МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
Государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования
«Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
«Рассмотрено»: на заседание ЦМК профессионального цикла пищевого и технического профиля Протокол №___от_______2020 г. Председатель______В.Н. Нигдорий | | «Согласовано»: Методист ГОУ СПО «КПТ им. И.С.Солтыса» _________Е.В. Вылко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 35.02.05 АГРОНОМИЯ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ-ЗАОЧНАЯ
Каменка, 2020
Рабочая программа ОП.09. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» разработана основе Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.05 Агрономия (форма обучения – заочная) введённого в действие приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 9 апреля 2013 года № 456 «О введении в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования» в текущей редакции, на основе аутентичного адаптированного текста приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 07 мая 2014 года № 454 в соответствии с приказом Министерства просвещения ПМР от 19.12.2017 года №1413 «Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования».
Укрупнённая группа: 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»
Разработчик:
Преподаватель первой квалификационной категории ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» Вылко Е.В.
Рецензенты:
Преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Михайловская Н.Г.
Преподаватель дисциплин профессионального цикла первой квалификационной категории ГОУ СПО «Тираспольский аграрно-технический колледж» Еремеева Т.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации учебной дисциплины | 11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью ОПОП в соответствии с ГОС СПО по специальности 35.02.05 «Агрономия»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
-оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
-использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
-приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
знать:
-основные понятия метрологии;
-задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
-формы подтверждения качества;
-основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации;
-терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
В результате освоения учебной дисциплины происходит формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины происходит формирование профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.1. Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур.
ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.
ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
ПК 1.4. Определять качество продукции растениеводства.
ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая.
ПК 2.1.Повышать плодородие почвы.
ПК2.2.Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.
ПК2.3.Контролировать состояние мелиоративных систем.
ПК 3.1.Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.
ПК 3.2.Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.
ПК 3.3 Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
ПК 3.4. Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства растениеводства.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 час;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 6 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 2 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: проработать конспект занятия; составить словарь терминов; подготовить реферат на тему; оформить практические работы, отчеты и подготовиться к их защите; подготовить презентации | 42 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Глава1.Основы стандартизации. |
Тема 1.1Введение. Основы стандартиза- ции. | Содержание | 1 | 2 |
Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины. Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура, связь с другими дисциплинами. Роль и место в формировании научно-технических основ специальности. Основные понятия, государственная система стандартизации. |
Практические работы | - | - |
Самостоятельная работа обучающихся Проработать конспект занятия; Составить словарь терминов; Подготовить реферат на тему: «Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и сертификации». | 4 | |
Тема 1.2 Объекты стандартиза- ции в отрасли | Содержание | 1 | 2 |
|
Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации в отрасли. Основные задачи стандартизации и направления ее развития. Роль стандартизации в сокращении сроков разработки, производства и реализации продукции. Стандартизация как одно из действенных средств ускорения научно-технического прогресса, внедрения рациональной организации производства, роста производительности труда, экономии трудовых затрат и материальных ресурсов. |
Практические работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся Проработать конспект занятия; Составить словарь терминов; 3.Подготовить сообщение: «Закон РФ «О стандартизации»». | 4 | |
Тема 1.3.Система стандартиза- ции в отрасли. | Самостоятельная работа обучающихся | 6 | 2 |
