СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
данная рабочая программа по музыке разработана для 6 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Закаменская общеобразовательная средняя школа №1»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ
«Закаменская СОШ №1»
___________С.Д. Убанова
Приказ № _99____
от «02» сентября 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______Музыка________
Класс _______6____________________
Количество часов _35 (1 час в неделю)
Учитель Дамбаев Чингис Лазаревич I категории
Тип программы: общеобразовательная
Программа обсуждена на кафедре гуманитарного цикла МАОУ «Закаменская СОШ №1»
«29» августа 20198г.
Одобрена методическим советом МАОУ «Закаменская СОШ №1»
«30» августа 2019г.
Председатель МС __________________/Дашеева Д.О./
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МАОУ «Закаменской СОШ №1» с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторского УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства М.: «Просвещение», 2016 г.в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Изучение музыкального образования ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.
Нормативно-методическое обеспечение:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2016.
Фундаментальное ядро образования общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2016.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2016.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.
№ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2016.
Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
В 6 классе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.
Место учебного предмета «Музыка» в междисциплинарных программах.
Отличительная особенность программы-охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также других видов искусств-кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами и других искусств-литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),кино.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса реализует следующие положения Программы воспитания и социализации школьников МАОУ «Закаменская СОШ №1»:
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры через формирование представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России и Бурятии; через знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором Закаменского района и народными художественными промыслами;
формирование основ эстетической культуры через опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; через участие в проведении музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через использование на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относят релаксацию, ритмотерапию, кинезитерапию, вокалотерапию, тонирование.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов: видеоконцерт классической музыки, виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный портрет, моя музыкальная коллекция, «Баатар и Дангина», «Наранай туяа» и т. д.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка» для 6 класса
Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).
Основные содержательные линии: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» реализуются параллельно через изучение в 6 классе.
Основные виды деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации; инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке, художественных импровизациях, индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся.
Р -преподавание регионального содержания образования на уроках музыки.
Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 6 классе в объеме 1 часа в неделю (35 час).
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты обучения, формируемые на учебном предмете «Музыка».
У обучающегося будут сформированы:
знание государственной символики (герб, флаг, гимн),
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России и Бурятии;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
уважение к культурным и историческим памятникам;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях
Учащийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
планировать пути достижения целей;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам реализации проектной деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Учащийся получит возможность для формирования:
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам,
Предметные результаты:
Планируемые результаты по разделу «Музыка как вид искусства»
Учащийся научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Планируемые результаты по разделу «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
Учащийся научится:
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы)музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,музыкально-ритмическом движении ,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Учащийся получит возможность научиться:
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещения концертов, театров и др.;Воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театров и др.
Раздел «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Учащийся научится:
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская, бурятская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа 19 - 20вв. отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в.)
применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информациии в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Учащийся получит возможность научиться:
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
структурировать и систематизировать полученную информацию на основе эстетического восприятия.
Содержание учебного предмета «Музыка»
раскрывается следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» и представлено темами: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | |
Образы романсов и песен русских и бурятских композиторов | 5 | ||
Образы песен зарубежных композиторов | 2 | ||
Образы русской и бурятской народной и духовной музыки | 4 | ||
Образы духовной музыки Западной Европы | 4 | ||
Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | ||
Джаз — искусство 20 века | 1 | ||
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | |
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки | 5 | ||
Образы симфонической музыки | 2 | ||
Симфоническое развитие музыкальных образов | 2 | ||
Программная увертюра | 4 | ||
Мир музыкального театра | 3 | ||
Образы киномузыки | 2 | ||
Итого | 35 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание в соответствии с ФГОС (ООП) | Характеристика основных видов учебной деятельности | Планируемые результаты по ФГОС
|
Раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов) | ||
