СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по предмету «музыка» 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по предмету

«музыка»

6 класс     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по предмету «музыка» 6 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы

___________/З. А. Курмышева/ ___________ /Т.Н. Константинова/ ___________/Т. Н. Хайдукова/

Протокол №1от «____»08. 2017г. _____________№___от «___»08. 2017г Приказ №____от «____»08.2017г.





Рабочая учебная программа по предмету

«музыка»

6 класс

(количество часов: в неделю-1;,1-обобщающий в конце года; год-35; базовый уровень)

Срок реализации программы 1 год



Составитель: Клименко Антонина Владимировна

Учитель музыки,

высшая квалификационная категория



2017-2018 уч. год.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.


В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

6

9

7

10

9


Тема 1 полугодия: « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

(16 часов)


Тема 2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

(19 часов)


Основные задачи:

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольк­лорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.


Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче­ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз­вития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3.- Высоким слогом русского романса.

Современные романсы: городской, авторский, цыганский. Характерные признаки жанра романс.

Урок 4. Творчество татарских композиторов.

Выдающиеся композиторы Республики Татарстан. Р. Яхин.

Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. НРК:

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 11. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 12. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13.- Урок 14.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 15. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Обобщающий урок.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 16. Авторская музыка: прошлое и настоящее. НРК

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.



Урок 17. Джаз – искусство 20 века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 18. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 19. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 20. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

Урок 22. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Урок 23. - Урок 24. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. НРК: Уральские композиторы – детям.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 25.- Урок 26. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 27. - Урок 28.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 29.- Урок 30. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 31. - Урок 32. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 33. Образы киномузыки. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

Урок 34. Обобщение по разделу II.

Урок 35. Итоговое обобщение по курсу.






3.Учебно-тематический план


п/п


Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

тема I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16


1 четверть

1.

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1


2.

2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1


3.

3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

НРК: Творчество татарских композиторов.

2


4.

4.


5.

5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1


6.

6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. НРК

1


7.

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1


8.

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1


9.

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1


2 четверть

10.

1

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1


11.

2

«Фрески Софии Киевской»

1


12.

3

«Перезвоны». Молитва.

1


13.

4

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1


14.

5

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

1


15.

6

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

1

16.

7

Авторская песня: прошлое и настоящее. НРК

1


тема II полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

19


3 четверть

17.

1.

Джаз – искусство 20 века.



18.

2.

Вечные темы искусства и жизни.

1


19.

3.

Образы камерной музыки.

1


20.

4.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1


21.

5.

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1


22

6.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1


23

7.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

НРК: Композиторы Татарстана – детям.

2


24

8.


25

9.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2


26

10.


4 четверть

27

1

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2


28

2


29

3

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2


30

4


31

5

Мир музыкального театра.

2


32

6


33

7

Образы киномузыки.

1

1


34

8

Обобщающий урок по разделу II.


35

9

Обобщение по курсу

1

1

Итого:


35

2



























Результаты изучения предмета «Музыка»



В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.





урока

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средства

обучения

Иметь представ-ление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма


тема I полугодия: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1 четверть

1



Удивительный мир музыка-льных образов.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.


Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

  • П.И.Чайковский «Песня без слов»

  • Гимн РФ

  • С.С.Рахманинов «Вокализ»



Д/З Знать жанровое многообразие музыкальных произведений: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола.

Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

Вход -ной

устный опрос

Модуль:

Разнообразие музыкальных образов в вокальной и вокально-инструментальной музыке

2



Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.


Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

  • «Колокольчик» музыка А.Л.Гурилёва, слова И.Макарова,

  • «Я вас любил» музыка Б.С.Шереметева, слова А.С.Пушкина,

  • «Романс о романсе» музыка А.Петрова, слова Б.Ахмадулиной.

  • Р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара)


Д/З Подготовить сообщение о творчестве одного из русских композиторов по выбору: С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.Л. Гурилев, Б.С. Шереметьев.




Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

текущий

устный опрос

Модуль:

Русский романс XIX века


Вокальная музыка. Романс

3



Высоким слого русского романса

«Романтика романса»

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.





Современный романс. Разновидности романсов: авторский, цыганский, городской.

- «Как упоительны в России вечера» группа ДДТ

- романс «Я тебя никогда не забуду»

- Городской романс

-Цыганский романс « Дорогой длинною»



Д/З Найти стихотворение, на которое возможно было бы написать романс. Учить песню о дружбе "Ты да я да мы с тобой"

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный

портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств

текущий

устный опрос

Модуль:

«Романтика романса»

4



НРК: Творчество татарских композиторов

Комбинированный урок

Творчество татарского композитора Р. Яхина. Его знаменитые произведения.

Знать творчество татарского композитора Р. Яхина.

текущи

устный опрос

Модуль «Рустам Яхин»

й

5



«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Урок комплек-сного применения ЗУН.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке.

  • С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

  • С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

  • С.В.Рахманинов «Островок».


Д/З Учить "Чайка над морской волной". Написать сообщение о С.В.Рахманинове.

Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.


тематический

устный опрос

Модуль:

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова

6



Музыкальный образ и мас-терство испол-нителя. НРК:

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

  • М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

  • М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

  • Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

  • Учить «Ты живи моя Россия»

Д/З Знать выдающегося российского исполнителя: Ф.И.Шаляпина. Учить песню "Ты живи моя Россия"

Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.

Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.


текущий

устный опрос

Модуль:

Знаменитые исполнители-вокалисты.


Знаменитые исполнители-вокалистки.

7



Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.

Урок-лекция.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

  • РНП «Матушка, что во поле пыльно».

  • М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

  • М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

  • М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».



Д/З Учить песню "Ой при лужку при лужке"

Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных).

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

тематический

устный опрос

практика

Модуль:

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке


Свадебный обряд Древней Руси

8



Образы песен зарубежных ком-позиторов. Ис-кусство прекра-сного пения.

Комбинированный урок

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

  • М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак

  • Ф.Шуберт «Форель».

  • Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.

  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

-Д/З Знать биографию и творчество Ф. Шуберта .Учить песню «Мир без войны»

Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов

искусств в создании единого образа.

текущий

тест

практика

Модуль:

Творчество Франца Шуберта


Знаменитые исполнители-вокалисты.


Знаменитые исполнители-вокалистки

9



Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

Д/З Знать содержание «Баллады Лесной царь» Учить песню «Облака»

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.

Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.


тематический

устный опрос

Модуль:

Творчество Франца Шуберта

2 четверть

10



Образы русской народной и духовной музы-ки. Народное искусство Древ-ней Руси.

Урок-лекция.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

  • Киевский распев «Свете тихий»

  • Д/З Знать особенности духовной музыки. Знать понятия: мотет, мадригал, хорал, литургия, григорианский хорал, знаменное пение. Учить песню «Молитва» Б. Окуджава

Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная.

текущий

устный опрос

практика

Модуль:

Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов

11



«Фрески Софии Киевской».

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:

  • «№3. Орнамент»;

  • «№6. Борьба ряженых»;

  • «№7. Музыкант».

Д/З Знать содержание «Фрески Софии Киевской»

Учить песню по выбору учителя и учащихся.

Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.


текущий

устный опрос

рисунок


12



«Перезвоны» Молитва.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

  • В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

  • В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

  • Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

Д/З Знать биографию и творчество В. Гаврилина. Учить песню «Учителей любимые глаза»

Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.


тематиче

ский

устный опрос

отзыв


13



Образы духовной музыки Западной Европы. Небес-ное и земное в музыке Баха. По-лифония. Фуга. Хорал.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

  • И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

Д/З Знать биографию и творчество немецкого композитора И. С. Баха. Учить песню А.Городницкого «Атланты»

Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Уметь: проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

текущий

устный опрос

практика

Модуль:

Западноевропейская музыка эпохи Возрождения

14



текущий

устный опрос


Модуль:

Западноевропейская музыка эпохи Барокко.


Духовная музыка в синтезе храмовых искусств.

15



Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на».

Урок обобщения знаний по разделу I знаний.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

  • «№1. Стабат матер долороза»

  • «№13. Амен».

  • В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

  • « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»

  • «№5. Тая, исчезает снег»

  • «№8. Купец, продай мне краску»; «№20

  • Приходите, приходи»

  • «№21. На неверных весах моей души».

Д/З Знать понятия кантата, реквием. Знать биографию и творчество К. Орфа, и Дж. Перголези. Знать содержание кантат «Кармина Бурана» и «Стабат матер»

Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

тематический

Тестирование

Оформление афиши

Презентация Духовная музыка.


16



Авторская музы-ка: прошлое и настоящее. НРК:

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

  • Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

  • «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

Д/З Написать сообщение по выбору: Б. Окуджава, Ю. Ким, В. Высоцкий, А. Городницкий. Учить по выбору А.Городницкий «Снег»;

или «Голубые города» А. Петров, Л. Куклин

Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

тематический

устный опрос

беседа

Презентация: «Бардовская песня»


тема II полугодия: “ Мир образов камерной и симфонической музыки ”

3 четверть

17



Джаз – искусство 20 века.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

  • Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

  • Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

  • Блюз «Сегодня я пою блюз».

  • Дж.Гершвин. «Любимый мой».

  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.

  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.

  • М.Минков «Старый рояль».

  • У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».

