Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА
Профессии 43.01.02 Парикмахер
Социально-экономический профиль
2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.02 Парикмахер
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий»
Разработчики: Аксёнова Т.П., преподаватель
Рекомендована Управляющим советом по ГБПОУ РМ «СТСУиПТ»
Заключение Экспертного совета от «30» июня 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Санитария и гигиена» является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Санитария и гигиена» изучается в общепрофессиональном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01- ОК 06, ОК 07 | применять нормативную документацию по санитарноэпидемиологической обработке | введение в микробиологию эпидемиологию |
выполнять дезинфекцию истерилизацию инструментов и контактной зоны | классификацию кожных болезней |
выполнять правила личной гигиены | болезни, передаваемые контактно-бытовым путем |
определять наличие дерматологических проблем кожи головы и волос | основы гигиены парикмахерских услуг |
| санитарные нормы и требования в сфере парикмахерских услуг |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 36 |
Самостоятельная работа | 18 |
Объем образовательной программы | 54 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 32 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | 4 |
практические занятия (если предусмотрено) | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 18 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Санитария и гигиена»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | | 3 | |
Содержание учебного материала | 2 |
Введение | Предмет изучения дисциплины. Роль санитарии и гигиены в парикмахерском искусстве. | 2 | ОК 01- ОК 06, ОК 07 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий составленным преподавателем). Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. | 1 | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка дополнительного материала к темам «Строение кожи», «Придатки кожи». |
Раздел 1. Микробиология и эпидемиология | | 12 | |
Содержание учебного материала | 8 |
Тема 1.1 Классификация и морфология микроорганизмов | Морфология и физиология микроорганизмов. Основные формы микроорганизмов. | 2 | ОК 01- ОК 06, ОК 07 |
Тема1.2 Жизнедеятельность микроорганизмов | Жизнедеятельность микроорганизмов. Внешние факторы, влияющие на организмы. Инфекции и иммунитет. Методы борьбы с инфекцией. | 4 |
Тема 1.4 Дезинфекция и стерилизация | Дезинфекция. Стерилизация. | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий составленным преподавателем). Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. | 4 | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Написать реферат по предложенной тематике: «Микробиология, история возникновения», «Микробы. Классификация», «Виды мероприятий по борьбе с различными видами инфекций». 2. Иммунитет, виды иммунитета. 3. Ответить на вопросы в развернутом виде: Дайте определение микробиологии? Какие формы бактериальных клеток вы знаете? Дайте определение иммунитету? Как классифицируются инфекционные заболевания? 4. Составление конспекта по теме «Борьба с инфекцией». 5. Составление конспекта по теме «Методы борьбы с инфекцией». 6. Заполнить таблицу «Дезинфицирующие вещества». |
Раздел 2. Заболевания, передающиеся при оказании парикмахерских услуг и их профилактика | | 21 | |
Содержание учебного материала | 14 | |
Тема 2.1 Гнойничковые и вирусные заболевания кожи | Стафилококковые пиодермии. Стрептококковые пиодермии. Вирусные заболевания кожи. | 4 | ОК 01- ОК 06, ОК 07 |
Тема 2.2 Паразитарные заболевания кожи | Чесотка, педикулез. Меры профилактики в парикмахерской. | 2 |
Тема 2.3 Грибковые заболевания кожи | Эпидермофития. Микроспория. Меры профилактики в парикмахерской. | 2 |
Тема 2.4 Различные заболевания кожи | Себорея, угревая болезнь, дерматиты, токсидермии, крапивница, экзема, псориаз, алопеция. Сифилис, гепатит, СПИД. Правила приема и обслуживания клиентов с данными заболеваниями. | 4 |
| Лабораторная работа №1 Изучение и определение по фотографиям возбудителей и внешних проявлений кожных болезней. | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий составленным преподавателем). Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. | 7 |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Выполнение мультимедийных презентаций на темы: «Вирусные заболевания кожи», «Грибковые заболевания кожи», «Паразитарные заболевания кожи», «Профилактика грибковых заболеваний», «Различные заболевания кожи». 2. Изучить конспект. Подготовить сообщение на тему «Заболевания кожи». 3. Подготовить сообщение на тему «Санитарно-гигиенический режим парикмахерских услуг». |
Раздел 3. Санитарно-гигиенический режим парикмахерских услуг | | 18 | |
Содержание учебного материала | 12 |
Тема 3.1 Правила гигиены в работе парикмахерских | Требования к содержанию парикмахерских. Санитарный день в парикмахерской. Требования к парикмахерскому белью. Требования к инструментам. Гигиена труда сотрудников парикмахерской. | 8 | ОК 01- ОК 06, ОК 07 |
| Лабораторная работа №2 Проведение дезинфекции инструментов парикмахера | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий составленным преподавателем). Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. | 6 | |
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Написать реферат по предложенной тематике «Санитария и гигиена в парикмахерском искусстве». 2. Заполнить представленную документацию для парикмахерских. 3. Создание мультимедийной презентации на тему «Санитарные требования к парикмахерским». 4. Создание мультимедийной презентации на тему «Правила гигиены в работе парикмахерских». 5. Подготовить эссе на тему «Личная гигиена парикмахера». 6. Составить план действий работника при оказании первой медицинской помощи. 7. Создать проект на тему «Санитария и гигиена парикмахерских услуг». |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Биохимических дисциплин», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству студентов, рабочее место преподавателя, информационно-коммуникационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные базы данных и интернет-ресурсы по всем разделам курса «Санитария и гигиена»); техническими средствами обучения: ноутбук, интерактивный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
Основные источники:
1. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студ. Сред. Проф. Образования / Л.Д. Чалова, С.А. Галиева, А.В. Кузнецова.-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Технология парикмахерских работ: учебник для НПО/ И.Ю. Плотникова, Т.А. Черничнко.-8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.
3. Материаловедение для парикмахеров: учебник для НПО / Е.И. Безбородова.-2-ое изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2012.
Дополнительные источники:
1. Технология парикмахерских услуг: учебное пособие для НПО / И.Ю. Одинокова, Т.А. Черниченко.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «академия», 2007.
2. Санитария-гигиена парикмахерских услуг: учебник для студ. СПО/ Л.Д. Чалова, С.А.Галиева, А.В. Уколова.- М.: Издательский центр « Академия», 2006.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Документальные фильмы:
Большой скачок. Клещи. Невидимая угроза
Среда обитания. Невидимый враг.
История болезней Педикулез Pediculosis вшивость)
История болезней Чесотка Scabies)
Чесотка и чесоточный клещ
Электронные презентации:
Бактерии, СПИД, Паразиты человека, Строение кожи, Клещевой энцефалит
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
введение в микробиологию и эпидемиологию | знание основ введения в микробиологию и эпидемиологию | Устный опрос Ответы на вопросы Контрольная работа |
классификацию кожных болезней | знание классификации кожных болезней | Устный опрос Ответы на вопросы Контрольная работа |
болезни, передаваемые контактно-бытовым путем | знание болезней, передаваемых контактно-бытовым путем | Устный опрос |
основы гигиены парикмахерских услуг | знание основ гигиены парикмахерских услуг | Устный опрос Устные доклады Заполнение таблиц Защита реферата, презентаций Выполнение практических работ |
санитарные нормы и требования в сфере парикмахерских услуг | знание санитарных норм и требований в сфере парикмахерских услуг | Устный опрос Устные доклады Заполнение таблиц Защита реферата, презентаций Выполнение практических работ |
применять нормативную документацию по санитарно-эпидемиологической обработке | умение применять нормативную документацию по санитарно-эпидемиологической обработке | Учебные дискуссии Выполнение упражнений Решение производственных задач |
выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны | выполнение дезинфекции и стерилизации инструментов и контактной зоны | Учебные дискуссии Выполнение упражнений Решение производственных задач |
выполнять правила личной гигиены | выполнение правил личной гигиены | Учебные дискуссии Выполнение упражнений Решение производственных задач |
определять наличие дерматологических проблем кожи головы и волос | умение определять наличие дерматологических проблем кожи головы и волос | Учебные дискуссии Выполнение упражнений Решение производственных задач |
Разработчик:
ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» преподаватель Аксёнова Т.П.
Эксперты:
ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» - зам. директора по УПР Маркова Н.А.__________
ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» - председатель метод. объединения Белякова О.Г.____________
ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» - председатель МЦК сферы услуг Денисова Е.М. _____________
5