СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная рабочая программа по музыке разработана для 6 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по музыке»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Закаменская общеобразовательная средняя школа №1»



УТВЕРЖДАЮ:

директор МАОУ

«Закаменская СОШ №1»

___________С.Д. Убанова

Приказ № _99____

от «02» сентября 2019г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ______Музыка________

Класс _______6____________________

Количество часов _35 (1 час в неделю)

Учитель Дамбаев Чингис Лазаревич I категории




















Тип программы: общеобразовательная




















Программа обсуждена на кафедре гуманитарного цикла МАОУ «Закаменская СОШ №1»

«29» августа 20198г.


Одобрена методическим советом МАОУ «Закаменская СОШ №1»

«30» августа 2019г.

Председатель МС __________________/Дашеева Д.О./























Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МАОУ «Закаменской СОШ №1» с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторского УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства М.: «Просвещение», 2016 г.в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального мате­риала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Изучение музыкального образования ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.

Нормативно-методическое обеспечение:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2016.

  • Фундаментальное ядро образования общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2016.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2016.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.

№ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2016.

  • Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта.


В 6 классе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.



Место учебного предмета «Музыка» в междисциплинарных программах.

Отличительная особенность программы-охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также других видов искусств-кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами и других искусств-литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),кино.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса реализует следующие положения Программы воспитания и социализации школьников МАОУ «Закаменская СОШ №1»:

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры через формирование представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России и Бурятии; через знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором Закаменского района и народными художественными промыслами;

  • формирование основ эстетической культуры через опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; через участие в проведении музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через использование на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относят релаксацию, ритмотерапию, кинезитерапию, вокалотерапию, тонирование.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов: видеоконцерт классической музыки, виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный портрет, моя музыкальная коллекция, «Баатар и Дангина», «Наранай туяа» и т. д.





















Общая характеристика учебного предмета «Музыка» для 6 класса

Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).

Основные содержательные линии: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» реализуются параллельно через изучение в 6 классе.

Основные виды деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации; инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке, художественных импровизациях, индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся.

Р -преподавание регионального содержания образования на уроках музыки.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 6 классе в объеме 1 часа в неделю (35 час).

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты обучения, формируемые на учебном предмете «Музыка».

У обучающегося будут сформированы:

  • знание государственной символики (герб, флаг, гимн),

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России и Бурятии;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • уважение к культурным и историческим памятникам;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях

Учащийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции

Метапредметные результаты:

Выпускник научится:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

  • планировать пути достижения целей;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам реализации проектной деятельности;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Учащийся получит возможность для формирования:

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам,

Предметные результаты:

Планируемые результаты по разделу «Музыка как вид искусства»

Учащийся научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Планируемые результаты по разделу «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

Учащийся научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы)музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,музыкально-ритмическом движении ,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Учащийся получит возможность научиться:

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещения концертов, театров и др.;Воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театров и др.

Раздел «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Учащийся научится:

  • ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская, бурятская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа 19 - 20вв. отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в.)

  • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информациии в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Учащийся получит возможность научиться:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • структурировать и систематизировать полученную информацию на основе эстетического восприятия.


Содержание учебного предмета «Музыка»

раскрывается следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» и представлено темами: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки».


Тематический план




Тема

Количество часов

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

Образы романсов и песен русских и бурятских композиторов

5

Образы песен зарубежных композиторов

2

Образы русской и бурятской народной и духовной музыки

4

Образы духовной музыки Западной Европы

4

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

Джаз — искусство 20 века

1

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

5

Образы симфонической музыки

2

Симфоническое развитие музыкальных образов

2

Программная увертюра

4

Мир музыкального театра

3

Образы киномузыки

2

Итого

35

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание в соответствии с ФГОС (ООП)

Характеристика основных видов учебной деятельности

Планируемые результаты по ФГОС


Раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Музыка вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.






Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: западноевропейская и русская музыка, западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.(основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ.













Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Современная популярная музыка: авторская песня. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов Xxв.,её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм).


Личностные УУД:

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты)

Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Обнаруживать общность истоков и выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывание народные песни.

