СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочной деятельности. Развитие музыкальных способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный театр"»

Пояснительная записка.

«Любите и изучайте великое искусство

музыки. Оно откроет вам целый мир

высоких чувств, страстей, мыслей. Оно

сделает вас духовно богаче, чище,

совершеннее. Вы увидите жизнь в иных

тонах и красках…».

Д. Шостакович.

Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры. Основные параметры его развития определялись идеологией. Образованию предписывалось формирование личности с заданными качествами.

В настоящее время образование обратилось к культуре, как к среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Человека коммуникативного, творческого.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это одна из актуальных проблем школьной педагогики и детской психологии. Раскрыть детские способности помогает внеурочная деятельность в начальной школе.

При реализации внеурочной деятельности в начальной школе формируется та необходимая среда, компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. Эти педагогические задачи успешно могут решаться в условиях детского музыкального театра, объединяющего в себе искусство слова и музыки.

Музыкальный театр помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не умеют глубоко рассуждать о музыке.

Исходя из особенностей психологического развития младших школьников (наглядно-образного мышления, неустойчивого внимания, требующего смены деятельности), я предлагаю начать работу в музыкальном театре с инсценирования музыкальных сказок. В процессе инсценирования музыкальных сказок дети смогут приобрести начальный опыт музыкально-творческой деятельности.

Цель программы – способствовать формированию личности ребенка, как духовного субъекта культуры, развитию его творческих способностей и способности к самовыражению и самореализации посредством обучения игры в музыкальном театре.

Цель программы определила следующие задачи:

  1. Развивающие - способствовать развитию:

  • музыкально-творческих способностей учащихся (музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма);

  • умение воспринимать и понимать музыкальный язык;

  • певческий голос;

  • воображение, интеллект;

  • интерес к сценическому искусству;

  • речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

  1. Образовательные – обучить, закрепить и расширить знания о различных видах музыкальной деятельности, учить создавать различные образы, используя выразительные пластические движения.

  2. Воспитательные – привить детям:

  • устойчивый интерес к музыке, театру;

  • этические и эстетические чувства (добра, прекрасного);

  • художественный вкус;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности (отзывчивости, целеустремленности), социальных идеалов (любви к Родине, патриотизма).

Программа «Музыкальный театр» рассчитана на 64 часа в год, один раз в неделю по 25 минут.

В данной программе предусматриваются следующие формы работы: игровая, групповая, фронтальная.

Содержание занятий

На первом этапе (первый год обучения) занятий в музыкальном театре дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками, учатся петь в медленном, быстром темпе, действовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно, уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями, выразительно читать диалогический и стихотворный текст, сочинять этюды и сказки.

Учебно – тематический план

Разделы занятий

Количество часов

1.

Подготовительный период

10 часов

2.

Сказка «Про репку»

30 часов

3.

Инсценированные музыкальные игры

5часов

4.

Музыкальная сказка «Колосок»

19 часов



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

1 класс

I четверть

Дата

Тема занятия

К-во часов

Содержание занятия

Характеристика деятельности

Результат

1.09

3.09

Вводное занятие

2

Дети знакомятся с учителем и друг с другом

В Игре «Это я» поют на одном звуке. Хором музыкально учатся приветствовать учителя


8.09

10.09

Прослушивание музыкальных данных детей Беседа о музыке, театре, их соединении

2

Поют знакомые детям песни, участвуют в беседу о музыке и театре

Парами поют куплеты песен, хором подпевают припев, за учителем прохлопывают простейший ритмический рисунок.

Выявлены дети с природными музыкальными данными, с теми, с кем предстоит еще понаблюдать и работать.

15.09

17.09

Ритмика музыкальная и литературная

2

Ритмически прохлопывают заданный ритмический рисунок, пытаются найти ритм в простом стихотворении.

Разучивают песню «Тяв-тяв» муз. В. Герчик, сл. В Разумовского хором, знакомятся со стихотворением «Мой бедный Шарик» А. Геварчизов.

Найдены свойство и различие в музыкальном и литературном ритме.

22.09

24.09

Средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамика, лад.

2

Изображают различных героев : животных, людей под музыку.

Под заданную музыкальную тему дети подбирают образ, при этом объясняют, ПОЧЕМУ? именно так, хором поют песню «Тяв-тяв», разучивают песню «Солнечных зайчиков» муз. В. Казенина, сл. Ф. Лаубе.

Знакомятся со средствами музыкальной выразительности, включая ритмопластику.






29.09

1.10

Закрепление пройденного

2

Поют разученные песни «Тяв-тяв», «Песенка солнечных зайчиков».

Верно прохлопывают простые распевки и стихи.

Хором поют разученные песни, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах стихи и распевки «Зайчик», «Петушок», «Андрей-Воробей».







6.10

8.10

Знакомство с текстом и музыкой сказки «Про репку» муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской

2

Знакомятся с текстом сказки, музыкой. Учат наизусть начальное четверостишье сказки.

Слушают сказку, участвуют в беседе по выяснению художественных образов.

Познакомились со сказкой «Про репку».

13.10

15.10

20.10

22.10

27.10

29.10

Песенка Внучки

Дуэт Дедки и Внучки.

6

  1. Речевая разминка (скороговорки по выбору).

  2. Распевание с ритмическими упражнениями.

  3. Разучивание «Песенки Внучки».

