МКОУ «Мюрегинская СОШ»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО «-------» ------------------- 2014г. Директор МКОУ
«Мюрегинская СОШ» Приказ №___ от _____2020 г.
Протокол № 1 Зам.директора по УВР ---------------------------------------------
от ------------------ 2020 г. ----------------------------------------------
Руководитель МО от ------------------ 2020 г.
------------------ Омарова А.А
Рабочая программа
по родному (даргинскому) языку
для 8-го класса
на 2020 – 2021 учебный год
всего – 68 часов
в неделю – 2 часа
Составила : учитель родного языка и
литературы
Магомедова С.К.
Рабочая программа по родному языку для 8 класса.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования и Программы основной школы по родному языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией издательства НИИ педагогики РД 2009г. и утверждённой Минобразования РД. (Автор и составитель - А. Кадибагомаев). Программа ориентирована на использование учебника «Даргинский язык 8-9 кл.» Махачкала. ООО «Издательство НИИ педагогики»,2005г. Авторы учебника М. С. Мусаев, А.А. Абдусаламов. Данная программа отражает обязательное содержание обучения родному языку для усвоения в основной школе.
По программе и учебному плану школы на изучение предмета «Родной язык» в 8 классе отводится:
всего – по 68 ч., 2 часа в неделю; в том числе на развитие речи 12часов.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения родному языку как одного из обязательных школьных предметов: * улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения; * реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников; * воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; * развитие речевой и мыслительной деятельности; * освоение знаний о литературном языке, его устройстве, стилистических ресурсах, основных нормах родного литературного языка и речевого этикета; обогащение круга используемых грамматических средств.
Структурное содержание курса родного языка для 8 класса и требования к уровню подготовки учащихся по данной программе :
Повторение изученного - 2 ч.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание и предложение – 9 ч.
(Уметь составлять словосочетания, состоящие из разных частей речи; выделять словосочетания из предложений; определять главное и зависимое слово; определять вид связи слов в словосочетаниях)
Члены предложения.
Главные члены предложения – 5 ч.
Второстепенные члены предложения – 9 ч.
(уметь выделять главные и второстепенные члены предложения; составлять нераспространенные и распространенные предложения; ставить тире в предложениях, где пропущен глагол- связка)
Виды предложений по наличию главных членов – 7 ч.
(уметь использовать в устной и письменной речи назывные, определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения)
Неполные предложения – 2 ч.
Предложения с однородными членами – 4ч.
(уметь составлять предложения с однородными членами и ставить соответствующие знаки препинания)
Обращение. Вводные слова. Слова – предложения -5 ч.
(уметь составлять и правильно произносить распространенные предложения с обращением и вводными словами, ставить знаки препинания в них)
Предложения с обособленными членами – 6 ч.
(уметь составлять предложения с обособленными членами и ставить в них знаки препинания)
Прямая и косвенная речь – 5 ч.
(уметь выделять в устной речи слова автора; ставить соответствующие знаки препинания в предложениях с прямой
речью)
Повторение изученного материала 2 ч.
Развитие речи – 12 ч.
(Обобщить знания о тексте, стилях речи. Уметь писать сочинение –описание, давать письменную характеристику героям изученного произведения)
Список сочинений на свободную тему:
«Я люблю свое село»
«Осень в горах»
«Мои друзья»
«Город и село»
«Праздник первой борозды»
Нормы оценок по родному языку
Объем диктанта устанавливается для :
5 класса - 80 – 90 слов
6 класса - 90 – 100 слов
7 класса – 100 – 110 слов
8 класса – 110 – 120 слов
9 класса – 120 – 140 слов
10 класса – 140 – 160 слов
11 класса – 160 – 180 слов
Диктант оценивается одной отметкой
балл | критерии |
«5» | в работе нет ошибок; допускается 1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка. |
«4» | допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; допускается 3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные. |
«3» | допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок; или 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. |
«2» | допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок; или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
Оценки изложений и сочинений
Примерный объем текста для подробного изложения:
в 5 классе – 100 – 150 слов,
в 6 классе – 150 – 200 слов,
в 7 классе – 200 – 250 слов,
в 8 классе - 250 – 350 слов,
в 9 классе – 350 – 450 слов.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение языковых, пунктуационных и орфографических норм.