Принципы стандартизации. Методы стандартизации. Стандартизация типов и размеров изделий.Стандартизация систем управления качеством. Стандартизация и экология. Международная организация по стандартизации(ИСО).Правовые основы стандартизации,ее задачи. |
Практическая работа №1 .«Порядок разработки стандартов» | - | 2 |
Практическая работа №2 .«Изучение нормативной документации,применяемой в отрасли,правилпостроения,содержания и изложения стандартов,Изучение и анализирование стандартов отрасли» | - | 2 |
Составить словарь терминов. Подготовить презентации: «Стандартизация и экология». | | |
Глава 2. Основы метрологии и сертификации. |
Тема 2.1 Метрология. | Самостоятельная работа обучающихся | 8 | 2 |
|
Метрология и научно-технический прогресс. Роль метрологии в повышении качества выпускаемой продукции и интенсификации производства. Триада приоритетных составляющих метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. |
Практическая работа №3. «Средства измеренийв отрасли.Проведение простейших и основных измерений». | - | 2 |
Проработать конспект занятия; Составить словарь терминов; Подготовить сообщение: «Измерение в прошлом». | | |
Тема 2.2 Сертификация. | Самостоятельная работа обучающихся | 8 | 2 |
Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации. Результаты сертификации: сертификат соответствия, сертификат предприятия, знак соответствия. Органы сертификации в ПМР Закон ПМР «О сертификации продукции и услуг». Ответственность за нарушение требований безопасности и правил сертификации товаров. Система оценки качества труда всех работающих на предприятии. |
Практическая работа №4. «Сертификаты,используемые в отрасли». | 2 | |
Проработать конспект занятия; Составить словарь терминов; | | |
Глава 3.Управление качеством и экономическое обоснование качества продукции. | | |
Тема 3.1 Управление качеством продукции и стандартиза- ции. | Самостоятельная работа обучающихся. | 6 | 1 |
Качество продукции и научно-технический прогресс. Совокупность мероприятий, направленных на повышение качества продукции, их классификация. Показатели качества продукции, их классификация, номенклатура и методы определения. Факторы, влияющие на качество продукции. Задачи стандартизации в управлении качеством продукции. Системный анализ в решении проблем стандартизации. Комплексные системы стандартов. |
Практическая работа №5 «Требования качества к основным видам продукции(услуг) и процессов». | - | 3 |
Проработать конспект занятия; Составить словарь терминов; Подготовить сообщение: «Интеграция управления качеством на базе стандартизации». | | |
Тема 3.2 Экономичес-кое обоснование качества продукции. | Самостоятельная работа обучающихся. | 6 | 2 |
Методы оценки качества продукции. Цели и задачи контроля качества продукции на предприятии отрасли. Виды и способы контроля. Технический контроль на предприятиях отрасли. Карта технического контроля. Нормативная документация ,применяемая при проверке качества продукции. Показатели экономической эффективности, принципы, методы расчета. Экономическая эффективность внедрения стандартов. Экономическое обоснование качества продукции. Экономическая эффективность новой продукции. |
Практические работы | - | - |
Составить словарь терминов; Подготовить сообщение: «Организация технического контроля на предприятиях отрасли». | | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Всего | 48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет по дисциплине «Метрология, стандартизация и подтверждение качества».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий ;
-компьютер, программное обеспечение, мультимедийный проектор;
Технические средства обучения:
-методические указания для проведения лабораторных и практических работ;
-измерительные приборы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Метрология, стандартизация и подтверждение качества: учебное пособие/Г.А.Любимова,Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2016. — 88 с. ЭБС «Лань»
Дополнительные источники:
1.Метрология: учебник / А.А. Брюховец [и др.] под общ.ред. С.А.Зайцева.-
2-е изд., перераб. и доп.-М.: ФОРУМ, 2011.-464 с.:ил.
2.Хрусталёва З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум: учебное пособие / З.А. Хрусталева. –М.: КНОРУС,2011-176с.
3.Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник.-М.:Юрайт-издат.2002.-296с
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Коды формируемых компетенций | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
| Умения: | |
ОК 1-9; ПК 1.1-1.3; ПК 2.1-2.3; ПК 3.1-3.5; ПК 4.1-4.5. | применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | наблюдение и оценка выполнения заданий |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | наблюдение и оценка выполнения заданий |
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества | наблюдение и оценка выполнения заданий |
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | наблюдение и оценка выполнения заданий |
Знания: | |
основные понятия метрологии; | устный опрос, письменная проверка |
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | решение задач, устный опрос |
формы подтверждения качества; | устный опрос, письменная проверка |
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации; | устный опрос |
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | устный опрос, письменная проверка |