СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая проограмма по русскому языку для 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеустинская основная школа



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«Секреты русского языка»



5-7 классы







Составитель:

Осокина Т.А., учитель русского языка и литературы































Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» 5 класс


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);

примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);

методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки от 18 августа 2017 года №091672);

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеустинской ОШ

Данная программа реализуется через занятия внеурочной деятельности, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Образовательная область – русский язык.

Актуальность программы

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. На внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по темам «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данный курс дает возможность прививать любовь к языку, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде.

Цели и задачи:

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка, направлена на достижение следующих целей:

осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного

характера;

уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Программа «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова;

тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля

Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.



Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

анализ и просмотр проектов;

составление и защита проектов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.



В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая, теоретическая, практическая.



Основные методы и технологии технология развивающего обучения

технология обучения в сотрудничестве

коммуникативная технология

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



Планируемые результаты

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,

корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты

представление о роли русского языка;

освоение базовых понятий культуры речи;

представление о нормах русского языка;

осознание эстетической функции родного языка.

Содержание курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»

Фонетика (5ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

Какова роль интонации в устной речи.

Обобщающее занятие

«Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

«Конкурс говорунов».

Морфемика. Словообразование. Этимология (7ч)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

Этимология слов. Работа со словарями

Сказочные превращения.

Презентация творческиx работ.

Конкурс «Пирамида», «Ступеньки».

Графика. Орфография. Пунктуация (6ч)

Зачем нужно знать алфавит.

В чём секрет правописания морфем.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Презентация творческиx работ.

Конкурс «На одну букву».

Лексика. Фразеология (7ч)

На какие группы делится словарный состав русского языка.

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы.

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Презентация творческиx работ.

Конкурс «Омографы», «Омофоны», «Омонимы».

Викторина «Крылатые выражения».

Морфология. Синтаксис. (6ч)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические омонимы.

Какими бывают предложения.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Презентация творческиx работ.

Речевой этикет. (3ч)

Формулы речевого этикета.

Правила речевого этикета.

Презентация творческиx работ.

Заключительное занятие. (1ч)

Викторина «Юмористическая».



Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Фонетика

5ч.

2.

Морфемика. Словообразование. Этимология.

7ч.

3.

Графика. Орфография. Пунктуация.

6ч.

4.

Лексика. Фразеология.

7ч.

5.

Морфология. Синтаксис.

6ч.

6.

Речевой этикет.

3ч.

7.

Заключительное занятие.

1ч.



Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

По плану

По факту


Фонетика (5ч)




1

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1ч.



2

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1ч.



3

Какова роль интонации в устной речи.

1ч.



4

Обобщающее занятие

«Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

1ч.



5

«Конкурс говорунов».

1ч.




Морфемика. Словообразование. Этимология (7ч)




6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1ч.



7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1ч.



8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

1ч.



9

Этимология слов. Работа со словарями

1ч.



10

Сказочные превращения.

1ч.



11

Презентация творческиx работ.

1ч.



12

Конкурс «Пирамида», «Ступеньки».

1ч.




Графика. Орфография. Пунктуация (6ч)




13

Зачем нужно знать алфавит.

1ч.



14

В чём секрет правописания морфем.

1ч.



15

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

1ч.



16

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1ч.



17

Презентация творческиx работ.

1ч.



18

Конкурс «На одну букву».

1ч.




Лексика. Фразеология (7ч)




19

На какие группы делится словарный состав русского языка.

1ч.



20

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1ч.



21

О чём рассказывают фразеологизмы.

1ч.



22

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

1ч.



23

Презентация творческиx работ.

1ч.



24

Конкурс «Омографы», «Омофоны», «Омонимы».

1ч.



25

Викторина «Крылатые выражения».

1ч.




Морфология. Синтаксис. (6ч)




26

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1ч.



27

В чём секрет глагола и его форм.

1ч.



28

Как отличать грамматические омонимы.

1ч.



29

Какими бывают предложения.

1ч.



