СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса "Читай город" (общеинтеллектуальной направленности) 1-4 классы срок реализации 2024-2028

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочного курса "Читай город" (общеинтеллектуальной направленности) 1-4 классы срок реализации 2024-2028

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса "Читай город" (общеинтеллектуальной направленности) 1-4 классы срок реализации 2024-2028»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Читай город» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» педагога дополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем» Экгардта Р.Н.

Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного.

От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно.

Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь. Более того, объяснит сам механизм чтения и восприя­тия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной про­дукции.

Цель реализации программы: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.

Рабочая программа в 1 классе рассчитана на 26 часов в год (внедрение программы со второй четверти 2024-2025 учебного года), 1 час в неделю, во 2 – 4 классах рассчитана по 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

Срок реализации программы – 4 года.


I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности

-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей

умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом

-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- управлять своим вниманием

- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности

- справляться с информационным «завалом»;

- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

Познавательные УУД:

-выделять в тексте самое важное и необходимое

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

- обоснованно делать выводы, доказывать

- извлекать и анализировать информацию из различных источников

Коммуникативные УУД: 

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать

- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи

Освоение учащимися программы - «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты: 

-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное

-свободно читать тексты больших объёмов

-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста

- владеть техникой скорочтения

-читать с применением эффективных стратегий запоминания

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков.

Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения, чтобы помощь была эффективнее.

Структура занятия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 35-45 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:

1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

2. Работа со скороговорками.

3. Работа со слоговыми таблицами.

4. Чтение «марсианских» стихов.

5. Работа с «Таблицами Шульте».

6. Работа с текстом на время.

7. Упражнения на развитие угла зрения.

8. Упражнение на развитие зрительной памяти.

9. Упражнение «Корректурная проба».

10. Упражнение на развитие слуховой памяти

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).

Работа со скороговорками.

«Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.

Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Виды упражнений со слоговыми таблицами:

- «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами. Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём.

- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.

- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний слог.

«Марсианские» стихотворения.

Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.

Работа с текстом на время.

При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

Упражнения на развитие угла зрения.

Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту.

Варианты заданий:

- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.

- Назови и покажи все числа в порядке убывания.

- Покажи все четные числа.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.

Упражнение «Корректурная проба».

На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)».

Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.

Упражнение на развитие слуховой памяти

Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ.


III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (26 часа)

Тема

1

Вводное занятие. Мир общения.

2-4

Работа со скороговорками. Чтение слогов.

5-6

Мир общения. Слово в общении.

7-9

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

10

Чтение слогов по таблице. Общение без слов. Мимика и жесты.

11

Работа со слогами. Озорные красавицы буквы. Игры-загадки.

12

Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко».

13

Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички.

14

Работа с «Таблицами Шульте». Поиск цифр и букв. Подготовительный этап.

15

Работа с текстом на время. Практическое задание.

16

Игры со словами. Практическое задание. Игра «Кто больше».

17

Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание.

18

Упражнение вставь буквы. Весёлые буквы гласные. Игры «Деда Буквоеда».

19

Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. Составление рассказа на запоминание.

20

Составление рассказа на запоминание. Игры с буквами. Акросхемы.

21-24

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.

25

Упражнение «Корректурная проба.

26

Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся».


2 класс (34 часа)

Тема

1

Вводное занятие.

2

Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту.

3-4

Игры с буквами. Акросхемы.

5-6

Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко».

7

Занимательные игры со словами.

8

Добрый “волшебник” – Ударение.  Попробуй изменить ударение.

9

Играем в прятки с буквами. Игра «Да и нет».

10

Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов.

11-12

Игры с буквами и словами. Игра «Первый звук потерялся».

13-14

Слова – друзья. Синонимы.

15

Работа с текстами на время. Отработка ускорения.

16

Работа с текстами, используя полную организацию внимания. Понимание и запись под диктовку.

17

Работа с разными текстами, используя оперативную память.

18

Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом.

19

Текст. Осмысливание. Опорные слова.

20-21

Текст. Использование «Таблицы Шульте».

22-23

Слова – спорщики. Антонимы.

24

Одинаково звучащие слова. Амонимы.

25

Эти интересные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

26

 Когда один, когда много.

27

Занимательные кроссворды. Ребусы.

28

Решаем анаграммы.

29

Отгадываем загадки.

30

Работа с карандашом и движением рук.

31

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.

32

Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки.

33

Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием.

34

Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.


3 класс (34 часа)

Тема

1

Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

2

В страну слов. Первые встречи. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

3

К тайнам волшебных слов. Работа со слогами.

4-6

Выбор друзей в Стране Слов.

7-8

К несметным сокровищам Станы Слов.

9

Чудесные превращения слов. Чтение «марсианского» стихотворения.

10

В гости к Алфавиту. Работа со слогами.

11-12

Текст. Использование «Таблицы Шульте».

13-14

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.

15

Работа с текстом. Доминанта.

16

Работа с текстом. Созерцание зелёной точки.

17

В Страну Слогов. Чтение «марсианского» стихотворения.

18-19

Неожиданная остановка в пути. Работа с текстом на время.

20-21

Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание.

22-23

На карнавале слов. Работа с «Таблицами Шульте».

24

В Театре близнецов. Работа с текстом на время.

25

Упражнение «Корректурная проба.

26-27

Следопыты развлекают гостей.

28-29

В Клубе весёлых человечков.

30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

31-33

Занимательные кроссворды. Ребусы.

34

Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.


4 класс (34 часа)

Тема

1

Вводное занятие. Особенности традиционных методов чтения.

2-3

Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту.

4-5

Работа с текстами на время. Отработка ускорения.

6-7

Работа с текстами, используя полную организацию внимания. Понимание и запись под диктовку.

8-9

Работа с разными текстами, используя оперативную память.

10

Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом.

11

Текст. Осмысливание. Опорные слова.

12

Текст. Использование «Таблицы Шульте». Поиск цифр и букв Подготовительный этап.

13

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.

14

Работа с текстом. Доминанта.

15

Работа с текстом. Созерцание зелёной точки.

16-17

Работа с текстами, используя полную организацию внимания. Понимание и запись под диктовку.

18

Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.

19-20

Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы.

21

Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки.

22

Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. Доминанта.

23

Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, формирование доминанты.

24

Закрепление полученных приемов чтения.

25

Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.

26

Работа с карандашом и движением рук.

27

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.

28

Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки.

29

Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием.

30

Чтение текстов, используя «Метод штурма» и вертикальные линии.

31

Работа с текстами. Два способа организации внимания. Непроизвольное внимание.

32-33

Работа с текстами. Два способа организации внимания. Произвольное внимание.

34

Работа с двухминутным текстом. Закрепление. Отработка. Итоговое занятие.


IV. Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Читай город»

1 класс (26 часа) 2024-2025 учебный год


Тема

Количество часов

Дата проведения занятия

1

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на внеурочных занятиях. Вводное занятие. Мир общения.

1

11.11.2024

2

Работа со скороговорками. Чтение слогов.

1

18.11.2024

3

Работа со скороговорками. Чтение слогов

1

25.11.2024

4

Работа со скороговорками. Чтение слогов

1

02.12.2024

5

Мир общения. Слово в общении. Чтение односложных слов

1

09.12.2024

6

Мир общения. Слово в общении. Чтение двусложных слов

1

16.12.2024

7

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

1

23.12.2024

8

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

1

13.01.2025

9

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

1

20.01.2025

10

Чтение слогов по таблице. Общение без слов. Мимика и жесты.

1

27.01.2025

11

Работа со слогами. Озорные красавицы буквы. Игры-загадки.

1

03.02.2025

12

Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко».

1

10.02.2025

13

Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички.

1

17.02.2025

14

Работа с «Таблицами Шульте». Поиск цифр и букв. Подготовительный этап.

1

24.02.2025

15

Работа с «Таблицами Шульте». Чтение текстов

1

03.03.2025

16

Работа с текстом на время. Практическое задание.

1

10.03.2025

17

Игры со словами. Практическое задание. Игра «Кто больше».

1

17.03.2025

18

Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание.

1

24.03.2025

19

Упражнение вставь буквы. Весёлые буквы гласные. Игры «Деда Буквоеда».

1

07.04.2025

20

Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. Составление рассказа на запоминание.

1

14.04.2025

21

Составление рассказа на запоминание. Игры с буквами. Акросхемы.

1

21.04.2025

22

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз.

1

28.04.2025

23

Работа с «Таблицами Шульте». Чтение текста с применением метода «Шторка»

1

05.05.2025

24

Работа с «Таблицами Шульте». Чтение текстов, пересказ текста

1

12.05.2025

25

Упражнение «Корректурная проба.

1

19.05.2025

26

Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся».

1

26.05.2025

Список литературы

- Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2023г

- Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2023г

- Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2022г

- Эдыгей В.Б. «Чтение с увлечением».

- Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2023г

Интернет ресурсы

Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения

Угол зрения и чтение

Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры

Упражнение на расширение угла зрения

Таблицы Шульте

Угол зрения и предустановка

Компьютерные эксперименты на восприятие текста

Вращающиеся буквы

Разорви текст на полоски и попробуй прочитать

Перемешанные буквы

Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Попробуйте читать без некоторых букв

Чтение короткими порциями (моргающий текст)

Деконцентрация и чтение

Чтение и ритм

Чтение под метроном

Чтение под метроном

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

Чтение пристрелкой

Чтение без коротких слов

Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение

Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв

Таблицы Шульте (вариация - изменение одного числа)

Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали)