

Умения:




Использовать нормы позитивного

Оценка выступлений по обсуждаемым

социального поведения;

темам.



Использовать свои права адекватно

Оценка ведения конспекта.

законодательству;

Оценка

правильности

составления

Обращаться в надлежащие органы за

словаря терминов.


квалифицированной помощью;

Оценка

выполнения

практических

Анализировать и осознанно применять нормы

заданий.


закона с точки зрения конкретных условий их




реализации;




Составлять необходимые заявления,




обращения;




Составлять резюме, осуществлять




самопрезентацию при трудоустройстве;




Использовать приобретенные знания и умения




в различных жизненных и профессиональных




ситуациях.




Знания:




Механизмов социальной адаптации;

Устный опрос;


Основополагающих международных

Оценка выступлений по обсуждаемым

документов относящихся к правам инвалидов;

темам.



Основ гражданского и семейного

Оценка ведения конспекта.

законодательства;

Оценка

правильности

составления

Основ трудового законодательства,

словаря терминов.


особенности регулирования труда инвалидов;

Оценка

выполнения

практических

Основных правовых гарантий инвалидов в

заданий.


области социальной защиты и образования;




Функций органов труда и занятости




населения.





















  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».


Оборудование учебного кабинета:


  • настольные персональные компьютеры с выходом в Интернет и альтернативными устройствами ввода информации;




  • комплекты специализированной компьютерной мебели;

  • рабочее место преподавателя;

  • интерактивная доска;

  • экран;


технические средства обучения:


  • лицензионное программное обеспечение;

  • мультимедийный проектор;

  • акустическая система.


  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Основные источники:

  1. Конституция РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru


  1. Сборник кодексов Российской Федерации - [Электронный ресурс] – Режим


доступа: http://www.consultant.ru

  1. Конвенция ООН о правах инвалидов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  2. Конвенция о правах ребенка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru


  1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]

  2. Международные договоры в сфере защиты прав инвалидов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents

  3. Информационно - правовое обеспечение «Гарант» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aero.garant.ru

  4. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: уч. пос. для студ. высш. уч. заведений / Н.В.Антипьева. – М.: Владос-Пресс, 2016. -224 с

  5. Основы права. Учебник и практикум для СПО/ отв. Ред. Вологдин А.А. – М.: Научная школа, 2016


  1. Самарина, В.П. Основы предпринимательства./ В.П. Самарина. – М.: КноРус, 2016

Интернет ресурсы учебных пособий, монографий и текстов по дисциплине:


http://www.consultant.ru – Справочная система http://www.invalidnost.com – МСЭ http://prava-invalidov.com – Юридическая помощь http://www.allpravo.ru – Электронная библиотека


http://www.hri.ru – Электронная библиотека международных документов по правам человека

http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhka-invalidov.htm - сайт «Жизнь после травмы спинного мозга». Реабилитация и социализация инвалидов.