СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Растим патриотов» (духовно-нравственное направление развития личности школьника) для 5 – 9 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа “Растим патриотов” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начального, среднего и общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Растим патриотов» (духовно-нравственное направление развития личности школьника) для 5 – 9 класса»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менчерепская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

Заседанием

методического совета


Протокол № ____

от «___» августа 2016г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

И.В. Великая

_______________________


от «___» августа 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Менчерепская СОШ»

Т.Л. Клинцева____________

Приказ №____

«____» сентября 2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Растим патриотов»

(духовно-нравственное направление

развития личности школьника)

для 5 – 9 класса






















РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ»


В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных познавательных результатов.

Достижение воспитательных и образовательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Ценностные установки:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;

  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза. Системой контроля являются мониторинги, тесты, анкеты, защиты творческих работ, степень участия в индивидуальной и коллективной деятельности, качество устных выступлений, участие в акциях, презентациях, исследованиях. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Ценностные установки:

Чувства привязанности к тем местам, где человек родился, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

  • Уважительное отношение к языку своего народа;

  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;

  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.


Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи, умеют составлять генеалогическое древо семьи и описать свою родословную, знают историю образования своего села, образовательного учреждения, района и области.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Знают военную историю своих земляков, биографии крупных военноначальников, их роль в Великой отечественной войне.

У учащихся накоплен личный опыт участия в инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.


В результате прохождения программного материала учащиеся основной школы должны:

5-й класс

ЗНАТЬ:

  • что такое наука « Генеалогия»?

  • значение слов – род, очаг, семья, поколение, предки;

  • первоначальные знания о генеалогическом древе семьи;

  • особенности обычаев и обрядов местного населения;

  • предметы традиционной материальной культуры;

  • страницы истории возникновения образования на селе;

  • ветеранов педагогического труда;

  • понятие слов « природное наследие»;

  • экологические проблемы своего региона;

  • Армия - для чего нужна? Почему каждый мальчишка должен служить?

  • Города-герои, дни воинской славы.


УМЕТЬ:

  • составить рассказ о своей семье, описать быт своей семьи;

  • объяснить значение слов: род, очаг, семья.

  • взять интервью у родственников;

  • встретиться с местными жителями и узнать о местных традициях, обычаях села;

  • написать сочинение о педагогах школы;

  • отличить лекарственные растения местности;

  • пригласить для встречи своего старшего брата или другого родственника в класс для беседы о современной армии.


6-й класс

ЗНАТЬ:

  • как должен относиться к окружающим тебя людям?

  • значимых людей со своей улицы;

  • почему нужно вести здоровый образ жизни?

  • кто есть культурный человек?

  • С чего начать составление родословной?

  • что лежит в основе семейного герба?

  • назвать объекты культурного наследия в твоем селе?

  • основная роль учителя в школе;

  • учительские династии;

  • главные боевые сражения Великой отечественной войны, имена полководцев; самые высокие награды войны;

  • как составить проект по защите природы.


УМЕТЬ:

  • строить свои отношения с одноклассниками;

  • составить рассказ о значимых людях с твоей улицы и нарисовать семейный герб;

  • рассказать о предметах материальной культуры (по результатам экскурсий);

  • раскрыть образ самого хорошего учителя;

  • сделать визитную карточку одного из участников ВОВ;

  • составить свой мини-проект по защите природы.


7-й класс

ЗНАТЬ:

  • сведения об истории возникновения своего села, происхождение названия деревень;

  • когда и как возник Кузбасс? Его исторические памятники, прославленные люди;

  • Символика российского государства. Что означают символы?

  • Что относится к духовной культуре русского народа?

  • Возникновение славянской письменности, культы славян, праздники.

  • Яркие представители меценатства в России.


