Согласовано:
зам. директора по УВР
_____________ Т.Н. Семичева
«_____» _____________ 2020 г.
Утверждено:
директор школы
_____________Т.М. Калинаичева
Приказ № ____ от______________ 2020 г.
МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путь к успеху»
7 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель I категории
Сальникова Наталия Васильевна
Рассмотрено на заседании школьного МО
Протокол № ___ от ______ 2020 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Путь к успеху» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Цель Программы - создание психологически безопасной среды, развитие личностных и социальных жизненных навыков, способствующих адаптации к условиям окружающей среды. В программе «Путь к успеху» представлены различные ситуации, в которых нужно отстаивать собственные убеждения, спорить, искать пути к взаимоприемлемому результату. На занятиях помимо обсуждения немало времени уделяется постановке проблемы. Проблемные ситуации моделируются с помощью игровых ситуаций, мультфильмов и просто текстов так, чтобы ребята оказались в них лично включенными. Как построены занятия: это не тренинги в чистом виде. Это опыт групповой работы с использованием игр, упражнений, групповых обсуждений, рефлексии. В центре внимания программы «Путь к успеху» находятся основные жизненные проблемы подростков 13-15 лет: общение, повышения самооценки личности, разрешение конфликтных ситуаций, проблемы самопознания, толерантности и другие. Данный курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса являются:
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
принятие и освоение социальной роли посредника;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
умение делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
умение справляться с трудными ситуациями в общении с людьми;
формирование установки на бесконфликтное общение.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение высказывать свое мнение;
овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку других людей;
умение справляться с эмоциями;
умение быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от психолога;
умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы, структурировать знания;
моделирование ситуаций с помощью ведущего;
сравнивание предметов, объектов: нахождение общего и различий;
группирование объектов на основе существенных признаков;
самостоятельное нахождение способов решения проблемы;
осуществление рефлексии способов и условий действия;
осуществление анализа сложившейся игровой ситуации;
осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать других людей;
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
умение отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;
умение задавать вопросы;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
умение находить альтернативные способы разрешения конфликта.
Содержание курса «Путь к успеху»
Раздел I. Я в группе (7 ч) На основе общих ценностей, таких как общение, стремление к тому, чтоб все ребята в школе меньше ссорились и умели подружиться, развиваем навыки совместной деятельности. Как условие успешной коммуникации формируем позитивную доверительную атмосферу в группе; отрабатываем навыки командного взаимодействия, готовности работать вместе.
Раздел II. Психология конфликта (6 ч) Развитие навыков разрешения конфликтов у подростков. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки. Раздел III. Медиация (посредничество) (5 ч) В эту тему включены кейсы и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного посредничества. Задача этой темы – дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как проходят этапы медиации, какие трудности возникают и как с ними справляться. Подростки учатся понимать, кто может быть ответственным за непонимание, возникающее между участниками общения.
Раздел IV. Такая разная уверенность (5 ч) В этот раздел включены темы, которые помогут подростку более углубленно понять себя, разобраться в самооценке и выработать адекватную самооценку. Подростки научатся управлять своими эмоциями, приобретут навыки самоконтроля, узнают способы снятия нервного напряжения.
Раздел V. Комфортное общение (12 ч) Ребята получают опыт вербального и невербального взаимодействия, умения активно слушать и слышать собеседника. Развивают лидерские качества, учатся давать толерантную обратную связь. Знакомятся с различными играми и развивают организаторские навыки.
Тематическое планирование
№ раздела | Тема | Количество часов |
1 | Я в группе | 7 |
2 | Психология конфликта | 6 |
3 | Медиация | 5 |
4 | Такая разная уверенность | 5 |
5 | Комфортное общение | 12 |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Кривцова С.В.,Д.В. Рязанова «Жизненные навыки». Тренинговые занятия с подростками (7-8 классы) / С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, Е.А. Пояркова, О.И. Байдакова, Ю.А. Зеликман, С.С. Крыжановская, В.В. Лунин; под ред. С.В. Кривцовой, Д.В. Рязановой. - М.: «Генезис», 2016 г., 224 с.
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе (5-6). - М.: «Генезис», 2005г.
3. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
4. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
2. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
3. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
4. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
5. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
6. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
7. «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
8. hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
9. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/