СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» по специальности 09.02.08

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» по специальности 09.02.08»



СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


16

  1. условия реализации учебной дисциплины


21

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


24




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ


1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленная в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.08 Интеллектуальные интегрированные системы (квалификация «техник по интеллектуальным интегрированным системам»).

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578, 29.06.2017 г. № 613, от 12.08.2022 г., от 27.12.2023 г. № 1028) предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», и в соответствии с Рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо «О направлении рекомендаций» № 05-592 от 01.03.2023 г. Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения); Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.08 Интеллектуальные интегрированные системы;Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», рекомендованной Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (Протокол от 18.06.24 г. № 17).

Учебная дисциплина Основы безопасности и защиты Родины относится к общеобразовательному учебному циклу.


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является базовой дисциплиной обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования в рамках общеобразовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.08 Интеллектуальные интегрированные системы (квалификация «техник по интеллектуальным интегрированным системам»)

1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  • формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.


Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • готовность к служению Отечеству, защите Родины;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

метапредметных:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

  • развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

  • освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

  • приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • формирование установки на здоровый образ жизни;


предметных:

  • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

−− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

−− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

−− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

−− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

−− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

−− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

−− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

−− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

−− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

−− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

−− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

приобрести практический опыт:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи;

должен уметь:

  • предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

  • применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

  • владеть основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

должен знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности, репродуктивное здоровье;

  • наиболее распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;

  • факторы, пагубно влияющие на здоровье человека и учитывать их, исключая из своей жизни вредные привычки (курение, пьянство и т.д.);

  • основные меры защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • основы обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

  • способы вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.




Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые образовательные результаты обучения

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- сформировать представления о возможных источниках опасности в

различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной

среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами

предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;

- знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

- проявить нетерпимость к проявлениям насилия в социальном

взаимодействии;

- знать о способах безопасного поведения в цифровой среде;

- уметь применять их на практике;

- уметь распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в

деструктивную деятельность) и противодействовать им

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

- сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;

- владеть основами медицинских знаний: владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;

- сформировать представления о роли России в современном мире;

угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в

обеспечении мира; знать основы обороны государства и воинской службы;

прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знать

действия при сигналах гражданской обороны

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- знать основы безопасного, конструктивного общения,

- уметь различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе

криминального характера;

- уметь предупреждать опасные явления и противодействовать им

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;

- знать основы безопасного, конструктивного общения, уметь

различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе

криминального характера; умение предупреждать опасные явления и

противодействовать им;

- сформировать представления об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции;

- сформировать представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знать основы обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны;

- знать основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;

- знать основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформировать представления о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- сформировать представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владеть основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

- сформировать представления о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знать правила безопасного поведения на транспорте, уметь применять их на практике, знать о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;

- знать о способах безопасного поведения в природной среде; уметь применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформировать представления об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;

- знать основы пожарной безопасности; уметь применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности


1.3. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

Максимальная нагрузка обучающегося -78 часов, в том числе:

- теоретическое обучение –22 часа,

- практические занятия – 56 часов.


1.4. Форма контроля: дифференцированный зачет


2. СТРКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

78

в т.ч.


Основное содержание

78

в т. ч.:


теоретическое обучение

22

практические занятия

56

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Коды формируемых компетенций

1

2

3

4

Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи

24

ОК 01; ОК 02, ОК 04; ОК 07

Тема 1.1 В чем особенности картины опасностей современной молодежи.

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям.

2

Тема 1.2. Как выявить и описать опасности на дорогах

Содержание учебного материала

4

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек-участник дорожного движения.

2

Практическое занятие №1. Выявление опасности на дорогах

2

Тема 1.3. Понятие-риск.

Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Понятие: риски

4

Тема 1.4 Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся.

Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Понятие: опасности ситуаций для обучающихся в современном мире, способы их оценки и выработка алгоритма действий

2

Тема 1.5 Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС).

Содержание учебного материала

14

ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07

Понятие: опасности, риски, пожар

Предметное действие: опасность пожара в общественном месте – это способность явлений, процессов горения, причинять вред людям и материальным ресурсам;

2

Практическое занятие № 2. Опасность пожара в общественном месте. Риски в ситуации пожара в общественном месте.

2

Практическое занятие № 3. Средства индивидуальной защиты от опасных факторов пожара. Устройство противогаза. Порядок надевания противогаза. Отработка норматива надевания противогаза ГП-5.

2

Практическое занятие № 4. Защита жизни и здоровья в условиях пожара.

2

Практическое занятие № 5. Устройство и назначение первичных средств пожаротушения.

2

Практическое занятие №6. Отработка навыков применения огнетушителя при возникновении очага возгорания в учебном классе (офисе).

2


Практическое занятие №7. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара.

2


Раздел 2 Раздел 2 Антитеррористическая безопасность

10

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Тема 2.1 Как выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС).

Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в общественном месте - способы и методы снижения уровня действия опасных факторов теракта;

2

Тема 2.2. Как безопасно вести себя в ситуации. захвата заложников в общественном месте (ЧС).

Содержание учебного материала

8

ОК 04; ОК 07

Понятие: выработка алгоритма действий для снижения уровня действия опасных факторов теракта

2

Практическое занятие №8. Правила поведения при угрозе террористического акта.

2

Практическое занятие № 9. Опасности ситуации захвата заложников.

2

Практическое занятие № 10. Риск захвата заложников в общественном месте. Действия при ситуации захвата заложников в общественном месте.

2

Раздел 3 Риски для здоровья человека

10


Тема 2.3 Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС)

Содержание учебного материала

10

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Понятие: : риск – это количественная мера опасности, риски в ситуации пожара в общественном месте;

2

Практическое занятие № 11. Риски для здоровья.

2

Практическое занятие № 12 Риски на дорогах.

2

Практическое занятие № 13. Защита жизни и здоровья участников дорожного движения.

2

Практическое занятие № 14. Защита жизни и здоровья.

2

Раздел 4 Основы военной службы

16


Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России. Основные понятия о воинской обязанности

Содержание учебного материала

16

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Понятие: риск захвата заложников в общественном месте - количественная мера опасности для посетителя.

2

Практическое занятие № 15. Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих.

2

Практическое занятие № 16. Понятия об одиночной строевой подготовке. Строевые приемы и движение без оружия. Подход к начальнику и отход от него.

2

Практическое занятие № 17 Понятие о назначении и боевых свойствах оружия

2

Практическое занятие № 18 Назначение и ТТХ АК-74. Принцип действия автомата Калашникова.

2

Практическое занятие № 19.Порядок проведения неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

2

Практическое занятие №20. Отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата.

2

Практическое занятие №21. Сдача норматива по неполной разборке и сборке автомата.

2

Раздел 5 Медико-санитарная подготовка

18


Тема 5.1. Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания

Содержание учебного материала

12

ОК 02; ОК 04; ОК 07


Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности заболеваний.

2

Практическое занятие № 22 Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная вентиляция легких.

2

Практическое занятие № 23 Отработка навыков по проведению непрямого массажа сердца и искусственного дыхания на роботе-манекене «Александр»

2

Практическое занятие № 24. Виды кровотечений.

2

Практическое занятие № 25. Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.

2

Практическое занятие № 26. Понятие о средствах обеззараживания и дезинфекции.

2

Тема 5.2 Виды переломов.

Содержание учебного материала

6

ОК 04; ОК 07

Понятие: виды переломов

2

Практическое занятие № 27. Виды переломов. Порядок наложения шин. Понятие о средствах обеззараживания и дезинфекции.

2

Практическое занятие № 28. Способы самоспасения.

Дифференцированный зачёт.

2

Всего:


78


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение


Учебная аудитория для проведения занятий всех видов, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (кабинет безопасности жизнедеятельности)


Специализированная мебель, оборудование и инвентарь:

Стол учительский

доска меловая

столы (парты)

стулья

информационные стенды

Прибор ВПХР

Прибор ДП 5 В

Измеритель мощности дозы ДП-5А;

Радиометр ДП – 12,

Противогазы ГП 5, ГП-7

ОЗ

Макет АК-74

Технические средства обучения:

Компьютер

Мультимедиа проектор EPSON

Экран

Робот-манекен «Александр»



Тир (место для стрельбы):

Винтовки пневматические МР-512 кал. 4,5 мм

Пулеулавливатель

Стол для стрельбы с упора стоя

Маты


Перечень лицензионного программного обеспечения:

Антивирусная защита «AVP»

Microsoft включая OS Windows 10

Office 2016 (предоставлено головным офисом


Методическое обеспечение:

учебно- методический комплекс по учебной дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины».


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная

Основы безопасности жизнедеятельности. 10-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 383, [1] с. : ил., 4 л. цв. вкл. - ISBN 978-5-09-112223-7. - Текст : непосредственный.

Основы безопасности жизнедеятельности. 11-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 319, [1] с. : ил., 8 л. цв. вкл. - ISBN 978-5-09-112224-4. - Текст : непосредственный.

Основы безопасности жизнедеятельности. 10-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 383, [1] с. : ил., 4 л. цв. вкл. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2157192 (дата обращения: 17.06.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-09-112223-7. - Текст : электронный.

Основы безопасности жизнедеятельности. 11-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 319, [1] с. : ил., 8 л. цв. вкл. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2157190 (дата обращения: 17.06.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-09-112224-4. - Текст : электронный

Горский, В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы (базовый уровень) : учебник / В. А. Горский, С. В. Ким. - 5-е изд., стереотипное - Москва : Просвещение, 2022. - 400 с. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2090618 (дата обращения: 04.10.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-09-101698-7. - Текст : электронный.

Тебенькова, Е. А.. Основы безопасности и защиты Родины : учебник / Е. А. Тебенькова, И. Н. Семенов - Москва : КноРус, 2025. - 222 с. - URL: https://book.ru/book/955986 (дата обращения: 12.09.2024). - Режим доступа: ЭБС Book.ru, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-406-13935-6. - Текст : электронный.

Дополнительная

Микрюков, В. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности + еПриложение : дополнительные материалы : учебник / В. Ю. Микрюков. - Москва : КноРус, 2023. - 304 с. - ISBN 978-5-406-11971-6 - Текст : непосредственный.

Микрюков, В. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности + еПриложение : учебник / В. Ю. Микрюков. - Москва : КноРус, 2024. - 290 с. - URL: https://book.ru/book/953111 (дата обращения: 26.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Book.ru, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-406-12668-4. - Текст : электронный.

Сычев, Ю. Н. Основы безопасности и защиты Родины : учебное пособие / Ю. Н. Сычев. - Москва : ИНФРА-М, 2025. - 305 с. - (Среднее профессиональное образование). - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2146050 (дата обращения: 04.10.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-16-019935-1. - Текст : электронный.

Резчиков, Е. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10-11 классы : учебник для среднего общего образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 634 с. - (Общеобразовательный цикл). - URL: https://www.urait.ru/bcode/520561 (дата обращения: 26.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Юрайт, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-534-15640-9. - Текст : электронный.

Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 354 с. - (Профессиональное образование). - URL: https://www.urait.ru/bcode/513050 (дата обращения: 26.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Юрайт, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-534-03180-5. - Текст : электронный.

Данилина, М. В. Практикум по основам безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Данилина М. В. - Москва : Русайнс, 2021. - 308 с. - URL: https://book.ru/book/942025 (дата обращения: 24.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Book.ru, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-4365-8699-1. -Текст : электронный.

Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности / В. С. Долгов. - 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 188 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/288905 (дата обращения: 24.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Лань, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-507-45851-6. - Текст : электронный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.



Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

Р 1, Темы:1.6;

Р 4, Темы:4.1;


- Кейс-задание;

- Старт-задание;

- Задание исследование;

- Задание-эксперимент;

- Фронтальный опрос;

- Графический диктант;

- Защита алгоритма оказания первой помощи;

- Защита презентаций;

- Тестирование;

- Тест-задание;

- Защита работ прикладного модуля

- Выполнение заданий на дифференцированном зачете

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6

Р 2, Темы:2.1,2.2,2;

Р 4, Темы:4.1;

Р 5, Темы:5.1;


ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6

Р 2, Темы:2.1,2.2,2;

Р 4, Темы:4.1;

Р 5, Темы:5.1;


ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6

Р 2, Темы:2.1,2.2,2;

Р 4, Темы:4.1;

Р 5, Темы:5.1;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6

Р 2, Темы:2.1,2.2,2;

Р 4, Темы:4.1;

Р 5, Темы:5.1;


ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6

Р 2, Темы:2.1,2.2,2;

Р 4, Темы:4.1;

Р 5, Темы:5.1;


Приложение 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Успешное освоение учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах его освоения путем планомерной, систематической работы. В преподавании используются лекционные и практические формы проведения занятий, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.



Активные и интерактивные формы проведения занятий

Семестр

Вид занятия

Тема

Используемые активные и интерактивные формы

Количество часов

1

Практическое занятие

Химическая защита(противогаз)

Ситуационная игра.

2

2

Практическое занятие

Первая медицинская помощь. Отработка на роботе – тренажере «Александр» реанимационных действий.

Игровые (ролевая)

2

Итого

4




8