УМЕТЬ:

  • найти на географической карте свою область, район, село;

  • рассказать об истории возникновения села (презентация);

  • работать со справочной литературой и находить нужные сведения;

  • выступить перед аудиторией по нужной тематике;

  • использовать накопленный материал в школьном музее по истории своего села, района, Кузбасса;


8-й класс

ЗНАТЬ:

  • формы работы с архивами, в интернете для запроса по истории своего края;

  • Легенду возникновения своей улицы; лучшие усадьбы и образцовые дворы;

  • как подготовить экспозицию;

  • Памятные героические и трудовые подвиги своего региона;

  • Чем богат и интересен родной язык? Какие меры приняты государством по сохранению родного языка?

  • как написать исследовательскую работу?

  • Имена участников войны, наиболее отличившихся в годы войны и их краткую биографию фронтовой жизни;


УМЕТЬ:

  • дать общую характеристику своему селу, району, области;

  • уметь составить картограмму населенного пункта;

  • рассказать легенду об историческом возникновении села;

  • подготовить материал для экспозиции;

  • подготовить выступление на тему « Слово лечит - слово калечит»;

  • принять участие во встрече « Учителя и ученики разных лет»;

  • собрать сведения о детях войны и представить в виде реферата;


9-й класс

ЗНАТЬ и УМЕТЬ

  • составить и защитить проект по заданной теме;

  • написать реферат, исследовательскую работу;

  • выполнить коллективную творческую работу по летописи родного края;

  • создать музейную экспозицию;

  • выполнить презентацию;

  • принять участие в итоговой конференции

-


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


5 класс-34 часа

«Мой дом - моя семья»

  1. Я и моя семья (6 час) – формирование гражданского отношения к своей семье, положительного отношения к себе, учить ориентироваться в родственных отношениях и пополнять знаний о близких людях. Генеалогия как наука. Теория семейного родства. Дом и семейный быт. Род, очаг, поколение, предки. Подготовительная работа к составлению родословной семьи. Что такое генеалогическое древо семьи.

  2. Русская народная культура (8 час) - создание условий для формирования у обучающихся мотивации к познанию пошлого, изучению культурного наследия своего народа. Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская изба». Особенности обычаев и обрядов местного населения. Предметы традиционной материальной культуры. Русский национальный костюм. Православные праздники.

  3. Я и моя школа (6 час) – формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. История возникновения образования в селе. Учителя и ученики разных лет. Путешествия по воспоминаниям ветеранов-педагогов. Школьные традиции.

  4. Земля - наш общий дом (6 час) формирование общих познавательных способностей детей, расширение знаний об окружающем мире, развитие любознательности и стремления к изучению и сохранению природы Земли. Наше природное наследие. Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. Красная книга.

  5. Защитники Отечества (8 час) – формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы, воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

Есть такая профессия - Родину защищать. Военная слава земляков. Выпускники школы - в рядах Российской Армии. Служба в армии - почетная обязанность. Имена героев в названии улиц нашего района. Города-герои. День Победы - великий праздник.

6 класс- 34 часа

«С чего начинается Родина?»

  1. Я и я (5 час)- формирование гражданского отношения к себе, членам своей семьи, другим людям. Мое окружение. Как я к ним отношусь? Чем интересны люди, живущие на моей улице? Что для меня в жизни главное. Здоровый образ жизни. Культура поведения.

  2. Я и моя семья (6 час) - формирование знаний о прошлом своих предков, побуждение интереса к своим родовым корням. Методические основы составления родословной. Знакомство с генеалогическим древом знаменитостей (Сталин, Жуков, Суриков). Родословная роспись своей семьи. Фотогалерея родных. Семейный герб.

  3. Я и культура (6 час) - формирование потребностей к изучению русской народной культуры, сохранению культурной самобытности каждого народа. Объекты культурного наследия моего села. Района. Области. Предметы материальной культуры (Национальные костюмы. Полотенца. Платки. Фартуки). Старинное ткачество.

  4. Я и школа (6 час) - формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные традиции. След выпускников в истории школы. Летопись школы. Школьный музей и архив.

  5. Я и мое Отечество (8 час) - формирование у молодых граждан страны высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине. Листаем великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и художники о войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад моей семьи в дело Великой победы.

  6. Я и моя планета (5 час) формирование ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, развитие любознательности и стремления к изучению и сохранению природы Земли. Мы живем в Сибири. Ее природа и достопримечательности. Горы. Реки. Озера. Любимые места туристов. Мой проект по защите природы.

7 класс-34 час

«Я - родом из России»

  1. Моя родная сторона (5 час) - формирование любви к родному краю, к своей малой родине. Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны. Топонимика сел Менчерепского поселения.

  2. Живи и славься наш Кузбасс(5 час)- формирование любви к родному краю, к своей малой родине. Из истории возникновения Кузбасса. Историко-архитектурные памятники. Прославленные люди Кузбасса. Школьники изучают родной Кузбасс. Кузбасс сегодня.

  3. Становление российской государственности (5 час) - воспитание чувства гордости за свою страну, развитие интереса к истории государства. Кто мы? Откуда? Символика российского государства. (флаг, Гимн, герб). Москва-столица.

  4. Православие в России (6 час) формирование представлений о христианстве на Руси, о духовной культуре русского народа. Появление первых христиан. Значение принятия христианства. О Крещении на Руси. Что такое Библия. Иконопись на Руси. Русские иконописцы. Православные праздники.

  5. Возникновение и развитие науки в России (8 час) - побуждение к осознанию причастности к жизни народа, более глубокое проникновение в познание действительности. Просвещение. Образование. Становление славянской письменности. Культы славян. Язычество. История возникновения книги в России. Русские толковые словари.

  6. Великие защитники, подвижники земли русской (5 час) - воспитание чувства гордости за русский народ, проникновение в исторические и национальные особенности русских корней. Сергий Радонежский, А. Невский, П. Третьяков, С. Мамонтов - создатели и меценаты.


8 класс - 34 час

«Люблю тебя, мой край родной»

  1. Моя родная сторона (7 час) - развитие навыков поисково-исследовательской работы, формирование познавательной активности по изучению истории родного края. Улицы моего села. Легенды об историческом возникновении улицы, его исторического прошлого. Опрос жителей. Отличительные особенности, устройство, ландшафт, виды растений. Образцовый двор. План. Макет. Экспозиция «Моя улица».

  2. Живи и славься, родной Кузбасс (8 час) - воспитание у подростков чувств гражданской активности, патриотизма и гордости за историю своей малой Родины-Кузбасса, способствовать сохранению памяти о героическом и трудовом прошлом своего региона. Изучение военной истории на местном краеведческом материале. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны .Шахта-фронт, забой-передний край .Металлурги фронту. Уголь Победы. Трудный хлеб деревни. Герои-кузбассовцы.

  3. Россия – родина моя (7 час) - воспитание любви к своей Родине, формирование патриотических и гражданских качеств. Наша родина – Россия, наш язык – русский. Традиционная народная культура русского народа. Календарные обряды и обрядовая поэзия. От истоков народной культуры к осмыслению духовной жизни своего народа.

  4. Развитие образования на селе (5 час) - формирование познавательных интересов школьников к сельской школе, любви и уважения к учительской профессии. История возникновения и развития школы в своем селе. Этапы развития (на местном краеведческом материале). Учителя и ученики разных лет в воспоминаниях. Традиции. Исследовательские работы «От прошлой школы, к школе будущего».

  5. Защитники Отечества (7 час) – Изучение военной истории краеведческими средствами, воспитание на биографиях замечательных военных начальников и героев войны. Полководцы и герои Великой Отечественной войны. Продолжить изучение биографий земляков. Дети войны. Уроки мужества. Уроки памяти.


9 класс – 34час

«Я патриот и гражданин своей страны»

  1. Моя родная сторона (18 час) - Завершение курса обучения по формированию потребностей к изучению родного края, стремлению внести свой вклад в развитие региона, воспитанию патриотических чувств и качеств школьников, духовно-нравственное воспитание.

  1. Родословие - защита проектов по теме «Моя семья»

  2. Земляки - Реферативные и исследовательские работы по изучению жизни и деятельности своих земляков. Моя малая родина в истории России.

  3. Кузнецкий край - оплот державы - коллективная работа по составлению летописи родного края на основе местного краеведческого материала (социально-экономическая история, природное и культурное наследие, люди). Мультимедийная презентация.

  4. Школа - образовательный центр на селе - создание музейной экспозиции «От прошлого к будущему».

  1. Любить и знать свое Отечество (16 час) - помочь осмыслить и осознать молодому поколению подвиг народа в Великой Отечественной войне и локальных войнах, понять и воспринять события прошлых лет, формировать глубинные патриотические чувства привязанности к своим предкам, к отеческим ценностям, пропагандировать героические подвиги своих земляков.

  1. Мгновения подвигов своих земляков - по собранному поисково-исследовательскому материалу оформить выпуск второй части книги «Солдаты славы не искали»; особенности военного времени для сельчан, фронтовые дороги земляков.

  2. Гордость и слава Кузбасса - подготовить презентацию «Герои СССР, Герои России в нашем Кузбассе»;

  3. Значимые военноначальники и командующие фронтами

воспитание на боевых традициях и биографиях замечательных и значимых людей в военной истории страны.

Реферативные и исследовательские работы о крупных военных начальниках, их след и значение в истории великой Отечественной войны.

Конференция «Вся правда о войне».



Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Занятия предусмотрены теоретические и практические.

Теоретические занятия включают в себя:

  • Беседы;

  • Уроки мужества и памяти;

  • Классные часы;

  • Сообщения;

  • Встречи с интересными людьми;

  • Литературно – музыкальные композиции;

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала;

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки по родному краю, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Трудовые дела

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в селе, районе, области, стране

  • Заочные экскурсии и путешествия

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации

  • Проведение выставок семейного художественного творчества, семейных газет

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5-й класс « Мой дом - моя семья» - 34 час


занятия

Тема по программе


Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Генеалогия как наука

1

1


2.

Теория семейного родства. Прямые и боковые родственные связи

1

1


3.

Дом и семейный быт. Практическая работа по описанию быта своей семьи.

1


1

4.

Род, очаг, поколение, предки.

1


1

5.

Что такое генеалогическое древо семьи? Поиск информации у родственников старшего поколения, запись рассказов.

1


1

6.

Моя родословная. Практическое ознакомление с родословными.

1


1

7.

Русская народная культура.

1



8.

Предметы традиционной материальной культуры.

1



9.

Особенности обычаев и обрядов местного населения

1



10.

Русский национальный костюм. Экскурсия в «Русскую избу»

1


1

11.

Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская изба».

1


1

12.

Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская изба».

1


1

13.

Православные праздники. Ильин день. Троица. (Легенды)

1

1


14.

Обрядовый словарь местного населения.

1



15.

Введение в тему: История возникновения образования в селе. Презентация.

1

1


16.

Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по экспозиции школьного музея: «Выпускники - наши коллеги»

1


1

17.

Путешествия по воспоминаниям ветеранов-педагогов.

1

1


18.

Встречи с ветеранами педагогического труда

1


1

19.

Встречи с ветеранами педагогического труда

1


1

20.

Славные традиции школы.

1

1


21.

Земля - наш общий дом. Введение.

1

1


22.

Наше природное наследие. Экскурсия в природу.

1


1

23.

Экологические проблемы региона - как их решать?

1

1


24.

Охраняемые объекты

1

1


25.

Красная книга. Мультимедийный рассказ об исчезающих видах растений.

1

1


26.

23 февраля - день защитника Отечества. История возникновения праздника.

1

1


27.

Есть такая профессия - Родину защищать. Презентация «Служба в Армии - почетная обязанность», участие в «Уроке мужества»

1


1

28.

Военная слава земляков Путешествие по Книге памяти.

1

1


29.

Имена героев в названии улиц нашего района. В. Волошина.

1

1


30.

Города-герои. Презентация.

1

1


31.

Города воинской славы.




32.

День Победы - великий праздник

1

1


33.

Участие в митинге, посвященном Дню победы. Литературно-музыкальная композиция.

1


1

34.

Итоговый урок. Обобщение.

1

1


6-й класс «С чего начинается Родина?»-34 час


занятия

Тема по программе


Всего

Теория

Практика

1

Введение в тему. Кто меня окружает, и как я к ним отношусь? (Семья, родные, друзья, одноклассники)

1

1


2.

Чем интересны люди, проживающие на моей улице? Составление рассказов.

1


1

3.

Здоровый образ жизни. Что это значит? Посещение спортивного зала, интервью у учителя физкультуры.

1


1

4.

Урок нравственности» Моя культура поведения»

1

1


5.

Что для меня в жизни главное. Составление главных постулатов в жизни школьника. Защита своих мини-проектов.

1


1

6.

Методические основы составления родословной.

1

1


7.

Рассматривание родословной знаменитых личностей (Сталин, Жуков, Суриков).

1


1

8.

Поиск и исследование семейных фотографий. Фотогалерея семьи.

1


1

9.

Родословные росписи (поколенная роспись). Схема составления.

1


1

10

Выявление имен и биографий родственников, их участие в главных этапах развития страны

1


1

11.

Выявление имен и биографий родственников, их участие в главных этапах развития страны

1


1

12.

Культурное наследие. Объекты культурного наследия моего села

1

1


13.

Объекты культурного наследия моего района. Презентация.

1

1


14.

Объекты культурного наследия моей области. Экскурсия в сельскую библиотеку.

1

1


15.

Предметы материальной культуры. Экспозиция «Русский национальный костюм»

1


1

16.

Полотенце, платок. Другие головные уборы.

1

1


17.

Ткачество на Руси. Мастер-класс по прядению в Русской избе, с приглашением местных мастериц.

1


1

18

Презентация « Учитель - слово-то какое!». О роли учителя в школе.

1

1


19

Учительские династии в нашей школе (Кабановы, Салямкины). Встреча с представителями династий.

1


1

20

След выпускников в истории школы. Путешествие по страницам жизни выпускников, принесших славу школе.

1

1


21

Страницы летописи школьной жизни. По материалам архива школы.

1

1


22

Школьный музей. История создания. Экскурсия.

1

1


23

Моя планета в опасности. Почему мы так говорим? Анализ тестов.

1

1


24

Природа и достопримечательности Западной Сибири. Презентация.

1

1


25.

Урок экологии « Я люблю свою Землю буду ее защищать». Индивидуальные выступления учащихся.

1


1

26.

Экологические тропинки моего села. Плакаты.

1


1

27.

Заповедные места Кузбасса

1

1


28

Отечество. Что вкладываем мы в это понятие? Листаем Великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны.

1

1


29

Самые значимые битвы войны. Презентация

1

1


30

Военные награды страны.

1

1


31

Поэты, писатели о войне

1

1


32

Война в произведениях художников

1

1


33

Книга памяти.

1

1


34

Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом

1

1



7-й класс «Я - родом из России» - 34 час


занятия

Тема по программе


Всего

Теория

Практика

1

Введение. Мой населенный пункт. Общие сведения. Статистика по селу.

1

1


2

История возникновения села. Население

1

1


3

Мой пункт на карте района, области, страны.

1

1


4

Топонимика сел Менчерепского сельского поселения

1

1


5

Памяти исчезнувших деревень. Встреча со старожилами села

1


1

6

Из истории возникновения Кузбасса. Кемеровская область в древности

1

1


7

Заселение земли Кузнецкой

1

1


8

Историко-архитектурные памятники. Заочное путешествие. Презентация.

1


1

9

Прославленные люди Кузбасса

1

1


10

Школьники изучают Кузбасс. Сообщения участников акции « Люби и знай родной Кузбасс»

1

1


11

Россия - государство. Истоки возникновения.

1

1


12

Кто мы? Откуда?

1

1


13

История российской символики. Посещение школьного музея.

1

1


14

Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности

1

1


15

Прогулка по современной Москве.

1

1


16

Христианство на Руси. Появление первых христиан. Урок-экскурсия в сельскую библиотеку

1

1


17

Значение принятия христианства

1

1


18

О Крещении на Руси. Обряд Крещения

1

1


19

Что такое Библия. Иконопись на Руси.

1

1


20

Русские иконописцы.

1

1


21

Православные праздники.

1


1

22

Истоки родного языка. Вещее слово А.Афанасьева.

1

1


23

Становление славянской письменности..

1

1


24

Культы славян: предки и природа.

1

1


25

Мифы славян. Божества. Презентация.

1

1


26

Первая славянская азбука Болгарские просветители Кирилл (Константин) и Мефодий.

1

1


27

Конкурс плакатов и устных сообщений «От А до Я» (рождение алфавита), «От камня до бумаги» (орудия письма)

1


1

28

День славянской письменности и культуры - государственный праздник .Викторина « Эрудит»

1

1


29

Русские толковые словари.

1

1


30

Великие защитники и подвижники земли русской. Введение.

1

1


31

Преподобный Сергий Радонежский-основатель Троице-Сергиевой лавры.

1

1


32

Жизнь-подвиг Серафима Саровского. Памятники на кузбасской земле.

1

1


33

Ангел-хранитель Руси - А. Невский П. Третьяков -основатель и создатель Третьяковской галереи.

1

1


34

Российские меценаты - И. Цветаев, С. Мамонтов и др.

1

1



8 класс «Люблю тебя, мой край родной» - 34 час


занятия

Тема по программе


Всего

Теория

Практика

1

Улицы моего села. Общая характеристика. Картограмма села.

1

1


2

Легенды об историческом возникновении улицы, его исторического прошлого. Опрос жителей

2


2

3

Рассказы о своей улице, ее отличительные особенности, образцовые дворы, значимые люди.

1


1

4

Составление плана улицы. Макет.

1


1

5

Выставка макетов улиц своего села. Создание экспозиции «Улицы поселения» для школьного музея

2


2

6

Изучаем военную историю своего региона. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны .

1

1


7

Кузбасские шахты военного времени. Вклад шахтеров в дело Победы. Кузбасский уголь для победы

2

2


8

Ударный труд металлургов.

1

1


9

Продовольственная программа Кузбасса в военное время.

1

1


10

Не хлебом единым

1

1


11

Герои - кузбассовцы Беловского района. Четонов А.С., Беляев А.Ф.

1

1


12

Герои Кузбасса. Полные кавалеры Ордена Славы. Презентация.

1

1


13

Наша родина- Россия, наш язык-русский. Государственные меры по сохранению русского языка.

1

1


14

Слово лечит, слово калечит. Необходимая помощь, заболевшему сквернословием. Устный журнал

1

1


15

Русская народная культура. Традиции.

1

1


16

В гостях у городецких мастеров.

1

1


17

Народный календарь. (Зимний. Весенний. Летний)

1

1


18

Обряды. Семейные. Семейно-бытовые. Беседа со старейшими жителями села.

1

1


19

Обрядовая поэзия. Сказки. Загадки. Стихи. Песни. Былины

1

1


20

Творческая работа « От истоков народной культуры - к духовному осмыслению жизни»

1


1

21

История возникновения и развития школы в своем селе.(на местном краеведческом материале)

1

1


22

Творческая встреча «Учителя и ученики разных лет в воспоминаниях».

