СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 3 года с Пояснительной запиской и Тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»




«УТВЕРЖДАЮ»


Директор

МБОУ «Краснопоймовская

средняя общеобразовательная

школа»

___________ Л.В. Седова

Приказ № 125 от 31.08.2018г.







Рабочая программа

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литературная мастерская

«Художественное слово»

9 «А» класс

(базовый уровень)





Учитель: Бондарук Наталья Васильевна, стаж работы – 11 лет,

высшая квалификационная категория



Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2018-2019 уч. год



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г)

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015.года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;

  • Учебного плана МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»;

  • Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

  • Программы «Школы России». Концепция и программы в 2-х ч. под ред. М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, М.: Просвещение, 2009 г.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • У обучающихся будут сформированы: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



ПРЕДМЕТНЫЕ

  • У обучающихся сформируются: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, формулировать и удерживать учебную задачу,
планировать и регулировать свою деятельности; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, оценивать и формулировать то, что уже усвоено.


Познавательные

Обучающиеся научатся: выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения, в зависимости от поставленной цели, определять понятия.



Коммуникативные

Обучающиеся научатся: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, строить собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.





Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности


п/п

Наименование разделов и тем

Общее количест-во учебных часов

В том числе

Теорети-ческих

Практи-

ческих

1

Введение


2

2

0

2

Разбор произведения

8

4,5

3,5

3

Воплощение произведения в звучащем слове

8

3,5

4,5

4

Обсуждение исполнения

7

2,5

4,5

5

Воспитание качеств, умений, навыков, необходимых для художественного чтения

9

3,5

5,5


Итого

34

16

18




Вводная беседа - 2 ч

Художественное чтение как одна из форм устной речи (монологической). Роль чтеца как посредника между автором и слушателем.

Задача чтеца: глубоко и всесторонне освоив литературное произведение, выявить заключённые в тексте мысли, намерения, оценки и отношения автора к изображаемой в произведении жизни с целью оказать на слушающих нужное воздействие.

Разбор произведения -8 ч

Причины, побудившие автора к написанию данного произведения.

Эпоха, отражённая в произведении. Мировоззрение писателя.

Характеристика среды, окружающей героев произведения.

Тема и идея произведения.

Композиция произведения.

Особенности стиля автора. Образ рассказчика.

Практическое занятие. Анализ произведения.

Художественное чтение драматического произведения.

Воплощение произведения в звучащем слове - 8 ч


Подчинение задачи исполнения каждой части чтения – воссозданию в звучащем слове художественных образов и выявлению идеи произведения определённого воздействия на слушателя.

Передача в чтении своего отношения, своей оценки изображённой автором действительности.

Выявление жанровых особенностей произведения, стиля автора. Образа рассказчика.

Практические занятия.


Обсуждение исполнения - 7 ч

Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения, ошибки в оценке значимости отдельных событий и эпизодов.

Развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения, искажающие отдельные образы, слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика.

Практические занятия.

Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. Содержание работы то же, что в первый и второй год обучения, но усложняются задачи и повышаются требования к их выполнению.

Практические занятия

Заключительное занятие – 1 ч

Подведение итогов. Итоговый концерт.



Занятия по внеурочной деятельности проводятся в виде соревнований, создания и защиты проектов, экскурсий, турниров, игр, кружковых занятий отличных от урочной формы .

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Проблемно – ценностное общение

  • Досугово – развлекательная деятельность




Тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Дата

По плану

По факту


Введение



1.

Художественное чтение как она и форм устной речи. Роль чтеца как посредника между автором и слушателем

06.09


2.

Беседа о задачах чтеца.

13.09



Разбор произведения



3.

Причины, побудившие автора к написанию данного произведения.

20.09


4.

Эпоха, отраженная в произведении. Мировоззрение писателя.

27.09


5.

Характеристика среды, окружающей героев произведения.

04.10


6.

Тема и идея произведения.

11.10


7.

Композиция произведения.

18.10


8.

Особенности стиля автора. Образ рассказчика.

25.10


9.

Практическое занятие. Анализ произведения. (прозаического и драматического)

08.11


10.

Художественное чтение драматического произведения. Сказка «Двенадцать месяцев»

15.11



Воплощение произведения в звучащем слове



11.

Воссоздание в звучащем слове художественных образов.

22.11


12.

Выявление идеи произведения, определённого воздействием на слушателя.

29.11


13.

Передача в чтении своего отношения к изображённой автором действительности.

06.12


14.

Выявление жанровых особенностей произведения.

13.12


15.

Определение стиля автора. Образ рассказчика.

20.12


16.

Практическое занятие. Анализ поэтического текста. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

27.12


17.

Практическое занятие. Анализ прозаического произведения. Отрывок из рассказа «Судьба человека».

17.01


18.

Практическое занятие. Выразительное чтение и анализ драматического произведения «Борис Годунов»

24.01



Обсуждение исполнения



19.

Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения.

31.01


20.

Развитие умения находить ошибки в оценке значимости событий и эпизодов.

07.02


21.

Развитие умения слышать ошибки в трактовка произведения.

14.02


22-23

Развитие умения слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика.

21.01

28.02


24.

Практическое занятие. Чтение стихотворения МЮ. Лермонтова «Ветка Палестины»

07.03


25.

Практическое занятие. Чтение и анализ рассказа Ф. Искандера «Возмездие»

14.03



Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.



26.

Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Русская поэзия 19-20 века. Особенности жанра.

21.03


27.

Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Стихотворения поэтов 19 века..

04.04


28.

Обоснование выбора произведения. Обсуждение соответствия параметров исполнителя выбранному произведению. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева

11.04


29.

Разбор стихотворение. Элементы интонационной выразительности. Поэты 20 века.

18.04


30.

Ударение. Паузы: логические, ритмические, межстиховые, психологические. Жесты: ритмические, непроизвольные, подтекстовые.

25.04


31.


Принципы создания литературной композиции. Виды композиций. Чтение и анализ стихотворения С.А. Есенина

02.05


32.

Архитектоника литературной композиции. Музыка в композиции.

09.05


33.

Работа над композицией. Работа с ведущими школьных концертов

16.05


34.

Анализ прозаического текста и создание своего оригинального текста.

23.05




Материальное – техническое обеспечение образовательного процесса



Литература для учителя


  1. Бантова М.А.,  Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова и др. «Школа России». Концепция и    программы В 2 ч.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2009

  2. Вахтель Н.М., Попова З.Д., Чарыкова О.Н. Практикум по выразительному чтению. Часть II: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 55 с.

  3. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум/ под. Ред. Т.В. Рыжковой.- учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  4. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.

  5. Кутявина       С.В. «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению».- М.:«Вако», 2006

  6. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.

  7. Павлова Л.А. Тренажер по выразительному чтению для учащихся 1- 4 классов.- М.: Ювента, 2009.

  8. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46. 

  9. Яценко   И.Ф. «Поурочные разработки по внеклассному чтению».- М.: ВАКО, 2006

    


Литература для учащихся и родителей


  1. Альбеткова Р.И. «Учимся читать лирическое произведение».- М.: «Дрофа», 2003

  2. Мельников П.М. (Давыдов) Историческая стилистика художественного текста.- Изд-во КазГУ им. Аль-Фараби, 2000.

  3. Орфоэпический словарь.- М.: Мир книги, 2003.

  4. Фразеологический словарь русского языка.- М.: Дрофа, 2003.


Интернет-ресурсы:

http://www.viki.rdf.ru

http://school-collection.edu.ru

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании Методического совета школы Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 ___________ Л.В. Костюченко

от «30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г.



16