СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
условия реализации учебной дисциплины | 21 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленная в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.08 Интеллектуальные интегрированные системы (квалификация «техник по интеллектуальным интегрированным системам»).
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578, 29.06.2017 г. № 613, от 12.08.2022 г., от 27.12.2023 г. № 1028) предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», и в соответствии с Рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо «О направлении рекомендаций» № 05-592 от 01.03.2023 г. Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения); Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.08 Интеллектуальные интегрированные системы;Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», рекомендованной Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (Протокол от 18.06.24 г. № 17).
Учебная дисциплина Основы безопасности и защиты Родины относится к общеобразовательному учебному циклу.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является базовой дисциплиной обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования в рамках общеобразовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.08 Интеллектуальные интегрированные системы (квалификация «техник по интеллектуальным интегрированным системам»)
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
готовность к служению Отечеству, защите Родины;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметных:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
формирование установки на здоровый образ жизни;
предметных:
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
−− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
−− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
−− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
−− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
−− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
−− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
−− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
−− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
−− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
−− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
−− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
приобрести практический опыт:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи;
должен уметь:
предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
владеть основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
должен знать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности, репродуктивное здоровье;
наиболее распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;
факторы, пагубно влияющие на здоровье человека и учитывать их, исключая из своей жизни вредные привычки (курение, пьянство и т.д.);
основные меры защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
основы обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
способы вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые образовательные результаты обучения |
Общие | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - сформировать представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; - знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | - проявить нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; - знать о способах безопасного поведения в цифровой среде; - уметь применять их на практике; - уметь распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты | - сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - владеть основами медицинских знаний: владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера; - сформировать представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знать основы обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - знать основы безопасного, конструктивного общения, - уметь различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; - уметь предупреждать опасные явления и противодействовать им |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - знать основы безопасного, конструктивного общения, уметь различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; - сформировать представления об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции; - сформировать представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знать основы обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны; - знать основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; - знать основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформировать представления о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; | - сформировать представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владеть основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; - сформировать представления о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знать правила безопасного поведения на транспорте, уметь применять их на практике, знать о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; - знать о способах безопасного поведения в природной среде; уметь применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформировать представления об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования; - знать основы пожарной безопасности; уметь применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности |
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Максимальная нагрузка обучающегося -78 часов, в том числе:
- теоретическое обучение –22 часа,
- практические занятия – 56 часов.
1.4. Форма контроля: дифференцированный зачет
2. СТРКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 78 |
в т.ч. | |
Основное содержание | 78 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 22 |
практические занятия | 56 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Коды формируемых компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи | 24 | ОК 01; ОК 02, ОК 04; ОК 07 |
Тема 1.1 В чем особенности картины опасностей современной молодежи. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям. | 2 |
Тема 1.2. Как выявить и описать опасности на дорогах | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек-участник дорожного движения. | 2 |
Практическое занятие №1. Выявление опасности на дорогах | 2 |
Тема 1.3. Понятие-риск. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 04; ОК 07 |
Понятие: риски | 4 |
Тема 1.4 Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 04; ОК 07 |
Понятие: опасности ситуаций для обучающихся в современном мире, способы их оценки и выработка алгоритма действий | 2 |
Тема 1.5 Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС). | Содержание учебного материала | 14 | ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Понятие: опасности, риски, пожар Предметное действие: опасность пожара в общественном месте – это способность явлений, процессов горения, причинять вред людям и материальным ресурсам; | 2 |
Практическое занятие № 2. Опасность пожара в общественном месте. Риски в ситуации пожара в общественном месте. | 2 |
Практическое занятие № 3. Средства индивидуальной защиты от опасных факторов пожара. Устройство противогаза. Порядок надевания противогаза. Отработка норматива надевания противогаза ГП-5. | 2 |
Практическое занятие № 4. Защита жизни и здоровья в условиях пожара. | 2 |
Практическое занятие № 5. Устройство и назначение первичных средств пожаротушения. | 2 |
Практическое занятие №6. Отработка навыков применения огнетушителя при возникновении очага возгорания в учебном классе (офисе). | 2 | |
Практическое занятие №7. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара. | 2 | |
Раздел 2 Раздел 2 Антитеррористическая безопасность | 10 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Тема 2.1 Как выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС). | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в общественном месте - способы и методы снижения уровня действия опасных факторов теракта; | 2 |
Тема 2.2. Как безопасно вести себя в ситуации. захвата заложников в общественном месте (ЧС). | Содержание учебного материала | 8 | ОК 04; ОК 07 |
Понятие: выработка алгоритма действий для снижения уровня действия опасных факторов теракта | 2 |
Практическое занятие №8. Правила поведения при угрозе террористического акта. | 2 |
Практическое занятие № 9. Опасности ситуации захвата заложников. | 2 |
Практическое занятие № 10. Риск захвата заложников в общественном месте. Действия при ситуации захвата заложников в общественном месте. | 2 |
Раздел 3 Риски для здоровья человека | 10 | |
Тема 2.3 Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС) | Содержание учебного материала | 10 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Понятие: : риск – это количественная мера опасности, риски в ситуации пожара в общественном месте; | 2 |
Практическое занятие № 11. Риски для здоровья. | 2 |
Практическое занятие № 12 Риски на дорогах. | 2 |
Практическое занятие № 13. Защита жизни и здоровья участников дорожного движения. | 2 |
Практическое занятие № 14. Защита жизни и здоровья. | 2 |
Раздел 4 Основы военной службы | 16 | |
Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России. Основные понятия о воинской обязанности | Содержание учебного материала | 16 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Понятие: риск захвата заложников в общественном месте - количественная мера опасности для посетителя. | 2 |
Практическое занятие № 15. Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих. | 2 |
Практическое занятие № 16. Понятия об одиночной строевой подготовке. Строевые приемы и движение без оружия. Подход к начальнику и отход от него. | 2 |
Практическое занятие № 17 Понятие о назначении и боевых свойствах оружия | 2 |
Практическое занятие № 18 Назначение и ТТХ АК-74. Принцип действия автомата Калашникова. | 2 |
Практическое занятие № 19.Порядок проведения неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | 2 |
Практическое занятие №20. Отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата. | 2 |
Практическое занятие №21. Сдача норматива по неполной разборке и сборке автомата. | 2 |
Раздел 5 Медико-санитарная подготовка | 18 | |
Тема 5.1. Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания | Содержание учебного материала | 12 | ОК 02; ОК 04; ОК 07 |
Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности заболеваний. | 2 |
Практическое занятие № 22 Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная вентиляция легких. | 2 |
Практическое занятие № 23 Отработка навыков по проведению непрямого массажа сердца и искусственного дыхания на роботе-манекене «Александр» | 2 |
Практическое занятие № 24. Виды кровотечений. | 2 |
Практическое занятие № 25. Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки. | 2 |
Практическое занятие № 26. Понятие о средствах обеззараживания и дезинфекции. | 2 |
Тема 5.2 Виды переломов. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 04; ОК 07 |
Понятие: виды переломов | 2 |
Практическое занятие № 27. Виды переломов. Порядок наложения шин. Понятие о средствах обеззараживания и дезинфекции. | 2 |
Практическое занятие № 28. Способы самоспасения. Дифференцированный зачёт. | 2 |
Всего: | | 78 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (кабинет безопасности жизнедеятельности)
Специализированная мебель, оборудование и инвентарь:
Стол учительский
доска меловая
столы (парты)
стулья
информационные стенды
Прибор ВПХР
Прибор ДП 5 В
Измеритель мощности дозы ДП-5А;
Радиометр ДП – 12,
Противогазы ГП 5, ГП-7
ОЗ
Макет АК-74
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедиа проектор EPSON
Экран
Робот-манекен «Александр»
Тир (место для стрельбы):
Винтовки пневматические МР-512 кал. 4,5 мм
Пулеулавливатель
Стол для стрельбы с упора стоя
Маты
Перечень лицензионного программного обеспечения:
