1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа элективного курса "За страницами учебника химии"
составлена в полном соответствии на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом рабочей программы по химии, на основе Положения о дополнительном образовании МБОУ "СШ № 9" г.Смоленска.
Актуальность данной программы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Для многих учащихся серьезной проблемой является разрыв между требованиями вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ, который ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к выбранной профессии.
В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.
Главным критерием отбора учащихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения теоретических задач, выполнения практических работ по определению веществ. В процессе обучения школьники учатся решать элементарные задачи по химии, использовать теоретический материал, основные законы и понятия при решении задач, воспринимать, систематизировать материал. Предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические и органические вещества, выполнение практических работ.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
10 класс |
Тема 1. Структура химической задачи | 3 | Две стороны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: неполные, лишние и неопределенные математические данные задачи. Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ. | Лекция Тестирование Практическое занятие |
Тема 2. Вычисления по химическим формулам | 11 | Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси. Вычисления средней молярной массы смеси. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в образце вещества, определение химического элемента на основании его массовой доли и степени окисления в бинарных соединениях. Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента. Решение задач на смеси алгебраическим способом. | Химческий диктант Самостоятельная работа Лекция Практикум Работа в группах Решение задач |
Тема 3. Задачи на растворы . | 9 | Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением. Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов. Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация. Решение олимпиадных задач с применением разнообразных способов выражения содержания растворенного вещества в растворах. Переход от одной концентрации к другой. | Лекция Самостоятельная работа Практикум Работа в группах Решение задач |
Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций | 11 | Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы (количества, объема) вещества по известной массе(количеству, объему)одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты. Качественные и расчетные задачи электролиз. Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. Химические свойства углеводородов и способы их получения. Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные. | Лекция Самостоятельная работа Практикум Работа в группах Решение задач |
11 класс |
Тема 1. Определение формулы вещества | 11 | Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. | Лекция Самостоятельная работа Практикум Решение задач |
Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции. | 12 | Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окислительный процесс, восстановительный процесс. Расстановка коэффициентов в реакциях с участием неорганических веществ методами электронного баланса и полуреакций. Расстановка коэффициентов в реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций. П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: отработка навыков по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием неорганических и органических веществ. | Лекция Самостоятельная работа Практикум Работа в группах Решение задач |
Тема 3. Повторение пройденного | 11 | Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси. Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом. Решение комбинированных задач. | Лекция Практикум Работа в группах Решение задач |
3.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
10 класс |
1 | Структура химической задачи | 3 | |
2 | Вычисления по химическим формулам | 11 | |
3 | Задачи на растворы . | 9 | |
4 | Вычисления по уравнениям химических реакций | 11 | |
ИТОГО | | 34 | |
11 класс |
1 | Определение формулы вещества | 11 | |
2 | Окислительно-восстановительные реакции. | 12 | |
3 | Повторение пройденного | 11 | |
ИТОГО | | 34 | |
ИТОГО 10-11 класс | | 68 | |
4.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 10-11 класса
( 1ч в неделю; всего 68 ч.)
№ занятия | Тема занятия | Дата | Дополнительная информация с учетом специфики курса |
10 класс |
Тема 1. Структура химической задачи (3ч) |
1 | Две стороны химической задачи. | | |
2 | Понятие о взаимно обратных задачах. | | |
3 | Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ. | | |
Тема 2. Вычисления по химическим формулам (11ч) |
4 | Расчёты с использованием газовых законов. | | |
5 | Нахождение массовой доли элемента в веществе | | |
6 | Нахождение молекулярной формулы вещества | | |
7-8 | Нахождение молекулярной формулы органического соединения | | |
9 | Нахождение массы элемента, если известна масса вещества | | |
10-11 | Решение задач на смеси алгебраическим способом. | | |
12-13 | Решение типовых задач на данную тему. | | |
14 | Решение заданий ЕГЭ. | | |
Тема 3. Задачи на растворы (9ч) |
15 | Различные способы решения задач на растворимость. | | |
16-17 | Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов. | | |
18-19 | Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. | | |
20-21 | Переход от одной концентрации к другой. | | |
22-23 | Решение олимпиадных задач | | |
Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций (1ч) |
24 | Химические реакции. Уравнения химических реакций. | | |
25 | Термохимические уравнения реакций. | | |
26 | Расчеты теплового эффекта реакции | | |
27 | Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. | | |
28 | Химические свойства углеводородов и способы их получения. | | |
29-30 | Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные. | | |
31-32 | Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ. | | |
33-34 | Качественные и расчетные задачи электролиз. | | |
11 класс |
Тема 1. Определение формулы вещества (11ч) |
1 | Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. | | |
2-3 | Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. | | |
4- 5 | Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. | | |
6-7 | Задачи на нахождение молекулярных формул | | |
8-9 | Задачи на нахождение молекулярных формул по продуктам сгорания. | | |
10-11 | Решение заданий ЕГЭ. | | |
Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции. (12ч) |
12 | Классификация химических реакций. | | |
13 | Окислительно-восстановительные реакции. | | |
14 | Окислитель, восстановитель, окислительный процесс, восстановительный процесс. | | |
15-16 | Расстановка коэффициентов в реакциях с участием неорганических веществ методами электронного баланса и полуреакций. | | |
17- 18 | Расстановка коэффициентов в реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса. | | |
19 | Отработка навыков по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием неорганических веществ. | | |
20-21 | Отработка навыков по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ. | | |
22-23 | Решение заданий ЕГЭ. | | |
Тема 3. Повторение пройденного (11ч) |
24-25 | Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси. | | |
26-27 | Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом. | | |
28-29 | Решение комбинированных задач. | | |
30-31 | Основные классы неорганических соединений и их химические свойства, способы получения. | | |
32-33 | Основные классы органических соединений и их химические свойства, способы получения. | | |
34 | Задания ЕГЭ по химии прошлых лет | | |
5.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1. Личностные:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование творческого отношения к проблемам;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
понимание основных законов химии: закон сохранения массы веществ, периодичес кий закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действую щих масс в кинетике и термодинамике
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности;
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми