СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УД "Основы художественного проектирования" профессионального обучения по профессии 16909 «ПОРТНОЙ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины "Основы художественного проектирования" является частью основной профессиональной образовательной программы, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 16909 «Портной»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УД "Основы художественного проектирования" профессионального обучения по профессии 16909 «ПОРТНОЙ»»

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАУ КО ПОО КСТ

__________ Алукриева А.С.

« » __________ 2023 год





ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

профессионального обучения

по профессии 16909 «ПОРТНОЙ»













Профессия –16909 «Портной»

Трудоемкость – 1380 часов





г. Калининград

2023 год



ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Должностные лица, представители работодателей

ГАУ КО ПОО КСТ




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______________

«____» ______________ 2023 г.



РЕКОМЕНДОВАНО и СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

образовательной организации

Протокол № __ от «__»_____ 2023 г.

Председатель _____













Программа разработана на основе Профессионального стандарта 16909 «Портной».

Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма».

Разработчики преподаватели: Егорова И.А.

Заведующий отделением:































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 16909 «Портной»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять построение фигуры человека по схеме;

- выполнять построение силуэтной формы костюма;

- проектировать костюм с заданными свойствами;

- выполнять построение отдельных деталей одежды с использованием геометрического черчения;

- использовать геометрические построения в создании композиционных мотивов рисунка;

- гармонично сочетать цвета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- пропорциональные отношения фигуры человека;

- построение фигуры по схемам;

- основные законы композиции;

- силуэтные формы костюма;

- детали одежды в художественном проектировании изделий;

- цвет в художественном проектировании;

-гармоничные цветовые сочетания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать

профессиональными компетенциями:

ПК 1.1

Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом.

ПК 1.2

Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.

ПК 1.3

Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий.

ПК 1.4

Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.

ПК 1.5

Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудованием для влажно-тепловой обработки.

ПК 1.6

Соблюдать правила безопасности труда.

ПК 1.7

Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки слушателя 68 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

34

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


Учебно-тематический план дисциплины «Основы художественного проектирования»

Наименование тем

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические занятия

Раздел 1. Фигура человека как объект проектирования одежды

1/2-1/4 Тема 1.1 Художественное проектирование как основа дизайна

4

4


1/6 Тема 1.2 Каноны пропорций человеческой фигуры

2

2


1/8-1/10 Тема 1.3 Построение фигуры человека

4

2

2

1/12-1/14 Тема 1.4 Стилизация фигуры человека

4

2

2

Итого

14

10

4

Раздел 2. Основы композиции костюма

1/16 Тема 2.1 Основные законы композиции

2

2


1/18-1/20 Тема 2.2 Правила композиционного построения и оформления эскизов

4

2

2

1/22-1/24 Тема 2.3 Пропорции в костюме

4

2

2

Итого

10

6

4

Раздел 3. Силуэтные формы костюма

1/26 Тема 3.1. Виды силуэтных форм

2

2

-

1/28 Тема 3.2 Формообразование и силуэт в одежде.

2


2

1/30-1/34 Тема 3.3 Построение силуэтных форм костюма. Детали одежды в силуэтных формах костюма

6

4

2

1/36 Тема 3.4 Разработка силуэтов из однородных геометрических фигур

2


2

1/38-1/48 Тема 3.5 Стилистика костюма и мода

12

4

8

Итого:

24

10

14

Раздел 4. Цвет в художественном проектировании

1/50-1/52 Тема 4.1 Цвет в композиции костюма

4

2

2

1/54-1/58 Тема 4.2 Гармоничные цветовые сочетания. Основные понятия и термины цветоведения

6

2

4

1/60-1/66 Тема 4.3 Разработка эскизов моделей одежды с использованием художественных возможностей гармоничных цветовых сочетаний.

8

2

6

1/68 Дифференцированный зачет

2

2


Итого:

20

8

12

Всего:

68

34

34



Содержание

Раздел 1. Фигура человека как объект проектирования одежды

Тема 1.1 Художественное проектирование как основа дизайна

Что изучает предмет художественное проектирование одежды. Функции современной одежды: утилитарная, социальная, эстетическая, экономическая. Основные методы дизайна. Определение понятия «проектирование», «дизайн», «эскиз»; виды эскизов (фор-эскиз, творческий эскиз, технический рисунок). Инструменты и материалы для выполнения эскизов. Техники выполнения эскизов. Таблица с описанием видов эскизов. Упражнения по изображению эскизов в графических техниках.

Тема 1.2 Каноны пропорций человеческой фигуры

Связь костюма с фигурой человека: пропорциональное строение фигуры человека. Каноны красоты фигуры. Таблица: «Типы фигур у женщин».

Тема 1.3 Построение фигуры человека

Понятие «модуль». Этапы построения фигуры человека. Особенности в построении женской, мужской и детской фигуре.

Практические занятия:

  • Зарисовка фигуры человека. Построение женской фигуры. Обозначение конструктивных поясов фигуры

Тема 1.4 Стилизация фигуры человека

Понятие стилизации изображения фигуры. Индивидуальный стиль.

Практические занятия:

  • Выполнение изображения человека с использованием стилизации.

Раздел 2. Основы композиции костюма

Тема 2.1. Основные законы композиции

Композиция, основные понятия. Композиция костюма. Форма – основа композиции. Композиционный центр костюма. Изображение материалов с различными пластическими свойствами Основные законы и средства композиции.

Тема 2.2. Правила композиционного построения и оформления эскизов

Основные правила композиционного построения эскизов и оформления эскизов (расположение одной фигуры на листе, расположение нескольких фигур на листе, расположение фигуры со смещением центра и др.)

. Практические занятия:

  • Выполнение эскизов одежды на фигуре с применением правил композиционного построения.

Тема 2.3 Пропорции в костюме

Определение понятия «пропорции». Понятие об отношениях частей одежды. Виды отношений.

Практические занятия:

  • Выявление модных пропорциональных соотношений. Разработка эскизов одежды с различными пропорциональными отношениями

Раздел 3. Силуэтные формы костюма

Тема 3.1. Виды силуэтных форм

Определение понятия «силуэт». Основные силуэтные формы в проектировании костюма (прилегающая, полуприлегающая, прямая, трапециевидная, овальная). Таблица с описанием основных силуэтных форм костюма.

Тема 3.2 Формообразование и силуэт в одежде.

Практические занятия:

  • Разработка эскизов костюма различных силуэтных форм

Тема 3.3 Построение силуэтных форм костюма. Детали одежды в силуэтных формах костюма

Практические занятия:

  • Разработка и построение эскизов костюмов различных силуэтных форм.

  • Выполнение построения отдельных деталей одежды с использованием геометрического черчения.

Тема 3.4 Разработка силуэтов из однородных геометрических фигур

Практические занятия:

  • Разработка и выполнение построения силуэтов из однородных геометрических фигур.

Тема 3.5 Стилистика костюма и мода

Стилевые тенденции в костюме: понятия «стиль», «стилевая тенденция». Многообразие стилей в искусстве и ограниченность их проявления в костюме. Разновидности стилевых тенденций в организации костюма: классическая, спортивная, фольклорная, романтическая, «милитари».

Практические занятия:

  • Разработка эскизов в разных стилях:

классическом, спортивном, фольклорном, романтическом, «милитари» и др.

Раздел 4 Цвет в художественном проектировании

Тема 4.1 Цвет в композиции костюма

Цвет и его основные характеристики: цветовой круг и его организация. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота и насыщенность цветов. Свойства цветов и их использование в моделировании одежды.

Практические занятия:

  • Выполнение зарисовки цветового круга из основных и дополнительных цветов его организация. Получение промежуточных оттенков чистых цветов. Получение цветовых оттенков от исходного цвета с уменьшенной насыщенностью.

Тема 4.2 Гармоничные цветовые сочетания. Основные понятия и термины цветоведения

Использование структуры цветового круга для построения цветовых гармонических сочетаний. Гармонии трёх последовательно расположенных цветов. Цветовые гармонии: родственные, родственно-контрастные, контрастные цвета.

Практические занятия:

  • Выполнение зарисовки гармонии: трёх последовательно расположенных цветов. Организация цветовых гармоний: родственных, родственно-контрастных, контрастных цветов.

Тема 4.3 Разработка эскизов моделей одежды с использованием художественных возможностей гармоничных цветовых сочетаний.

Практические занятия:

  • Выполнение эскизов моделей одежды в сочетании ахроматических цветов

  • Выполнение эскизов моделей одежды в сочетании родственных цветов

  • Выполнение эскизов моделей одежды в сочетании контрастных цветов

  • Выполнение эскизов моделей одежды в гармоничном сочетании родственно-контрастных цветов.

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:

«Основы художественного проектирования»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий «Основы художественного проектирования»;

- наглядные пособия;

- мольберты;

- манекены.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер

- интерактивная система;

- проектор;

- программное обеспечение общего назначения;

- учебное программное обеспечение

- литература для преподавателя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Ермилова, В.В., Композиция костюма. Москва, Издательство «Юрайт», 2020.

2. Шурманова А. С., Основы художественного проектирования костюма, Учебное пособие, Челябинск, Издательский дом «Медиа-Принт», 2021

3. Макеева, Н.С. Основы художественного проектирования костюма, Практикум Москва, Издательский центр «Академия», 2008


Дополнительные источники:

  1. Козлова, Т.В. Художественное проектирование костюма, Монография, Москва, Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 20024

  2. Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М., Хамматова В.В. и др. Проектирование костюма, Учебник, Москва, Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2024

  3. Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М., Хамматова В.В. и др. Основы композиции (в проектировании костюма), Учебник, Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2024

  4. Авторский коллектив: Сафина Л. А., Тухбатуллина Л. М., Хамматова В. В.), Абуталипова Л. Н., «Проектирование костюма (адресное проектирование)» Учебник, Казань, Издательство «МЕДДОК», 2017

  5. Ермилова Д. Ю., Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма, учебное пособие для среднего профессионального образования, Москва, Издательство «Юрайт», 2023


3.3 Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые на занятиях:

лекция с заранее объявленными ошибками, мини-лекция, разминка, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением, просмотр и обсуждение видеофильмов, «Мозговой штурм», обратная связь, работа в малых группах, метод проектов, метод обучения в парах.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:


строить фигуру по схеме;

Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ.