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Музыка вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: западноевропейская и русская музыка, западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.(основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Современная популярная музыка: авторская песня. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов Xxв.,её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). | Личностные УУД: Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Обнаруживать общность истоков и выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывание народные песни. Участвовать в коллективных деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку. Познавательные УУД: Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Характеризовать музыкальные произведения. Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические образы. Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений, анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений музыки и литературы. Регулятивные УУД: Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов) напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку. Коммуникативные УУД: Характеризовать музыкальные произведения Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические образы. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
| Музыка как вид искусства. Выпускник научится: • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок); • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования. Выпускник получит возможность научиться: • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.) Музыкальный образ и музыкальная драматургия Выпускник научится: • определять средства музыкальной выразительности; • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. Музыка в современном мире: традиции и инновации Выпускник научится: • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки Выпускник получит возможность научиться: • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. |
Музыка как вид искусства. Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.) Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приёмы развития. Повтор, Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог, Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, хоровое многоголосие) Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность).Контраст - сопоставление.Хор -солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Музыкальная культура своего региона. Бурятская народная музыка. Ёохора. Жизненная основа художественных образов камерной и симфонической музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык .Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной принцип музыки. Повтор (вариативность .вариантность).Рефрен, эпизоды .Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика. Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма,увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывание народные песни. Участвовать в коллективных деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных вы дающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манеру исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.). Исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за её пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др. Выполнять задания из творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах,музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Защищать творческие проекты (вне сетки часов). | Музыка как вид искусства. Выпускник научится: • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок); • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования. Выпускник получит возможность научиться: • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
Музыкальный образ и музыкальная драматургия Выпускник научится: • определять средства музыкальной выразительности; • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации Выпускник научится: • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки Выпускник получит возможность научиться: • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. |
Календарно-тематическое планирование в 6 классе 1 час в неделю 35ч.
№
| Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание | Понятия и персоналии | ||||||||
Предметные | Личностные УУД | Метапредметные УУД Регулятивные (р) Познавательные (п) Коммуникативные (к) | |||||||||||||
Раздел 1. Музыка и литература 16ч.
| |||||||||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Сравнить бурятские романсы, бурятских композиторов. | Вводный | 1 | Ознакомление | Дружелюбное отношение друг другу | Личностные: речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего. Регулятивные: самостоятельно отличать интонацию романса и речи. Познавательные: знать единство музыкальной и поэтической речи романса. Коммуникативные: знать особенности мелодической линии. | Выявлять многосторонние связи музыки и литературы, искусства. Презентация «Старинный русский романс» Карточки «Словарь эмоций» Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Творческая тетрадь с.4-7 Проект | Романс | ||||||
2 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
| Урок введения новых знаний. | 1 | Расширение представления о Родине, народах, России, природе, музыке… | Интерес к познанию к родной стране, Родине… | Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру. Романс "Я помню чудное мгновенье" в исполнении С.Я.Лемешева Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. Презентация "Я помню чудное мгновенье" | Творческая тетрадь, стр.8-9 | Живопись, портрет, романс | ||||||
3 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
| Урок введения новых знаний. | 1 | Овладение навыками пения, с манерой исполнения | Побуждение выступать и петь на сцене | Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Видеозапись "С.В.Рахманинов" (архивные записи) Видео ролик "Сирень | Рисунок к одному из романсов С.Рахманинова. | Романс, живопись | ||||||
4 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
| Урок введения новых знаний. | 1 | Овладение навыками пения, с манерой исполнения | Побуждение выступать и петь на сцене | Л: гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина) П: понимать красоту и правду в искусстве. К:расширять муз. компетентность. | Романс "Я помню чудное мгновенье" в исполнении С.Я.Лемешева Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. Презентация "Я помню чудное мгновенье" | Творческая тетрадь, стр.8-9
|
| ||||||
5 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
| Урок введения новых знаний. | 1 | Овладение навыками пения, с манерой исполнения народных песен | Побуждение выступать и петь на сцене | Л: понимать и любить русские народные обряды Р: самостоятельно различать диалог в РНП П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ. К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»
| Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Выучить песню | Четко определять тесную связь различных жанров фольклора
| ||||||
6 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| Урок введения новых знаний. | 1 | Формирование представлений о нравственной культуре, на традициях своей культуры | Пробуждать чувство патриотизма | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений. П: знать музыкальные термины. К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь» | Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Видео: Мультипликационный фильм "Erlking" (реж. Бен Зелкович) Модуль ФЦИОР "Творчество Франца Шуберта" Видео: Мультипликационный фильм "Erlking" (реж. Бен Зелкович)
Карточки с заданиями для выполнения на уроке.