Антивирусная защита «AVP»
Microsoft включая OS Windows 10
Office 2016 (предоставлено головным офисом
Методическое обеспечение:
учебно- методический комплекс по учебной дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная |
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 383, [1] с. : ил., 4 л. цв. вкл. - ISBN 978-5-09-112223-7. - Текст : непосредственный. |
Основы безопасности жизнедеятельности. 11-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 319, [1] с. : ил., 8 л. цв. вкл. - ISBN 978-5-09-112224-4. - Текст : непосредственный. |
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 383, [1] с. : ил., 4 л. цв. вкл. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2157192 (дата обращения: 17.06.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-09-112223-7. - Текст : электронный. |
Основы безопасности жизнедеятельности. 11-й класс : учебник / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024. - 319, [1] с. : ил., 8 л. цв. вкл. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2157190 (дата обращения: 17.06.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-09-112224-4. - Текст : электронный |
Горский, В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы (базовый уровень) : учебник / В. А. Горский, С. В. Ким. - 5-е изд., стереотипное - Москва : Просвещение, 2022. - 400 с. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2090618 (дата обращения: 04.10.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-09-101698-7. - Текст : электронный. |
Тебенькова, Е. А.. Основы безопасности и защиты Родины : учебник / Е. А. Тебенькова, И. Н. Семенов - Москва : КноРус, 2025. - 222 с. - URL: https://book.ru/book/955986 (дата обращения: 12.09.2024). - Режим доступа: ЭБС Book.ru, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-406-13935-6. - Текст : электронный. |
Дополнительная |
Микрюков, В. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности + еПриложение : дополнительные материалы : учебник / В. Ю. Микрюков. - Москва : КноРус, 2023. - 304 с. - ISBN 978-5-406-11971-6 - Текст : непосредственный. |
Микрюков, В. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности + еПриложение : учебник / В. Ю. Микрюков. - Москва : КноРус, 2024. - 290 с. - URL: https://book.ru/book/953111 (дата обращения: 26.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Book.ru, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-406-12668-4. - Текст : электронный. |
Сычев, Ю. Н. Основы безопасности и защиты Родины : учебное пособие / Ю. Н. Сычев. - Москва : ИНФРА-М, 2025. - 305 с. - (Среднее профессиональное образование). - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2146050 (дата обращения: 04.10.2024). - Режим доступа: ЭБС Znanium.com, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-16-019935-1. - Текст : электронный. |
Резчиков, Е. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10-11 классы : учебник для среднего общего образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 634 с. - (Общеобразовательный цикл). - URL: https://www.urait.ru/bcode/520561 (дата обращения: 26.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Юрайт, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-534-15640-9. - Текст : электронный. |
Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 354 с. - (Профессиональное образование). - URL: https://www.urait.ru/bcode/513050 (дата обращения: 26.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Юрайт, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-534-03180-5. - Текст : электронный. |
Данилина, М. В. Практикум по основам безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Данилина М. В. - Москва : Русайнс, 2021. - 308 с. - URL: https://book.ru/book/942025 (дата обращения: 24.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Book.ru, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-4365-8699-1. -Текст : электронный. |
Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности / В. С. Долгов. - 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 188 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/288905 (дата обращения: 24.01.2024). - Режим доступа: ЭБС Лань, для зарегистрир. пользователей. - ISBN 978-5-507-45851-6. - Текст : электронный. |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Р 1, Темы:1.6; Р 4, Темы:4.1; | - Кейс-задание; - Старт-задание; - Задание исследование; - Задание-эксперимент; - Фронтальный опрос; - Графический диктант; - Защита алгоритма оказания первой помощи; - Защита презентаций; - Тестирование; - Тест-задание; - Защита работ прикладного модуля - Выполнение заданий на дифференцированном зачете |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р 2, Темы:2.1,2.2,2; Р 4, Темы:4.1; Р 5, Темы:5.1; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р 2, Темы:2.1,2.2,2; Р 4, Темы:4.1; Р 5, Темы:5.1; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р 2, Темы:2.1,2.2,2; Р 4, Темы:4.1; Р 5, Темы:5.1; |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р 2, Темы:2.1,2.2,2; Р 4, Темы:4.1; Р 5, Темы:5.1; |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р 2, Темы:2.1,2.2,2; Р 4, Темы:4.1; Р 5, Темы:5.1; |
Приложение 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Успешное освоение учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах его освоения путем планомерной, систематической работы. В преподавании используются лекционные и практические формы проведения занятий, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.
Активные и интерактивные формы проведения занятий
Семестр | Вид занятия | Тема | Используемые активные и интерактивные формы | Количество часов |
1 | Практическое занятие | Химическая защита(противогаз) | Ситуационная игра. | 2 |
2 | Практическое занятие | Первая медицинская помощь. Отработка на роботе – тренажере «Александр» реанимационных действий. | Игровые (ролевая) | 2 |
Итого | 4 |
8