СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 10 «Биология» для специальности СПО: 5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на  основе Государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования 5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» введённого в действие приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 9 апреля 2013 года №456  «О введении в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования» в текущей  редакции,   на основе аутентичного адаптированного текста,  приказа Министерства образования и науки Российской федерации от   05 февраля 2018 года № 69 и примерной программы учебной дисциплины «Биология» разработанной ГОУ ДПО «ИРО и ПК» для организаций начального и среднего профессионального образования в соответствии с приказом Министерства просвещения ПМР от 19.12.2017 года №1413 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 10 «Биология» для специальности СПО: 5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР


Государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

«Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»





«Рассмотрено»:

на заседание ЦМК

профессионального цикла пишевого и технического профиля

Протокол №___от_______2022 г.

Председатель_______ В.Н. Нигдорий


«Согласовано»:

Методист ГОУ СПО

«КПТ им. И.С.Солтыса»


____________Е.В. Вылко

«_____»_____________2022г.




Программа

учебной дисциплины

ОДБ. 09 «Биология»

для специальности СПО:

5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»










Каменка, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» введённого в действие приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 9 апреля 2013 года №456 «О введении в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования» в текущей редакции,   на основе аутентичного адаптированного текста,  приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 12 мая 2014 года № 486 и примерной программы учебной дисциплины «Биология» разработанной ГОУ ДПО «ИРО и ПК» для организаций начального и среднего профессионального образования в соответствии с приказом Министерства просвещения ПМР от 19.12.2017 года №1413 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования».


Укрупнённая группа: 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»


Разработчик:


Преподаватель биологии ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум

им. И.С. Солтыса» первой квалификационной категории Вылко Е.В.



Рецензенты:


Преподаватель химии ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С Солтыса» высшей квалификационной категории Г.Ф. Сабуцкая


Преподаватель биологии МОУ «Каменская ОСШГ №2» М.И. Ревенко


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации учебной дисциплины

17

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

18

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 «БИОЛОГИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО : 5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Входит в укрупнённую группу 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в состав цикла общеобразовательных дисциплин


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоить знания о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

- овладеть умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; о роли выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, соблюдения правил поведения в природе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родства живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на эмбриональное и постэмбриональное развития человека, влияние экологических факторов на организм человека, влияние мутагенов на растения, животных, человека; взаимосвязи и взаимодействия организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменчивость видов; нарушение в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболевай, устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособление организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение);

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:


- основные положения биологических теорий и закономерностей, клеточной теории, эволюционного учения, учение В.И. Вернадского о биосфере, законы Менделя, закономерности изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клеток, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, экосистеме, биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитии биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося-117ч.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося-78ч.

Самостоятельная работа обучающегося- 39ч.

Самостоятельная работа обучающегося: решение задач, составление кроссворда, реферат, доклад, сообщение, опорные конспекты, схемы, таблицы, презентации, тематические web-сайты, исследовательская учебная работа, внеаудиторная самостоятельная работа.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.09 «БИОЛОГИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


Лабораторные занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.09 «Биология»

Наимено-вание

разделов

и тем

Содержание учебного материала,

практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения*

78+39 (с.р.)

117 ч.

Раздел I

Введение. Клетка – единица живого.

22+10(с.р.)


Тема 1.1.

Химический состав клетки.

8+3(с.р.)



Содержание учебного материала

6





1


Классификация химических элементов, содержащихся в клетке. Биологическая роль воды в клетке. Ионы и катионы, их биологическая роль. Строение молекул углеводов в связи с их функциями в клетке. Функции глюкозы, целлюлозы, крахмала, гликогена. Липиды и их функции. Единство живого и неживого.

2

1,2



2



Строение молекул белков в связи с их функциями в клетке. Почему реакции, катализируемые ферментами, зависят от рН, от температуры? Что характерно для каждого уровня организации белковой молекулы? Чем объясняется многообразие белков? В чем отличие биополимеров белков от биополимеров углеводов? В чем их сходство?

2


3

В чем особенности молекулы ДНК? Какие компоненты входят в состав нуклеотида? Почему постоянство содержания ДНК в разных клетках организма считается доказательством того, что ДНК представляет собой генетический материал? Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

2


Практическое занятие №1.