предметы | Родной язык | Родная литература |
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
объем соч-я (стр.) | 0,5-1/1-1,5 | 1-1,5/1.5-2 | 1.5-2/2-2,5 | 2-3/2,5-3 | 3-4 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 4-5 | 5-7 | 5-7 |
Основные критерии оценки изложения, сочинения
балл | критерии | |
содержание и речь | грамотность |
«5» | содержание соответствует теме фактические ошибки отсутствуют содержание излагается последовательно работа отличается богатством словаря и достигнуто стилевое единство и выразительность текста допускается 1 недочет и 1-2 речевых недочета | 1 орфографическая ошибка или 1 пунктуационная ошибка или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | в содержании имеются небольшие отклонения от темы. Имеются незначительные нарушения в последовательности в изложении мыслей Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения Речь недостаточно выразительна Допускается не более 4 недочетов содержании 5 речевых недочетов | 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические ошибкии 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки) допущены 4 грамматические ошибки |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Практическая работа | Наглядность | Новые слова | Домашняя работа |
1. | Повторение сущ., прил., мест.,числит.) | | таблица | | |
2. | Глагол. Служебные части речи | | таблица | перекусить (ашладиэс) | |
3. | Словосочетание. Предложение. | упр. 23,25 | таблица | | п.5,6 упр.24 |
4. | Виды словосочетаний | упр. 27,28 | таблица | всезнайка (дахъдагь) | упр. 26 |
5. | Виды связи слов в словосочетаниях | упр. 32,33 объяс. дикт. | сборник диктантов | не пикни (дубмайхъид) | упр.34 |
6. | Диктант «Не смог выстрелить» | | сборник диктантов | | |
7. | Работа над ошибками. Разбор словосочетания | упр.35 | | | п.7 упр.36 |
8. | Разбор словосочетаний | упр.31 | учебник | обанкротить-ся (кутурбиэс) | упр.289 |
9. | Порядок слов в словосочетании и предложении | упр. 37,38 | таблица | | упр.39 |
10. | Логическое ударение | | таблица | | п.9, упр.40 |
11. | Повторение. Проверочная работа | самостоятельная работа по вариантам | | | |
12. | Изложение «Вацнала дарман» | составление плана к тексту | сб.изложений | посуда (т1алх1яна) | |
13. | Работа над ошибками. Повторение словосоч. | упр.на повторение | сб. диктантов. | | упр. |
14. | Простое предложение | упр.41, 43 | | приказывать (буюрик1ес) | п.10 упр. 43 |
15. | Виды простого предложения | упр.44, 46,47 | таблица | рассердиться (жина-гъина) | п.11 упр.45 |
16. | Виды простого предложения (закрепление) | выполнение заданий по карточкам | карточки | красавица (исбагьи) | упр.48 |
17. | Подлежащее | словарный диктант | таблица-схема | счастливый (ирх1илиб) | п. 12 упр. 49 |
18. | Объект | теория тикр. | карточки | | п. 13 упр. 53 |
19. | Простое сказуемое. Составное сказуемое | словарный диктант | таблица | горсть (кьярши) | п.14-15 упр. 56 |
20. | Составное сказуемое,его виды. Глагол-связка | объяснит.дикт. | таблица | | п.16-19 упр.56 |
21. | Тире между подлежащ и сказуемым | словарный диктант, упр. 65 | таблица | казарма, тайга | п.20 упр.64 |
22. | Проверочный диктант «Гузетличив» | | сб. диктантов | | |
23 | Работа над ошибками.Повторение гл. членов предложения | упр.61,66 | | | повторить п.12-20 |
24 | Определение.Его признаки | словарный диктант | таблица, карточки | пещера(гяв-гяв) | п.21 упр.67 |
25 | Соглас. и несогл. определение | объяснит. диктант | таблица | еле-еле (х1илх1и), узкий (ч1ярт1а) | п.22 упр.68 |
26 | Приложение | | карточки | как будто (х1ятта) | п.23 упр.72 |
27 | Дополнение | творческий диктант | дидактический материал | поляна (майдан) | п.24 упр. 74 |
28 | Обстоятельство | склонение сущ.и прил. | | просторный (аваданси) | п.25 упр.78 |
29 | Виды обстоятельства | творческий диктант | таблица в учебнике | | п.25 |
30 | Изложение «Что мулла устроил Гази ?» | | сб. изложений | | |
31 | Работа над ошибками. Виды обстоятельства | | | | |
32 | Повторение | работа по карточкам | | | повторить п.21-25 |
