МБОУ «Староайбесинская средняя общеобразовательная школа»
Алатырского района Чувашской Республики
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета МБОУ «Староайбесинская СОШ» Алатырского района (протокол №____ от __________) | Утверждено Директор МБОУ «Староайбесинская СОШ» _______/Н.И. Махрова/ (Приказ от_________ № |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Культура речи»
для учащихся 5 классов
Направление: общекультурное
Программа разработана на основе: Федерального государственного образования стандарта общего образования, приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 года № 1897 (с изменениями на 31.12.2015 г. № 1577)
Планируемые результаты
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала школьников;
повышение уровня речевой грамотности и общей языковой культуры обучающихся;
развитие личности выпускников основной школы.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
участие школьников в классных и школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по русскому языку;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.
Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности
Содержание | Форма организации | Виды учебной деятельности |
Для чего людям нужна речь? | Беседа | Устные высказывания |
Речь устная и письменная | Беседа. Практикум | Устные высказывания. Сочинение-миниатюра |
Культура устной и письменной речи | Беседа | Устные высказывания |
Что такое правильная речь? | Практикум | Задания на правописание и орфоэпию (в занимательной форме) |
Что такое хорошая речь? | Беседа. Практикум | Устные выступления. Анализ текстов |
Понятие речевого этикета. Речевая ситуация | Лекция. Беседа | Устные высказывания |
Приветствие и знакомство | Практикум | Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций |
Телефонный разговор | Практикум | Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций |
Поздравление | Беседа. Практикум | Составление письменного поздравления (маме или папе, другу, учителю) |
Извинение. Благодарность | Беседа. Практикум | Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций |
Просьба. Согласие и отказ | Беседа. Практикум | Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций |
Как вести беседу? | Лекция. Беседа | Объяснение смысла пословиц |
Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете | Беседа. Исследование. Лекция | Анализ SMS –сообщений |
Обобщение по теме «Речевой этикет» | Практикум | Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций |
Фонетика. Орфоэпия | Практикум | Работа с орфоэпическим словарем. Транскрибирование слов |
Звуки речи, их смыслоразличительная функция | Беседа. Практикум | Занимательные задания по фонетике |
Словесное ударение | Лекция. Практикум | Задания на постановку ударения в словах |
Произношение гласных звуков | Практикум | Орфоэпический разбор слов |
Произношение согласных звуков | Практикум | Заполнение таблицы примерами. Орфоэпический разбор |
Лексическое значение слов. Значение прямое и переносное. Лексическая сочетаемость | Практикум | Составление словосочетаний и предложений. Занимательные задания на толкование и употребление слов |
Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы | Практикум | Редактирование |
Слова-паронимы | Лекция. Практикум | Задания на толкование и употребление слов-паронимов |
Стилистическое расслоение словарного состава | Беседа. Практикум | Анализ и редактирование текстов. Подбор стилистически нейтральных синонимов к разговорным словам. Составление диалогов |
Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы | Практикум | Задания по орфоэпии |
Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы | Практикум | Задания на знание грамматических норм употребления имен существительных |
Правильное употребление имен существительных. Лексические нормы | Практикум | Редактирование |
Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы | Практикум | Задания по орфоэпии |
Правильное употребление имен прилагательных. Грамматические нормы | Практикум | Задания на знание грамматических норм употребления имен прилагательных |
Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы | Практикум | Редактирование. Сочинение-миниатюра |
Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы | Практикум | Задания по орфоэпии |
Правильное употребление глаголов. Грамматические нормы | Практикум | Задания на знание грамматических норм употребления глаголов |
Правильное употребление глаголов. Лексические нормы | Практикум | Редактирование |
Мимика и жесты в общении людей | Семинар | Сообщения обучающихся |
Подведение итогов | Рефлексия | У |
Тематическое планирование
№ | Тема, раздел | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Качества хорошей речи | 3 |
3 | Речевой этикет | 9 |
4 | Фонетика и орфоэпия | 5 |
5 | Лексикология | 4 |
6 | Морфология | 9 |
7 | Невербальное общение | 1 |
8 | Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 34 |