Программа внеурочной деятельности «Юный книголюб»
учителя МОУ Николаевская СШ
р.п. Николаевка Ульяновской области
Пучкиной Светланы Юрьевны
Р.п. Николаевка, 2021
1.Планируемые результаты освоения программы курса
Предметные умения:
В результате изучения данного курса обучающиеся научатся:
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
получат возможность научиться:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Учащиеся научатся:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
получат возможность научиться:
Познавательные учебные умения:
Учащиеся научатся:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
получат возможность научиться:
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Коммуникативные учебные умения:
Учащиеся научатся:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
получат возможность научиться:
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Личностные:
Учащиеся научатся:
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
получат возможность научиться:
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке)
2.Содержание курса (2 класс)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Литературная игра «Послушай и назови».
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
По страницам книг В. Сутеева (2 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Народная мудрость( 3 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
Книги русских писателей-сказочников (2 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Сказки зарубежных писателей (4ч)
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Театральная мастерская.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Литература народов России (13 ч)
Приглашение к путешествию. На самом дальнем Востоке. Сказочная Чукотка. Камчатка — полуостров, который умеет «курить». Приамурье — край, где встречаются север и юг. В центре Русской равнины. На просторах Сибири. На юге Сибири. Между Волгой-матушкой и Уралом-батюшкой. «Степь да степь кругом…». В горах и долинах Кавказа. И снова север.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов |
1 | Здравствуй, книга | 2 |
2 | Книги о родине и родной природе | 2 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | По страницам книг В. Сутеева | 2 |
5 | Народная мудрость | 3 |
6 | Книги русских писателей-сказочников | 2 |
7 | Сказки зарубежных писателей | 4 |
8 | Книги о животных | 3 |
9 | Литература народов России | 14 |
| Итого | 34 |
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Характеристика основной деятельности учащихся |
| Здравствуй, книга | 2 | | | |
1. | Здравствуй, книга. Учебные книги второклассника. Правила работы с книгой | 1 | | | Знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Алфавитный каталог. Каталожная карточка Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». |
2 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-25 произведение). | 1 | | |
| Книги о Родине и родной природе | 2 | | | |
3 | Книги -сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | | | Знакомство с книгами о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Формирование понятий: структура книги, справочный аппарат книги, элементы книги, книга-произведение и книга-сборник. Практическая работа в читальном зале библиотеки: формирование культуры самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Литературная игра «Послушай и назови». |
4 | Книги о Родине и природе. Книги -сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова | 1 | | |
| Писатели детям | 3 | | | |
5 | Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). | 1 | | | Знакомство с книгами детских писателей-классиков и современных писателей. Формирование умения сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников - оформителей; Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Знакомство с художниками- иллюстраторами детских книг. |
6 | Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С. Георгиев, М.Дружинина, С. Степанов и др.). | 1 | | |
7 | Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С.Степанов и др.). | 1 | | |
| По страницам книг В.Сутеева | 2 | | | |
8 | Книги В. Сутеева. | 1 | | | Знакомство с книгами В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. |
9 | Книги В. Сутеева. | 1 | | |
| Народная мудрость | 3 | | | |
10 | Книги-сборники малых жанров фольклора. | 1 | | | Знакомство с книгами малых жанров фольклора. Знакомство с особенностями детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». |
11 | Книги-сборники малых жанров фольклора. | 1 | | |
12 | Книги-сборники малых жанров фольклора. | 1 | | |
| Книги русских писателей-сказочников | 2 | | | |
13 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | | | Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). |
14 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | | |
| Сказки зарубежных писателей | 4 | | | |
15 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | | | Слушание и чтение сказки Ш. Перро "Красная Шапочка". Коллективное обсуждение произведения. Самостоятельное чтение отдельных эпизодов. Рассматривание книги в разных изданиях. Театральная мастерская. |
16 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Театральная мастерская. | 1 | | |
17 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | | | Слушание и чтение отдельных историй. Коллективное обсуждение характеров и поступков главных героев. Театральная мастерская. |
18 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | 1 | | |
| Книги о животных | 3 | | | |
19 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов.. | 1 | | | Знакомство с книгами-сборниками о животных. Слушание и рассматривание иллюстраций. Коллективное обсуждение произведения и главных героев. Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг» |
20 | Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» | 1 | | |
21 | Книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» | 1 | | |
| Литература народов России | 14 | | | |
22 | Приглашение к путешествию. | 1 | | | Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, работать с картой России, учиться употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах на заданную тему. |
23 | На самом дальнем Востоке. | 1 | | | Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, понимать прочитанный текст. Чтение текста «цепочкой» и выборочно, работать над значениями непонятных слов. |
24 | Сказочная Чукотка. | 1 | | | Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, работать с картой России, учиться употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах на заданную тему. |
25 | Камчатка — полуостров, который умеет «курить». | 1 | | | Коллективное обсуждение произведения. Работа с картой России (Камчатка). Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы. |
26 | Приамурье — край, где встречаются север и юг. | 1 | | | Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций. Читать и задавать вопросы по прочитанному, понимать прочитанный текст. Чтение текста "цепочкой" и выборочно, работать над значениями непонятных слов. |
27 | В центре Русской равнины. | 1 | | | Слушание и чтение произведений. Задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, чтение текста «цепочкой» и выборочно, Коллективное обсуждение прочитанного. Работа над значениями непонятных слов. Работа с картой России. Работа в группах (в парах) |
28 | На просторах Сибири | 1 | | |
29 | На юге Сибири. | 1 | | |
30 | Между Волгой-матушкой и Уралом-батюшкой. | 1 | | |
31 | «Степь да степь кругом…» | 1 | | |
32 | В горах и долинах Кавказа. | 1 | | |
33-34 | И снова север. | 1 | | |
| | 34 | | | |
Приложение 1
Проверка читательских умений
В работе с книгой ученик должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Приложение 2
Анкета для учащихся «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
2. Почему ты любишь читать?
можно многое узнать
интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
4. Что ты любишь читать?
стихи
сказки
смешные рассказы
рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
читать сам
слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
7. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?