Знакомятся с понятием «дуэт». Разучивают мелодию дуэта.

Проговаривают скороговорки, увеличивая темп и используя динамику (тихо-громко) хором и индивидуально по желанию.

Изображают просыпающуюся внучку, разучивают мелодию песни хором, инсценируют умывающихся Кошку и Жучку.

Пытаются чисто интонировать песню Дедки и Внучки, изображают Деда и Внучку, сажающих семена репки.

Начало разучивания сказки «Про репку».

По желанию поют дуэтом

II четверть

10.11


Повторение изученных музыкальных тем



1

Повторяют «Песенку Внучки» и дуэт Внучки и Дедки.

Повторяют музыкальные темпы хором, соединяют с литературным текстом, исполняют изученные темы по желанию перед детьми.

Соединение литературного текста с музыкальными сценами (начало – посадка репки).

12.11

17.11

Дуэт Дедки и Бабки.

2

. Разучивают мелодию дуэта.

Соединяют литературный текст с дуэтом Дедки и Бабки, исполняя хором, затем индивидуально по желанию






19.11

24.11


Сцена «Вытягивание репки».

2

  1. Проводится речевая разминка.

  2. Распевание.

  3. Распределение муз. фраз сцены вытягивания репки.

Коллективно распределяются роли Кошки, Жучки, Мышки, Бабки, Деда, Внучки с последующим обсуждением.

Исполняют сценку «Вытягивание репки»

26.11

1.12

Сценка «Ах ты, репка».

2

Речевая и музыкальная разминка.

Разучивают песню «Ах ты, репка!»

Соединение сцен «Вытягивание репки» и «Ах ты, репка!» хором, индивидуально по желанию.

Используют сказку до последней изученной темы. Литературный текст проговаривают с помощью учителя.

3.12

8.12

10.12

15.12


Заключительный хор.

4

Речевая и музыкальная разминка.

Разучивание мелодии заключительного хора.

Повторение всех изученных тем, распределение ролей.

Соединение музыкальных тем и музыкального текста.

17.12

22.12

24.12

29.12

Подготовка к выступлению.

4

Объединение всех музыкальных фрагментов в единую сказку.

Выбор героев для выступления, исполнение тем дуэтами, трио, квартетами.

Показ сказки на занятии.

III четверть

12.01

14.01

19.01

21.01

26.01

28.01


Репетиция сказки на сцене.

6

Повторение музыкальных тем, соединение с литературным текстом.

В течение репетиции сказки дети пробуют быть разными героями, выбирают лучших.

Показывают сказку на сцене.

2.02

4.02

16.02

18.02

25.02

Музыкальные игры

5

«Васька – кот»

«Радуга – дуга»

«Гори, гори ясно»

Разучивают музыкальные игры, играют разные роли, исполняют музыкальные темы со словами.

Учатся играть в коллективе

1.03

3.03

Показ сказки «Про репку» на утреннике, посвященном 8 марта


2

Исполняют всю сказку, показывая актерское мастерство, умение выражать характер героев музыкально.

10.03

15.03

17.03

Знакомство с музыкальной сказкой «Колосок». Муз. М. Мильмана, стихи Н. Найденовой. Разучивание песни вступления.

Вступление.

3

Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок», выявление художественных образов сказки.

Разучивание песни вступления.

Слушают литературный текст и музыку в исполнении учителя, беседуют о героях сказки (положительных, отрицательных). Подпевают повторяющиеся фразы.

Чисто интонируют мелодию песни хором, учат наизусть четверостишье из сказки.

Знакомство со сказкой, выслушиваются мнения детей, понравилась ли сказка и почему.

Начало разучивания сказки

«Колосок».














IV четверть


31.03

5.03

Повторение вступления сказки «Колосок».

2

Повторяют музыкальную тему, знакомятся с музыкальной темой «Петушок работает».

Исполняют музыкальную тему хором, выполняют движения, имитирующие подметание пола.

Соединение музыки и ритмопластики.

7.04

12.04

«Песенка мышат».

2

Разучивание «Песенки мышат».

Исполняют веселую песенку, выполняя простейшие танцевальные движения.

Соединение музыки и ритмопластики.



14.04

19.04

«Игра в мяч».

2

Знакомство с музыкальной темой «Игра в мяч», повторение изученных музыкальных тем.

Хором поют разученные темы, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах мелодию «Игры в мяч».

Соединение музыки,. Ритмопластики, игры, создание положительного эмоционального настроя.

21.04

26.04

«Игра в чехарду»

2

Познакомить детей с игрой «Чехарда», музыкальной темой.

Выполняют движения под музыку, повторяют хором и индивидуально изученные музыкальные темы.

Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста.

28.04

3.05

5.05

10.05

«Песенка Петушка», «Песенка мышат и Петушка».

4

Разучивание мелодии тем, соединение всех изученных тем.

Передают вальсовый характер мелодии, показывают его пластическим интонированием.

Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста

12.05

17.05

19.05


Заключительный хор.

3

Повторение изученных распевок, речевых упражнений, знакомство с мелодией заключительного хора.

Выбор героев сказки по желанию.

Исполнение сказки для одноклассников.

24.05

Выступление на празднике «Прощание с 1 классом» 1час


Всего 64 часа



Планируемые результаты

Личностными результатами занятий в музыкальном театре являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека

- элементарные умения и навыки в различных видах деятельности в музыкальном театре;

Метапредметными результатами являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности.