СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности 10 -11 класс "Решение задач по химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности 10 -11 класс "Решение задач по химии"»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа элективного курса "За страницами учебника химии"

составлена в полном соответствии на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом рабочей программы по химии, на основе Положения о дополнительном образовании МБОУ "СШ № 9" г.Смоленска.

Актуальность данной программы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Для многих учащихся серьезной проблемой является разрыв между требованиями вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ, который ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к выбранной профессии.

В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.

Главным критерием отбора учащихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения теоретических задач, выполнения практических работ по определению веществ. В процессе обучения школьники учатся решать элементарные задачи по химии, использовать теоретический материал, основные законы и понятия при решении задач, воспринимать, систематизировать материал. Предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические и органические вещества, выполнение практических работ.














2.1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.


Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды деятельности

10 класс

Тема 1. Структура химической задачи


3

Две сторо­ны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: непол­ные, лишние и неопределенные математические данные за­дачи.

Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по хими­ческим формулам веществ.

Лекция



Тестирование



Практическое занятие

Тема 2. Вычисления по химическим формулам

11

Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.

Вычисления средней молярной массы смеси. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в об­разце вещества, определение химического элемента на основа­нии его массовой доли и степени окисления в бинарных соеди­нениях.

Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов.

Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента.

Решение задач на смеси алгебраическим способом.

Химческий диктант





Самостоятельная работа



Лекция



Практикум



Работа в группах



Решение задач

Тема 3. Задачи на растворы .


9

Различные способы решения задач на раство­римость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получе­нием.

Задачи на вычисление массовой доли растворенного ве­щества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля раство­ренного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраи­ческий способ решения задач на смешивание растворов.

Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация. Реше­ние олимпиадных задач с применением разнообразных спосо­бов выражения содержания растворенного вещества в раство­рах. Переход от одной концентрации к другой.

Лекция



Самостоятельная работа





Практикум



Работа в группах




Решение задач

Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций

11

Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы (количества, объема) вещества по известной массе(количеству, объему)одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ.

Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты.

Качественные и расчетные задачи электролиз.

Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Химические свойства углеводородов и способы их получения.

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные.

Лекция






Самостоятельная работа





Практикум



Работа в группах





Решение задач

11 класс

Тема 1. Определение формулы вещества

11

Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества.

Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов

сгорания.

Лекция



Самостоятельная работа


Практикум



Решение задач

Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции.


12

Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окислительный процесс, восстановительный процесс. Расстановка коэффициентов в реакциях с участием неорганических веществ методами электронного баланса и полуреакций. Расстановка коэффициентов в реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций.

П р а к т и ч е с к а я  ч а с т ь: отработка навыков по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием неорганических и органических веществ.


Лекция



Самостоятельная работа


Практикум



Работа в группах



Решение задач

Тема 3. Повторение пройденного


11

Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси.

Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом.

Решение комбинированных задач.

Лекция


Практикум



Работа в группах



Решение задач

























3.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

10 класс

1

Структура химической задачи

3


2

Вычисления по химическим формулам

11


3

Задачи на растворы .

9


4

Вычисления по уравнениям химических реакций

11


ИТОГО


34


11 класс

1

Определение формулы вещества

11


2

Окислительно-восстановительные реакции.

12


3

Повторение пройденного

11


ИТОГО


34


ИТОГО

10-11 класс


68





















4.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для 10-11 класса

( 1ч в неделю; всего 68 ч.)


занятия


Тема занятия


Дата


Дополнительная

информация с учетом специфики курса

10 класс

Тема 1. Структура химической задачи (3ч)

1

Две сторо­ны химической задачи.



2

Понятие о взаимно обратных задачах.



3

Составление простых и сложных задач по хими­ческим формулам веществ.



Тема 2. Вычисления по химическим формулам (11ч)

4

Расчёты с использованием газовых законов.



5

Нахождение массовой доли элемента в веществе



6

Нахождение молекулярной формулы вещества



7-8

Нахождение молекулярной формулы органического соединения



9

Нахождение массы элемента, если известна масса вещества



10-11

Решение задач на смеси алгебраическим способом.



12-13

Решение типовых задач на данную тему.



14

Решение заданий ЕГЭ.



Тема 3. Задачи на растворы (9ч)

15

Различные способы решения задач на раство­римость.



16-17

Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов.



18-19

Задачи на вычисление массовой доли растворенного ве­щества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи.



20-21

Переход от одной концентрации к другой.



22-23

Реше­ние олимпиадных задач



Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций (1ч)

24

Химические реакции. Уравнения химических реакций.



25

Термохимические уравнения реакций.



26

Расчеты теплового эффекта реакции



27

Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.



28

Химические свойства углеводородов и способы их получения.



29-30

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные.



31-32

Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ.



33-34

Качественные и расчетные задачи электролиз.



11 класс

Тема 1. Определение формулы вещества (11ч)

1

Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов.



2-3

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества.



4- 5

Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов

сгорания.



6-7

Задачи на нахождение молекулярных формул



8-9

Задачи на нахождение молекулярных формул по продуктам сгорания.



10-11

Решение заданий ЕГЭ.



Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции. (12ч)

12

Классификация химических реакций.



13

Окислительно-восстановительные реакции.



14

Окислитель, восстановитель, окислительный процесс, восстановительный процесс.



15-16

Расстановка коэффициентов в реакциях с участием неорганических веществ методами электронного баланса и полуреакций.



17-

18

Расстановка коэффициентов в реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса.



19

Отработка навыков по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием неорганических веществ.



20-21

Отработка навыков по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ.



22-23

Решение заданий ЕГЭ.



Тема 3. Повторение пройденного (11ч)

24-25

Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси.



26-27

Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом.



28-29

Решение комбинированных задач.



30-31

Основные классы неорганических соединений и их химические свойства, способы получения.



32-33

Основные классы органических соединений и их химические свойства, способы получения.



34

Задания ЕГЭ по химии прошлых лет




































































5.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1. Личностные:

  • формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • понимание основных законов химии: закон сохранения массы веществ, периодичес кий закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действую щих масс в кинетике и термодинамике

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

  • развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности;

  • формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

2. Метапредметные:

  • навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;

  • способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;

  • способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • умение взаимодействовать с людьми