Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2018 № 500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по ФГОС
«ШАХМАТЫ»
направленность – спортивно-оздоровительная
для обучающихся 1-4-х классов
на 2018-2019 учебный год
учителей начальных классов
МБОУ «НШ №24»
Пояснительная записка
Содержание
1.Планируемые результаты изучения программы
2. Содержание программы
3. Тематическое планирование
Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценности, особенности взаимодействия.
Этапы проведения уроков по программе:
- вводный — даётся необходимая для учителя информация по изучаемой теме (если в этом есть необходимость);
- постановки учебной задачи и поиска её решения; примерный перечень наводящих вопросов, побуждающих учащихся к диалогу и направленных на поиск решения поставленной учебной задачи;
— работы с шахматным словарём;
— разыгрывания шахматных задач и этюдов;
- самостоятельной работы и самопроверки;
— подведения итогов — учащимся предлагается самостоятельно оценить своё состояние, эмоции, результаты деятельности на уроке.
Разбираются дидактические шахматные позиции, в шахматные термины и понятия
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Шахматы»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.
К личностным результатам относят:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и ко-операцию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1—4 классы) должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе»
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
— уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;.
— знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
— иметь представление о том, что такое' нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
— ориентироваться на шахматной доске;
— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
— правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
— правильно расставлять фигуры перед игрой;
— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
— рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
— знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
— знать цену каждой шахматной фигуры;
— усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
— владеть способом взятия на проходе;
— записывать шахматную партию;
— уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала доконца с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападений и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
- разыгрывать шахматную партию сначала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
2.Содержание программы
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
3.Тематическое планирование
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Планирование прохождения программного материала на первом году обучения
№п/п | Виды Деятельности | Распределение учебных часов |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Сведения из истории шахмат | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 29 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
3 | Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматные праздники | 4-5 часов |
| Общее количество часов | 33 (для обучающихся 1-х классов) |
Тематическое планирование второго года обучения
№п/п | Виды Деятельности | Распределение учебных часов |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Сведения из истории шахмат | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 26 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
3 | Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматные праздники | 7 часов |
| Общее количество часов | 34 (для обучающихся 2-4 классов) |
Поурочное планирование «Шахматы»- 1-й год обучения ( 1 классы)
№ урока | Тема |
-
| Шахматы- мои друзья. История возникновения шахмат. |
-
| Шахматная доска. |
-
| Горизонталь. |
-
| Вертикаль. |
-
| Диагональ. |
-
| Шахматная нотация. |
-
| Шахматные фигуры, начальная позиция. |
-
| Ладья. |
-
| Слон. |
-
| Ферзь. |
-
| Конь. |
-
| Пешка. |
-
| Превращение пешки. |
-
| Король. |
-
| Ценность фигур. |
-
| Нападение. |
-
| Взятие. Взятие на проходе. |
-
| Шах и защита от шаха. |
-
| Мат. |
-
| Пат- ничья. |
-
| Рокировка. |
-
| Основные принципы игры в начале партии. |
-
| Мат двумя ладьями одному королю. |
-
| Мат ферзем и ладьей одному королю. |
-
| Мат ферзем и ладьей одному королю. |
-
| Материальное преимущество. |
-
| Нарушение основных принципов игры в начале партии. |
-
| Партии- миниатюры. |
-
| Запись шахматной партии. |
-
| Шахматный этикет. |
-
| Шахматные соревнования и праздники. |
-
| Шахматные соревнования и праздники. |
-
| Шахматные соревнования и праздники. |
Поурочное планирование, 2 год обучения ( 2,3,4 классы).
№ урока | Тема |
-
| Из истории шахмат. Чемпионы по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. |
-
| Шахматные фигуры ( повторение). Повторение первого года обучения. |
-
| Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка ( повторение). |
-
| Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход ( повторение). |
-
| Защита в шахматной партии6 уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. |
-
| Защита в шахматной партии: перекрытие , контрнападение. |
-
| Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
-
| Тактический приём «двойной удар». |
-
| Тактический приём «связка». |
-
| Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? |
-
| Тактический приём «Ловля фигуры». |
-
| Тактический приём «Сквозной удар». |
-
| Мат на последней горизонтали. |
-
| Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? |
-
| Тактический приём «открытый шах». |
-
| Тактический приём «двойной шах». |
-
| Шахматный турнир ( игровая практика). |
-
| Шахматный турнир ( игровая практика). |
-
| Шахматный турнир ( игровая практика). |
-
| Шахматный турнир ( игровая практика). |
-
| Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. |
-
| Основы игры в дебюте: атака на короля. |
-
| Основы игры в дебюте: атака на короля. |
-
| Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. |
-
| Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. |
-
| Основы анализа шахматной партии. |
-
| Основы анализа шахматной партии. |
-
| Основы анализа шахматной партии. |
-
| Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
-
| Шахматный турнир ( игровая практика). |
-
| Шахматный турнир ( игровая практика). |
-
| Шахматные турнир (игровая практика). |
-
| Шахматный праздник. |