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Стр.21, вопросы Проект | Определять тесную связь различных жанров искусств в пения.
| ||||||
7 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный | 1 | Формирование представлений о нравственной культуре, на традициях своей культуры | Умение определять знания муз. инструментов | Л: уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта. Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО П: знать музыкальные термины. К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта. | Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. Баллада… | Стр.23, вопросы Проект | Знать, как романс помогает раскрыть чувства к литературе...
| ||||||
8 | Образы русской и бурятской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
| Урок изучения и первичного закрепления. | 1 | Уважительное отношение к народной бурятской культуре | Раскрывать художественный замысел песни, музыки | Л: знать известные русские песни. Р: самостоятельно определять, почему духовная музыка живет в памяти народа. П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. Образа. Находить поэтическое и муз. выражение главной мысли народных песен русской и бурятской. | Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки. Видео: Фильм "Андрей Рублев", реж. А.Тарковский (фрагмент)
| Выучить песню Рисунок проект | Четко определять тесную связь различных жанров фольклора. | ||||||
9 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
| Расширение и углубление знаний | 1 | Честь и достоинство к своей культуре | Пробуждение патриотического отношения к своей Родине | Л: уважать традиции русской духовной музыки. Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. П: знать народные муз. инструменты. К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах |
Видео: "Слыхали ль вы?" (сюжет о М.С.Березовском) Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Стр. 32, вопросы | Знать, как при помощи музыки можно передать традиционный русский колорит и национальную культуру других народов.
| ||||||
10 | «Фрески Софии Киевской»
| Расширение и углубление знаний | 1 | Ценить прекрасное | Проявление взаимопомощи | Л: уважать и любить историю Родины Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) П: владеть знаниями муз. терминов. К: знать приемы раскрытия муз. образов. | Видео: Фильм "Искусство Киевской Руси. Фрески святой Софии Киевской"
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Стр.35, вопросы | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, архитектуры и изобразительного искусства. | ||||||
11 | «Перезвоны» Молитва
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный | 1 | Гармоничность, нравственность, эстетичность | Компетенции по исполнению песни и их анализ | Л: уважать и любить историю Родины Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) П: владеть знаниями муз. терминов. К: знать приемы раскрытия муз. образов. | Презентация "Творчество В.Гаврилина" Видео: Симфония-действо "Перезвоны" в исполнении хора под управлением В.Минина (фрагменты)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Выучить песню
| Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, архитектуры и изобразительного искусства. | ||||||
12 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.
| Расширение и углубление знаний | 1 | Анализ, определение нравственных качеств | Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и школе | Л: знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения. П: отличать светскую и духовную церковную музыку. К: определять близость хоралов к народным песням. | Телефильм "И.С.Бах" производство ГДР (фрагмент)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Конспект в тетради проект | Отличать светскую музыку от духовной музыки. Полифония, фуга, хорал…
| ||||||
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный | 1 | Обучение детей ценить и дорожить великим творением всего человечества | Компетенции в соблюдении правил этикета, умение и желание уважительного отношения к старшим | Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Презентация "Образы скорби и печали в искусстве" Видео: "Stabat Mater" Дж.Перголези (фрагменты)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Конспект в тетради | Отличать светскую музыку от духовной музыки. Полифония, фуга, хорал…
| ||||||
14 | Образы скорби и печали.
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный | 1 | Воспитание уважительного отношения искусству | Ценностное отношение к культурному достоянию всего народа | Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Презентация "Образы скорби и печали в искусстве" Видео: "Stabat Mater" Дж.Перголези (фрагменты)
| Стр.63, вопросы проект | Отличать светскую музыку от духовной музыки. Полифония, фуга, хорал…
| ||||||
15 | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
| Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Воспитание уважительного отношения искусству | Интерес к познанию родной страны | Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Видео: "Кармина Бурана" (фрагменты фильма и концертного исполнения, дирижер С.Озава)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Выучить песню | Духовно-нравственная культура | ||||||
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее.
| Урок применения ЗУН. | 1 | Воспитание уважительного отношения искусству | Интерес к познанию родной музыки | Л: формировать художественный вкус. Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д. П: знать жанры и особенности авторской песни. К: выполнение творческого задания. | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. | Выучить песню проект | Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст)
| ||||||
| |||||||||||||||
17 | Джаз. Спиричуэл, блюз Певческие голоса; хоры; оркестры. | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Ознакомление с основными видами изобразительсного искусства и связь музыки | Художественный вкус, интерес к ИЗО | Л: знать и любить джазовую музыку Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов. П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза. К: разучивание песни. | Выявить всевозможные связи современной музыки и изобразительного искусства
| Стр. 79 | Знать и отличать джаз, спиричуэлс, блюз… | ||||||
18 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной и симфонической музыки.
| Расширение и углубление знаний | 1 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. | Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. П: знать отличие камерной музыки от симфонической. К: знать жанры камерно музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. | Стр. 87, вопросы проект | Понимать драматургию камерной музыки | ||||||
19 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной Этюд. Прелюдия. музыки.
| Расширение и углубление знаний | 1 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. | Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. П: знать отличие камерной музыки от симфонической. К: знать жанры камерной музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) | Видео: "Фридерик Шопен" Фильм "Шопен. Желание любви" (фрагменты)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран
| Стр. 93, вопросы | Понимать драматургию камерной музыки. Прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада, романс… | ||||||
20 | Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ноктюрн.
| Урок изучения и первичного закрепления. | 1 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. | Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи | Л: расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний. Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена. К: знать жанр музыки ноктюрн | "Творчество Фридерика Шопена" Видео: Баллада №1 (исполняет Кристиан Циммерман)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Выучить песню | Понимать драматургию камерной музыки. Прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада, романс… | ||||||
21 | Образы камерной музыки. Инструментальный концерт.
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный | 1 | Формирование представлений о нравственной культуре, воспитание доброты и милосердия | Соотносить понятия с рисунком и музыкой | Л: расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний. Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена. К: знать жанр музыки ноктюрн | "Творчество Антонио Вивальди" Видео: Фильм "По следам Вивальди" (фрагмент)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Стр.99, вопросы | Понимать драматургию камерной музыки. Прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада, романс… | ||||||
22 | «Космический пейзаж». Картинная галерея.
| Расширение и углубление знаний | 1 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. | Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи | Л: интересоваться современной электронной музыкой. Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики. К: уметь находить сходство и различие в композициях ( Космос и Вселенная) | Видео: Ч.Айвз "Космический пейзаж", дирижер Л.Бернстайн Слайд-шоу "Эдуард Артемьев. 12взглядов на мир звуков" Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, синтезатор, медиапроектор, экран. | Стр. 107, вопросы проект | Живопись, пейзаж, наномузыка… | ||||||
23 | Образы симфонической музыки (2 часа) Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
| Расширение и углубление знаний | 1 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. | Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи | Л: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений. | Презентация "Музыкальные иллюстрации" Видео: Кинофильм "Метель" (фрагменты) А.С.Пушкин. Повесть "Метель" Рисунки А.С.Пушкина и Н.Рушевой (в электронном виде) Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, | Стр.109, вопросы | Знать, как драматургия симфонмии помогает раскрыть патриотические чувства народа.
| ||||||
24 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | Расширение и углубление знаний | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Художественный контекст | Л: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений. | Презентация "Музыкальные иллюстрации" Видео: Кинофильм "Метель" (фрагменты) А.С.Пушкин. Повесть "Метель" Рисунки А.С.Пушкина и Н.Рушевой (в электронном виде) Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, | Стр.115, вопросы | Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.
| ||||||
25 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: с уважением относится к современным интерпретациям. Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» П: определять жанр музыки. К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. | Выучить песню | Знать, как драматургия симфонии помогает раскрыть патриотические чувства народа.
| ||||||
26 | Связь времен.
| Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. | Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи |
| Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. | Выучить песню | Духовно-нравственная культура | ||||||
27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
| Комбинированный. | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: развивать в себе патриотическое отношение к Родине. Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры. П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. | Презентация "Увертюра "Эгмонт"
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Конспект в тетради проект | Знать, как драматургия «Эгмонта» помогает раскрыть патриотические чувства народа.
| ||||||
28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
| Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: развивать в себе патриотическое отношение к Родине. Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры. П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. |
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Конспек в тетради | Знать, как драматургия «Эгмонта» помогает раскрыть патриотические чувства народа.
| ||||||
29 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
| Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов. П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» | Презентация "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте"
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. | Конспект в тетради | Знать новое прочтение произведения Шекспира «Ромео и Джульетта» | ||||||
30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
| Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета. Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета. П: знать значение контраста музыкальной темы. К: творческое задание. | Видео: Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", дирижер В.Гергиев.
| Конспект в тетради | Знать основные мелодические линии. | ||||||
31 | Мир музыкального театра. Балет.
| Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. | Интерес к познанию родной страны, края. Пробуждать стремления совершать добрые дела, проявление взаимопомощи | Л: уважать и понимать балетное искусство. Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев. П: знать основные понятия и термины. К: творческое задание. | Видео: Фильм - балет "Ромео и Джульетта" (фрагменты)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Конспект в тетради | Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы.
| ||||||
32 | Мир музыкального театра. Мюзикл.
| Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: уважать и понимать искусство мюзикла. Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем. П: знать основные понятия и термины. К: творческое задание. | Видео: Фильм "Вестсайдская история" (фрагменты)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Выучить песню | Знать, что такое театр, мюзикл… | ||||||
33 | Образы киномузыки. Музыка из кинофильмов | Повторение и обобщение полученных знаний. Урок концерт | 1 | Формировать нравственные качества личности. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино. Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов. П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев. К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема | Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. Тексты музыкальных номеров рок-оперы. | Выучить песню проект | Что такое кино, киномузыка… | ||||||
34 | Образы киномузыки. Песни из кинофильмов | Урок концерт | 1 | Формировать нравственные качества личности. Реализация межпредметных связей | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей | Л: интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино. Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов. П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев. К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема | Видео: Фильм - балет "Ромео и Джульетта" (фрагменты)
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
| Повторить изученное за учебный год | Что такое кино, балет, герои… Обобщение. | ||||||
35 | Обобщающий урок Защита исследовательских проектов | Повторение и обобщение пполученных знаний | 1 | Выявление ЗУН, обобщение. | Выполнять правила уважительного отношения к старшим, учителям,людям из искусства, культуре, ценить достояние всего человечества | Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем | Видео: Кинофильм «Ромео И Джульетта» Режиссёр Ф.Дзефирелли (фрагмент) Кинофильм «Ромео и Джульетта» режиссёр Б.Лурмэн (фрагменты) Компьютер, музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран. Тексты музыкальных номеров рок-оперы. Обобщение. |
| Умение выступать перед классом, на сцене школы.
|
Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» в 6 классе
Для итоговой оценки достижения планируемых результатов по учебному предмету «Музыка» на ступени основного общего образования используется система заданий из пособия «Планируемые результаты. Система заданий».
№ | Дата проведения урока план факт | Тема урока | Задания контроля |
Мир образов и инструментальной музыки | |||
1. | Р | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских и бурятских композиторов. Романсы бурятских композиторов по выбору учителя. | 20 БП Называть основные жанры русского народного музыкального творчества, исполнять их. 23 БП Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества. |
2. | Р | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Образы романсов и песни русских и бурятских композиторов-романтиков. Романсы бурятских композиторов по выбору учителя. | 4 БП Распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки, понимать их взаимосвязь с музыкальной формой 10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов |
3. |
| «Уноси моё сердце в звенящую даль...» | 1 Б Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека |
4. | Р | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин исполнения музыки как искусство интерпретации. Музыкальный образ и мастерство исполнения. Л.В.Собинов (золотой тенор России).Многогранность таланта и творческий стиль Л.В.Собинова. |
25 П С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о выдающемся представителе и крупнейшем центре мировой музыкальной культуры. |
5. |
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 5 БП Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания |
6. |
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. |
|
7. |
| Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь» | 10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов |
8. |
| Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси. Мини-сообщения на тему по выбору: «Народные музыкальные инструменты в музее», «Музыка и время» |
|
9. | Р | Разнообразие вокальной,вокально-инструментальной музыки. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Духовный концерт. Образцы русской и бурятской народной духовной музыки. Духовный концерт. Духовная музыка русских композиторов. Ффестиваль духовной музыки. | Конкурсы «Наранай Туяа», «Баатар Дангина» |
10. |
| «Фрески Софии Киевской» | . |
11. |
| «Перезвоны» Молитва. | 11 БП Выявлять круг музыкальных образов и наблюдать за их развитием. |
12. |
| Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. |
|
13. |
| Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1Б Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. |
14. |
| Образы скорби и печали. |
|
15. |
| Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 25 БП Знать выдающихся представителей музыки и крупнейшие центры мировой музыкальной культуры. |
16. | Р | Авторская песня: прошлое и настоящее. Кклуб исполнителей бардовской песни. | .23 БП Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества. |
17. | Р | Джаз- искусство ХХ века. Джазовый клуб Бурятии. Рецензия или эссе на посещение концерта и т.д. | 24БП С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в нашей стране с музыкальным фрагментом |
Мир образов камерной и симфонической музыки | |||
18. |
| Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной и симфонической музыки. |
|
19. |
| Образы камерной музыки. Этюд. Прелюдия. |
|
20. |
| Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ноктюрн. |
|
21. |
| Образы камерной музыки. Инструментальный концерт. |
|
22. |
| «Космический пейзаж». Картинная галерея. |
|
23-24. |
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести к повести А.С.Пушкина. | 10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов |
25. |
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». |
|
26. |
| Связь времён. |
|
27.-28. |
| Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 13 БП Определять драматургию взаимодействия музыкального развития музыки. |
29.-30. |
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» |
|
31. |
| Мир музыкального театра. Балет. | 19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций. |
32. |
| Мир Музыкального театра. Мюзикл. | 19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций. |
33. |
| Мир музыкального театра. Рок-опера. |
|
34.-35. |
| Образы киномузыки. Обобщающий урок. | 33 БП Пользоваться ресурсами интернета для создания творческих знаний, связанных с организацией досуга. |
Входной тест
6 класс
1. Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D) балет
2. «Программная музыка» - это
А) танцевальные произведения
В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка
D) музыка к кинофильмам
3. Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D) «Спящая красавица»
4. «Аккорд» - это:
А) название музыкального жанра
В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада
D) фамилия композитора
5. «Увертюра» - это:
А) название музыкального инструмента
В) название оперы
С) оркестровое вступление
D) форма музыкального произведения
6. Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D) П.И. Чайковский
7. Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D) И.С. Бах
8. Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D) баллада
9. Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D) оркестр
10. Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира
11. «Либретто» - это:
А) пьеса для постановки на сцене
В) название музыкального инструмента
С) название танца
D) обозначение темпа
12. На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D) на четвертой
13. Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D) «Дон Жуан»
14. Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D) М.И. Глинка
15. Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D) гобой
16. «Цикл» - это:
А) несколько пьес под общим названием
В) форма музыкальных произведений
С) совместное исполнение произведения
D) вид музыкального сопровождения
17. Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D) «Петя и волк»
18. Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D) «Ромео и Джульетта»
19. Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D) па-де-де
20. Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D) С.С. Прокофьев
Ответы на входной тест
6 класс
1. С
2. В
3. В
4. В
5. С
6. В
7. В
8. С
9. А
10. В
11. А
12. А
13. С
14. В
15. D
16. А
17. С
18. D
19. D
20. А
Критерии оценок
Ошибки: 0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более – «2»
Текущий тест
по музыке в 6 - ом классе
Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________
Вариант 1.
№ | Содержание задания | Варианты ответов |
1 | Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой | А.романс
|
2 | Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков | А. Бетховен В. Бах С. Моцарт
|
3 | Короткие песенки-куплеты сатирического содержания | А. наигрыши Б. романсы В. частушки |
4 | Мажор – это лад, какой окраски? | А.грустный В.веселый |
5 | Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись | А. симфония
|
6 | Исполнители из семи человек | А. Септет В.Квартет С. Квинтет |
7 | Что означает слово «пиано»? | А. громко Б. быстро В. тихо |
8 | На какой линейке пишется нота си? | А. на первой
|
9 | Кто из композиторов написал вариации на тему японской народной песни «Вишня»? | А. М. Глинка Б. М. Мусоргский В. Д.Кабалевский |
10 | Сколько частей имеет классическая симфония? | А. 3 Б. 4 В. 5 |
Текущий тест по музыке в 6 - ом классе
Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________ Вариант 2.
