Рабочая программа внеурочной деятельности
«Суперинтеллект» (2-4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Суперинтеллект» (2-4кл.) разработаана на основе универсальной учебной компьютерной среды ПервоЛого, разработанной российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.
Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.
Лого – эффективное программно –педагогическое средство, которое направлено на развитие интеллекта, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей.
Цель кружка – овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно – творческой деятельности.
Основные задачи кружка состоят в освоении первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого, в овладении умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, обучении основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно- творческой деятельности.
Решение данных задач способствует:
- выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации
- формированию алгоритмического мышления школьников
- развитию навыков проектно – творческой деятельности
- воспитанию целеустремлённости и результативности в процессе решения учебных задач
Новизна программы: в основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащённом современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Продолжительность занятия – 40 минут, в том числе на компьютере не более 20 минут. Одним из главных методов изучения материала является самосточтельное выполнение практических заданий на компьютере.
Ожидаемые результаты обучения – умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.
Метод проверки – отработка задач на компьютере, конкурс компьютерных проектов, участие в олимпиадах.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 8- 10 лет (2- 4 класс)
Режим занятий:
2 класс – 1час в неделю, 34 ч. в год
3 класс – 1час в неделю (группа №1, группа № 2), 34ч. в год
4 класс -1ч. в неделю, 34ч. в год
Формы работы: групповая, творческие конкурсы, проектная мастерская, выставка – проект, защита проекта.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Регулятивные УУД:
В процессе изучения выпускник научится:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Познавательные УУД:
В процессе изучения курса выпускник научится:
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.
Коммуникативные УУД:
развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Правила поведения в специализированном классе, техника безопасности при работе за компьютером | 1 | 1 | |
2 | Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы | 9 | 4 | 5 |
3 | Работа с рисунком и формами Черепашки | 14 | 7 | 7 |
4 | Объекты, управление объектами | 10 | 5 | 5 |
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
Календарно- тематическое планирование кружка
«Суперинтеллект»
2 класс
№ | Тема | Кол-часов всего | Теор. час. | Прак. час. | дата |
1 | Вводное занятие. Правила поведения в специализированном классе, техника безопасности при работе за компьютером Вводный урок | 1 | 1 | | |
| Тема 2. Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы | 9 | | | |
2 | Как создать свой альбом Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
3 | Создание личного альбома в среде ПервоЛого Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
4 | Инструменты ПервоЛого. Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
5 | Инструменты ПервоЛого. Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
6 | Закладки ПервоЛого. Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
7 | Оформление проекта «Подводный мир». Комбинированный урок. | 1 | | 1 | |
8 | Оформление проекта «Подводный мир». Комбинированный урок. | 1 | | 1 | |
9 | Защита проекта «Подводный мир» Урок контроля проверки знаний | 1 | | 1 | |
10 | Многообразие форм черепашки Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
11 | Изменение форм черепашки. Урок изучения нового материала | 1 | | | |
| Тема 3. Работа с рисунком и формами Черепашки (14 часов) | | | | |
12 | Как надеть форму на черепашку Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
13 | Как надеть форму на черепашку Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
14 | Как вернуть черепашке исходную форму. Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
15 | Создание новой формы. Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
16 | Оформление проекта «Круговорот воды в природе». Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
| | | | | |
17 | Оформление проекта «Круговорот воды в природе». Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
18 | Защита проекта «Круговорот воды в природе» Урок контроля и проверки знаний | 1 | | 1 | |
19 | Копирование форм черепашки. Комбинированный урок | 1 | 1 | | |
20 | Копирование части рисунка в форму Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
21 | Размещение формы черепашки на лист. Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
22 | Подготовка материала к проекту «Детская площадка» Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
23 | Оформление проекта «Детская площадка» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | 1 | | |
24 | Оформление проекта «Детская площадка» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
25 | Защита проекта «Детская площадка» Урок контроля и оценки знаний | 1 | | 1 | |
| Тема 4. Объекты, управление объектами (11 часов) | | | | |
26 | Команды управления черепашкой Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
27 | Команды управления черепашкой Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
28 | Команды: «Увеличься», «Уменьшись» Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
29 | Команды: «Иди», «Повернись» Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
30 | Команды: «Опусти перо», «Подними перо», «Измени перо» Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
31 | Команды: «Вылей краску», «Сотри рисунок» Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
32 | Команды: «Покажись - Спрячься», «Перед всеми – Позади всех» Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
33 | Подготовка материала к проекту «В зоопарке» Урок закрепления | 1 | 1 | | |
34 | Оформление проекта «В зоопарке» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | 17 | 17 | |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | 1 | |
2 | Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы | 7 | 2 | 5 |
3 | Работа с рисунком и формами Черепашки | 14 | 8 | 6 |
4 | Объекты, управление объектами | 12 | 6 | 6 |
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
Календарно - тематическое планирование кружка
«Суперинтеллект»
3 класс
№ | Тема | Кол-часов всего | Теор. час. | Прак. час. | дата |
| Вводное занятие | 1 | | | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Интерфейс среды ПервоЛого. | 1 | 1 | | |
| Тема 2. Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы (7 часов) | | | | |
2 | Графический редактор среды ПервоЛого. Проект «Орнаменты» | 1 | | 1 | |
3 | Инструмент ШТАМП. Проект «Гобелены и коврики» | 1 | | 1 | |
4 | Создание новых форм. Проект «Зоопарк» | 1 | 1 | | |
5 | Проект «Рамочки» | 1 | | 1 | |
6 | Использование коллекций рисунков для фона | 1 | | 1 | |
7 | Работа в поле команд. Управление пером. | 1 | 1 | | |
8 | Проект «Майка с картинкой» | 1 | | 1 | |
| Тема 3. Работа с рисунком и формами Черепашки (14 часов) | | | | |
9 | Управление пером. | 1 | 1 | | |
10 | Анимация из одной формы (по щелчку мыши) | 1 | 1 | | |
11 | Смена форм в движении | 1 | 1 | | |
12 | Смена форм на месте | 1 | 1 | | |
13 | Смена форм при повороте | 1 | 1 | | |
14 | Управление светофором | 1 | | 1 | |
15 | Проект «Пчела» | 1 | | 1 | |
16 | Управление курсором движения | 1 | | 1 | |
17 | Проект «Скачки» | 1 | | 1 | |
18 | Движение со сложной траекторией | 1 | 1 | | |
19 | Проект «Земля днём и ночью» | 1 | | 1 | |
20 | Смена форм на месте | 1 | 1 | | |
21 | Смена форм при повороте и в движении | 1 | 1 | | |
22 | Проект «Поезд» | 1 | | 1 | |
| Тема 4. Объекты, управление объектами (12 часов) | | | | |
23 | Моделирование движения объектов с разными скоростями | 1 | 1 | | |
24 | Проект «Космическая фантазия» | 1 | | 1 | |
25 | Датчики в сюжете | 1 | 1 | | |
26 | Проект «Гусеница превращается в бабочку» | 1 | | 1 | |
27 | Создание текстовых окон | 1 | 1 | | |
28 | Перемещение и изменение размера текстовых окон | 1 | | 1 | |
29 | Прозрачное текстовое окно. Штамп текстового окна | 1 | 1 | | |
30 | Способы озвучивания проектов | 1 | 1 | | |
31 | Запись звука | 1 | 1 | | |
32 | Проект «Говорящие черепашки» | 1 | | 1 | |
33 | Презентация проектов | 1 | | 1 | |
34 | Презентация проектов | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | 17 | 17 | |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Команды | 8 | 4 | 4 |
2 | Взаимодействия объектов | 12 | 5 | 7 |
3 | Работа с текстом | 5 | 3 | 2 |
4. | Создание простейших альбомов | 9 | 5 | 4 |
5 | Итого: | 34 | 17 | 17 |
Календарно- тематическое планирование кружка
«Суперинтеллект»
4 класс
№ | Тема | Кол-часов всего | Теор. час. | Прак. час. | дата |
| Команды | 8 | 4 | 4 | |
1 | Команда «Светофор» Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
2 | Команды: «Сообщи», «Выключи всё» Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
3 | Добавляем новую команду Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
4 | Как отменить выполнение команды. Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
5 | Подготовка материала к проекту «Школьная жизнь» Комбинированный урок | 1 | 1 | | |
6 | Оформление проекта «Школьная жизнь» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
7 | Оформление проекта «Школьная жизнь» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
8 | Защита проекта «Школьная жизнь» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
9 | Тема 5. Взаимодействие объектов (11 часов) | 1 | | 1 | |
10 | Способы создания мультфильма Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
11 | Добавление команды в цепочку команд. Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
12 | Копирование команды Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
13 | Изменение параметров команды в цепочке Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
14 | Кнопка пошагового выполнения Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
15 | Выполнение команды бесконечное число раз Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
16 | Сочинение сказки про черепашку Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
17 | Создание мультфильма по сказке. Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
18 | Создание мультфильма по сказке Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
19 | Представление собственного мультфильма Урок контроля и оценки знаний | 1 | 1 | | |
20 | Тема 6. Работа с текстом (5 часов) | | | | |
21 | Редактирование текстовой записи команды Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
22 | Имя команды Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
23 | Создание текстового окна Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
24 | Изменение размера, цвета текста в текстовом окне Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
25 | Работа со сканером Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
| Тема 7. Создание простейших альбомов (9 часов) | | | | |
26 | Оглавление альбома Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
27 | Добавление, удаление листов в альбоме Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
28 | Добавление звука Урок изучения нового материала | 1 | | 1 | |
29 | Вставка звука из файла Урок изучения нового материала | 1 | 1 | | |
30 | Подготовка материала к мультимедийному проекту «Скоро лето» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
31 | Оформление проекта «Скоро лето» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | | 1 | |
32 | Оформление проекта «Скоро лето» Урок комплексного применения полученных знаний | 1 | 1 | | |
33 | Защита проекта «Скоро лето» Урок контроля и проверки знаний | 1 | 1 | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | 17 | 17 | |
Литература
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. – М.: Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО. – 64 с.
2. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.
3. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.
4. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
5.Сопрунов С.Ф., Ушакова А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого №3.0: Справочное пособие. – М.: Институт новых технологий. Москва. 2012
ООО «Новый диск «Учимся думать», ООО «Новый диск» «Развиваем реакцию»
6.Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие /О.А. Шаталова; под ред.С.А.Болотовой. – М.: «Русское слово – учебник», 2012. – 168с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 г.Демидова Смоленской области
Приложение
к программе
внеурочной деятельности
«Суперинтеллект»
План
по выявлению интеллектуальных способностей обучающихся
учителя Калининой Натальи Григорьевны
на 2016 - 2019 учебный год
г.Демидов, 2016
План работы по выявлению интеллектуальных способностей обучающихся
на 2016 – 2019 год
№ п.п. | Наименование мероприятия | Дата проведения | Ответственные. |
1. | Диагностика интеллектуальных способностей обучающихся (входное тестирование): -Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизированН.Б. Шумаковой,Е.И. Щеблановой,Н.П. Щербо) Методика Г.Дэвиса (определение творческих и интеллектуальных способностей учащихся). | Сентябрь ежегодно | Калинина Н.Г. |
2. | Классификация способных обучающихся. | Сентябрь ежегодно | Классный руководитель Калинина Н.Г. |
3. | Составление плана работы со способными обучающимися. | Сентябрь ежегодно | Социальный педагог, учитель |
4. | Привлечение способных обучающихся к работе в кружках внеурочной деятельности, творческих и интеллектуальных конкурсах | в течение года | Классный руководитель Калинина Н.Г., руководители кружков. |
5. | Участие в олимпиадах школьного и муниципального тура Всероссийских олимпиад по математике, русскому языку, окружающему миру | октябрь ноябрь ежегодно | Калинина Н.Г. |
6. | Предметные недели. Тематические классные часы | Согласно плана работы школы | Учитель Калинина Н.Г. |
7. | Обучение компьютерной грамотности на уроках и внеурочной деятельности. | В течение года, ежегодно | Учитель Калинина Н.Г. |
8. | Изучение компьютерной программы «ПервоЛого» | В течение года, ежегодно | Учитель Калинина Н.Г. |
9. | Участие в проектной деятельности по предметам | в течение года, ежегодно | Учитель Калинина Н.Г. |
10. | Участие в олимпиадах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», КИТ- компьютеры, информатика, технологии» , «Пегас», «Человек и природа», «Полиотлон» | в течение года | Калинина Н.Г. |
11. | Итоговое тестирование | Май, ежегодно | Калинина Н.Г. |
12. | Поощрение победителей и призёров олимпиад грамотами, дипломами, сертификатами | по итогам | Администрация школы |
13. | Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания по предмету | Июнь | Администрация школы |
Библиографический список
1. Гревцева, направления развития одаренных детей [Текст] / // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №2. – С.45-47.
2. Заболоцкая, работы с одаренными детьми [Текст] / // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – №9. – С.21-25.
3. Кириенко, Т.Ж. Система работы с одаренными детьми [Текст] / //Дополнительное образование и воспитание.- 2011.- №9.- С.19-22.
образования. – 2008. – №2. – С.38-40.
4. Кулемзина, А. Учителю об одаренных детях (глазами психолога-консультанта) [Текст]/ А. Кулемзина // Народное образование. – 2009. – №2. – С.236-246.
5. Лазарева, А.Г. Педагогический потенциал как фактор развития интеллектуально одаренных учащихся [Текст] / // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №2. – С.32-33.
6. Леонтович, А. В Перспективы выявления и развития одаренных школьников средствами ДО [Текст] / //Дополнительное образование и воспитание.- 2011.- №2.- С.34-35.