ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 25"
Согласовано Заместитель директора по ВР ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 25 » ______________/Пыжова И.В./ «___» августа 2021г. | Утверждаю Директор ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 25 » ___________/Жваков А.Ю./ Приказ № _______ от «___» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
"Край, в котором мы живем"
4 "а" класс
на 2021 - 2022 учебный год
учитель Зеленина Светлана Николаевна
высшая квалификационная категория
с. Красногвардейское
2021 г.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1.1. Личностными результатами освоения курса является:
- Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
1.2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
1.3. Предметные результаты
Знать:
- историю исследования родного края;
- архитектурное наследие села, района, края;
- историю жизни села, района, края во время Великой Отечественной войны;
- памятники села, района;
- историю названия улиц;
- о людях, которые прославили наше село, район;
- народные и художественные промыслы края;
Уметь:
- работать с картой села, района, края;
- проводить исследования по темам: «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего села», «Ставрополье в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».
- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;
- участвовать в посильной природоохранной деятельности.
1.4. Инструментарий для контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
- тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения,диагностические задания, опросы (текущий контроль);
- индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции);
- самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);
- участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль);
-участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль);
- презентации мини-проектов учащихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль).
2. СОЖДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Необходимое количество часов для изучения раздела, темы, 34 учебных недели, 1 час в неделю, 34 часа в год
Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ№25, утвержденной приказом от 27 августа 2021 года № 190. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу;
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Повторение | 1 |
2. | История родного села /города/ | 28 |
3. | Практические работы | 3 |
4. | Повторение | 2 |
| Итого | 34 ч |
1. Повторение (1 ч.)
Из истории исследования родного края.
2. История родного села / города /(28 ч.)
Заселение Юга России. Первооткрыватели. Черное золото и золотой сноп. Механизаторский труд – самый трудный в России. Первая мировая война – приток населения.
Революция 1917 года. Гражданская война. Восстановление Советской власти.
С верой в светлое будущее. Село нуждается в рабочей силе. Архитектурное наследие Ставрополья.
Во время Великой Отечественной войны. Династии села. Труд в моей семье. Послевоенные годы.
Новейшая история села, района, края. Архитектура села. Памятники Улицы, названные в честь великих людей или событий.
Люди, прославившие село. Будущее села. Памятные места нашего села.
Практические работы.(3 ч)
Знакомство с планом села. Создание буклета для туристов о селе, районе. Создание фотоальбома «Мое село».
3. Повторение (2ч.)
Подведение итогов (викторина).
2.1 Формы организации внеурочной деятельности
беседы;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии, поездки;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
общественно полезные практики;
социально-значимые акции,
социальные проекты и т.п.
2.2. Основные виды учебной деятельности: познавательная и этическая беседа, игры: ролевые, ситуационные, практическая работа, упражнения, тренинги, экскурсии, тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Календарно-тематическое планирование
Раздел курса | № | Тема занятия | Дата |
Повторение 1 ч. | 1 | Вводное занятие. Из истории исследования родного края. | 02.09 |
История родного села 31ч. | 2 | Заселение Юга России. | 09.09 |
3 | Черное золото и золото снопа. | 16.09 |
4 | Первооткрыватели. | 23.09 |
5 | История образования района и села. | 30.09 |
6 | Сегодняшние дни. | 07.10 |
7 | Труд механизатора – самый трудный в России. | 14.10 |
8 | Первая мировая война – приток населения. | 21.10 |
9 | Революция 1917 года. | 28.10 |
10 | Гражданская война. | 11.11 |
11 | Восстановление Советской власти. | 18.11 |
12 | Труженики тыла. | 25.11 |
13 | С верой в светлое будущее. | 02.12 |
14 | На кого хочется быть похожим. | 09.12 |
15 | Архитектурное наследие села и района. | 16.12 |
16 | Во время Великой Отечественной войны. | 23.12 |
17 | Ставрополье в годы войны. | 30.12 |
18 | Восстановление предприятий. | 13.01 |
19 | Кем гордиться, на кого равняться. | 20.01 |
2 | Династии села. Труд в моей семье. | 27.01 |
21 | Послевоенные годы. | 03.02 |
22 | Улицы в честь односельчан. | 10.02 |
| 23 | Моя малая родина. | 17.02 |
24 | Новейшая история села, района. | 24.02 |
25 | Архитектура села. | 03.03 |
26 | Памятники архитектуры. | 10.03 |
27 | Тайны имен земли Ставропольской. | 17.03 |
28 | Улицы, названные в честь великих людей или событий. | 31.03 |
29 | Памятные места нашего села. | 07.04 |
30 | Люди, прославившие село, район. | 14.04 |
31 | Урок-диспут «Что бы я сделал для села и района , если бы был губернатором». | 21.04 |
32 | Сочинение «Город будущего». | 28.04 |
Повторение 2ч. | 33 | Викторина «Село, в котором я живу». | 05.05 |
34 | Итоговое занятие “Я живу на Ставрополье” | 12.05 |
Календарно-тематическое планирование
Раздел курса | № | Тема занятия | Дата |
Повторение 1 ч. | 1 | Вводное занятие. Из истории исследования родного края. | 02.09 |
История родного села 31ч. | 2 | Заселение Юга России. | 09.09 |
3 | Черное золото и золото снопа. | 16.09 |
4 | Первооткрыватели. | 23.09 |
5 | История образования района и села. | 30.09 |
6 | Сегодняшние дни. | 07.10 |
7 | Труд механизатора – самый трудный в России. | 14.10 |
8 | Первая мировая война – приток населения. | 21.10 |
9 | Революция 1917 года. | 18.11 |
10 | Гражданская война. | 25.11 |
11 | Восстановление Советской власти. | 02.12 |
12 | Труженики тыла. | 09.12 |
13 | С верой в светлое будущее. | 16.12 |
14 | На кого хочется быть похожим. | 23.12 |
15 | Архитектурное наследие села и района. | 30.12 |
16 | Во время Великой Отечественной войны. | 13.01 |
17 | Ставрополье в годы войны. | 20.01 |
18 | Восстановление предприятий. | 27.01 |
19 | Кем гордиться, на кого равняться. | 03.02 |
2 | Династии села. Труд в моей семье. | 10.02 |
21 | Послевоенные годы. | 17.02 |
22 | Улицы в честь односельчан. | 24.02 |
| 23 | Моя малая родина. | 03.03 |
24 | Новейшая история села, района. | 10.03 |
25 | Архитектура села. | 17.03 |
26 | Памятники архитектуры. | 31.03 |
27 | Тайны имен земли Ставропольской. | 07.04 |
28 | Улицы, названные в честь великих людей или событий. | 14.04 |
29 | Памятные места нашего села. | 21.04 |
30 | Люди, прославившие село, район. | 28.04 |
31 | Урок-диспут «Что бы я сделал для села и района , если бы был губернатором». | 05.05 |
32 | Сочинение «Город будущего». | 12.05 |
Повторение 2ч. | 33 | Викторина «Село, в котором я живу». | 19.05 |
34 | Итоговое занятие “Я живу на Ставрополье” | 26.05 |