ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования, с учетом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьников умения учиться в соответствии с целями и задачами основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.
Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико – ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. В школьных программах по русскому языку в 6 классах большое значение придается лексической работе. Данная программа должна побуждать узнавать нечто новое о языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Общая характеристика программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
Цели: создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры общения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
- непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
- признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
- принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
- принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
- принцип учета возрастных особенностей учащихся;
- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«К тайнам слова:занимательная лексика и фразеология»
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- способность извлекать информацию из разных источников, включая ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности, последовательных действий;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы этикета;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- оценивать достигнутые результаты, проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
- применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении разделов (лексика, фразеология) предмета «Русский язык»; осуществлять совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка. Развивается Творческая мастерская юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий по работе со словарем.
Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий и Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучения фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной, исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.
В третьей части «Что в имени тебе моем…» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов по теме «Лексика. Фразеология».
«Ярмарка идей» (5ч)
Что я умею, что могу?
Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов «Лексика», «Фразеология»;
Через тернии к звездам
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка.
Эврика!
Составление плана исследовательской, аналитической работы Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.
«Слово о словах» (21ч)
Имена вещей
Работа Творческой мастерской по темам «Уточнение понятия о лексическом значении слова», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями, обогащение словарного запаса учеников.
В царстве смыслов много дорог
Работа Творческой мастерской по темам «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами – омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов – омонимов». Игра «Грамматический аукцион».
Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова
Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».
Как появляются новые слова (неологизмы)?
Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект – составление презентации «Лингвистический портрет поэта, использующего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
Откуда катится каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов
Работа Творческой лаборатории исследователя по теме «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими историческими словарями. Определение первоисточника слова. Групповой проект «Иллюстрируем этимологический словарь».
Об одном и том же разными словами
Работа Творческой мастерской исследователя по темам «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова – синонимы: правильное употребление в речи». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).
Слова – антиподы
Работа Творческой мастерской исследователя – беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антиподы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистические рисования с использованием антонимов. Коллективный проект: «Легко – сложно» (редактирование текстов сочинений).
Ума палата, или О фразеологических оборотах
Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке повести А Рыбакова «Приключения Кроша». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Керролла «Алиса в Стране чудес». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
Словари «чужих» слов
Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».
«Он весь свободы торжество»
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».
Мы говорим его стихами
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование сочинений).
Слова уходящие
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».
Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения паронимов.
Словарь – грамотей
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.
«Что в имени тебе моем…» (9ч)
Научная этимология
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»», «Родственные слова «запонка» и «запятая»?».
Какие бывают имена?
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.
Древнерусские имена
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения древнерусских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина).
Отчество и фамилия
Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворений С. Михалкова).
Времена года
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?». Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала».
О том, что мы носим
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».
Растения – почему их так называют?
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Индивидуальный проект: «Название некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».
Птицы и звери – почему их так называют?
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале
Внеурочная деятельность «К тайнам слова:занимательная лексика и фразеология»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количес тво часов | Дата | Примеч. |
план | факт |
| «Ярмарка идей» (5ч.) | | | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности.Что я умею, что могу? | 1 | | | |
2 | Через тернии к звездам | 1 | | | |
3 | Эврика! | 1 | | | |
4 | Эврика! | 1 | | | |
5 | Эврика!Работа с этимологическим словарём | 1 | | | |
| «Слово о словах» (21ч.) | | | | |
6 | Имена вещей | 1 | | | |
7 | В царстве смыслов много дорог | 1 | | | |
8 | В царстве смыслов много дорог | 1 | | | |
9 | Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова | 1 | | | |
10 | Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова | 1 | | | |
11 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? | 1 | | | |
12 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? | 1 | | | |
13 | Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов | 1 | | | |
14 | Об одном и том же разными словами | 1 | | | |
15 | Слова - антиподы | 1 | | | |
16 | Ума палата, или О фразеологических оборотах | 1 | | | |
17 | Ума палата, или О фразеологических оборотах | 1 | | | |
18 | Словари «чужих» слов | 1 | | | |
19 | «Он весь свободы торжество» | 1 | | | |
20 | Мы говорим его стихами | 1 | | | |
21 | Слова уходящие | 1 | | | |
22 | Слова уходящие | 1 | | | |
23 | Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова | 1 | | | |
24 | Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова | 1 | | | |
25 | Словарь - грамотей | 1 | | | |
26 | Словарь - грамотей | 1 | | | |
| «Что в имени тебе моём…» (9ч.) | | | | |
27 | Научная этимология | 1 | | | |
28 | Какие бывают имена? | 1 | | | |
29 | Древнерусские имена | 1 | | | |
30 | Древнерусские имена | 1 | | | |
31 | Отчество и фамилии | 1 | | | |
32 | Времена года | 1 | | | |
33 | О том, что мы носим | 1 | | | |
34 | Растения – почему их так называют? | 1 | | | |
35 | Птицы и звери – почему их так называют? | 1 | | | |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Системно – деятельный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
4. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
5. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http: // mon.gov.ru /pro/ pnpo
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http: // mon.gov.ru/ press/ news /8286
7. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http: //standart. edu.ru
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2019.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.