ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСУБЛИКИ
«ЧЕРВОНОПАРТИЗАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
фк.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
21.01.11 Горнорабочий на подземных работах
2019
Рассмотрено и согласовано на заседании цикловой комиссией спецдисциплин
Протокол № ___ от ____________ 20___г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования Луганской Народной Республики,
примерной программы «Физическая культура»
21.01.11 Горнорабочий на подземных работах
Председатель ц/к спецдисциплин
______________________ Солтыс В.В.
Заместитель директора по УПР
______________________ Грибов В.В.
Составитель:
Чмырь Александр Владимирович, преподаватель ГБОУ СПО ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЧЕРВОНОПАРТИЗАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 2019 / 2020 учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _________ Солтыс В.В.
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……3-5
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ…………………6-6
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….……7-11
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...12-16
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...…16-18
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФК.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии
21.01.11 Горнорабочий на подземных работах
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Дисциплина входит в профессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Основной целью изучения дисциплины Физическая культура является развитие общих компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности, формирование умений и навыков при развитии физических качеств, необходимых в повседневной и профессиональной жизни.
Программа «Физическая культура» направлена на достижение следующих целей:
• формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
• развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
• формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно оздоровительной деятельностью;
• овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
• овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
• приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
1.3 Использование часов вариативной части в ППКРС
№ п/п | Дополнительные профессиональные * компетенции | Дополнительные знания, умения | №, наименования темы | Коли-чество часов | Обоснование включения в программу |
1. | ПК...... | ................................... | Тема | | |
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
80 часов,
из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия — 40 час;
внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся — 40 часов;
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности ГОС СПО ЛНР по профессии
21.01.11 Горнорабочий на подземных работах
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Знать | Уметь |
Классификация видов легкой атлетики; (ходьба, бег, прыжки, метания, многоборье). Оздоровительное и прикладное значение легкой атлетики. Особенности личной гигиены легкоатлета. Правила безопасности во время занятий легкой атлетикой. Специальная физическая подготовка Специальные беговые упражнения, прыжковые упражнения−многоскоки; упражнения для развития скоростно-силовых качеств; специальные упражнения для метаний; Специальные подготовительные упражнения легкоатлета Упражнения в паре с партнером, Упражнения с предметами (гантели, мячи, скакалка, гимнастическая палка, обруч); упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения на развитие гибкости, координации движения. Специальные подготовительные упражнения гимнаста. Строевые упражнения. | Специальная физическая подготовка Выполняет специальные беговые упражнения, многоскоки; упражнения с набивными мячами; упражнения для развития скоростно-силовых качеств; специальные упражнения для метаний; специальные подготовительные упражнения легкоатлета. выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма Выполняет строевые упражнения и приемы; общеразвивающие упражнения с предметами (гантели, мячи, скакалка, гимнастическая палка, обруч); упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения на развитие гибкости, координации движения. перестроения и повороты в движении; выполняет многократное повторение специально-подводящих упражнений для овладения техникой конкретного гимнастического элемента; упражнения для растягивания мышц, амплитуды и скорости выполнения; соблюдает правила безопасности вовремя выполнения упражнений. |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематический план учебной дисциплины «Физическая культура»
| Наименование разделов, тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся |
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | 80 | 40 | 40 | 0 | 40 | 0 |
1 | Футбол | | 16 | 16 | 0 | 15 | 0 |
2 | Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | | 16 | 16 | 0 | 14 | 0 |
3 | Гимнастика | | 6 | 6 | | 11 | |
Промежуточная аттестация:, дифференцированный зачет, экзамен | | 2 | 2 | | | |
Всего часов: | 80 | 40 | 40 | 0 | 40 | 0 |
3.2 Содержание обучения по учебной дисциплине «Физическая культура»
Наименование разделов, тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Объём часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел1. Футбол | 16 |
| Футбол. Техника безопасности при игре в футбол. Правила игры. | 1 |
Остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения. | 2 |
Метание мяча. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | 1 |
Атакующий удар справа. Атакующий удар слева. Прием-передача мяча, остановка, удар по воротам. | 2 |
Ведение мяча. Подрезка мяча. Работа ног. | 1 |
Учебная игра. | 1 |
Техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. | 1 |
Ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам. | 1 |
Удар по мячу на дальность. Удар по мячу на точность (число попаданий). | 1 |
Развитие координации. Игра по прямой и диагонали. Подрезка мяча. | 1 |
Учебная игра. | 1 |
Прием-передача мяча, остановка, удар по воротам. | 1 |
Атакующий удар справа. Атакующий удар слева. | 1 |
Ведение мяча. Подрезка мяча.Работа ног. | 1 |
Учебная игра. | 1 |
Учебная игра. | 1 |
Самостоятельная работа: 1.«История возникновения футбола» 2.Известные футболисты России. 3.Польза игры в футбол. 4.Правила игры в футбол. 5.Упражнения для развития выносливости и быстроты. 6.Участие в спортивных секциях. 7.Правила игры в мини-футбол. 8.Правила игры в пляжный футбол. 9.Сходства и различия футбол, мини-футбол, пляжный футбол. 10.Упражнения для развития ловкости. 11.Нарушения в футболе. 12.Удары в футболе. 13.Правила соревнований. 14.Судейство. 15.Мировые звезды футбола. | 15 |
Раздел 2. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка. | 16 |
| Выполнение специальных беговых упражнений на скорость: Отработка техники разворотов. | 1 |
Отработка техники низкого старта: Бег 100м | 1 |
Бег на короткие дистанции. | 1 |
Бег с ходу. Финиширование: Бег 250 м и 500 м. | 1 |
Прыжки с разбега в длину и высоту. | 1 |
Бег на длинные дистанции. | 1 |
Специально- подготовительные и беговые упражнения: Работа рук как при беге. Бег на месте. Бег с ускорением до 60 м. | 1 |
Бег по дистанции, по прямой и повороту. Финиширование | 1 |
Техника передачи эстафетной палочки. Эстафетный бег с этапами по 100м | 1 |
Бег с переменной скоростью 100/100, 200/200м 25- 35мин., упражнения на гибкость. Спортивные игры. | 1 |
Выполнение специальных беговых упражнений на скорость: Отработка техники разворотов. Выполнение челночного бега 3х 10 м | 1 |
Отработка техники низкого старта: Бег 100м | 1 |
Исполнение стартового разгона и эстафетного бега: Бег 50 м и 400 м. | 1 |
Бег с ходу. Финиширование: Бег 250 м и 500 м. | 1 |
Выполнение упражнений на выносливость: Бег 2000м | 1 |
Бег 3000м: Отработка финишного рывка | 1 |
Самостоятельная работа: 1.Бег на средние и длинные дистанции. 2. Значение кросса в олимпийском движении. 3.Техника бега на средние и длинные дистанции. 4.Польза бега для организма человека. 5.Дыхание во время бега. 6.Правила соревнований в беге на средние и длинные дистанции. 7. Оздоровительное и прикладное значение легкой атлетики. 8.Особенности личной гигиены легкоатлета. 9.Подготовительные упражнения легкоатлета. 10.Разновидности прыжков. 11.Техника прыжка в длину. 12.Техника прыжка в высоту. 13.Самые знаменитые прыгуны в истории. 14. Значение бега для развития и укрепления функциональных возможностей организма в профессиональной деятельности. | 14 |
| Раздел 3.Гимнастика | 6 |
| Обще-развивающие упражнения Строевые приемы и упражнения: повороты, перестроения, ходьба строем. Ласточка», стойка на лопатках, «Мост», Стойка на руках, голове, «полу-шпагат» | 1 |
Стойка на голове, «колесо», длинный кувырок. Кувырок вперед, назад, «полу-шпагат» | 1 |
«Ласточка»- кувырок вперед - стойка на лопатках- «мост»-переворот в сторону. Стойка на голове. Сгибание рук в упоре лежа. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подтягивание. | 1 |
Силовые упражнения; стойка на голове, подтягивание, «Мост». | 1 |
Упражнения с обручем и скакалкой, сгибание рук, в упоре лежа, подтягивание, стойка на руках | 1 |
Упражнения с гантелями, подтягивание, упражнения с обручем и скакалкой. | 1 |
Самостоятельная работа: 1.История возникновения гимнастики. 2.Знаменитые гимнасты России. 3.Знаменитые гимнасты Донбасса. 4.Комплекс упражнений для развития гибкости. 5.Гимнастика, ее виды. 6.Комплекс упражнений утренней гимнастики, производственной и релаксационной. 7.Олимпийские чемпионы по спортивной гимнастике. 8.Упражнения для формирования и коррекции осанки. 9.Упражнения для развития пластичности движений. 10.Влияние занятий гимнастикой на организм. 11. Техника безопасности во время занятий гимнастикой. | 11 |
Промежуточная аттестация: зачет, дифференцированный зачет, экзамен - в соответствии с учебным планом образовательной организации (учреждения) | З,ДЗ |
Всего часов: | 80 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия универсального спортивного зала.
Спортивное оборудование:
Скакалки, канат для перетягивания, турник уличный, секундомеры, палочки эстафетные, стартовые флажки, рукоход уличный, обруч, шведская лестница,.
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время
самостоятельной подготовки, доступом к сети Интернет.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр, выносные колонки, компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений;
- электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране.
4.2 Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины проходит в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из
следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение
тестирования, оформление отчетов по лабораторным работам и практических
занятий, решение производственных задач обучающимися в процессе
проведения теоретических занятий и т.д.;
промежуточный контроль:
зачет, дифференцированный зачет.
4.3 Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППКРС, по профессии, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.
4.4 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов [Текст] / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. -366 с.
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /Г.С. Туманян М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
Барчуков И.С. Физическая культура, -М.,2003.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов.-М.,2006.
Вайнер Э.Н. Валеология.- М., 2002.
Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. М.,2006.
Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов:Учебное пособие/ Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.-Самара:СГПУ,2004.-112с.
Физическая культура студента: Учебник /Под ред. В.И.Ильина.-М.:Гардарики,2004.-448с.
Бароненко. В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие/.В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – 2-е изд., перераб. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.
Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье:учеб.пособие/ А.В.Тимушкин, Н.Н.Чесноков, С.С.Чернов – М.:СпортАкадемПресс, 2003. -139с.
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; под ред. Ю.Д. Железняка. – 2 изд., стереотип.- М.: издательский центр «Академия», 2010. – 520 с.
Настольная книга учителя физкультуры. Б.И. Мишин. - М.: «Издательство Аристель», 2010.- 332 с.
Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная поджготовка: Методика преподавания: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.:»Академия», 2010. – 208 с.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура:учеб. пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 152 с.
Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические рекомендации. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2009. - 47 с.
Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 66 с.
Интернет ресурсы:
Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики http://sport.minstm.gov.ru
Сайт Департамента физической культуры и спорта города Москвы http://www.mossport.ru
Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/
Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9
Сайт "Я иду на урок физкультуры"
http://spo.1september.ru/urok/
Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»
http://sportlaws.infosport.ru Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
Журнал "Теория и практика физической культуры" http://lib.sportedu.ru
Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru
Спортивные ресурсы в сети Интернет http://www.nlr.ru
http://tpfk.infosport.ru – Теория и практика физической культуры. Ежемесячный научно-теоретический журнал Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Российской государственной Академии физической культуры.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении лабораторных работ, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать | -о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; -влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; -способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; -правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности; | Оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях. Оценка выполнения домашних заданий. Практические задания по работе с информацией –домашние задания проблемного характера. Оценка подготовленных обучающимся фрагментов занятий с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха. Промежуточный контроль: осуществляется в форме выполнения упражнений. Итоговый контроль: -зачет, дифференцированный зачет- сдача нормативов. |
Уметь | -использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. -выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; -выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; -преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; -выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; -выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма. -овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений; -осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; -овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов; | Оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях. Оценка выполнения домашних заданий. - оценивание практических умений по выполнению физических упражнений; Промежуточный контроль: осуществляется в форме выполнения упражнений. Итоговый контроль: -зачет, дифференцированный зачет- сдача нормативов. |