1

1


23

Сложившиеся традиции школы. Видеофильм.

1


1

24

Экскурсия в прошлое по экспозиции школьного музея.

1


1

25

Презентации исследовательских работ учащихся « От школы прошлой - к школе будущего»

1


1

25

Защита Отечества - священная обязанность граждан

1


1

27

Видеофильм с последующим обсуждением «Россия - мое Отечество»

1


1

28

Презентация о лучших полках страны оперативного назначения. 5-й полк МВД России,2-й полк ОДОН ВВ России

1

1


29

Полководцы и герои Великой Отечественной войны

1

1


30

.Урок мужества «Дети войны»

1

1


31

Урок памяти. Продолжить изучение значимых биографий земляков. Педагоги – фронтовики -Соколовский С.К., Тимошин Б.А., Костенко П.Т

1

1


32

Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах, выпускниках школы)

1

1


33

Этот день победы. Праздник в школьном музее.

1


1

34

Итоговое занятие по курсу обучения. Взаимообмен за круглым столом.

1


1


9-й класс «Я патриот и гражданин своей страны» - 34 час


занятия

Тема по программе


Всего

Теория

Практика

1

Введение в тему. Генеалогическое древо семьи. Подготовительная работа к оформлению родословной.

1

1


2

Практическое занятие по оформлению родословных

1


1

3

Практическое занятие по оформлению родословных

1


1

4

Практическое занятие по оформлению родословных

1


1

5

Защита проектов по теме « Моя семья»

1


1

6

Моя малая родина в истории России.

1

1


7

Выбор темы для рефератов и исследований. Образование групп по темам. Рекомендации для работы.

1

1


8

Практическое занятие по оформлению работ

1


1

9

Практическое занятие по оформлению работ

1


1

10

Конференция по представлению работ учащихся о фронтовых дорогах и послевоенной деятельности своих односельчан.

1


1

11

Коллективная работа по составлению летописи родного края на основе местного краеведческого материала: Социально-экономическая обстановка в Кузбассе. Социальный облик сел Кузбасса.

1


1

12

Славные имена кузбасских селян. Взгляд на будущее

1


1

13

Природное и культурное наследие Кузнецкого края.

1

1


14

Презентация « Кузнецкий край-оплот державы»

1


1

15

Подготовка материалов для создания музейной экспозиции «От прошлого к будущему» (школа в развитии)

1


1

16

Подготовка материалов для создания музейной экспозиции «От прошлого к будущему» ( школа в развитии)

1


1

17

Подготовка материалов для создания музейной экспозиции «От прошлого к будущему» ( школа в развитии)

1


1

18

Открытие экспозиции. Экскурсия для школьников

1


1

19

Особенности военного времени для сельчан, фронтовые дороги земляков.

1

1


20

Подготовка материалов к выпуску 2-й части книги «Солдаты славы не искали» (документы, фотографии, письма, воспоминания родных)

1


1

21

Подготовка материалов к выпуску 2-й части книги «Солдаты славы не искали»

1


1

22

Подготовка материалов к выпуску 2-й части книги «Солдаты славы не искали»

1


1

23

Презентация книги «Солдаты славы не искали»

1


1

24

Гордость и слава Кузбасса- о героях-земляках

1


1

25

Час памяти и мужества. Презентация «Герои СССР, Герои России в нашем Кузбассе. Знаменитый комдив А.В. Полосухин

1


1

26

Значимые военноначальники и командующие фронтами

1

1


27

Г.К. Жуков Два значимых парада

1

1


28

И.Х. Баграмян. Знаменитый «котел»

1

1


29

А.С. Василевский. К.К. Рокосовский

1

1


30

И.С. Конев, Р.Я. Малиновский

1



31

А.И. Еременко, Ф.И. Толбухин

1

1


32

Подготовка к конференции «Вся правда о войне»

1


1

33

Конференция

1

1


34

Итоговое занятие

1

1




45