30

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1ч.



31

Презентация творческиx работ.

1ч.




Речевой этикет. (3ч)




32

Формулы речевого этикета.

1ч.



33

Правила речевого этикета.

1ч.



34

Презентация творческиx работ.

1ч.




Заключительное занятие. (1ч)




35

Викторина «Юмористическая».

1ч.





Перечень учебно-методического обеспечения

1.Акишина А.А. Русский язык в играх: Учебное пособие (раздаточный материал) / А.А. Акишина. – М.: Русский язык. Курсы, 2011.

2.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000.

3.Барышникова Е.Н. «Речевая культура молодого специалиста». М.: Флинта», 2007.

4.Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М.: Просвещение, 1991.

5.Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2005.

6.Играя узнавать: сборник викторин. Вып. 3 / сост.: Е. А. Козырина, Е. С. Колосов; Свердл. обл. межнац. библиотека.—Екатеринбург: СОМБ, 2009.

7.Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя /В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990.

8.Козак О.Н. Простые словесные игры. Санкт-Петербург: «Союз», 1998.

9.Козулина М.В. Русский язык. 5 класс. Работаем по новым стандартам. Задания. Проекты. – Саратов: Лицей, 2016.

10.Колесова Д.В., Харитонов А.А. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка. – Санкт-Петербург: «Златоуст», 2011.

11.Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2007.

12.Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. - Ростов –на – Дону, 2007. 13.Парфёнова И.И. Словесные игры / И.И. Парфёнова. – М.: Эскмо, 2014.

Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука – Интерпериодика», 2000.

14.Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- Дрофа, 2007.

15.Шанский Н.М.Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2007.

Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие./ Черепанова Л.Ю.-М.; Мнемозина, 2013.

Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.- М.: Просвещение, 2012.



































Рабочая программа по внеурочной деятельности «Пиши грамотно!» 6 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Пиши грамотно!» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);

примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);

методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки от 18 августа 2017 года №09-1672);

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеустинской ОШДанная программа реализуется через занятия внеурочной деятельности, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Образовательная область – русский язык.

Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.

Цель программы внеурочной деятельности «Пиши грамотно!» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.

Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ГИА по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Программа «Пиши грамотно!» предназначена для учащихся 6 класса и

рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Обучающиеся должны знать:

сведения из истории славянской письменности, пунктуации;

исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;

художественно-выразительные средства языка;

основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:

опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;

извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и

коммуникативных задач;

анализировать и составлять собственный текст.

Планируемые результаты

Личностные:

понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

уважительное отношение к русскому языку;

стремление к речевому самосовершенствованию

достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

адекватное восприятие и понимание информации;

способность извлекать информацию из различных источников;

свободно пользоваться словарями различных типов;

умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

способность правильно излагать свои мысли;

соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;

способность участвовать в речевом общении;

Предметные:

представление о роли русского языка;

освоение базовых понятий лексики;

проведение лексического анализа слова;

осознание эстетической функции родного языка.

Содержание курса внеурочной деятельности «Пиши грамотно!»

Из истории письменности.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Древние письмена. Как возникла наша письменность?

Орфография.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

«Ошибкоопасные места».

Как «оседлать» правило?

Ударение-волшебник.

Коварные словарные слова.

Запомни, как писать!

Орфографический словарь - наш главный помощник.

Опасные согласные.

Звонкие и глухие «двойняшки»

Старые знакомые Ъ и Ь

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

Слитно, раздельно, через дефис. Почему мы так пишем?

Что за знак дефис и его функции.

Сколько н писать? (правописание слов с одной н).

Сколько н писать? (правописание слов с нн).

Как «справиться со сложными словами»?

Решение орфографических задач.

История образования и правописания числительных.

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

Орфографические головоломки.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

Слова-родственники.

Слова, «убежавшие» от первоначальных значений.

Суффиксы - большие молодцы.

Никуда без окончаний.

Волшебный клубок орфограмм.

Путешествие в страну русского языка.

