Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Краснопоймовская
средняя общеобразовательная
школа»
___________ Л.В. Седова
Приказ № 125 от 31.08.2018г.
Рабочая программа
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Литературная мастерская
«Художественное слово»
9 «А» класс
(базовый уровень)
Учитель: Бондарук Наталья Васильевна, стаж работы – 11 лет,
высшая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г)
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015.года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;
Учебного плана МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»;
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Программы «Школы России». Концепция и программы в 2-х ч. под ред. М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, М.: Просвещение, 2009 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
ПРЕДМЕТНЫЕ
У обучающихся сформируются: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, формулировать и удерживать учебную задачу,
планировать и регулировать свою деятельности; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Познавательные
Обучающиеся научатся: выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения, в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, строить собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количест-во учебных часов | В том числе |
Теорети-ческих | Практи- ческих |
1 | Введение | 2 | 2 | 0 |
2 | Разбор произведения | 8 | 4,5 | 3,5 |
3 | Воплощение произведения в звучащем слове | 8 | 3,5 | 4,5 |
4 | Обсуждение исполнения | 7 | 2,5 | 4,5 |
5 | Воспитание качеств, умений, навыков, необходимых для художественного чтения | 9 | 3,5 | 5,5 |
| Итого | 34 | 16 | 18 |
Вводная беседа - 2 ч
Художественное чтение как одна из форм устной речи (монологической). Роль чтеца как посредника между автором и слушателем.
Задача чтеца: глубоко и всесторонне освоив литературное произведение, выявить заключённые в тексте мысли, намерения, оценки и отношения автора к изображаемой в произведении жизни с целью оказать на слушающих нужное воздействие.
Разбор произведения -8 ч
Причины, побудившие автора к написанию данного произведения.
Эпоха, отражённая в произведении. Мировоззрение писателя.
Характеристика среды, окружающей героев произведения.
Тема и идея произведения.
Композиция произведения.
Особенности стиля автора. Образ рассказчика.
Практическое занятие. Анализ произведения.
Художественное чтение драматического произведения.
Воплощение произведения в звучащем слове - 8 ч
Подчинение задачи исполнения каждой части чтения – воссозданию в звучащем слове художественных образов и выявлению идеи произведения определённого воздействия на слушателя.
Передача в чтении своего отношения, своей оценки изображённой автором действительности.
Выявление жанровых особенностей произведения, стиля автора. Образа рассказчика.
Практические занятия.
Обсуждение исполнения - 7 ч
Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения, ошибки в оценке значимости отдельных событий и эпизодов.
Развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения, искажающие отдельные образы, слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика.
Практические занятия.
Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. Содержание работы то же, что в первый и второй год обучения, но усложняются задачи и повышаются требования к их выполнению.
Практические занятия
Заключительное занятие – 1 ч
Подведение итогов. Итоговый концерт.
Занятия по внеурочной деятельности проводятся в виде соревнований, создания и защиты проектов, экскурсий, турниров, игр, кружковых занятий отличных от урочной формы .
Виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно – ценностное общение
Досугово – развлекательная деятельность
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Дата |
По плану | По факту |
| Введение | | |
1. | Художественное чтение как она и форм устной речи. Роль чтеца как посредника между автором и слушателем | 06.09 | |
2. | Беседа о задачах чтеца. | 13.09 | |
| Разбор произведения | | |
3. | Причины, побудившие автора к написанию данного произведения. | 20.09 | |
4. | Эпоха, отраженная в произведении. Мировоззрение писателя. | 27.09 | |
5. | Характеристика среды, окружающей героев произведения. | 04.10 | |
6. | Тема и идея произведения. | 11.10 | |
7. | Композиция произведения. | 18.10 | |
8. | Особенности стиля автора. Образ рассказчика. | 25.10 | |
9. | Практическое занятие. Анализ произведения. (прозаического и драматического) | 08.11 | |
10. | Художественное чтение драматического произведения. Сказка «Двенадцать месяцев» | 15.11 | |
| Воплощение произведения в звучащем слове | | |
11. | Воссоздание в звучащем слове художественных образов. | 22.11 | |
12. | Выявление идеи произведения, определённого воздействием на слушателя. | 29.11 | |
13. | Передача в чтении своего отношения к изображённой автором действительности. | 06.12 | |
14. | Выявление жанровых особенностей произведения. | 13.12 | |
15. | Определение стиля автора. Образ рассказчика. | 20.12 | |
16. | Практическое занятие. Анализ поэтического текста. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 27.12 | |
17. | Практическое занятие. Анализ прозаического произведения. Отрывок из рассказа «Судьба человека». | 17.01 | |
18. | Практическое занятие. Выразительное чтение и анализ драматического произведения «Борис Годунов» | 24.01 | |
| Обсуждение исполнения | | |
19. | Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения. | 31.01 | |
20. | Развитие умения находить ошибки в оценке значимости событий и эпизодов. | 07.02 | |
21. | Развитие умения слышать ошибки в трактовка произведения. | 14.02 | |
22-23 | Развитие умения слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика. | 21.01 28.02 | |
24. | Практическое занятие. Чтение стихотворения МЮ. Лермонтова «Ветка Палестины» | 07.03 | |
25. | Практическое занятие. Чтение и анализ рассказа Ф. Искандера «Возмездие» | 14.03 | |
| Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. | | |
26. | Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Русская поэзия 19-20 века. Особенности жанра. | 21.03 | |
27. | Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Стихотворения поэтов 19 века.. | 04.04 | |
28. | Обоснование выбора произведения. Обсуждение соответствия параметров исполнителя выбранному произведению. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева | 11.04 | |
29. | Разбор стихотворение. Элементы интонационной выразительности. Поэты 20 века. | 18.04 | |
30. | Ударение. Паузы: логические, ритмические, межстиховые, психологические. Жесты: ритмические, непроизвольные, подтекстовые. | 25.04 | |
31. | Принципы создания литературной композиции. Виды композиций. Чтение и анализ стихотворения С.А. Есенина | 02.05 | |
32. | Архитектоника литературной композиции. Музыка в композиции. | 09.05 | |
33. | Работа над композицией. Работа с ведущими школьных концертов | 16.05 | |
34. | Анализ прозаического текста и создание своего оригинального текста. | 23.05 | |
Материальное – техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
Бантова М.А., Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова и др. «Школа России». Концепция и программы В 2 ч.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2009
Вахтель Н.М., Попова З.Д., Чарыкова О.Н. Практикум по выразительному чтению. Часть II: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 55 с.
Детская литература. Выразительное чтение. Практикум/ под. Ред. Т.В. Рыжковой.- учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
Кутявина С.В. «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению».- М.:«Вако», 2006
Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.
Павлова Л.А. Тренажер по выразительному чтению для учащихся 1- 4 классов.- М.: Ювента, 2009.
Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46.
Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по внеклассному чтению».- М.: ВАКО, 2006
Литература для учащихся и родителей
Альбеткова Р.И. «Учимся читать лирическое произведение».- М.: «Дрофа», 2003
Мельников П.М. (Давыдов) Историческая стилистика художественного текста.- Изд-во КазГУ им. Аль-Фараби, 2000.
Орфоэпический словарь.- М.: Мир книги, 2003.
Фразеологический словарь русского языка.- М.: Дрофа, 2003.
Интернет-ресурсы:
http://www.viki.rdf.ru
http://school-collection.edu.ru
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании Методического совета школы Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 ___________ Л.В. Костюченко
от «30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г.
16