Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Жирновская СОШ
_____________________С.Я. Шкодин
Приказ от 30.08.2019 г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
интеллектуальное направление
(название направления)
«Математический клуб»
для 7 класса
Руководитель: Волкова Татьяна Валентиновна
учитель математики
высшей квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по алгебре для 7 класса разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами алгебры на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Занятия внеурочной деятельности содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Актуальность и перспективность курса:
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеурочные занятия по алгебре. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка. Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Цели реализации программы:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.
По годовому календарному графику 34 учебных недели.
Курс рассчитан на 1 час в неделю- 34 часа. Фактически – 34 часа.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
• простое наблюдение,
• проведение математических игр,
• опросники,
• анкетирование
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
• занятия-конкурсы на повторение практических умений,
• занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
• самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
• участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
• результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
• активность,
• аккуратность,
• творческий подход к знаниям,
• степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Содержание курса
№ | Наименование раздела | Количество часов | Содержание раздела | Формы организации и виды деятельности. |
1 | Выражения, тождества, уравнения | 7 ч | Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений. Тождественные преобразования выражений. Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. Среднее арифметическое, размах, и мода. Формулы. Медиана как статистическая характеристика. | На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математических олимпиадах, международной игре «Слон»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы. |
2 | Функции | 6 ч | Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и ее график. Задание функции несколькими формулами. |
3 | Степень с натуральным показателем | 5 ч | Определение степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней. Возведение в степень произведения и степени. |
4 | Многочлены | 5 ч | Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочлена на множители способом группировки. |
5 | Формулы сокращенного умножения | 5ч | Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Разложение разности квадратов на множители. Разложение на множители суммы и разности кубов. Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения на множители. Возведение двучлена в степень. |
6 | Системы линейных уравнений | 6 ч | Линейные уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. Линейные неравенства с двумя переменными и их системы. |
| Итого: | 34 часа | | |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема |
план | факт |
Выражения, тождества, уравнения ( 7 часов) |
1 | | | Числовые выражения. |
2 | | | Сравнение значений выражений. |
3 | | | Тождественные преобразования выражений. |
4 | | | Линейное уравнение с одной переменной. |
5 | | | Решение задач с помощью уравнений. |
6 | | | Среднее арифметическое, размах и мода. |
7 | | | Медиана как статистическая характеристика. |
Функции ( 6 часов) |
8 | | | Область определения функции. |
9 | | | График функции. |
10 | | | Построение и чтение графиков функции. |
11 | | | Построение графика линейной функции. |
12 | | | Угловой коэффициент прямой. |
13 | | | Задание функции несколькими формулами. |
Степень с натуральным показателем ( 5часов ) |
14 | | | Свойства степени. |
15 | | | Решение упражнений по теме «Степень с натуральным показателем» |
16 | | | Возведение одночлена в степень. |
17 | | | Применение свойств степени. |
18 | | | Степень с натуральным показателем |
Многочлены (5 часов) |
19 | | | Приведение подобных членов многочлена. |
20 | | | Сложение и вычитание многочленов. |
21 | | | Умножение многочлена на многочлен. |
22 | | | Разложение многочлена на множители |
23 | | | Упрощение выражений. |
Формулы сокращенного умножения ( 5 часов ) |
24 | | | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. |
25 | | | Разложение разности квадратов на множители. |
26 | | | Формулы сокращенного умножения |
27 | | | Применение различных способов для разложения многочлена на множители. |
28 | | | Преобразование целых выражений. |
Системы линейных уравнений ( 6часов ) |
29 | | | Линейные уравнения с двумя переменными. |
30 | | | Решение систем линейных уравнений. |
31 | | | Способ подстановки. |
32 | | | Решение систем линейных уравнений способом сложения. |
33 | | | Решение задач с помощью систем уравнений. |
34 | | | Графический способ решения систем уравнений |
Итого: по плану – 34 часа, фактически - 34 часа. |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол № 1 заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ___________ (Лебедева Е.Н)
учителей естественного цикла 30.08.2019 г.
от 30.08.2019г.
_____________(Волкова Т.В)