Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор школы
__________/В.М. Лукашевич/ ___________О.Г.Аксёнова/
«30» августа 2024г. Приказ №_230___
от «02» августа 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
Направление_Духовно-нравственное_
Наименование программы__«Уроки нравственности__
Класс_9в _
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель рабочей программы
учитель истории и ОСЖ
первой категории
Собинова Татьяна Николаевна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _1_от « 29 » августа2024 г.
Руководитель ШМО: _________ /Ы.Ж. Дубровина/
Структура рабочей
программы по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
1.Пояснительная записка.
2.Содержание программы.
3.Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.
4.Тематическое планирование.
5.Литература.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 17 августа 2022 года № 7927«Об особенностях организации внеурочной деятельности по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в 2022/2023 учебном году»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”;
- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1 «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2024-2025 учебный год
Актуальность программы внеурочной деятельности определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Уроки нравственности должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Важно пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель: формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья духовно-нравственных ориентиров, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Задачи:
1.Знакомить детей с правилами поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах, на природе. 2. Способствовать формированию стремления избегать плохих поступков, умения признавать их и анализировать. 3. Способствовать освоению первичных навыков коллективной работы и развитию коммуникативных навыков, становлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. 4.Способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к родителям, учителям, воспитателям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим. 5. Способствовать развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям. 6. Способствовать формированию навыков заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
2.Содержание программы
5 класс (35 часов)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (4ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Чему нас научили уроки нравственности?
6 класс (35 часов)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (11ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
класс (33 часов)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (9 ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
класс (35 часов)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (9 ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
3.Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.
1. Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
2. Предметные результаты:
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
имеет нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; почтительно относится к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знает традиции своей семьи и школы, бережно относится к ним. имеет первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; | имеет начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; приобретение опыта доброго общения с людьми; проявление сильных добрых сторон характера; возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки; построение жизни коллектива по законам победы добра над злом. |
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности Модуль для 5 «а» класса |
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
Правила поведения в школе (6 часов) | |
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | |
2 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | |
3 | Правила поведения в гардеробе. | 1 | |
4 | Правила поведения в библиотеке. | 1 | |
5 | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | |
6 | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | |
О добром отношении к людям (10 часов) | |
7 | Что такое «добро и зло». | 1 | |
8 | Что такое «добро и зло». | 1 | |
9 | «Ежели вы вежливы». | 1 | |
10 | «Ежели вы вежливы». | 1 | |
11 | Добрые и недобрые дела. | 1 | |
12 | Добрые и недобрые дела. | 1 | |
13 | Ты и твои друзья. | 1 | |
14 | Ты и твои друзья. | 1 | |
15 | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | |
16 | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | |
Как стать трудолюбивым (7 часов) | |
17 | «Ученье-свет, а неученье - тьма». | 1 | |
18 | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | |
19 | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | |
20 | Наш труд в классе. | 1 | |
21 | Наш труд в классе. | 1 | |
22 | Мой труд каждый день дома. | 1 | |
23 | Мой труд каждый день дома. | 1 | |
Правила опрятности и аккуратности. (5 часов) | |
24 | Культура внешнего вида. | 1 | |
25 | Культура внешнего вида. | 1 | |
26 | Каждой вещи своё место. | 1 | |
27 | Каждой вещи своё место. | 1 | |
28 | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | |
Правила поведения на улице и дома. (4часа) | |
29 | Как вести себя на улице и дома. | 1 | |
30 | Как вести себя на улице и дома | 1 | |
31 | Как вести себя с незнакомцами | 1 | |
32 | Как вести себя с незнакомцами | 1 | |
Школьный этикет. ( 3 часа) | |
33 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | |
34 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | |
35 | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | |
| Модуль для 6 «а» класса | | |
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | |
Культура общения ( 9 часов) | |
1 | Этикет (повторение). | 1 | |
2 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | |
3 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | |
4 | Встреча и развлечение гостей. | 1 | |
5 | Встреча и развлечение гостей. | 1 | |
6 | Поведение в гостях. | 1 | |
7 | Поведение в гостях. | 1 | |
8 | Как дарить подарки. | 1 | |
9 | Как дарить подарки. | 1 | |
Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа) | |
10 | Заповеди. | 1 | |
11 | Заповеди. | 1 | |
12 | Дал слово-держи. | 1 | |
13 | Дал слово-держи. | 1 | |
Дружеские отношения( 11 часов) | |
14 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | |
15 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | |
16 | Преданный друг. | 1 | |
17 | О доброте и бессердечие. | 1 | |
18 | О доброте и бессердечие. | 1 | |
19 | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | |
20 | О зависти и скромности. | 1 | |
21 | О зависти и скромности. | 1 | |
22 | О доброте и жестокосердии. | 1 | |
23 | В мире мудрых мыслей. | 1 | |
24 | В мире мудрых мыслей. | 1 | |
Понять другого ( 11 часов) | |
25 | Золотые правила. | 1 | |
2627 | Золотые правила. | 2 | |
28 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | |
29 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | |
30 | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | |
31 | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | |
32 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | |
3334 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 2 | |
35 | Обзор курса этики за год. | 1 | |
Модуль для 7 «а», 7 «в» классов |
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
Культура общения ( 9 часов) | |
1 | Этикет разговора. | 1 | |
2 | Обращение к разным людям. | 1 | |
3 | Обращение к разным людям. | 1 | |
4 | Вежливый отказ, несогласие. | 1 | |
5 | Этикетные ситуации. | 1 | |
6 | Этикетные ситуации. | 1 | |
7 | Афоризмы. | 1 | |
8 | Разговор по телефону. | 1 | |
9 | Играем роль воспитанного человека. | 1 | |
Самовоспитание ( 7 часов) | |
10 | Что значит быть вежливым? | 1 | |
11 | Мои достоинства и недостатки. | 1 | |
12 | Мои достоинства и недостатки. | 1 | |
13 | Большое значение маленьких радостей. | 1 | |
14 | О хороших и дурных привычках. | 1 | |
15 | О хороших и дурных привычках. | 1 | |
16 | Афоризмы о самовоспитании. | 1 | |
Общечеловеческие нормы нравственности ( 10 часов) | |
17 | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 | |
18 | О сострадании и жестокосердии. | 1 | |
19 | О сострадании и жестокосердии. | 1 | |
20 | Лгать нельзя, но если...? | 1 | |
21 | Лгать нельзя, но если...? | 1 | |
22 | Всегда ли богатство счастье? | 1 | |
23 | Всегда ли богатство счастье? | 1 | |
24 | Спешите делать добро. | 1 | |
25 | Спешите делать добро. | 1 | |
26 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 | |
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? ( 9 часов) | |
27 | «Как сердцу высказать себя?» | 1 | |
28 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | |
29 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | |
30 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 | |
3132 | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 1 | |
33 34 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 | |
35 | Чему мы научились на уроках этики. | 1 | |
Модуль для 9 «в» класса |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Культура общения (9 часов) | |
1 | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 | |
2 | Культура общения в современной семье. | 1 | |
3 | Культура общения в современной семье. | 1 | |
4 | О терпимости к ближним. | 1 | |
5 | О терпимости к ближним. | 1 | |
6 | Культура спора. | 1 | |
7 | Этикетные ситуации. | 1 | |
8 | В мире мудрых мыслей. | 1 | |
9 | В мире мудрых мыслей. | 1 | |
Самовоспитание ( 7 часов) | |
10 | «Познай самого себя». | 1 | |
11 | Самовоспитание. | 1 | |
12 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 | |
13 | Как я работаю над собой. | 1 | |
14 | О терпении. | 1 | |
15 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 | |
16 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 | |
Общечеловеческие нормы нравственности ( 10 часов) | |
17 | Об источниках наших нравственных знаний | 1 | |
18 | Совесть - основа нравственности. | 1 | |
19 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 | |
20 | «Досадно мне, что слово честь забыто». | 1 | |
21 | Заветы предков. | 1 | |
22 | Россияне о любви к Родине. | 1 | |
23 | Твоя малая родина. | 1 | |
24 | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 | |
25 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 | |
26 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 | |
Искусство и нравственность ( 9 часов) | |
27 | Нравственное содержание древних мифов. | 1 | |
28 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 1 | |
29 | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 | |
3031 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 | |
32 33 | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 1 | |
34 | Искусство и нравственность. | 1 | |
35 | Обзор курса этикета. | 1 | |
5. Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с. 3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
2.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с. 7. Тисленкова И.А.
3.Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с
4. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36. 10.
5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Российское образование http://www.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
ИКТ в образовании http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Ресурсы для открытой мультимедиа среды http://fcior.edu.ru
21