Значение орфографии.

Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни».

Защита проектов по орфографии.

Учебно-тематическое планирование

п/ п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Из истории письменности.

4

2.

Орфография.

66

Всего 70ч.



Календарно-тематическое планирование

п/ п

Тема занятия

Кол-во часов

По плану

По факту

I.

Из истории письменности.

4ч.



1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

2ч.



2.

Древние письмена. Как возникла наша письменность?

2ч.



II.

Орфография.

66ч.



3.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

2ч.



4.

«Ошибкоопасные места».

2ч.



5.

Как «оседлать» правило?

2ч.



6.

Ударение-волшебник.

2ч.



7.

Коварные словарные слова.

2ч.



8.

Запомни, как писать!

2ч.



9.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

2ч.



10.

Проверь себя. Тест-игра.

2ч.



11.

Опасные согласные.

2ч.



12.

Звонкие и глухие «двойняшки»

2ч.



13.

Старые знакомые Ъ и Ь

2ч.



14.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

2ч.



15.

Слитно, раздельно, через дефис. Почему мы так пишем?

2ч.



16.

Что за знак дефис и его функции.

2ч.



17.

Сколько н писать? (правописание слов с одной н).

2ч.



18.

Сколько н писать? (правописание слов с нн).

2ч.



19.

Как «справиться со сложными словами»?

2ч.



20.

Решение орфографических задач.

2ч.



21.

Проверь себя. Тест №2.

2ч.



22.

История образования и правописания числительных.

2ч.



23.

Что вместо имени у нас? (о правописании

местоимений)

2ч.



24.

Орфографические головоломки.

2ч.



25.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

2ч.



26.

Слова-родственники.

2ч.



27.

Слова, «убежавшие» от первоначальных значений.

2ч.



28.

Проверь себя. Тест №3.

2ч.



29.

Суффиксы - большие молодцы.

2ч.



30.

Никуда без окончаний.

2ч.



31.

Волшебный клубок орфограмм.

2ч.



32.

Путешествие в страну русского языка.

2ч.



33.

Значение орфографии.

2ч.



34.

Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни».

2ч.



35.

Защита проектов по орфографии.

2ч.





Перечень учебно-методического обеспечения

Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 6 кл.:

пособие для учащихся / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2017.

Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

Безруков, А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// русский язык в школе. 1990. № 5.

Игровые задачи на уроках русского языка. 3-9 классы. – М.: Чистые пруды, 2005. 5. Косолапкова, А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.

Мурашов, А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.

Мурашов, А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.

Романова Н. Идеальная грамотность / Н.Романова. – СПб.: Питер, 2012.

Сычёва Н. Рабочая тетрадь для повышения грамотности и внимания / Н.Сычёва. – М.: АСТ, 2014.

Сычёва Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. / Н.Сычёва. – М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2012.

Узорова, О.В. 500 правил и упражнений по русскому языку: 6-й кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие./ Черепанова Л.Ю.-М.; Мнемозина, 2013.

Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.- М.: Просвещение, 2012.













Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» 7 класс

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);

примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);

методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки от 18 августа 2017 года №091672);

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН);

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеустинской ОШ

Данная программа реализуется через занятия внеурочной деятельности, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Образовательная область – русский язык.

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для обучающихся 7 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

познакомить с основными понятиями культуры речи;

формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

способствовать развитию смекалки и сообразительности.

создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.



Место курса в учебном плане

Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 7 класса. Всего 70 ч., по 2 часа в неделю.



Требования к уровню подготовки

Планируемые результаты

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Предметные: знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; · совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Содержание курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»

Культура речи

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«Вначале было слово…»

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

«Слово – понятие, слово – творчество»

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Учебно-тематическое планирование

п/ п

Название раздела

Кол-во часов


Культура речи

10


«Вначале было слово…»

26


«Слово – понятие, слово – творчество»

20


Качества хорошей речи

14

Всего 70 ч.



Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема

Основные виды деятельности

Количество часов

По плану

По факту

Культура речи


1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Лекционное занятие

2



2

Речевой этикет как правила речевого общения.

Особенности разговорного стиля речи.

Подготовка сообщений, практические задания по культуре речи.

2



3

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Индивидуальная и групповая работа:

правила поведения во время беседы

2



4

Азбука важных и вежливых слов.

Сбор материала и анализ.

2



5

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Сбор материала и анализ.

2



«Вначале было слово…»


6

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века.

Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа.

2



7

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Сбор материала и анализ.

2



8

Литературный язык и местные говоры.

Заочное путешествие.

2



9

Лексические диалектные различия и их типы.

Сбор материала по тематическим группам лексики.

2



10

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

Работа с тестом.

2



11

Фразеологическое богатство языка.

Фразеологические словари.

Индивидуальная поисковая работа.

Практическое занятие.

2



12

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Индивидуальная поисковая работа.

Практическое занятие.

2



13

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок.

2



14

Общеупотребительные слова, Термины и

Индивидуальная и групповая поисковая

2






профессионализмы. Жаргонная лексика.

работа.



15

Молодёжный сленг и отношение к нему.

Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала.

2


16

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

Сбор материала по истории личных имен, отчеств.

2


17

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Сбор материала по истории личных фамилий.

2


18

Прозвища как объект научного изучения.

Происхождение прозвищ.

Сбор материала и обработка.

2


«Слово – понятие, слово – творчество»

19

К истокам слова. Почему мы так говорим?

Составление

«биографии» слова.

2


20

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

Элементы игровых технологий.

2


21

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

Составление

«паспорта» слова.

2


22

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

Наблюдение за языком

2


23

Как правильно употреблять слова.

Сбор материала и анализ

2


24

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

Анализ произведений УНТ, создание своих загадок.

2


25

Богатство русского языка

(синонимы, антонимы)

Работа со словарями

2


26

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Работа с текстами.

2


27

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Составление памятки

«Как написать письмо».

2


28

Напиши письмо Другу.

Создание творческих работ.

2


Качества хорошей речи

29

Разговор как искусство устной речи. Основные

нормы современного литературного произношения.

Лекционное занятие.

2


30

Ударение в словах

Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.

2


31

Основные речевые правила общения посредством телефона.

Индивидуальная и групповая работа.

Практическое занятие.

2


32

Орфоэпические нормы русского языка

Индивидуальная и групповая работа.

Практическое занятие.

2


33

Грамматические нормы русского языка

Индивидуальная и групповая работа.

Практическое занятие.

2


34

Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

Использование невербальных средств общения в диалоге.

Практическое занятие.

2


35

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы

2




Планируемые результаты изучения курса:

В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление:

о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

В результате изучения данного курса обучающийся должен знать:

основные понятия культуры речи, основные качества речи;

показатели индивидуальной культуры человека;

языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

основные нормы литературного языка;

назначение речевого этикета;

значение различных видов словарей в жизни человека.

качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса



Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000.

Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001 .

Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

6.Голуб Б.Н. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

7.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

Игровые задачи на уроках русского языка. 3-9 классы. – М.: Чистые пруды, 2005.

10.Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016.

Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998.

Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения /Под ред. Г.Н.

Скляревской. – СПб., 1998.

Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.

Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.

Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.

Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984. Литература для обучающихся

Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2006.

Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.

Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. – М.:

Просвещение, 1984.

Средства обучения

Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,

Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)

Словари и справочники по русскому языку:

-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа, Москва,2006

-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006 -Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей» 2005

Мультимедийные пособия.

- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.

Полезные ссылки в сети Интернет

«Виртуальная школа» ( http://vschool.km.ru /).

«Знаете слово?» ( http://math.msu.su /~apentus/znaete/).

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su /~lib/osn_prav.html).

Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! ( www.knigge.ru )

Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru /)

Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» ( http://urok.hut.ru /).

Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» ( http://www.slova.ru /).

8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm ).

9. Словарь молодежного сленга (http://teenslang.su//t_blank).