Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок: «Дерево Здоровья»
Направление: спортивно – оздоровительное
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Составила
студентка Ш – 32 группы
Настыч Олеся
Ейск, 2019 год
Пояснительная записка
Актуальность. В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НООО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Требования, предъявляемые к здоровью обучающихся, обязывают образовательные учреждения создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа по внеурочной деятельности «Дерево Здоровья» направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цели:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Основными задачами являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
умение применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
В основу программы положены следующие принципы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Принципы на которых строится данная программа позволяют выбрать пути, средства и методы для достижения главной цели – сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Возраст детей: рассчитана на обучающихся 3 класса. Занятия проводятся с детьми в рамках дополнительного образования.
Срок реализации: 1 год.
Рассчитана на: 36 часов, 1 раз в неделю
Формы работы: физкультурные праздники, беседы, выставки, игра – путешествие, исследовательские проекты, экскурсии, викторина.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Результатом являются следующие умения:
Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
умение выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других;
договариваться с другими детьми совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли.
Формы контроля:
Викторины, тесты, составление комплексов упражнений, Дни Здоровья, Весёлые старты, соревнования, спортивные праздники.
Форма итогового контроля: спортивное соревнование.
Создана на основе программы Бужинской С.А. педагогом МОУ «Магистральнинская СОШ №2».
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и дисциплин | Теоретические | Практические |
I | Введение «Вот мы и в школе» | 1 | 2 |
1.1 | «Что же такое ЗОЖ?» | 1 | 1 |
1.2 | «В гостях у Мойдодыра» | | 1 |
II | Питание и здоровье | 3 | 2 |
2.1 | «Правильное питание – залог здоровья» | 1 | |
2.2 | «Культура питания» | 1 | |
2.3 | «Что даёт нам море» | 1 | 1 |
2.4 | «Светофор здорового питания» | | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 4 | 3 |
3.1 | «Сон и его значение для человека» | 1 | |
3.2 | «Закаливание и его влияние на здоровье» | 1 | 1 |
3.3 | «Иммунитет человека» | 1 | 1 |
3.4 | «Спорт в жизни ребёнка» | 1 | 1 |
IV | Я в школе и дома | 3 | 3 |
4.1 | «Причины усталости глаз» | 1 | |
4.2 | «Гигиена позвоночника. Сколиоз» | | 1 |
4.3 | «Травмы-последствия шалостей» | | 1 |
4.4 | «Переутомление и утомление» | 1 | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 1 | 2 |
5.1 | Тест «Правильно ли вы питаетесь?» | 1 | |
5.2 | «Разговор о правильном питании» | | 2 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 2 | 2 |
6.1 | «Мир эмоций и чувств» | 1 | |
6.2 | «Вредные привычки» | 1 | |
6.3 | «Веснянка» | | 1 |
6.4 | «В мире интересного» | | 1 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 2 | 2 |
7.1 | «Я и опасность» | 1 | 1 |
7.2 | Беседа «Первая помощь при отравлении» | 1 | |
7.3 | Наши успехи и достижения | | 1 |
Содержание программы
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе» (3ч)
Тема 1 «Что же такое ЗОЖ?» (беседа о здоровом образе жизни, Практические работы: «Мои параметры», «Измерение пульса до и после нагрузки»)
Тема 2 «В гостях у Мойдодыра» (беседа о личной гигиене, о чистоте)
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч)
Тема 1 «Правильное питание – залог здоровья» (беседа, составление памятки о правильном питании)
Тема 2 «Культура питания» (беседа, игра «Что я ем?»)
Тема 3 «Что даёт нам море» (Игра - путешествие)
Тема 4 «Светофор здорового питания» (Текущий контроль знаний - викторина)
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (7ч)
Тема 1 «Сон и его значение для человека» (беседа, знакомство с тем, как сон влияет на здоровье человека)
Тема 2 «Закаливание и его влияние на здоровье» (беседа, просмотр видеоролика)
Тема 3 «Иммунитет человека» (выставка плакатов)
Тема 4 «Спорт в жизни ребёнка» (исследовательские проекты детей)
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч)
Тема 1 «Причины усталости глаз» (просмотр видеороликов и рассказ)
Тема 2 « Гигиена позвоночника. Сколиоз» (экскурсия в больницу)
Тема 3 «Травмы-последствия шалостей» (предоставление детьми исследовательских проектов)
Тема 4 «Переутомление и утомление» (беседа, приглашенный гость - врач)
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (3ч)
Тема 1 Тест «Правильно ли вы питаетесь?»
Тема 2 «Разговор о правильном питании» (Текущий контроль знаний – конкурс «Всё о правильном питании»)
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (4ч)
Тема 1 «Мир эмоций и чувств» (беседа, тест «На сколько вы эмоциональны»)
Тема 2 «Вредные привычки» (беседа о вредных привычках и их влиянии на здоровье)
Тема 3 «Веснянка» (игра)
Тема 4 В мире интересного (Текущий контроль знаний - научно – практическая конференция)
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4ч)
Тема 1« Я и опасность» (конкурс рисунков, сочинений)
Тема 2 Беседа «Первая помощь при отравлении»
Тема 3 Наши успехи и достижения (Итоговый контроль знаний – диагностика)
Методическое обеспечение
Для реализации программы «Дерево Здоровья» необходима материально-техническая база:
1. Учебные пособия:
-натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
-изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
-измерительные приборы: весы, часы и их модели.
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Список литературы:
Л.А. Обухова, Н.А, Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов Природы: 1-4 класс». – М.: ВАКО, 2015
Т.А.Куценко, Т.Ю. Медянова «365 веселых игр» Ростов – на – Дону, «Феникс» 2015.
Е.Н. Степанов, М.А. Александрова. «Классные классные дела». ТЦ «Сфера». Москва 2017.
Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2018.
Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2014.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2016.
Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». - издательство «Учитель», сайт: http://www.forumuch.flybb.ru/