ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №243
рабочая ПРОГРАММа учебной практики
по профессии
18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»
со сроком обучения 5 месяцев
Форма обучения – очная
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Профессиональных стандартов «Слесарь-электрик» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 сентября 2014г. № 646н), «Специалист по сборке агрегатов и автомобиля» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 ноября 2014г. № 877н),
Профессия согласно Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513): 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №243.
Разработчики:
Ширяев Юрий Борисович, мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» ФКП образовательного учреждения №243;
Рекомендована Методической комиссией ФКП образовательного учреждения №243 Протокол № 5 от «30» мая 2018г.
©Ширяев Ю.Б.; ФКПОУ № 243,
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной практики | 4 |
2. результаты освоения учебной практики | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание учебной практики | 7 |
4 условия реализации программы учебной практики | 10 |
5. Контроль и оценка результатов освоения видов профессиональной деятельности | 17 |
паспорт ПРОГРАММЫ учебной практики
по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки персонала по рабочей профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей в части освоения вида профессиональной деятельности (ВДП):
ВПД1: Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок;
ВПД2: Сборка и контроль технического состояния агрегатов и систем автомобиля и соответствующих обобщенных трудовых функций
ОТФ1: Обслуживание и ремонт простых электрических цепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин.
ОТФ2: Осуществление сборки, проверки и регулировки функций агрегатов и систем автомобиля.
Примерная программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (профессиональная подготовка, переподготовка по смежным профессиям, повышение квалификации).
1.2. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам освоения учебной практики
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующей обобщенной трудовой функцией обучающийся в ходе учебной практики должен освоить:
Трудовые функции:
A/01.3 Ремонт простых деталей и узлов электроаппаратов и электрических машин
А/07.3 Проверка и регулировка функций агрегатов и систем автомобиля.
Уметь:
А/01.3
Пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения данной трудовой функции;
Пользоваться индивидуальными средствами защиты при выполнении работы;
А/07.3
Производить работы в соответствии с технологическим процессом и технологической документацией;
Устранять выявленные дефекты.
Знать:
А/01.3
Правила охраны труда на рабочем месте в пределах выполняемых работ;
Правила оказания первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях, специфичных для данной трудовой функции;
Приемы основных видов слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ при выполнении трудовой функции;
Простейшие инструменты и приспособления для сборки, разборки и очистки устройства;
Меры пожарной профилактики при выполнении работ;
Конструктивные особенности обслуживаемого узла;
Технология выполнения работ.
А/07.3
1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики:
учебной практики – 264 часа.
2. результаты освоения учебной практики.
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
ВПД1: Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок;
ВПД2: Сборка и контроль технического состояния агрегатов и систем автомобиля, в том числе трудовыми функциями и умениями:
Код | Наименование результата обучения |
А/01.3 |
Умения У1 У2 | Пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения данной трудовой функции; Пользоваться индивидуальными средствами защиты при выполнении работы; |
А/07.3 |
У1 У2 | Производить работы в соответствии с технологическим процессом и технологической документацией; Устранять выявленные дефекты; |
3. СТРУКТУРА и содержание учебной практики по профессии
«Слесарь по ремонту автомобилей»
3.1. Тематический план учебной практики
Вид профессиональной деятельности | Наименование разделов | Коды трудовых функций | Учебная практика, (часов) |
ВПД1: Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок; ВПД2: Сборка и контроль технического состояния агрегатов и систем автомобиля | Раздел 1. Ремонт простых деталей и узлов электроаппаратов и электрических машин Раздел 2. Проверка и регулировка функций агрегатов и систем автомобиля | А/01.3 А/07.3 | 42 222 |
| | ВСЕГО: | 264 |
3.2. Содержание обучения учебной практики по профессии «Автомеханик».
