ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности хоровой студии «Поем вместе» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ОСОШ № 1, на основе авторской программы по музыке Г.С. Ригиной (Самара: Издательский дом «Федоров», 2011г).
Программа рассчитана на 4 года обучения: в 1 классе -33 часа в год, во 2-4 классах – по 34 часа в год.
Во 2 классе программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в соответствии с календарным учебным графиком муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы №1 на 2017 – 2018 учебный год (начальное общее образование).
В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий в 2017 – 2018 учебном году программа внеурочной деятельности «Поём вместе» реализуется в объёме 32 часа, за счет уплотнения темы «Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» на 1 час, темы «Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?»
Тема: «Радуга талантов». Выступление на отчетном концерте для родителей, на 1 час.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Виды и формы контроля:
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности хоровой студии «Поем вместе»
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. | - понимания значения музыкального искусства в жизни человека; -нравственно-эстетических переживаний музыки; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. | - понимать смысл инструкции учителя и заданий; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; -выполнять действия в громкоречевой форме. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- осуществлять поиск нужной информации; - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - сравнивать разные части музыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | - осуществлять поиск нужной дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. | - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в групповой работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки. |
общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
Содержание курса внеурочной деятельности хоровой студии «Поем вместе»
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Третий год |
1. | Звуки, живущие в единстве | 5 | 2 | 3 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Я красиво петь могу | 6 | 2 | 4 |
4. | Мир музыки | 8 | 2 | 6 |
5. | Тайны инструментов | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 | | 3 |
7. | Радуга талантов | 4 | | 4 |
Занятия внеурочной деятельности ««Поем вместе»» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
5. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности хоровой студии «Поем вместе» 3 класс
№п/п | № в четв | Тема занятия | Часы | Дата | Примеча ния |
| | 1 четверть | 8 часов | | |
1 | 1 | Тема: «Звуки, живущие в единстве» Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого» | 1 | 07.09 | |
2 | 2 | «Звукоряд» Разучивание песни «Спасибо, учитель». | 1 | 14.09 | |
3 | 3 | «Волшебные нотки» Разучивание песни «Спасибо, учитель». | 1 | 21.09 | |
4 | 4 | «Хоровое сольфеджио». Разучивание песни «Осень, пришла к нам в гости осень». | 1 | 28.09 | |
5 | 5 | «Хоровое сольфеджио» Разучивание песни «Осень, пришла к нам в гости осень». | 1 | 05.10 | |
6 | 6 | Выступление на концерте ко Дню Учителя. | 1 | 12.10 | |
7 | 7 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | 1 | 19.10 | |
8 | 8 | «Вокальная гимнастика». | 1 | 26.10 | |
| | 2 четверть | 8 часов | | |
9 | 1 | Упражнение на развитие дыхания. | 1 | 09.11 | |
10 | 2 | Тема: «Я красиво петь могу» Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «У моей России». | 1 | 16.11 | |
11 | 3 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «У моей России». | 1 | 23.11 | |
12 | 4 | Упражнение на развитие дыхания. Разучивание песни «У моей России». | 1 | 30.11 | |
13 | 5 | Разучивание детской песни «Я вешаю на елочку игрушки» | 1 | 07.12 | |
14 | 6 | Разучивание детской песни «Я вешаю на елочку игрушки» | 1 | 14.12 | |
15 | 7 | «Мой голос - мой инструмент» | 1 | 21.12 | |
16 | 8 | Выступление на Новогоднем празднике | 1 | 28.12 | |
| | 3 четверть | 10 часов | | |
17 | 1 | Тема: «Мир музыки» | 1 | 11.01 | |
18 | 2 | Игра «Музыкальное лото» | 1 | 18.01 | |
19 | 3 | «Музыкальный букварь». Разучивание песни «Папа, мой любимый папа». | 1 | 25.01 | |
20 | 4 | «Музыкальный букварь». Разучивание песни «Папа, мой любимый папа». | 1 | 01.02 | |
21 | 5 | «Я хочу услышать музыку» | 1 | 08.02 | |
22 | 6 | «Я - композитор, я - исполнитель, я - слушатель» | 1 | 15.02 | |
23 | 7 | «Мир музыки» . РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ «Как люблю тебя я, мама» | 1 | 22.02 | |
24 | 8 | Тема: «Тайны инструментов» | 1 | 01.03 | |
25 | 9 | Концерт для родителей ко Дню 8 Марта. | 1 | 15.03 | |
26 | 10 | Инструменты симфонического оркестра | 1 | 22.03 | |
| | 4 четверть | 6 часов | | |
27 | 1 | «Три оркестра». Разучивание песни «Светит солнышко для всех» | 1 | 05.04 | |
28 | 2 | «Три оркестра». Разучивание песни «Светит солнышко для всех» | 1 | 12.04 | |
29 | 3 | Презентация «Тайны симфонического оркестра» | 1 | 19.04 | |
30 | 4 | Тема: «Творчество». Игра на музыкальных инструментах | 1 | 26.04 | |
31 | 5 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | 1 | 17.04 | |
32 | 6 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» Тема: «Радуга талантов». Выступление на отчетном концерте для родителей. | 1 | 24.05 | |
11