Решение задач по цитологии.

2


Самостоятельная работа обучающихся

3


Тема 1.2.

Структура и функции клеток.

6+2(с.р.)



Содержание учебного материала

4




1








Доказательство единства происхождения жизни на земле. Доказать, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. Каково значение клеточной теории? Связь клеточной мембраны с ее функциями. Поглощение веществ клеткой. Связь между рибосомами и эндоплазматической сетью. Строение и функции лизосом. Почему митохондрии образно называют «силовыми станциями» клетки? Какие структуры клетки способствуют ее движению? Что относится к клеточным включениям? Какова роль клеточных включений в клетке? Особенности строения хлоропласт, в связи с их функциями в клетке.

2

2


2

Связь строения ядра с его функцией в клетке. Доказательство ведущей роли ядра в клетке. Принципиальные различия между прокариотами и эукариотами.

2

Практическое занятие №2

Одноклеточные организмы и клетки различных тканей. Зарисовка схемы строения клетки.

2


Самостоятельная работа обучающихся

2


Тема 1.3.

Обеспечение клеток энергией.

6+3(с.р.)



Содержание учебного материала

6



1








Объяснить, почему говорят, что энергию для жизни на Земле изначально поставляет солнце. Объяснить, почему в процессе фотосинтеза используется углекислый газ и вода. Что служит источником побочного продукта фотосинтеза, т.е. кислорода. Как связаны между собой проблемы фотосинтеза и обеспечения продовольствием населения Земли? Почему при фотосинтезе энергия падающего на лист солнечного света переходит в энергию, запасенную в органических соединениях, с эффективностью всего около 1%? Какова судьба остальной энергии?

2

2

2



Биологическое окисление и горение. Окисление без участия кислорода. Анаэробный гликолиз. Цикл Кребса. Роль ферментативного конвейера цикла Кребса.

2

3

Цепь переноса электронов. Окислительное фосфорилирование.

2

Самостоятельная работа обучающихся

3


Тема 1.4.

Наследственная информация и реализация ее в клетке.

2+1(с.р.)



Содержание учебного материала

2


1








Какие вещества обуславливают индивидуальные различия организмов? Как сказывается замена одной аминокислоты в цепи на функции белка?

Какой принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК? Какой принцип лежит в основе процесса синтеза иРНК? Что называют генетическим кодом? Почему синтез белка происходит не непосредственно по матрице ДНК, а по иРНК? Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция у высших организмов. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Биотехнология.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

1


Раздел II

Размножение и развитие организмов.

8+6(с.р.)


Тема 2.1.

Размножение организмов.

6+4(с.р.)











Содержание учебного материала

6


1


Какие изменения в клетке предшествуют делению клетки? Какова роль веретена деления? Биологическое значение митоза.

2

2


2




Принципиальные различия между бесполым и половым размножением. Формы бесполого размножения, используемые в сельском хозяйстве. Практическое значение различных видов размножения. Различия в строении женских и мужских половых клеток. Биологическое значение мейоза.

2

3

В чем преимущество внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным? Значение эндосперма у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


Тема 2.2.

Индивидуальное развитие организмов.

2+2(с.р.)




Содержание учебного материала

2


1


Дробление зиготы. Гаструла. Образование трех зародышевых слоев. Образование органов. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша.

Влияние внешних условий на развитие организмов. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Анабиоз. Биологические часы.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

2


Раздел III

Основы генетики и селекции.

26+12(с.р.)


Тема 3.1.

Основные закономерности явлений наследственности.

14+6(с.р.)



Содержание учебного материала

10


1





История возникновения и развития генетики. Гибридологический метод. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Гомозиготные и гетерозиготные особи. Причина расщепления признаков у гибридов. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Принцип частоты гамет.

2

2

2



В чем смысл третьего закона Менделя? Каковы связи между вторым и третьим законами Менделя? Каковы цитологические основы дигибридного скрещивания?

2

3


Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом.

2

4


Качественные и количественные признаки. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки.

2


5

Норма реакции. Практическое значение в сельском хозяйстве нормы реакции.