Наименование разделов профессиональной деятельности и тем | Содержание практических занятий | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
УП.00. Учебная практика |
Раздел 1. | Ремонт простых деталей и узлов электроаппаратов и электрических машин |
Тема 1.1 Введение | Виды работ: Разметка, рубка, резка металла. Правка и гибка, опиливание и распиливание. Притирка, доводка и шабрение. Сверление, зенкерование и развертывание. Нарезание резьбы. Клёпка, пайка, склеивание, запрессовка | 12 |
Тема 1.2 Технологический процесс слесарной обработки | Виды работ: Разборка устройства с применением простейших приспособлений. Очистка, протирка, продувка или промывка устройства, просушка его. Сборка устройства. | 12 |
Контрольная практическая работа по завершению раздела |
Раздел 2 | Проверка и регулировка функций агрегатов и систем автомобиля | |
Тема 2.1 Общее устройство автомобиля. | Виды работ: Кузов. Проверка работоспособности систем Регулировка агрегатов и систем Ремонт устройства с применением простейших приспособлений и с использованием готовых деталей из ремонтного комплекта Рулевое управление и тормозная система Проверка работоспособности систем Регулировка агрегатов и систем Ремонт устройства с применением простейших приспособлений и с использованием готовых деталей из ремонтного комплекта Трансмиссия и ходовая часть Проверка работоспособности систем Регулировка агрегатов и систем Ремонт устройства с применением простейших приспособлений и с использованием готовых деталей из ремонтного комплекта | 80 |
Тема 2.2 Двигатель. | Виды работ: Двигатель. Проверка работоспособности систем Регулировка агрегатов и систем Ремонт устройства с применением простейших приспособлений и с использованием готовых деталей из ремонтного комплекта | 160 |
Контрольная практическая работа по завершению раздела | |
| ВСЕГО: | 264 |
4. условия реализации программы учебной практики
ПО ПРОФЕССИИ «Слесарь по ремонту автомобилей»
4.1. Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы предполагает наличие учебно-производственной мастерской.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
персональный компьютер;
звуковоспроизводящая аппаратура;
шкафы для методических материалов, слесарного и измерительного инструмента;
макеты автомобиля, его узлов и деталей;
верстак слесарный с тисами;
лежак;
мерные емкости для слива технологических жидкостей;
аптечка автомобильная;
знак аварийной остановки;
ванна моечная, и средства очистки;
водонагреватель;
домкрат гидравлический подкатной;
подставки;
тележка на колесах;
стенд поворотный;
плита рихтовочная;
стойка-стеллаж;
набор слесарного инструмента и измерительных средств;
набор приспособлений для визуального контроля;
средства индивидуальной защиты автомеханика;
металлический ящик под обтир;
учебные места для проведения работ по техническому обслуживанию;
учебно-методическая документация:
карточки-задания по разделам модулей
контрольно-измерительные материалы по темам модулей
инструкционные карты по выполнению ремонтных и монтажных работ
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С.Кузнецов. – 5-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля : в 2 ч. Ч. 1: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.С.Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля : в 2 ч. Ч. 2: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.С.Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 256 с.
Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.И.Нерсесян. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 192с.
Правила дорожного движения Российской Федерации. Иллюстрированное издание. - М.: ООО «Мир Автокниг», 2016. - 64с., ил.
Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: учебник водителя автотранспортных средств категории «В» / В.А.Родичев, А.А.Кива. – 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 80с.
Дополнительные источники:
Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: учебник для нач. проф. образования / С.К.Шестопалов. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 544 с.
Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник водителя автотранспортных средств категории «С» / В.А.Родичев. -6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.
Ксенофонтов И.В. Устройство и техническое обслуживание мотоциклов. Учебник водителя транспортных средств категории «А». – М.: ООО «книжное издательство «За рулем», 2008. – 128 с.: ил., табл.
Шпаргалка автомобилиста. Все автомобильные термины / Сост. и авт. предисл. В.В.Котляр. – М.: Эксмо, 2008. – 96с. – (Правила дорожного движения).
Харитонов С.А., Сологуб С.А., Нагайцев М.В. Автоматические коробки передач. Инструкция по эксплуатации, диагностике и техобслуживанию. – М.: Легион-Автодата, 2007. -80с.: ил.
Громаковский А., Бранихин Г. Покраска автомобиля и кузовные работы (+CD с видеокурсом). – СПб.: Питер, 2009. – 192с.: ил. – (Серия «Автодело»).