проектировать костюм с заданными свойствами;

Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ.

проектировать силуэтные формы костюма;

Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ.

Знать:


пропорциональные отношения фигуры человека;

Тестирование. Экспертная оценка выполнения практических работ.

силуэтные формы костюма;

Тестирование. Экспертная оценка выполнения практических работ.

основные композиционные закономерности.

Тестирование. Экспертная оценка выполнения практических работ.

ОК1-ОК7

Промежуточный и итоговый тестовый контроль, устный опрос. Практические и занятия.

Внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа, работа с электронными презентациями).

Дифференцированный зачет.

ПК1.1.- ПК 1.7

Промежуточный и итоговый тестовый контроль, устный опрос. Практические и лабораторные занятия.

Внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа, работа с электронными презентациями).

Дифференцированный зачет.



5. Общие требования к организации учебной и производственной практики

Учебная практика проводится в кабинете «Швейный цех» рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Учебную практику рекомендуется проводить при делении группы на подгруппы, что способствует индивидуализации и повышению качества обучения.

Реализация программы профессионального обучения по профессии 16909 «Портной» предполагает обязательную производственную практику, которая проводится в организациях, направление деятельности которых соответствуют профилю.

Учебная практика

Виды работ

Учебная практика

Виды работ

180

1/2 -1/6

1. Инструктаж по технике безопасности и охране труда при работе в швейной мастерской, противопожарным мероприятиям. Создание безопасных условий труда в швейной мастерской

6

2. Организация рабочего места.

Отработка заправки, регулировки, пуска швейных машин

3. Обслуживание швейных машин и оборудования для выполнения ВТО

4. Выполнение прямых и параллельных строчек

5. Выполнение ломаных строчек

6. Выполнение овальных и криволинейных строчек

1/8 – 1/12

7. Выполнение машинных швов: соединительных

6

8. Выполнение машинных швов: стачных

9. Выполнение приёмов ВТО

1/14 – 1/18

10. Выполнение машинных швов: двойной и расстрочной запошивочный

6

1/20 – 1/24

11. Выполнение машинных швов: в подгибку (с закрытым срезом, с открытым срезом, московский шов)

6

1/26– 1/30

12. Выполнение машинных швов с окантовкой косой бейкой, с тесьмой

6

1/32 - 1/36

13. Изготовление косынки с обметанными срезами:

- декатировка ткани, ВТО

- раскрой косынки

- обметывание срезов

- заключительное ВТО

6

1/38 – 1/42

1/44 – 1/48

1/50-1/54

1/56-1/60

1/62-1/66

1/68-1/72

14. Изготовление кухонных полотенец из вафельного полотна, рогожки, махрового полотна:

- декатировка ткани, ВТО

- выполнение расчета и раскроя тканного плотна

- заметывание и обработка срезов швом в подгибку с закрытым срезом

- изготовление и пришивание петель для подвешивания полотенец

- ВТО готовых полотенец

36

1/74-1/78

1/80-1/84

15. Изготовление кухонных прихваток «капелька»:

- выполнение расчета и раскроя прихваток из основной ткани и прокладочного материала ватина

- выстегивание деталей с утепляющей прокладкой ватин

36

1/86-1/90

1/92-1/96

16. Заготовка косой бейки из х/б ткани для окантовки прихваток:

- ВТО и декатировка ткани

- раскрой полос по косой

- сметывание и стачивание полос швом в разутюжку

- ВТО готовой косой бейки

1/98-1/102

1/104-1/108

17. Обработка выстеганных деталей прихваток «капелька»:

- соединение слоев и окантовка срезов косой бейкой

- ВТО прихватки в готовом виде

1/110-1/114

1/116-1/120

1/122-1/126

1/128-1/132

1/134-1/138

1/140-1/144

18. Изготовление кухонных прихваток «рукавиц»:

- ВТО и декатировка ткани

- раскрой основного материала и прокладочного материала ватин

- выстегивание деталей параллельными строчками

- стачивание деталей по контуру

- соединение деталей рукавиц между собой

- заготовка подвесных петель

- обработка нижних срезов рукавиц окантовкой косой бейкой с петлей

36

11/146-1/150

1/152-1/156

1/158-1/162

19. Изготовления простыни (простая и на резинке)/чехол на матрас:

- ВТО ткани– декатировка

- расчет и раскрой простыни/ чехол на матрас

36

1/164-1/168

1/170-1/174

1/176-1/180

- сметывание и обработка срезов швом в подгибку с закрытым срезом

- ВТО швов на всех этапах изготовления





17