Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/факс: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Биология»
Основное общее образование, 7е, 7ж класс
Количество часов – 2 часа в неделю, всего – 68 часов
Учитель – составитель Кондрашова М.А
2019/2020 уч. год
БИОЛОГИЯ
6—9 классы (2 ч в неделю)
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в V и VI классах, получают элементарную естественно - научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса. Изучение предмета «Биология» должно привести учащихся к пониманию взаимозависимости человека и природы и важности сохранение природы для себя и последующих поколений, способствовать формированию навыков поведения обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Основные цели изучения данного предмета ― осуществление экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
- овладение учащимися знаниями о разнообразии растительного и животного мира;
- формирование у учащихся интереса к биологии как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
- формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
- усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания взаимосвязей в окружающем природном мире;
- воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность;
- экологическое воспитание, формирование навыков правильного поведения в природе;
- усвоение биологических знаний имеющих практическое значение: приемы ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, правила ухода за своим организмом;
- развитие и коррекция познавательной деятельности, развитие умения анализировать и сравнивать на примере природных объектов, умения обобщать и понимать причинно-следственные зависимости, расширение словарного запаса, развитие связной речи.
Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание». Межпредметные связи с предметами «География», «Природоведение», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Чтение» реализуются при изучении районов расселения животных и растений, составлении описаний внешнего вида и образа жизни растений и животных, изучении вопросов охраны здоровья человека, рисовании растений, животных, органов и схем.
При организации учебного процесса по предмету используются словесные, наглядные и практические методы: работа с учебником, иллюстрациями, демонстрация опытов, зарисовка объектов, ведение наблюдений, проведение лабораторных и практических работ. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются средства ИКТ, аудио, видео материалы, интерактивные тесты, по возможности, экскурсии.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся производится регулярно в форме обобщающего повторения на уроке, при выполнении самостоятельных работ и тестов, а также в форме рубежного и итогового контроля по итогам четверти и учебного года.
Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания; «хорошо» ― от 51% до 65% задания, «отлично» - свыше 65%.
7 класс Растения, грибы и бактерии (2 ч в неделю)
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы.
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:
Условия, необходимые для прорастания семян.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.
Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа.
Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения;
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
различать грибы и растения.