2

Практическое занятие №3. Решение задач по моногибридному скрещиванию.

2

Практическое занятие №4. Решение задач по дигибридному скрещиванию.

2


Самостоятельная работа обучающихся

6


Тема 3.2.

Закономерности изменчивости.

8+4(с.р.)



Содержание учебного материала

8


1





Модификационная изменчивость. Типы наследственной изменчивости. Какие биологические явления лежат в основе комбинативной изменчивости? С какими структурными единицами связаны генные, хромосомные и геномные мутации? Какие изменения происходят в генотипе?

2

2


2

Практическое значение исследования причин мутаций. Практическое значение гомологических рядов.

2


3

Наследственная изменчивость человека. Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Как применяются законы наследственности к человеку.

2


4

Лечение наследственных аномалий обмена веществ. Резус-фактор. Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


Тема 3.3.

Генетика и селекция.

4+2(с.р.)



Содержание учебного материала

4


1

Характеристика первого этапа селекции, его сущность. Практическое значение для селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Формы искусственного отбора, их характеристика. Почему в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание. Биологическое значение гетерозиса.

2

2






2

Внутривидовая и отдаленная гибридизация, черты сходства и различия. Почему отдаленная гибридизация ведет к бесплодию гибридов? Применение полиплоидии в селекции. Вклад И.В. Мичурина в развитие селекции. Почему мутации обычно резко снижают жизнеспособность? Механизм искусственного мутагенеза, его молекулярные основы. Методы, используемые в практике сельского хозяйства для выведения новых сортов растений и пород животных. Влияние работ выдающихся селекционеров на развитие сельскохозяйственного производства.

2


Самостоятельная работа обучающихся

2


Раздел IV

Эволюция.

16+8(с.р.)


Тема 4.1.

Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.

4+2(с.р.)



Содержание учебного материала

4


1






Вклад Ламарка в развитие эволюционного учения. Значение учения Ламарка. Факты, натолкнувшие Дарвина на мысль об изменчивости видов. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения Дарвинизма. Главный вклад Ч. Дарвина в естествознание. О чем свидетельствуют следующие факты: сходная организация молекулярных процессов у всех организмов, живущих на Земле;

2

2,3


2

Наличие промежуточных форм и рудиментарных органов? Чем можно объяснить тот факт, что на островах довольно часто встречаются эндемичные виды. Что такое популяция? Что называется видом? Характеристика основных критериев вида. Использование знания о виде человеком в своей деятельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Тема 4.2.

Механизмы эволюционного процесса.

6+2(с.р.)



Содержание учебного материала

6


1






Какой вид изменчивости играет ведущую роль в эволюции? Роль изменчивости в эволюционном процессе. Борьба за существование (внутривидовая, межвидовая). Объясните, какая борьба за существование наиболее ожесточенная и почему. Движущие силы эволюции их взаимосвязь. Как человек использует знания о борьбе за существование и о естественном отборе? Сравните между собой движущую и

2

2,3




2






стабилизирующую формы отбора, выявите черты сходства и различия. Механизм движущей и стабилизирующей форм отбора. Роль движущей и стабилизирующей формы отбора в эволюции.

Дрейф генов. Роль в эволюции дрейфа и популяционных волн. Образование новых видов в условиях географической и экологической изоляции. Отличительные особенности географической и экологической изоляции. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. На примерах животных и растений Северного Приднестровья объясните, как возникает приспособленность.

2

3

Роль образования новых видов изоляции, дрейфа генов, популяционных волн. Два основных способа видообразования.

Видообразование в наше время. Как деятельность человека может повлиять на образование новых видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Ароморфозы, идиоадаптация, дегенерация.

2


Самостоятельная работа обучающихся

2


Тема 4.3.

Возникновение жизни на Земле.

2+1(с.р.)



Содержание учебного материала

2




1.


















Гипотезы о возникновении жизни на Земле. Сущность этих гипотез. Сущность гипотезы абиогенного синтеза органических веществ. Основные этапы, из которых мог бы слагаться процесс возникновения жизни на Земле. Эволюционное значение фотосинтеза. Почему повторное возникновение жизни на Земле невозможно? Определение понятия «жизнь».