Участвовать в коллективных деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Познавательные УУД:

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Характеризовать музыкальные произведения.

Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические образы.

Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений, анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений музыки и литературы.

Регулятивные УУД:

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов) напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Коммуникативные УУД:

Характеризовать музыкальные произведения

Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические образы.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
































Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

•  определять средства музыкальной выразительности;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки

Выпускник получит возможность научиться:

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.


Музыка как вид искусства.

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.) Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приёмы развития. Повтор, Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог, Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.




Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, хоровое многоголосие) Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность).Контраст - сопоставление.Хор -солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.









Музыка в современном мире: традиции и инновации. Музыкальная культура своего региона. Бурятская народная музыка. Ёохора. Жизненная основа художественных образов камерной и симфонической музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык .Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной принцип музыки. Повтор (вариативность .вариантность).Рефрен, эпизоды .Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика. Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма,увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты)

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывание народные песни.

Участвовать в коллективных деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных вы дающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манеру исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.).

Исполнять музыку, передавая её художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за её пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах,музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие проекты (вне сетки часов).

Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)





Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

•  определять средства музыкальной выразительности;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.














Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки

Выпускник получит возможность научиться:

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.


Календарно-тематическое планирование в 6 классе 1 час в неделю 35ч.




Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание

Понятия и персоналии

Предметные

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Регулятивные (р)

Познавательные (п)

Коммуникативные (к)


Раздел 1. Музыка и литература 16ч.


1

Удивительный мир музыкальных образов

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Сравнить бурятские романсы, бурятских композиторов.

Вводный

1

Ознакомление

Дружелюбное отношение друг другу

Личностные: речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего.

Регулятивные: самостоятельно отличать интонацию романса и речи.

Познавательные: знать единство музыкальной и поэтической речи романса.

Коммуникативные: знать особенности мелодической линии.

Выявлять многосторонние связи музыки и литературы, искусства.

Презентация «Старинный русский романс»

Карточки «Словарь эмоций»

Компьютер,

музыкальный центр,

фортепиано,

медиапроектор,

экран.

Творческая тетрадь с.4-7

Проект

Романс

2

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.


Урок введения новых знаний.

1

Расширение представления о Родине, народах, России, природе, музыке…

Интерес к познанию к родной стране, Родине…

Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.

Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

П: уметь определять форму романса

К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру. Романс "Я помню чудное мгновенье" в исполнении

С.Я.Лемешева

Компьютер,

музыкальный центр,

фортепиано,

медиапроектор,

экран.

Презентация "Я помню чудное мгновенье"

Творческая тетрадь, стр.8-9

Живопись, портрет, романс

3

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».


Урок введения новых знаний.

1

Овладение навыками пения, с манерой исполнения

Побуждение выступать и петь на сцене

Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.

Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

П: уметь определять форму романса

К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.

Видеозапись "С.В.Рахманинов" (архивные записи)

Видео ролик "Сирень

Рисунок к одному из романсов С.Рахманинова.

Романс, живопись

4

Музыкальный образ и мастерство

исполнителя.


Урок введения новых знаний.

1

Овладение навыками пения, с манерой исполнения

Побуждение выступать и петь на сцене

Л: гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным

Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)

П: понимать красоту и правду в искусстве.

К:расширять муз. компетентность.

Романс "Я помню чудное мгновенье" в исполнении

С.Я.Лемешева

Компьютер,

музыкальный центр,

фортепиано,

медиапроектор,

экран.

Презентация "Я помню чудное мгновенье"

Творческая тетрадь, стр.8-9



5

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.


Урок введения новых знаний.

1

Овладение навыками пения, с манерой исполнения народных песен

Побуждение выступать и петь на сцене

Л: понимать и любить русские народные обряды

Р: самостоятельно различать диалог в РНП

П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»


Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Выучить песню

Четко определять тесную связь различных жанров фольклора


6

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.


Урок введения новых знаний.

1

Формирование представлений о нравственной культуре, на традициях своей культуры

Пробуждать чувство патриотизма

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.

П: знать музыкальные термины.

