10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плодовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ______ О.К.Чернова Протокол №____ от «____»__августа__2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ Л.П. Орлова «_____»_ августа _2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______ Л.Ф.Радченко Приказ №_____ от «____»_ сентября__2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Готовимся к ВПР»
НА 2019 / 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
КЛАСС: 6-А; 6-Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; за год 34
УЧИТЕЛЬ: Эмирсалиева Гульнар Нуриевна
КАТЕГОРИЯ: первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Русский язык.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: Русский язык. 6 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР : [учебное пособие] / Ж. И. Дергилёва. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018. - 88 с.
с. Плодовое, 2019 г.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.08.2018);
Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Русский язык.
Учебного плана МБОУ «Плодовская средняя общеобразовательная школа» на 2019/2020 учебный год, принятого решением педагогического совета от 30.08.2019 г., протокол №11;
Годового календарного учебного графика МБОУ «Плодовская СОШ» на 2019/2020 учебный год.
Учебник: Русский язык. 6 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР : [учебное пособие] / Ж. И. Дергилёва. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018. - 88 с.
Рабочая программа «Готовимся к ВПР» предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2019 года для успешного выполнения ВПР по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение анализу текста типа повествования, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, определять тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ВПР.
Своеобразие и специфика рабочей программы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к ВПР достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 6 класса.
Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа за год, 1 час в неделю.
В образовательной деятельности учителя русского языка используются следующие сайты:
https://rus6-vpr.sdamgia.ru
https://4ege.ru/vpr/
http://vpr-ege.ru/vpr
https://vpr.statgrad.org/
http://obrnadzor.gov.ru/ru/
http://www.fipi.ru/vpr
Цель: реализация в полном объеме ООП ООО (курс 6-го класса), качественная подготовка учащихся 6-ых классов к Всероссийским проверочным работам.
Задачи:
Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения. Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле. Организация работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяется на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку проводится в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 6 классов. Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.
Вариант проверочной работы содержит 14 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения. Задания 1–3, 7–12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4–6, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными (фонетическими, лексическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) и аналитическими умениями (морфемным, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим разборами), предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно- языковыми аналитическими умениями: − морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно- языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; − словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно- языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую (-ие) морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; − морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи; − синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности. Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко- буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4 направлено на выявление уровня умения распознавать орфоэпические нормы русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
В задании 5 проверяется учебно-языковое умение опознавать и классифицировать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.
Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.
Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; обращение, однородные члены предложения, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).
Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты). Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 3, 4, 6–14 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Задание 1. | 8 |
2 | Задание 2. | 7 |
3 | Задание 3. | 1 |
4 | Задание 4. | 1 |
5 | Задание 5. | 2 |
6 | Задание 6. | 2 |
7 | Задание 7. | 1 |
8 | Задание 8. | 4 |
9 | Задание 9. | 1 |
10 | Задание 10. | 1 |
11 | Задание 11. | 1 |
12 | Задание 12. | 1 |
13 | Задание 13. | 1 |
14 | Задание 14. | 1 |
15 | Обобщение. | 2 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
6-А | 6-Б |
План | Факт | План | Факт |
Задание 1. (8 ч.) |
1 | Повторяем орфографию. Безударные гласные в корне. | 1 | | | | |
2 | Повторяем орфографию. Чередование гласных в корне. | 1 | | | | |
3 | Повторяем орфографию. Звонкие-глухие, непроизносимые согласные | 1 | | | | |
4 | Повторяем орфографию. Правописание приставок. | 1 | | | | |
5 | Повторяем орфографию. Н и НН в существительных и прилагательных. | 1 | | | | |
6 | Повторяем орфографию. Правописание глагольных суффиксов. | 1 | | | | |
7 | Повторяем орфографию. Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | | | | |
8 | Практическое занятие по выполнению задания 1. | 1 | | | | |
Задание 2. (7 ч.) |
9 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | | | | |
10 | Морфологический разбор слова (существительное) | 1 | | | | |
11 | Морфологический разбор слова (прилагательное) | 1 | | | | |
12 | Морфологический разбор слова (глагол) | 1 | | | | |
13 | Морфологический разбор слова (местоимение) | 1 | | | | |
14 | Синтаксический разбор предложения. | 1 | | | | |
15 | Практическое занятие по выполнению задания 2. | 1 | | | | |
Задание 3 (1 ч.) |
16 | Фонетический разбор слова. | 1 | | | | |
Задание 4. (1 ч.) |
17 | Орфоэпические нормы русского языка. | 1 | | | | |
Задание 5. (2 ч.) |
18 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | | | |
19 | Практическое занятие по выполнению заданий 3, 4, 5. | 1 | | | | |
Задание 6. (2 ч.) |
20 21 | Грамматические нормы русского языка. | 2 | | | | |
| | | |
Задание 7. (1 ч.) |
22 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | | | |
Задание 8. (4 ч.) |
23 | Обращение и знаки препинания при обращении. | 1 | | | | |
24 | Однородные члены предложения. | 1 | | | | |
25 | Сложное предложение. | 1 | | | | |
26 | Практическое занятие по выполнению заданий 6, 7, 8 | 1 | | | | |
Задание 9. (1 ч.) |
27 | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 | | | | |
Задание 10. (1 ч.) |
28 | Составление плана текста. | 1 | | | | |
Задание 11. (1 ч.) |
29 | Анализ текста. | 1 | | | | |
Задание 12. (1 ч.) |
30 | Лексическое значение слова. Многозначные слова. | 1 | | | | |
Задание 13. (1 ч.) |
31 | Стили речи. Стилистическая окраска слов. | 1 | | | | |
Задание 14. (1 ч.) |
32 | Фразеологизмы. | 1 | | | | |
Обобщение. (2 ч.) |
33 34 | Практическое занятие | 2 | | | | |
| | | |
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения «____»_________201 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ «_____»___________201 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ___________________ «_____»________201 г. |
Лист коррекции
Рабочей программы учителя __________________________
Ф.И.О.
по _________________________________________________
предмет
в __________________________________________________
класс
№п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Выводы о выполнении программы: |
Учитель________________________ (__________________________)
Подпись Ф.И.О.