33 | Определенно-личное предложение | объяснит.диктант | дидактическийматериал | палатка (чятир) | п.26 упр.81 |
34 | Безличное и неопределенно-личное предложение | придумать предл.для закреп. темы | | | п. 27-28 |
35 | Предл.с объектом, без объекта и с неопр. объектом | словарный диктант | карточки | неопреде- ленный (белгиагар) | п.29-30 упр 86 |
36 | Диктант «Зима полезна для здоровья» | | сб. диктантов. | | |
37 | Работа над ошибками. Назывное предложение | повторение теории | | назывное (уахъ) | п.31 упр.88 |
38 | Назывное предложение. | правопис. послелогов, слов.диктант | карточки | | повтор.п. 30-31 |
39 | Понятие о неполном предложении | объяснит. диктант | карточки | ликбез | п.32 упр 89 |
40 | Использование в речи неполных предложений | упр. 90,92 | | павлин (т1авуз) | п.32 упр.91 |
41 | Разбор простого предложения | | таблица | липа(пурпи) | стр.57 |
42 | Проверочная работа | самост.раб. по вариантам | икт | | |
43 | Однородные члены предложения | словарный диктант | дидактический материал | если (эгер) | п.33 упр.95 |
44 | Союзы при однородных членах | практич. работа | икт | антилопа (гьинта) | п.34 упр.96 |
45 | Обобщающие слова и знаки препинания при них | объяснит. диктант | таблица | авария (бех1емц1) | п.35 упр.97 |
46 | Знаки препинания при однор.членах и обобщающих словах | творческая работа | икт | кровожад- ный (х1иллакар), сабля (тур) | п.36 упр 99 |
47 | Сочинение «Тепло маминых глаз» | составление плана | икт | | |
48 | Анализ сочинения. Обращение и знаки препинания при нем | упр.102 | таблица | бай (середина) | п.37 упр 103 |
49 | Вводные слова и предложения | объяснит. диктант | карточки | обменять (бех1сурба-рес) | п.38 упр.105 |
50 | Знаки препинания при вводных словах и обращениях | жура-журала разборти дирни | таблица | | упр.107 |
51 | Слова-предложения | повторение теории | карточки | | п.39 упр 108 |
52 | Контрольный диктант «Черная запись» | | | обернуться (шулуму-хъес) | |
53 | Работа над ошибками Знаки преп. при обращ и вводных словах (повтор) | | карточки | | повт.п.37-39 |
54 | Обособление.обособлен-знаки препинания при обособленииные определения | творческий диктант | таблица | обособление (хасдарни) | п.40 упр.111 |
55 | Обособленные приложения | упр.112 | дидактич.материал | точный (дурусси) | п.41 упр.113 |
56 | Обособленные обстоятельства | объяснитель-ный диктант | | | п.42 упр 115 |
57 | Обособление уточняющих членов предложения | упр 118 | таблица | кизлик (перочинный ножик) | п.43 упр.119 |
58 | Знаки препинания при обособлении | объяснитель-ный диктант | | сознание (дагьри) | повт.п.40-43 |
59 | Изложение «Раненая утка» | составление плана | сб.изложений | | |
60 | Работа над ошибками.Прямая речь | | таблица | | п.44 |
61 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | объяснит. диктант | икт | черемша (г1ятури) | п.44 упр.121 |
62 | Виды предложений с прямой речью | | таблица | | п.44 прид 3 предл. |
63 | Диалог | творческая работа | | беседа (гьибанди) | п.45 упр.122 |
64 | Предложения с косвенной речью | | таблица | кучер (пайтунчи) | п.46 упр 124 |
65 | Цитаты и знаки препинания в них | словарный диктант | | | П.46-47 |
66 | Диктант «Спор деревьев» | | сборник диктантов | дуб, береза, липа | |
67 | Работа над ошибками.Цитаты(повт) | | | | повтор.пройденный материал |
68 | Повторение | разнообраз-ные упр.,на повторение, карточки | | | |
Литература :
1. «Даргинский язык» - учебники для 8-9 классов
2. «Методика даргинского языка. Морфология. Синтаксис» 2 книги.
А.А. Сулейманова
3. «Нешла мез» С.Н. Абдуллаева.
4. М.-Г. Магомедов «Фразеология даргинского языка»
5. М-Ш. А. Исаев. «Словосочетания даргинского языка и их изучение в школе»
6. М.-С. М. Мусаев «Даргинский язык», Издательство Academia
7. У. У. Гасанова « Практический курс родного языка»
8. «Тесты на даргинском языке»
9. У. Ш. Алиев «Школьный терминологический словарь»
10. С. А. Алибеков «Синтаксис даргинского языка» в 2-х томах.
11. Х. А. Юсупов « Русско-даргинский словарь»
12. А.С. Исмаилова «Сборник письменных работ»