К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Видео:

Мультипликационный фильм "Erlking" (реж. Бен Зелкович)

Модуль ФЦИОР "Творчество Франца Шуберта"

Видео:

Мультипликационный фильм "Erlking" (реж. Бен Зелкович)


Карточки с заданиями для выполнения на уроке.


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Стр.21, вопросы

Проект

Определять тесную связь различных жанров искусств в пения.


7

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».


Комбинированный Фронтальный,


групповой, индивидуальный

1

Формирование представлений о нравственной культуре, на традициях своей культуры

Умение определять знания муз. инструментов

Л: уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.

Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО

П: знать музыкальные термины.

К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.

Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. Баллада…

Стр.23, вопросы

Проект

Знать, как романс помогает раскрыть чувства к литературе...


8

Образы русской и бурятской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси.


Урок изучения и первичного закрепления.

1

Уважительное отношение к народной бурятской культуре

Раскрывать художественный замысел песни, музыки

Л: знать известные русские песни.

Р: самостоятельно определять, почему духовная музыка живет в памяти народа.

П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. Образа. Находить поэтическое и муз. выражение главной мысли народных песен русской и бурятской.

Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки.

Видео:

Фильм "Андрей Рублев", реж. А.Тарковский (фрагмент)


Выучить песню

Рисунок проект

Четко определять тесную связь различных жанров фольклора.

9

Образы русской народной и духовной музыки.

Духовный концерт.


Расширение и углубление знаний

1

Честь и достоинство к своей культуре

Пробуждение патриотического отношения к своей Родине

Л: уважать традиции русской духовной музыки.

Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

П: знать народные муз. инструменты.

К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах


Видео: "Слыхали ль вы?" (сюжет о М.С.Березовском)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Стр. 32, вопросы

Знать, как при помощи музыки можно передать традиционный русский колорит и национальную культуру других народов.


10

«Фрески Софии Киевской»


Расширение и углубление знаний

1

Ценить прекрасное

Проявление взаимопомощи

Л: уважать и любить историю Родины

Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

П: владеть знаниями муз. терминов.

К: знать приемы раскрытия муз. образов.

Видео:

Фильм "Искусство Киевской Руси. Фрески святой Софии Киевской"


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Стр.35, вопросы

Анализировать и обобщать много­образие связей му­зыки, литературы, архитектуры и изобразительно­го искусства.

11

«Перезвоны» Молитва


Комбинированный Фронтальный,


групповой, индивидуальный

1

Гармоничность, нравственность, эстетичность

Компетенции по исполнению песни и их анализ

Л: уважать и любить историю Родины

Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

П: владеть знаниями муз. терминов.

К: знать приемы раскрытия муз. образов.

Презентация "Творчество В.Гаврилина"

Видео:

Симфония-действо "Перезвоны" в исполнении хора под управлением В.Минина (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Выучить песню


Анализировать и обобщать много­образие связей му­зыки, литературы, архитектуры и изобразительно­го искусства.

12

Образы духовной музыки Западной Европы.

Небесное и земное в музыке Баха.


Расширение и углубление знаний

1

Анализ, определение нравственных качеств

Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и школе

Л: знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.

Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.

П: отличать светскую и духовную церковную музыку.

К: определять близость хоралов к народным песням.

Телефильм "И.С.Бах" производство ГДР (фрагмент)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Конспект в тетради

проект

Отличать светскую музыку от духовной музыки. Полифония, фуга, хорал…


13

Образы духовной музыки Западной Европы.

Полифония. Фуга. Хорал.


Комбинированный Фронтальный,


групповой, индивидуальный

1

Обучение детей ценить и дорожить великим творением всего человечества

Компетенции в соблюдении правил этикета, умение и желание уважительного отношения к старшим

Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки

Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.

П: знать голоса хора

К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.

Презентация "Образы скорби и печали в искусстве"

Видео:

"Stabat Mater" Дж.Перголези (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Конспект в тетради

Отличать светскую музыку от духовной музыки. Полифония, фуга, хорал…


14

Образы скорби и печали.


Комбинированный Фронтальный,


групповой, индивидуальный

1

Воспитание уважительного отношения искусству

Ценностное отношение к культурному достоянию всего народа

Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки

Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.

