Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юный художник» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО второго поколения и основной образовательной программы МКОУ «2- я Выгорновская ООШ»
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
-художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Программа ориентирована на учащихся 1 классов.
Программа рассчитана: 1 кл. – 33 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю для каждой группы.
Продолжительность одного занятия:
в 1 классе - 35- 40 минут
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание учебного курса
Занятие 1 «Знакомство с королевой Кисточкой».
Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)
Занятие 2. «Возможности красок»
Изобразительные свойства гуаши (акварели). Основные цвета. Смешение красок. Радуга.
Занятие 3. «Изображать можно пятном».
Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
Занятие 4. «Изображать можно пятном».
Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку
Занятие 5. «Осень. Листопад».
Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников
Занятие 6. «Силуэт дерева».
Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.
Занятие 7. «Грустный дождик».
Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
Занятие 8. «Пузырьковая живопись»
Знакомство учащихся с техникой «Пузырьковое выдувание».
Занятие 9, 10.«Мамочка моя»
Знакомство с особенностями изображения портрета. Пропорции. Особенности изображения человека в анфас. Выполнение портрета «по памяти и представлению»
Занятие 11. «Узоры снежинок».
Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
Занятие 12. Рисуем дерево.
Создание творческой работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов
Занятие 13. «Зимний лес чудес». Коллективная работа.
Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
Занятие 14. «Портрет Снегурочки».
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Задание 15. «К нам едет Дед Мороз».
Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону
Задание 16. «Снежная птица зимы».
Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция
Задание 17. «Жар-птица». Коллективная работа.
Ритм геометрических пятен. Теплые цвета. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
Задание 18. «Необычная ёлочка».
Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.
Задание 19. «Красивые рыбы».
Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала
Задание 20. «На арене цирка».
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
Задание 21, 22. "Чудо- звери"
Изобразительные свойства графических материалов. Пятно, линия, точка.
Задание 23. «Цветы и травы»
Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
Задание 24. «Цветы и бабочки».
Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
Задание 25. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».
Понятие «стилизация», переработка природных форм вдекоративно-обобщенные.
Задание 26. «Моя семья»
Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.
Задание 27. «Веселые фигуры»
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
Задание 28. «Домашние питомцы»
Рисование кошки
Задание 29. «Победителям –Слава!
Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.
Задание 30. «Весенняя клумба»
Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.
Задание 31.«Веселая игра»
Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.
Задание 32.«Лето, здравствуй!»
Фантазия . Творческая работа.
Задание 33.«Маленькая галерея»
Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе КР, ПР и т.д. |
1 | Введение | 1 | |
2 | Изобразительные свойства акварели | 8 | |
3 | Знакомство с особенностями изображение портрета | 4 | |
4 | Изобразительные свойства графических материалов | 3 | |
5 | Ритм геометрических пятен | 5 | |
6 | Декоративное рисование | 3 | |
7 | Тематическое рисование | 9 | |
| Итого | 33 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | | | |
2 | Возможности красок | 1 | | | |
3 | «Изображать можно пятном». | 1 | | | |
4 | «Изображать можно пятном». | 1 | | | |
5 | «Осень. Листопад». | 1 | | | |
6 | «Силуэт дерева». | 1 | | | |
7 | «Грустный дождик». | 1 | | | |
8 | «Пузырьковая живопись» | 1 | | | |
9 | «Мамочка моя» | 1 | | | |
10 | «Мамочка моя» | 1 | | | |
11 | «Узоры снежинок». | 1 | | | |
12 | Рисуем дерево. | 1 | | | |
13 | «Зимний лес чудес». Коллективная работа. | 1 | | | |
14 | «Портрет Снегурочки». | 1 | | | |
15 | «К нам едет Дед Мороз». | 1 | | | |
16 | «Снежная птица зимы». | 1 | | | |
17 | «Жар-птица». Коллективная работа. | 1 | | | |
18 | «Необычная ёлочка». | 1 | | | |
19 | Красивые рыбы | 1 | | | |
20 | «На арене цирка». | 1 | | | |
21 | "Чудо- звери" | 1 | | | |
22 | "Чудо- звери" | 1 | | | |
23 | «Цветы и травы» | 1 | | | |
24 | «Цветы и бабочки». | 1 | | | |
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | | | |
26 | «Моя семья» | 1 | | | |
27 | «Веселые фигуры» | 1 | | | |
28 | «Домашние питомцы» | 1 | | | |
29 | «Победителям –Слава! | 1 | | | |
30 | «Весенняя клумба» | 1 | | | |
31 | «Веселая игра» | 1 | | | |
32 | «Лето, здравствуй!» | 1 | | | |
33 | «Маленькая галерея» | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: внеурочная деятельность «Юный художник »
Класс: 1
Учитель: Захарова К. А.
2022-2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |