Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Каменская основная образовательная школа» Кардымовского района Смоленской области
"
«Рассмотрено» Руководитель МО __Игнатова В.В._____________ «26» августа 2022 г. Протокол №1 от 26.08.2022 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/_Василенко Е.В. / «29»августа 2022 г. | «Утверждаю» Директор _______/Минаева Е.А../ «30» августа 2022 г. Приказ № 26 от 30.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Скорочтение».
Направление: общеинтеллектуальное
Класс 3-4
(34 часа в год )
Составитель: Полякова А.В.
Каменка 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина и рассчитана на детей 9-10 лет.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-
развивающих занятий для учащихся. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего-34 ч
Программа курса «Скорочтение» реализовывается в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей
умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: обучающийся научится:
-- управлять своим вниманием
- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
-
Познавательные УУД: обучающийся научится:
-выделять в тексте самое важное и необходимое
-- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации
- обоснованно делать выводы, доказывать
-- извлекать и анализировать информацию из различных источников
Коммуникативные УУД: обучающийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи
Освоение учащимися программы - «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты: обучающийся научится:
-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное
--свободно читать тексты больших объёмов
-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста
- владеть техникой скорочтения
--читать с применением эффективных стратегий запоминания
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
Содержание программы
Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).
Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.
Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть скорочтением.
Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.
Теоретическая часть
Инструкция по прохождению тренинга
Первое ограничение — тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!
Учимся выполнять упражнения
До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником
Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого тренинга.
На первом занятии измеряем начальную скорость чтения ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем — конечную. Тексты очень похожи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением понимания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.
Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у ученика вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, какой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете ученику почувствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъективных оценок, как в школе), и, естественно, о призе говорим уже после того, как ученик прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренинга не критиковать ученика, не высмеивать и не оскорблять.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест.
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять
скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев
левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин
3. Наращивание темпа выполнения заданий;
4. Смена разных видов деятельности.
Структура занятия
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45
минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:
1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2. Упражнения на внимание
3. Упражнения на расширение поля зрения
4. Чтение с указкой
5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Формы организации учебного процесса: практическое занятие
Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
1. | Развитие артикуляции и дикции | на каждом занятии | произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений; |
2. | Развитие внимания | на каждом занятии | внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение; |
3. | Расширение поля зрения | на каждом занятии | видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; |
4. | Синхронизация обоих полушарий | на каждом занятии | заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения; |
5. | Чтение с указкой | на каждом занятии | читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения; |
Календарно - тематическое планирование
«Скорочтение» 34 ч.
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов |
1. | | Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | 1 |
2. | | Секретные упражнения в скорочтении. | 1 |
3. | | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 |
4. | | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 |
5. | | Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. | 1 |
6. | | Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | 1 |
7. | | Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. | 1 |
8. | | Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. | 1 |
9. | | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 |
10. | | Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 1 |
11. | | Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения. | 1 |
12. | | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. | 1 |
13. | | Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | 1 |
14. | | Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. | 1 |
15. | | Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | 1 |
16. | | Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | 1 |
17. | | Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 |
18. | | Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 |
19. | | Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 |
20. | | Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий. | 1 |
21. | | Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 1 |
22. | | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. | 1 |
23. | | Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | 1 |
24. | | Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | 1 |
25. | | Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой | 1 |
26. | | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. | 1 |
27. | | Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти. | 1 |
28. | | Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой | 1 |
29. | | Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». | 1 |
30. | | Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 1 |
31. | | Работа с текстами с применением техник скорочтения. | 1 |
32. | | Работа с текстами с применением техник скорочтения. | 1 |
33. | | Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | 1 |
34. | | Турнир по скорочтению | 1 |
| | итого | 34 |