П: знать голоса хора

К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.

Презентация "Образы скорби и печали в искусстве"

Видео:

"Stabat Mater" Дж.Перголези (фрагменты)


Стр.63, вопросы

проект

Отличать светскую музыку от духовной музыки. Полифония, фуга, хорал…


15

Фортуна правит миром.

«Кармина Бурана».


Сообщение и усвоение новых знаний

1

Воспитание уважительного отношения искусству

Интерес к познанию родной страны

Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки

Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.

П: знать голоса хора

К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.

Видео:

"Кармина Бурана" (фрагменты фильма и концертного исполнения, дирижер С.Озава)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Выучить песню

Духовно-нравственная культура

16

Авторская песня: прошлое и настоящее.


Урок применения ЗУН.

1

Воспитание уважительного отношения искусству

Интерес к познанию родной музыки

Л: формировать художественный вкус.

Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.

П: знать жанры и особенности авторской песни.

К: выполнение творческого задания.

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Выучить песню

проект

Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст)



17

Джаз. Спиричуэл, блюз Певческие голоса; хоры; оркестры.

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

1

Ознакомление с основными видами изобразительсного искусства и связь музыки

Художественный вкус, интерес к ИЗО

Л: знать и любить джазовую музыку

Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.

П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза.

К: разучивание песни.

Выявить всевозможные связи современной музыки и изобразительного искусства




Стр. 79

Знать и отличать джаз, спиричуэлс, блюз…

18

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной и симфонической музыки.


Расширение и углубление знаний

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.

П: знать отличие камерной музыки от симфонической.

К: знать жанры камерно музыки

( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Стр. 87, вопросы

проект

Понимать драматургию камерной музыки

19

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной Этюд. Прелюдия. музыки.


Расширение и углубление знаний

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.

П: знать отличие камерной музыки от симфонической.

К: знать жанры камерной музыки

( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)

Видео:

"Фридерик Шопен"

Фильм "Шопен. Желание любви" (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран


Стр. 93, вопросы

Понимать драматургию камерной музыки.

Прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада, романс…

20

Образы камерной музыки.

Инструментальная баллада. Ноктюрн.


Урок изучения и первичного закрепления.

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи

Л: расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний.

Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

К: знать жанр музыки ноктюрн

"Творчество Фридерика Шопена"

Видео:

Баллада №1 (исполняет Кристиан Циммерман)



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Выучить песню

Понимать драматургию камерной музыки.

Прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада, романс…

21

Образы камерной музыки.

Инструментальный концерт.


Комбинированный Фронтальный,


групповой, индивидуальный

1

Формирование представлений о нравственной культуре, воспитание доброты и милосердия

Соотносить понятия с рисунком и музыкой

Л: расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний.

Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

К: знать жанр музыки ноктюрн

"Творчество Антонио Вивальди"

Видео:

Фильм "По следам Вивальди" (фрагмент)




Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Стр.99, вопросы

Понимать драматургию камерной музыки.

Прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада, романс…

22

«Космический пейзаж». Картинная галерея.


Расширение и углубление знаний

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи

Л: интересоваться современной электронной музыкой.

Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях

( Космос и Вселенная)

Видео:

Ч.Айвз "Космический пейзаж", дирижер Л.Бернстайн

Слайд-шоу "Эдуард Артемьев. 12взглядов на мир звуков"

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано,

синтезатор, медиапроектор, экран.

Стр. 107, вопросы

проект

Живопись, пейзаж, наномузыка…

23

Образы симфонической музыки (2 часа)

Образы симфонической музыки.

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.


Расширение и углубление знаний

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи

Л: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова.

Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.

П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.

К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений.

Презентация "Музыкальные иллюстрации"

Видео:

Кинофильм "Метель" (фрагменты)

А.С.Пушкин. Повесть "Метель"

Рисунки А.С.Пушкина и Н.Рушевой (в электронном виде)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор,

Стр.109, вопросы

Знать, как драматургия симфонмии помогает раскрыть патриотические чувства народа.


24

Образы симфонической музыки.

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Расширение и углубление знаний

1

Формировать нравственные качества личности.

Художественный контекст

Л: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова.

Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.

П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.

К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений.

Презентация "Музыкальные иллюстрации"

Видео:

Кинофильм "Метель" (фрагменты)

А.С.Пушкин. Повесть "Метель"

Рисунки А.С.Пушкина и Н.Рушевой (в электронном виде)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор,

Стр.115, вопросы

Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.


25

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье печален».


Комбинированный Фронтальный,


групповой, индивидуальный

1

Формировать нравственные качества личности.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: с уважением относится к современным интерпретациям.

Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»

П: определять жанр музыки.

К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Выучить песню

Знать, как драматургия симфонии помогает раскрыть патриотические чувства народа.


26

Связь времен.


Сообщение и усвоение новых знаний

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи


Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Выучить песню

Духовно-нравственная культура

27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


Комбинированный.

1

Формировать нравственные качества личности.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: развивать в себе патриотическое отношение к Родине.

Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.

П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.

К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний.

Презентация "Увертюра "Эгмонт"




Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Конспект в тетради

проект

Знать, как драматургия «Эгмонта» помогает раскрыть патриотические чувства народа.


28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


Сообщение и усвоение новых знаний

1

Формировать нравственные качества личности.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: развивать в себе патриотическое отношение к Родине.

Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.

П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.

К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний.


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Конспек в тетради

Знать, как драматургия «Эгмонта» помогает раскрыть патриотические чувства народа.


29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


Сообщение и усвоение новых знаний

1

Формировать нравственные качества личности.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы.

Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.

П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.

К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Презентация "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте"



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Конспект в тетради

Знать новое прочтение произведения Шекспира «Ромео и Джульетта»

30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


Сообщение и усвоение новых знаний

1

Формировать нравственные качества личности.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета.

Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.

П: знать значение контраста музыкальной темы.

К: творческое задание.

Видео:

Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", дирижер В.Гергиев.


Конспект в тетради

Знать основные мелодические линии.

31

Мир музыкального театра.

Балет.



Сообщение и усвоение новых знаний

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме.

Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи

Л: уважать и понимать балетное искусство.

Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.

П: знать основные понятия и термины.

К: творческое задание.

Видео:

Фильм - балет "Ромео и Джульетта" (фрагменты)





Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Конспект в тетради

Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы.


32

Мир музыкального театра.

Мюзикл.


Сообщение и усвоение новых знаний

1

Формировать нравственные качества личности.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: уважать и понимать искусство мюзикла.

Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем.

П: знать основные понятия и термины.

К: творческое задание.

Видео:

Фильм "Вестсайдская история" (фрагменты)



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Выучить песню

Знать, что такое театр, мюзикл…

33

Образы киномузыки.

Музыка из кинофильмов

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок концерт

1

Формировать нравственные качества личности.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино.

Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.

П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.

К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Тексты музыкальных номеров рок-оперы.

Выучить песню

проект

Что такое кино, киномузыка…

34

Образы киномузыки.

Песни из кинофильмов

Урок концерт

1

Формировать нравственные качества личности. Реализация межпредметных связей

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Л: интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино.

Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.

П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.

К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема

Видео:

Фильм - балет "Ромео и Джульетта" (фрагменты)





Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Повторить изученное за учебный год

Что такое кино, балет, герои…

Обобщение.

35

Обобщающий урок

Защита исследовательских проектов

Повторение и обобщение пполученных знаний

1

Выявление ЗУН, обобщение.

Выполнять правила уважительного отношения к старшим, учителям,людям из искусства, культуре, ценить достояние всего человечества

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем

Видео:

Кинофильм «Ромео И Джульетта»

Режиссёр Ф.Дзефирелли (фрагмент)

Кинофильм «Ромео и Джульетта»

режиссёр

Б.Лурмэн (фрагменты)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Тексты музыкальных номеров рок-оперы.

Обобщение.


Умение выступать перед классом, на сцене школы.






















Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» в 6 классе

Для итоговой оценки достижения планируемых результатов по учебному предмету «Музыка» на ступени основного общего образования используется система заданий из пособия «Планируемые результаты. Система заданий».


Дата проведения урока

план факт

Тема урока

Задания контроля

Мир образов и инструментальной музыки

1.

Р

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских и бурятских композиторов.

Романсы бурятских композиторов по выбору учителя.

20 БП

Называть основные жанры русского народного музыкального творчества, исполнять их.

23 БП

Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества.

2.

Р

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

Образы романсов и песни русских и бурятских композиторов-романтиков.

Романсы бурятских композиторов по выбору учителя.

4 БП Распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки, понимать их взаимосвязь с музыкальной формой

10 БП

Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов

3.


«Уноси моё сердце в звенящую даль...»

1 Б Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека

4.

Р

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин исполнения музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный образ и мастерство исполнения.

Л.В.Собинов (золотой тенор России).Многогранность таланта и творческий стиль Л.В.Собинова.


25 П С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о выдающемся представителе и крупнейшем центре мировой музыкальной культуры.

5.


Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

5 БП Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания

6.


Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.


7.


Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь»

10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов

8.


Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Мини-сообщения на тему по выбору: «Народные музыкальные инструменты в музее», «Музыка и время»


9.

Р

Разнообразие вокальной,вокально-инструментальной музыки.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Духовный концерт.

Образцы русской и бурятской народной духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная музыка русских композиторов. Ффестиваль духовной музыки.

Конкурсы «Наранай Туяа», «Баатар Дангина»

10.


«Фрески Софии Киевской»

.

11.


«Перезвоны» Молитва.

11 БП Выявлять круг музыкальных образов и наблюдать за их развитием.

12.


Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.


13.


Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

14.


Образы скорби и печали.


15.


Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

25 БП Знать выдающихся представителей музыки и крупнейшие центры мировой музыкальной культуры.

16.

Р

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Кклуб исполнителей бардовской песни.

.23 БП Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества.

17.

Р

Джаз- искусство ХХ века.

Джазовый клуб Бурятии. Рецензия или эссе на посещение концерта и т.д.

24БП С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в нашей стране с музыкальным фрагментом

Мир образов камерной и симфонической музыки

18.


Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной и симфонической музыки.


19.


Образы камерной музыки. Этюд. Прелюдия.


20.


Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ноктюрн.


21.


Образы камерной музыки. Инструментальный концерт.


22.


«Космический пейзаж». Картинная галерея.


23-24.


Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести к повести А.С.Пушкина.

10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов

25.


Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».


26.


Связь времён.


27.-28.


Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

13 БП Определять драматургию взаимодействия музыкального развития музыки.

29.-30.


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


31.


Мир музыкального театра. Балет.

19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций.

32.


Мир Музыкального театра. Мюзикл.

19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций.

33.


Мир музыкального театра. Рок-опера.


34.-35.


Образы киномузыки.

Обобщающий урок.

33 БП Пользоваться ресурсами интернета для создания творческих знаний, связанных с организацией досуга.













Входной тест

6 класс


1. Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой:

А) романс

В) опера

С) этюд

D) балет

2. «Программная музыка» - это

А) танцевальные произведения

В) музыка, у которой есть название

С) инструментальная музыка

D) музыка к кинофильмам

3. Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:

А) «Щелкунчик»

В) «Любовь к трем апельсинам»

С) «Лебединое озеро»

D) «Спящая красавица»

4. «Аккорд» - это:

А) название музыкального жанра

В) созвучие из трех и более звуков

С) обозначение лада

D) фамилия композитора

5. «Увертюра» - это:

А) название музыкального инструмента

В) название оперы

С) оркестровое вступление

D) форма музыкального произведения

6. Композитор, написавший большое количество оперетт:

А) С.С. Прокофьев

В) Ф. Легар

С) В.А. Моцарт

D) П.И. Чайковский

7. Автор, написавший около ста сказочных опер:

А) В.А. Моцарт

В) Н.А. Римский-Корсаков

С) П.И. Чайковский

D) И.С. Бах

8. Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:

А) симфония

В) песня

С) балет

D) баллада

9. Слово, употребляемое в музыке и живописи:

А) этюд

В) фреска

С) тембр

D) оркестр

10. Жанр оперы «Борис Годунов»:

А) эпическая сказка

В) историческая драма

С) лирика

D) сатира

11. «Либретто» - это:

А) пьеса для постановки на сцене

В) название музыкального инструмента

С) название танца

D) обозначение темпа

12. На какой линейке пишется нота МИ:

А) на первой

В) на второй

С) на третей

D) на четвертой

13. Какая опера написана П.И. Чайковским:

А) «Иван Сусанин»

В) «Борис Годунов»

С) «Евгений Онегин»

D) «Дон Жуан»

14. Автор оперы «Садко»:

А) П.И. Чайковский

В) Н.А. Римский-Корсаков

С) Г. Свиридов

D) М.И. Глинка

15. Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:

А) виолончель

В) скрипка

С) контрабас

D) гобой

16. «Цикл» - это:

А) несколько пьес под общим названием

В) форма музыкальных произведений

С) совместное исполнение произведения

D) вид музыкального сопровождения

17. Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:

А) «Пер Гюнт»

В) «Времена года»

С) «Картинки с выставки»

D) «Петя и волк»

18. Балет С.С. Прокофьева:

А) «Щелкунчик»

В) «Жар-птица»

С) «Спящая красавица»

D) «Ромео и Джульетта»

19. Какого номера нет в опере:

А) арии

В) дуэте

С) ансамбля

D) па-де-де

20. Автор Богатырской симфонии:

А) А.П. Бородин

В) П.И. Чайковский

С) М.И. Мусоргский

D) С.С. Прокофьев






Ответы на входной тест

6 класс


1. С

2. В

3. В

4. В

5. С

6. В

7. В

8. С

9. А

10. В

11. А

12. А

13. С

14. В

15. D

16. А

17. С

18. D

19. D

20. А


Критерии оценок


Ошибки: 0-2 – «5»

3-5 – «4»

6-9 – «3»

10 и более – «2»






Текущий тест

по музыке в 6 - ом классе

Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________

Вариант 1.

Содержание задания

Варианты ответов

1

Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой

А.романс
В. опера
С. этюд
D. балет


2

Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков

А. Бетховен

В. Бах

С. Моцарт
D. Гайдн


3

Короткие песенки-куплеты сатирического содержания

А. наигрыши

Б. романсы

В. частушки

4

Мажор – это лад, какой окраски?

А.грустный

В.веселый

5

Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись

А. симфония
В. песня
С. балет
D. баллада


6

Исполнители из семи человек

А. Септет

В.Квартет

С. Квинтет

7

Что означает слово «пиано»?

А. громко

Б. быстро

В. тихо

8

На какой линейке пишется нота си?

А. на первой
В. на второй
С. на третей
D. на четвертой


9

Кто из композиторов написал вариации на тему японской народной песни «Вишня»?

А. М. Глинка

Б. М. Мусоргский

В. Д.Кабалевский

10

Сколько частей имеет классическая симфония?

А. 3

Б. 4

В. 5

Текущий тест

по музыке в 6 - ом классе


Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________

Вариант 2.



11

Высокий мужской голос

А. Бас
В. Баритон
С. Тенор

12

Автор оперы «Иван Сусанин»

А. П.И. Чайковский
В. Н.А. Римский-Корсаков
С. Г. Свиридов


13

Балет С.С. Прокофьева

А. «Щелкунчик»
В. «Жар-птица»
С. «Спящая красавица»
D. «Ромео и Джульетта»


14

На какой линейке пишется нота РЕ второй октавы?

А. на первой

В. на пятой

С. на четвертой

15

Основная тема творчества Бетховена

А. лирика

Б. борьба

В. сатира

16

Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра

А. виолончель
В. скрипка
С. контрабас
D. гобой


17

Великий русский композитор, автор оперы: «Иван Сусанин»

А. Глинка М.И.

Б. Прокофьев С.С.

В. Чайковский П.И.

18

Минор – это лад, какой окраски?

А.грустный

В.веселый

19

Исполнители из шести человек

А. Дуэт

В.Секстет

С. Квинтет

20

Что означает слово «аллегро»?

