СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Всезнайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Всезнайка" в 3-м классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Всезнайка"»



1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайка» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике, русскому языку, окружающему миру. Данная программа призвана продолжить развитие познавательных способностей. В результате реализации программы ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и полученные умения будут применять в учебной работе. Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Цель: комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.

Задачи:

  • способствовать расширению кругозора;

  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;

  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;

  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации;

  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

  • продолжить работу на российской образовательной онлайн-платформе Учи.ру

Познавательный аспект.

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой и на интернет-платформе в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

  • Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

  • Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

  • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

2. Общая характеристика учебного курса

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие



основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Основные виды деятельности:

• решение логических задач по разным отраслям знаний;

• работа с различными источниками информации;

• составление собственных логических задач, ребусов, головоломок


Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности готовой к активной деятельности, владеющей системой математических, грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея этого курса

3. Описание места учебного курса в учебном плане.

Данный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Всезнайка».

Результаты обученности по курсу «Всезнайка»

Предметные

  • развитие внимания (произвольного, непроизвольного);

  • развитие восприятия;

  • развитие памяти (зрительной и слуховой);

  • развитие мышления;

  • способность устанавливать связи (аналогия);

  • способность к анализу (закономерности);

  • способность рассуждать;

  • способность сравнивать;

  • способность пользоваться ИКТ

Личностные

• расширение возможностей для творческого развития личности;

• установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;



• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Метапредметные

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

• формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации


5.Содержание учебного курса

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполнения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задания разной сложности по разным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В предлагаемой программе создана система учебных заданий, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения каждого задания происходит



развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Онлайн-задания от учителя обучающиеся получают в своём личном кабинете на Учи.ру и выполняют самостоятельно. Статистику видят еженедельно. По прохождению заданий марафонов, олимпиад обучающиеся получают дипломы и грамоты Учи.ру.

Кроме заданий платформы происходит дистанционная деятельность с элементами исследовательской работы. Обсуждение проходит дистанционно в чате и индивидуально.

6. Календарно-тематическое планирование курса ВУД «Всезнайка»

в 3 классе (34 часа)

п/п

Тема

Кол –во часов

Основной вид учебной деятельности

УУД

Дата

план

факт


I четверть (9 часов)

1

Введение. Онлайн-игра «День знаний». Логические задачи.


Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.)


2021

03.09



2

В Солнечном царстве- Космическом государстве.

Слово учителя, исследовательская работа.

Умение находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между).

Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).


10.09



3

Почему Луна не падает на Землю?

Эвристическая беседа, пересказ.

Аудиозаписи.

Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.


17.09



4

Есть ли у звезды хвост?

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.


Принимать участие в обсуждении, корректировать неверные ответы.


24.09



5

Весёлый счёт.

«Числовой» конструктор.

Составление чисел, выражений из палочек в

виде римских цифр.


Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц,

счёт предметов.


Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

01.10



6

Почему не все облака дождевые?

Слово учителя, исследовательская работа.

Описывать в речевой форме иллюстрации ситуаций, пользуясь отношениями «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже», «справа - слева» и т. д.


08.10



7

Как фрукты и овощи получили названия?

Эвристическая беседа, пересказ.

Аудиозаписи.

Умение сравнивать предметы по различным признакам, по положению в пространстве, называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду.

15.10



8

Осенний марафон.

Исследовательская работа.

Умение ориентироваться на Учи.ру

22.10



9

Осенний марафон (продолжение)

29.10



II четверть (7 часов)

10

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Онлайн-разминка.

Умение составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные)


12.11



11

Олимпиада по программированию

Исследовательская работа.


Умение ориентироваться на Учи.ру

19.11



12

Олимпиада по программированию (продолжение)

26.11



13

Танграмм: древняя китайская головоломка.

Геометрические фигуры.

Карточки на Учи.ру.

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками).

03.12



14

Наша речь. Карточки на Учи.ру.

Слово учителя, исследовательская работа.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.


10.12



15

Новогодний марафон

Исследовательская работа.


Умение ориентироваться на Учи.ру

17.12



16

Новогодний марафон (продолжение)

24.12



III четверть (10 часов)

17

Конкурс «Мир занимательных задачек"

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер).

2022

14.01



18

Разгадывание и составление математических ребусов.

21.01



19

Логические задачи.


28.01




20

Онлайн -газета -« Всё обо всём»


Проектная работа

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос

04.02



21

Зимняя олимпиада по программированию

Исследовательская работа.


Умение ориентироваться на Учи.ру

11.02



22

Зимняя олимпиада по программированию (продолжение)

18.02



23

Кто придумал рисовать красками и откуда они взялись?

Слово учителя, исследовательская работа.

Аудиозаписи.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

25.02



24

Математический КВН. Карточки на Учи.ру.

При помощи суждений делать заключение, выводы

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

04.03



25

Весенний марафон.

Исследовательская работа.


Умение ориентироваться на Учи.ру

11.03



26

Весенний марафон (продолжение)

18.03



IV четверть (8 часов)

27

Онлайн-игра

Числовые головоломки.


Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания Находить информацию для ответа на поставленный вопрос

01.04



28

Онлайн-игра Магические квадраты.


При помощи суждений делать заключение, выводы

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

08.04



29

Занимательная викторина по окружающему миру. Карточки на Учи.ру.


Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

15.04



30

Интеллектуальный марафон. Карточки на Учи.ру.


Слово учителя, исследовательская работа. Видео-общение.

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос

22.04



31

Онлайн-игра «Мы-Всезнайки»

При помощи суждений делать заключение, выводы

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

29.04



32

Онлайн-"Путешествие по городам и странам"

Слово учителя.

Видео-общение.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

06.05



33

Межпредметная олимпиада

Исследовательская работа.


Умение ориентироваться на Учи.ру

13.05



34

Межпредметная олимпиада (итоги)

20.05





7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. О.А.Захарова «Математика в практических заданиях»

М. «Академкнига» 2012г.

2. О.А.Захарова «Практические задачи по математике»

М. « Академкнига» 2012г.

3.Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова «Учимся решать комбинаторные задачи» Смоленск «Ассоциация ХХI век» 2011год

4.Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы. Москва «ВАКО» 2016 год

5.Н.В.Матасова «Занимательный материал к урокам русского языка» Волгоград 2015 год3. 6. Г.В.Раицкая «Олимпиадные задания» 1-4 кл. Самара «Учебная литература» 2016 год.

7. Разумовская О. К. Игры со словами в школе и дома. – М: ТЦ Сфера, 2012.

8.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

Волгоград: «Учитель», 2007

9. Технические средства для использования ИКТ и выхода на образовательную онлайн-платформу Учи.ру

8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

К концу учебного года ученик научится:

• владеть такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;

• мысленно устанавливать сходства и различия предметов;

• объединять предметы в группы (самостоятельно или с помощью учителя);

• делить целое на части;

• составить описательный рассказ о явлениях;

• самостоятельно или с помощью учителя делать умозаключения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ученик получит возможность научиться:

• владеть основными логическими операциями;

• устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

• объединять и распределять предметы по группам;

• свободно оперировать обобщающими понятиями;

• мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;

• находить закономерности в явлениях, уметь их описывать;

• при помощи суждений делать умозаключения; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Ориентируется в личном кабинете на Учи.ру.