Крупнейшие ароморфозы архея и протерозоя. Значение их для развития жизни на Земле. Влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек Земли. Значение для развития жизни на Земле возникновения фотосинтеза. Крупнейшие ароморфозы кембрия и ордовика. Факторы эволюции, приведшие к возникновению ароморфозов, и позволившие растениям выйти на мелководье, а затем на сушу.

Условия выхода позвоночных на сушу. Приспособления, возникшие у растений и животных в связи с выходом на сушу. Палеозойские ароморфозы. Биологические регрессы в мезозое. Ароморфозы, возникшие в мезозое.

Идиоадаптация в кайнозое. Изменения флоры и фауны, которые произошли в течение третичного периода. Изменения среды, которые произошли в последнее время, их влияние на эволюцию ныне живущих организмов.

2

2,3



Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 4.4.

Происхождение человека.

4+2(с.р.)



Содержание учебного материала

4


1













Факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных. Почему нельзя считать современных человекообразных обезьян предками человека. Какова роль труда в происхождении человека? Особенности строения организма и образа жизни двуногих обезьян. Как изменения строения организма и образа жизни у предков человека могли привести к возникновению качественной грани между обезьянами и древнейшими людьми? Почему нельзя считать прямохождение единственным критерием очеловечивания? Особенности необходимые для выделения человека из мира животных. Представители древних людей, их строение, особенности жизни. Какие особенности древнейших и древних людей наиболее важны в процессе их эволюции к современному человеку? Значение огня в антропогенезе. Роль изменчивости и естественного отбора в процессе эволюции человека.

2














2

2,3

2

Основания, которые позволяют ископаемых людей отнести к виду Человек разумный. Доказательство положения о том, что человек – биологическое и социальное существо. Необходимость для человека человеческого общения. Биологические факторы, которые приложимы к эволюции человека на современном этапе. Возникновение человеческих рас. Принадлежность человеческих рас к одному виду человека – Человеку разумному. Несостоятельность расизма.


Самостоятельная работа обучающихся

2


Раздел V

Основы экологии.

6+3 (с.р.)


Тема 5.1.

Среда обитания организмов и ее факторы.

6+3(с.р.)



Содержание учебного материала

4


1



Понятие об экологии. Экологические факторы среды. Экологические сообщества. Структура. Классификация. Закономерности развития. Взаимоотношения в экосистеме.

2

2,3

2

Биосфера. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

2

Самостоятельная работа обучающихся

3


Итоговая аттестация –Дифференцированный зачёт

2



Всего

78+39 (с.р.)



*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


  1. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

ОДБ.09 «БИОЛОГИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебники;

- комплект учебно–наглядных пособий по учебной дисциплине «Биология».

Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

- видеопроектор;

- экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

  1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология, 10-11 классы. М., «Дрофа», 2005.

Дополнительные источники:

  1. В.М.Константинов, А.П.Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. М., 2002.

  2. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Е.Н.Лошилина. Общая биология, 10 класс. М., 2002.

  3. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Е.Н.Лошилина. Общая биология, 11 класс. М., 2002.

4. Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц, А.О.Рувинский. Общая биология. М., 2000.

Электронные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 10-11 класс. М., 2003.

  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 8-11 классы.- М., 2003.

Интернет-ресурсы: http: //bio.1september.ru.

4. Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины «БИОЛОГИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родства живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на эмбриональное и постэмбриональное развития человека, влияние экологических факторов на организм человека, влияние мутагенов на растения, животных, человека; взаимосвязи и взаимодействия организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменчивость видов; нарушение в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболевай, устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособление организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение);

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей, клеточной теории, эволюционного учения, учение В.И. Вернадского о биосфере, законы Менделя, закономерности изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клеток, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формировании приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, экосистеме, биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитии биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.



Индивидуальная.

Групповая.

Фронтальная.


Текущий контроль в форме:

- отчеты лабораторных занятий;

- самостоятельные работы;





























Индивидуальная.

Групповая.

Фронтальная.


Текущий контроль в форме:

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

- доклад по реферату или сообщению;

- биологические диктанты.



8