А. громко

Б. быстро

В. тихо



Итоговый тест

6 класс


1. Автор ста сказочных опер:

А) И.С. Бах

В) С.В. Рахманинова

С) Н.А. Римский-Корсаков

D) П.И. Чайковский

2. Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков:

А) Л. Бетховен

В) И.С. Бах

С) В.А. Моцарт

D) И. Гайдн

3. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:

А) 100

В) 200

С) 20

D) 10

4. «Рефрен» звучит:

А) в одночастной форме

В) в двухчастной форме

С) в форме рондо

D) в куплетной форме

5. Кем является И.С. Бах:

А) композитором-романтиком

В) основоположником русской классической музыки

С) композитором-философом

D) основателем «Могучей кучки»

6. Высокий мужской голос:

А) бас

В) тенор

С) сопрано

D) баритон

7. «Увертюра» - это:

А) определение темпа

В) название балета

С) оркестровое вступление

D) имя оперного героя

8. Жанр оперы «Иван Сусанин»:

А) эпическая сказка

В) историческая драма

С) лирика

D) сатира

9. «Программная музыка» - это:

А) музыка, у которой есть название

В) танцевальная музыка

С) музыка к кинофильмам

D) инструментальная музыка

10. Название последней части симфонии:

А) адажио

В) финал

С) скерцо

D) аллегро


11. Основная тема творчества С.В. Рахманинова:

А) сатира

В) военная тематика

С) тема борьбы

D) лирика

12. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:

А) гобой

В) виолончель

С) кларнет

D) фагот

13. Какая опера написана П.И. Чайковским:

А) «Евгений Онегин»

В) «Иван Сусанин»

С) «Борис Годунов»

D) «Дон Жуан»

14. Какого инструмента нет в народном оркестре:

А) баяна

В) треугольника

С) валторны

D) домбры

15. На какой линейке пишется нота СИ1:

А) на первой

В) на четвертой

С) на второй

D) на третей

16. Основная тема творчества Л.В. Бетховена:

А) лирика

В) борьба

С) жанровые сценки

D) сатира

17. «Аккорд» - это:

А) созвучие из трех и более нот

В) музыкальный жанр

С) музыкальный инструмент

D) название части в симфонии

18. Опера, написанная В.А. Моцартом:

А) «Снегурочка»

В) «Война и мир»

С) «Алеко»

D) «Свадьба Фигаро»

19. «Мажор» - это:

А) грустный лад

В) название оперы

С) веселый лад

D) переменный лад

20. Какого номера нет в опере:

А) арии

В) па-де-де

С) дуэта

D) ансамбля






Ответы на итоговый тест

6 класс


1. С

2. В

3. А

4. С

5. С

6. В

7. С

8. В

9. А

10. В

11. D

12. В

13. А

14. С

15. D

16. В

17. А

18. D

19. С

20. В


Критерии оценок.


Ошибки: 0-2 – «5»

3-5 – «4»

6-9 – «3»

10 и более – «2»






























Приложение №2

Средства контроля

Перечень контрольных работ


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

1

2.

«Музыка и современность»

1

3.

Итоговая контрольная работа

1

4.

Урок концерт







Перечень проектных работ


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

«Музыка – классика и современность»

3

2.

«Пасха»

3

3.

«Бурятские народные песни»

3




Перечень исследовательских работ


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

«Ёохор – больше чем танец»

3

2.

«Влияние музыки на организм человека»

3

3.

«Сагаалган – традиция, обычаи и обряды»

3

















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК

  • «Музыка.6 класс авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,на основе программы «Музыка.5-7 классы» авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2016)

  • Методическое пособие «Музыка 5-6 классы для учителя М.Просвещение, 2016 г.

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» :6 класс», М. Просвещение,2016 г.

  • фонохрестоматия для 6 класс 2 СD (mp3), М.Просвещение,2016г.

  • Творческая тетрадь «Музыка 6 класс»,М.Просвещение, 2019г.

Список научно-методической литературы.

  • «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2018г.

  • «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2016г.

  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2017г.

  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2016г.

  • «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,18.

  • «Музыка в школе» № №1-3 - 2017г.,№№1-6 - 2018г., №№1-5 – 2019г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2017.(CD ROM) Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/