Д/З Учить «Старый рояль»

Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

тематический

устный опрос

беседа

Модуль:

Джаз.Истоки.

18



Вечные темы искусства и жизни.

Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

  • Ф.Шопен. «Этюд № 12».

  • Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

  • Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Д/З Знать биографию и творчество Ф. Шопена

Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.


текущий

устный опрос

беседа

Модуль: Разнообразие музыкальных образов в камерно- инструментальной музыке.


19



Образы каме-рной музыки. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..

  • Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

Д/З Учить песню «Черное - белое муз. Л. Колмановский, М. Танич


Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.

Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпре­тацию замысла композитора.

текущий

устный опрос

беседа


20



Инструменталь-ная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характе-ристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

  • Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

  • П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

  • А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Д/З Написать сообщение о жанре баллада. Учить песню «Весеннее танго» сл. и муз. В. Милявва

Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.

Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпре­тацию замысла композитора.

текущий

устный опрос


Модуль:

«Жанры инструментальной музыки»

21



Инструменталь-ный концерт. «Итальянский концерт».

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:

  • А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

  • А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

  • А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

  • И.С. Бах «Итальянский концерт».

Д/З Знать биографию и творчество А. Вивальди Учить песню О.Митяев «Как здорово».

Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

текущий

устный опрос


Презентация

«Вивальди.Времена года»


22



«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Ч.Айвз «Космический пейзаж».

  • Э. Артемьев «Мозаика».

  • Д/З Учить песню «Котенок» муз. М. Шаферан, сл. М. Олах

Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

тематический

устный опрос

рисунок

Диск:

Музыкальные инструменты.


23























Образы сим-фонической му-зыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.












Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:

  • «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

  • Н.Зубов. «Не уходи».

  • О.Митяев «Как здорово

Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

текущий

устный опрос

рисунок


Модуль:

Творчество Г.Свиридова.

24




НРК: Татарские композиторы – детям.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Биография и творчество татарского композитора Назипа Жиганова.


-Д/З Учить «Шушы яктан шушы туфрактан без»

Знать биографию и творчество татарского композитора Н. Жиганова.


текущий

беседа

Модуль

Творчество Н. Жиганова

25



Симфоническое развитие музы-кальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Расширение и углубление знаний.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обра-ботка классической музыки.

  • В. А. Моцарт «Симфония № 40».

  • В.А.Моцарт «Авэ верум».

  • П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.



Д/З Знать биографию и творчество В. А. Моцарта. Учить песню «Волшебник –недоучка» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенев

Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.

Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.


тематический

устный опрос

отзыв о роизведении


Модуль:

«Моцарт»


26



итоговый

тест

Модуль:

Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке. Практика.


4 четверть

27



Программная увертюра. Увер-тюра «Эгмонт».

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литерату-рного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».


Д/З Знать содержание увертюры «Эгмонт» Написать сообщение о композиторе Л. В. Бетховине. Учить песню «Три желанья» муз. А. Пугачева, сл. Д. Костюрин

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».

Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.

текущий

устный опрос


отзыв о роизведении


Модуль:

Бетховен. Становление личности.


28



текущий

устный опрос


Модуль:

Бетховен. Зрелые годы.

29



Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

  • П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

  • Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Д/З Знать содержание увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Учить песню «Есть только миг» муз. А. Зацепин, сл. М. Матусовский

Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

тематический

устный опрос


Модуль:

Ромео и Джульетта. Трагедия В.Шекспира,увертюра-фантазия П.Чайковского и балет С.Прокофьева.

30



текущий

устный опрос


31



Мир музы-

кального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)

  • «Вступление»

  • «Улица просыпается»

  • «Патер Лоренцо»

  • «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

  • Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)

  • «Песня Орфея»;

  • «Дуэт Орфея и Эвридики»;

  • песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны

  • «Все несчастливцы, как один…»;

  • сцена Орфея и Харона;

  • речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»

Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений.

Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.



тематический

устный опрос

беседа

Модуль:

«Литературные образы в балете. Русские балеты 20 века»

32







текущий

устный опрос



33



Образы кино-музыки.


Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.

(на выбор учителя)

И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

  • «Увертюра»

  • «Песенка о капитане»

  • песенка Роберта «Спой нам, ветер».

  • М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

  • Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

  • К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

  • Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».

Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,

Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.

Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.

Текущий

Тест

Модуль:

«Музыка в кино 20-40 годы.Отечественные фильмы»

«Музыка в кино. Нино Рота»

текущий






Музыкальные произведения в театральных жанрах


Беседа

Игра

Модуль:

«Музыка как вид искусства»

Фрагменты из мюзикла «Вестсайдская история»

34



Обобщение по разделу II.


тематический

тест


35



Итоговое обобщение по курсу. Защита проектов


итоговый

тест




Похожие файлы