СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный книголюб" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный книголюб" 2 класс»



















Программа внеурочной деятельности «Юный книголюб»











учителя МОУ Николаевская СШ

р.п. Николаевка Ульяновской области

Пучкиной Светланы Юрьевны












Р.п. Николаевка, 2021

1.Планируемые результаты освоения программы курса

Предметные умения:

В результате изучения данного курса обучающиеся научатся:

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

получат возможность научиться:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

Учащиеся научатся:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

получат возможность научиться:

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

Учащиеся научатся:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

получат возможность научиться:

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;







Коммуникативные учебные умения:

Учащиеся научатся:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

получат возможность научиться:

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Личностные:

Учащиеся научатся:

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

получат возможность научиться:

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке)



2.Содержание курса (2 класс)

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.





Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Литературная игра «Послушай и назови».

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

По страницам книг В. Сутеева (2 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Народная мудрость( 3 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

Книги русских писателей-сказочников (2 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Сказки зарубежных писателей (4ч)

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Театральная мастерская.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Литература народов России (13 ч)

Приглашение к путешествию. На самом дальнем Востоке. Сказочная Чукотка. Камчатка — полуостров, который умеет «курить». Приамурье — край, где встречаются север и юг. В центре Русской равнины. На просторах Сибири. На юге Сибири. Между Волгой-матушкой и Уралом-батюшкой. «Степь да степь кругом…». В горах и долинах Кавказа. И снова север.

  1. Тематическое планирование.



п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

1

Здравствуй, книга


2

2

Книги о родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

По страницам книг В. Сутеева

2

5

Народная мудрость

3

6

Книги русских писателей-сказочников

2

7

Сказки зарубежных писателей

4

8

Книги о животных

3

9

Литература народов России

14


Итого

34























  1. Календарно- тематическое планирование.



п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Характеристика основной деятельности учащихся


Здравствуй, книга


2




1.


Здравствуй, книга.

Учебные книги второклассника. Правила работы с книгой

1



Знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

Знакомство с правилами поведения в библиотеке.

Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Алфавитный каталог. Каталожная карточка Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».


2

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-25 произведение).

1




Книги о Родине и родной природе


2




3

Книги -сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1



Знакомство с книгами о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Формирование понятий: структура книги, справочный аппарат книги, элементы книги, книга-произведение и книга-сборник.


Практическая работа в читальном зале библиотеки: формирование культуры самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Литературная игра «Послушай и назови».


4

Книги о Родине и природе. Книги -сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова

1




Писатели детям


3




5

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

1



Знакомство с книгами детских писателей-классиков и современных писателей.

Формирование умения сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников - оформителей; Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Знакомство с художниками- иллюстраторами детских книг.

6

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С. Георгиев, М.Дружинина, С. Степанов и др.).

1



7

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С.Степанов и др.).

1




По страницам книг В.Сутеева


2




8

Книги В. Сутеева.

1



Знакомство с книгами В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

9

Книги В. Сутеева.

1




Народная мудрость


3




10

Книги-сборники малых жанров фольклора.

1



Знакомство с книгами малых жанров фольклора.

Знакомство с особенностями детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».


11

Книги-сборники малых жанров фольклора.

1



12

Книги-сборники малых жанров фольклора.

1




Книги русских писателей-сказочников


2




13

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1



Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).


14

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1




Сказки зарубежных писателей


4




15

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.


1



Слушание и чтение сказки Ш. Перро "Красная Шапочка". Коллективное обсуждение произведения. Самостоятельное чтение отдельных эпизодов.

Рассматривание книги в разных изданиях. Театральная мастерская.

16

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Театральная мастерская.

1



17

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1



Слушание и чтение отдельных историй. Коллективное обсуждение характеров и поступков главных героев. Театральная мастерская.

18

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

1




Книги о животных

3




19

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов..


1



Знакомство с книгами-сборниками о животных. Слушание и рассматривание иллюстраций. Коллективное обсуждение произведения и главных героев. Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг»

20

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка»

1



21

Книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных»

1




Литература народов России


14




22

Приглашение к путешествию.

1



Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, работать с картой России, учиться употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах на заданную тему.

23

На самом дальнем Востоке.


1



Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, понимать прочитанный текст. Чтение текста «цепочкой» и выборочно, работать над значениями непонятных слов.

24

Сказочная Чукотка.

1



Знакомство с произведением. Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, работать с картой России, учиться употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах на заданную тему.

25

Камчатка — полуостров, который умеет «курить».

1



Коллективное обсуждение произведения. Работа с картой России (Камчатка). Читать и задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы.

26

Приамурье — край, где встречаются север и юг.

1



Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций. Читать и задавать вопросы по прочитанному, понимать прочитанный текст. Чтение текста "цепочкой" и выборочно, работать над значениями непонятных слов.

27

В центре Русской равнины.

1



Слушание и чтение произведений. Задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте, чтение текста «цепочкой» и выборочно, Коллективное обсуждение прочитанного. Работа над значениями непонятных слов. Работа с картой России. Работа в группах (в парах)

28

На просторах Сибири

1



29

На юге Сибири.

1



30

Между Волгой-матушкой и Уралом-батюшкой.

1



31

«Степь да степь кругом…»

1



32

В горах и долинах Кавказа.

1



33-34

И снова север.


1





34
























Приложение 1

Проверка читательских умений

В работе с книгой ученик должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

  • пользоваться сносками и примечаниями книги;

  • отвечать на типовые вопросы о книге;

  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  • Что мы узнаем о книге с ее обложки?

  • Что мы узнаем о книге с титульного листа?

  • Назови писателей - авторов сказок

  • Скажи, каких поэтов ты знаешь.

  • Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

  • О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

  • Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

  • Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

  • Чем отличаются стихи от прозы?

  • О чем вы любите читать?

  • Что отличает произведения народного творчества и литературы?

  • Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

  • Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?









Приложение 2

Анкета для учащихся «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

  • да

  • нет

2. Почему ты любишь читать?

  • можно многое узнать

  • интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

  • да

  • нет

4. Что ты любишь читать?

  • стихи

  • сказки

  • смешные рассказы

  • рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

  • читать сам

  • слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

  • читают

  • не читают

7. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

  • могу

  • не могу