Громаковский А.А. Диагностика неисправностей автомобиля в понятных схемах. – СПб.: 2009. – с.: ил. – (Серия «Автошпаргалка»).
Стуканов В.А. Устройство автомобилей. Сборник тестовых заданий: учебное пособие / В.А.Стуканов. – М.: ИД «Форум»: ИНФА-М, 2011. – 192с.: ил. – (Профессиональное образование).
ВАЗ-2110, -2111, -2112 с двигателями 1,5; 1,5i; 1,6i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2009. – 296с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
ВАЗ-1111, -1113 с двигателями 0,65; 0,75. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2002. – 186с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
ВАЗ-2107, -21072, -21073-04, -21074 с двигателями 1,5; 1,3; 1,7; 1,6. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2000. – 176с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
«Москвич» 2140, 2140LS «Люкс», 21401, 21403, 21406, 2138, 2734. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2002. – 208с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
RENAUT LOGAN с двигателями 1,4i; 1,6i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2009. – 272с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
CHEVROLET LANOS с двигателем 1,5i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2009. – 272с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
LADA PRIORA ВАЗ-2170 с двигателем 1,6i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2008. – 296с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
LADA KALINA ВАЗ-11173. -11183. -11193 с двигателями 1,4i; 1,6i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2008. – 240с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
FORD FOCUS с двигателями 1,6i; 1,8i; 2,0i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2009. – 344с.: ил. – (Серия «Своими силами»).
Вершигора В.А. и др. Автомобили «Жигули» ВАЗ-2103, -2106 и их модификации: устройство и ремонт / В.А.Вершигора, А.П.Игнатов, К.В.Новокшонов, К.Б.Пятков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1994. 255с., ил., табл.
Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109: Многокрасочный альбом/Г.К.Мирзоев, В.А.Вершигора, А.П.Игнатов и др. – М.: Машиностроение, 1989. -92с.; ил.
Ершов Б.В., Юрченко М.А. Легковые автомобили ВАЗ: Конструкция и техническое обслуживание. – 6-е изд., стереотип.- Киев: «Вища школа». Головное изд-во, 1980. – 168с.
Электронная справочная литература.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса по учебной практике
Профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам. Практика является обязательным разделом программы. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации программы предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. Учебная практика (производственное обучение) проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися трудовых функций в рамках теоретических дисциплин и реализуется рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального цикла.
Цели и задачи, прграммы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются:
активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов,
анализ производственных ситуаций,
тренинги, практические занятия.
Освоению учебной практики должно предшествовать изучение следующих учебных дисциплин:
Электротехника |
Материаловедение |
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии профессиональной подготовки должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Мастера производственного обучения: квалификация на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
.
5. Контроль и оценка результатов учебной практики
ПО ПРОФЕССИИ «Слесарь по ремонту автомобилей»
Целью оценки по учебной и практике является оценка трудовых действий:
5.1. Виды работ практики и проверяемые результаты обучения по
учебной практике:
Виды работ практики | Коды проверяемых действий, умений |
Разметка, рубка, резка металла. Правка и гибка, опиливание и распиливание. Притирка, доводка и шабрение. Сверление, зенкерование и развертывание. Нарезание резьбы. Клёпка, пайка, склеивание, запрессовка Разборка устройства с применением простейших приспособлений. Очистка, протирка, продувка или промывка устройства, просушка его. Сборка устройства. | ТД1 Разборка устройства с применением простейших приспособлений ТД2 Очистка, протирка, продувка или промывка устройства, просушка его ТД3 Сборка устройства У1, У2 |
Проверка работоспособности систем Регулировка агрегатов и систем Ремонт устройства с применением простейших приспособлений и с использованием готовых деталей из ремонтного комплекта | ТД4 Разборка устройства с применением простейших приспособлений ТД5 Очистка, протирка, продувка или промывка устройства, просушка его ТД6 Ремонт устройства с применением простейших приспособлений и с использованием готовых деталей из ремонтного комплекта ТД7 Сборка устройства ТД8 Регулировка агрегатов и систем автомобиля ТД9 Проверка работоспособности систем автомобиля У1, У2 |
4