| ||
11 | Высокий мужской голос | А. Бас |
12 | Автор оперы «Иван Сусанин» | А. П.И. Чайковский
|
13 | Балет С.С. Прокофьева | А. «Щелкунчик»
|
14 | На какой линейке пишется нота РЕ второй октавы? | А. на первой В. на пятой С. на четвертой |
15 | Основная тема творчества Бетховена | А. лирика Б. борьба В. сатира |
16 | Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра | А. виолончель
|
17 | Великий русский композитор, автор оперы: «Иван Сусанин» | А. Глинка М.И. Б. Прокофьев С.С. В. Чайковский П.И. |
18 | Минор – это лад, какой окраски? | А.грустный В.веселый |
19 | Исполнители из шести человек | А. Дуэт В.Секстет С. Квинтет |
20 | Что означает слово «аллегро»? | А. громко Б. быстро В. тихо |
Итоговый тест
6 класс
1. Автор ста сказочных опер:
А) И.С. Бах
В) С.В. Рахманинова
С) Н.А. Римский-Корсаков
D) П.И. Чайковский
2. Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков:
А) Л. Бетховен
В) И.С. Бах
С) В.А. Моцарт
D) И. Гайдн
3. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 100
В) 200
С) 20
D) 10
4. «Рефрен» звучит:
А) в одночастной форме
В) в двухчастной форме
С) в форме рондо
D) в куплетной форме
5. Кем является И.С. Бах:
А) композитором-романтиком
В) основоположником русской классической музыки
С) композитором-философом
D) основателем «Могучей кучки»
6. Высокий мужской голос:
А) бас
В) тенор
С) сопрано
D) баритон
7. «Увертюра» - это:
А) определение темпа
В) название балета
С) оркестровое вступление
D) имя оперного героя
8. Жанр оперы «Иван Сусанин»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира
9. «Программная музыка» - это:
А) музыка, у которой есть название
В) танцевальная музыка
С) музыка к кинофильмам
D) инструментальная музыка
10. Название последней части симфонии:
А) адажио
В) финал
С) скерцо
D) аллегро
11. Основная тема творчества С.В. Рахманинова:
А) сатира
В) военная тематика
С) тема борьбы
D) лирика
12. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой
В) виолончель
С) кларнет
D) фагот
13. Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Евгений Онегин»
В) «Иван Сусанин»
С) «Борис Годунов»
D) «Дон Жуан»
14. Какого инструмента нет в народном оркестре:
А) баяна
В) треугольника
С) валторны
D) домбры
15. На какой линейке пишется нота СИ1:
А) на первой
В) на четвертой
С) на второй
D) на третей
16. Основная тема творчества Л.В. Бетховена:
А) лирика
В) борьба
С) жанровые сценки
D) сатира
17. «Аккорд» - это:
А) созвучие из трех и более нот
В) музыкальный жанр
С) музыкальный инструмент
D) название части в симфонии
18. Опера, написанная В.А. Моцартом:
А) «Снегурочка»
В) «Война и мир»
С) «Алеко»
D) «Свадьба Фигаро»
19. «Мажор» - это:
А) грустный лад
В) название оперы
С) веселый лад
D) переменный лад
20. Какого номера нет в опере:
А) арии
В) па-де-де
С) дуэта
D) ансамбля
Ответы на итоговый тест
6 класс
1. С
2. В
3. А
4. С
5. С
6. В
7. С
8. В
9. А
10. В
11. D
12. В
13. А
14. С
15. D
16. В
17. А
18. D
19. С
20. В
Критерии оценок.
Ошибки: 0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более – «2»
Приложение №2
Средства контроля
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 1 |
2. | «Музыка и современность» | 1 |
3. | Итоговая контрольная работа | 1 |
4. | Урок концерт |
|
|
|
|
Перечень проектных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | «Музыка – классика и современность» | 3 |
2. | «Пасха» | 3 |
3. | «Бурятские народные песни» | 3 |
Перечень исследовательских работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | «Ёохор – больше чем танец» | 3 |
2. | «Влияние музыки на организм человека» | 3 |
3. | «Сагаалган – традиция, обычаи и обряды» | 3 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК
«Музыка.6 класс авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,на основе программы «Музыка.5-7 классы» авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2016)
Методическое пособие «Музыка 5-6 классы для учителя М.Просвещение, 2016 г.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» :6 класс», М. Просвещение,2016 г.
фонохрестоматия для 6 класс 2 СD (mp3), М.Просвещение,2016г.
Творческая тетрадь «Музыка 6 класс»,М.Просвещение, 2019г.
Список научно-методической литературы.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2018г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2016г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2017г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2016г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,18.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2017г.,№№1-6 - 2018г., №№1-5 – 2019г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2017.(CD ROM) Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/