Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зубово-Полянская гимназия»
Образовательная программа педагога
Николаевой Светланы Александровны
высшей квалификационной категории
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
3 класс
Срок реализации: 1год
Возраст детей: 9-10лет
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе пособия для обучающихся общеобразовательных учреждений «Для тех, кто любит математику» (Авторы М. И. Моро, С. И. Волкова).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Принципиальной задачей программы занятий «Занимательная математика» является развитие мыслительных способностей детей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Программа кружка занятий «Занимательная математика» способствует гуманизации процесса образования в начальной школе, реализуется на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет индивидуализировать процесс применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями.
Предлагаемая программа разносторонне развивает интеллектуальную сферу детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей. Это происходит за счёт гармоничного сочетания поисковой и творческой деятельности.
В результате организации систематических развивающих заданий появляется возможность постоянно наблюдать за умственным развитием каждого ребёнка, вне связи с учебными успехами, вовремя обнаруживать те или иные изменения в развитии познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах.
Основными принципами реализации программы являются принципы:
индивидуальности, доступности, результативности.
Цель программы: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в областях, связанных с математикой, через расширение содержания действующего в начальной школе курса математики, путем добавления элементов алгебры и геометрии, а также специального блока, включающего в себя систему комбинаторно-логических заданий и задач.
Задачи:
1. Формировать навыки и приемы решения логических задач, способствовать повышению логической грамотности учащихся.
2. Способствовать развитию умения анализировать, вычленять структуру объекта, выявлять взаимосвязи, осознавать принципы организации, синтезировать (создавать новые схемы, структуры и модели).
3. Содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
4. Способствовать расширению кругозора учащихся в области математики.
Содержание программы:
• соответствует целям и задачам основной образовательной программы по математике и информатике начального общего образования;
• содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках;
• обеспечивает единство развития, воспитания и обучения.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание программы может быть использовано для показа учащимся возможностей применения
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Темы занятий сформулированы согласно содержанию рабочей тетради. Программа рассчитана на 34 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы
Обучающиеся должны уметь:
• Решать задачи с применением формальной логики, используя подходы:
- алгоритмический (умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение последовательности действий);
- объектно-ориентированный подход (умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами, умение описывать предмет по его признакам, свойствам, функциям);
- системный подход (рассмотрение объектов от простого к сложному).
• Находить закономерности по значению одного признака.
• Называть последовательность простых знакомых действий.
• Находить пропущенное действие в знакомой последовательности.
• Отличать заведомо ложные фразы.
В результате освоения курса «Веселая математика» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), позволяющие достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве;
• в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершать;
• критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;
• осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• определять цель своей деятельности, планировать достижение цели с помощью учителя и самостоятельно;
• в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общепринятые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
• различать способ и результат действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действия после его завершения.
Познавательные универсальные учебные действия:
• ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• выстраивать логические цепи рассуждений;
• осуществлять поиск и выделение необходимой информации в информационной среде;
• извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез, обобщать;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
• владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия, через организацию совместных практических действий;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• выслушивание собеседника в ведении диалога;
• признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
• строить понятные для партнера высказывания;
• задавать вопросы;
• корректно контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия.
6. Содержание учебного предмета, курса
Числа и величины
Счёт предметов. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка
слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др..
Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Использование
чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед,
пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма,
плана поиска информации
Методическое и материально-техническое
обеспечение программы
«Для тех, кто любит математику» М. И. Моро и С. И. Волкова.– М.: Просвещение.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) .
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -2– е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
Планируем | Фактич. |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 | 12 | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 1000. Сравнивать и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа по определенному правилу. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные числа. Классифицировать (объединять в группы) числовые выражения по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание изученного вида. Переводить одни единицы длины, массы, времени в другие, используя соотношение между ними, сравнивать. Выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действия в измененных условиях. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Читать и записывать числовые выражения в два-три действия. Вычислять значение выражения со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойство сложения, умножения при вычитаниях. | | |
1 | Количественный и порядковый счет чисел в пределах 1000. Устная нумерация | | 3.09 | |
2 | Образование и счет десятками, сотнями | | 10.09 | |
3-4 | Составление и сравнение числовых выражений | | 17.09 24.09 | |
5 | Четные и нечетные числа | | 1.10 | |
6 | Составление числовых выражений с заданным числовым выражением | | 8.10 | |
7 | Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям | | 15.10 | |
8-9 | Сравнение числовых и буквенных выражений | | 22.10 12.11 | |
10 | Решение уравнений | | 19.11 | |
11 | Числовые головоломки, | | 26.11 | |
12 | Лабиринты, цепочки, ребусы, кроссворды, задания «Расшифруй», «Магические квадраты | | 3.12 | |
| ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (ЛОГИКА ИСМЕКАЛКА) | 9 | | | |
13-14 | Задачи на сравнение | | Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса. Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание, задач на сравнение. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. | 10.12 17.12 | |
15-16 | Комбинаторные задачи | | 24.12 | |
17-18 | Сюжетные логические задачи | | | |
19-20 | Старинные задачи | | | |
21 | Задачи на внимание, задачи-шутки | | | |
| ВЗВЕШИВАНИЕ,ПЕРЕЛИВАНИЕ, РАСПИЛИВАНИЕ | 3Ч | | | |
22 | Взвешивание. Приборы для взвешивания. Единицы массы: грамм, килограмм | | Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Деление геометрических фигур на равные части: сгибание, распил, резание | | |
23 | Переливание. Единица объема: литр. | | | |
24 | Распиливание. Деление на части. | | | |
| ЗАДАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ | 6 | | | |
25-26 | Вычерчивание геометрических фигур. Взаимное расположение кругов на плоскости, | | Чертить окружность, круг с помощью циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.), делить на части, составлять геометрические фигуры из частей, преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами | | |
27-28 | Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей | | | |
29-30 | Составление фигур из счетных палочек, преобразование составленных фигур | | | |
| РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ | 4 | Выполнять задания творческого характера, требующие соотнесения рисунка с высказыванием, содержащим логические связки: «если не, то», выполнять преобразования геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации для дополнения условий задач с недостающими данными и решать их. Дополнять задачи- расчеты недостающими данными и решать их. | | |
31-33 | Решение задач и составление задач на основе жизненных ситуаций | | | |
34 | Итоговое занятие | | Оценивать результаты освоения курса, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | |