Муниципальное образовательное учреждение Деденевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К.Крупской |
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от _____ августа 2020 г. Копылова Л.Ю._______ | Согласовано Зам. директора по УВР ________августа 2020 г. Гусева О.С.________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской Мартынова А.С_______ Приказ №____________ От _______августа2020 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
3 «а» класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа по русскому языку 3 класс создана на основе авторской программы по русскому языку, разработанная В.П.Канакиной, В.Г.Горецким. Программа рассчитана на 136 часов, 4 ч./ в неделю, 34 уч.недели.
Учитель: Е.А.Беспалова
г.п.Деденево
2020-2021 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звукобуквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
-подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
-разбирать по составу доступные слова;
выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
- формирование внутренней позиции школьника;
- развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни;
- развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ориентация в нравственном содержании своих поступков;
- формирование основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
У обучающегося будут сформированы регулятивные УДД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- умение вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- способность различать способ и результат действия.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование для выполнения учебных заданий;
- способности ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение контролировать действия партнера.
Содержание программы
Язык и речь. Виды речи. Языки речь. (2 ч.)
Текст. Предложение, словосочетание (13 ч.)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (18ч.)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.
Состав слова(18 ч.)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи (51 ч.)
Имя существительное. Повторение и углубление представлений об имени существительном.. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных
Местоимение. Личные местоимения. Лицо, род местоимений 3 лица единственного числа.
Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение. (7 ч.)
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Кол-во работ по разв. речи |
1 | Язык и речь | 2 | - | - |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 13 | 1 | - |
3. | Слово в языке и речи | 18 | 1 | 1 |
4. | Состав слова | 18 | 3 | 2 |
5. | Правописание частей слова | 25 | | |
5 | Части речи | 2 | - | - |
| Имя существительное | 25 | 2 | 5 |
| Имя прилагательное | 11 | 1 | 4 |
| Местоимение | 2 | - | 1 |
| Глагол | 13 | 1 | 1 |
6 | Повторение | 12 | 1 | - |
Итого | | 10 | 14 |
№ п/п | Тема уроков | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Язык и речь (2 ч) |
| Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение. Речь – отражение культуры человека. | 1 | 01.09 | |
| Наш язык. Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | 02.09 | |
Текст. Предложение. Словосочетание (13 ч) |
| Текст как единица языка и речи | 1 | 07.09 | |
| Типы текстов | 1 | 08.09 | |
| Предложение | 1 | 09.09 | |
| Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные | 1 | 10.09 | |
| Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | 14.09 | |
| Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. | 1 | 15.09 | |
| Обращения .Предложения с обращением | 1 | 16.09 | |
| Главные и второстепенные члены предложений. | | | |
| Главные и второстепенные члены предложений. Разбор предложений по членам предложения | 1 | 21.09 | |
| Простое и сложное предложение | 1 | 22.09 | |
| Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 23.09 | |
| Словосочетание. Главное и зависимое слово | 1 | 24.09 | |
| Предложение и словосочетание.Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | 28.09 | |
Слово в языке и речи (18 ч) |
| Слово и его лексическое значение. | 1 | 29.09 | |
| Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы и антонимы | 1 | 30.09 | |
| Омонимы. Использование омонимов в речи | 1 | 01.10 | |
| Слово и словосочетание | 1 | 05.10 | |
| Фразеологизмы | 1 | 06.10 | |
| Подробное изложение с языковым анализом текста . | 1 | 07.10 | |
| Проверка знаний и умений по теме «Предложение. Слово» | 1 | 08.10 | |
| Работа над ошибками. Части речи | 1 | 12.10 | |
| Имя существительное. Местоимение | 1 | 13.10 | |
| Имя прилагательное. Глагол | 1 | 14.10 | |
| Имя числительное | 1 | 15.10 | |
| Однокоренные слова | 1 | 19.10 | |
| Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | 20.10 | |
| Согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | 21.10 | |
| Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне | 1 | 22.10 | |
| Разделительный мягкий знак | 1 | 26.10 | |
| Урок развития речи. Обучающее изложение | 1 | 27.10 | |
Состав слова (18ч) |
| Корень слова.Однокоренные слова | 1 | 28.10 | |
| Правописание корня в однокоренных словах. Чередование звуков в корне слова | 1 | 29.10 | |
| Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах | 1 | 09.11 | 2 четверть |
| Формы слова. Окончание | 1 | 10.11 | |
| Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове | 1 | 11.11 | |
| Слова, которые не имеют окончания | 1 | 12.11 | |
| Контрольный диктант | | 16.11 | |
| Приставка – значимая часть слова. | 1 | 17.11 | |
| Значения приставки в слове. Образование слов с помощью приставки | 1 | 18.11 | |
| Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками | 1 | 19.11 | |
| Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения суффикса | 1 | 23.11 | |
| Значение суффиксов в слове. Образование слов с помощью суффиксов | 1 | 24.11 | |
| Употребление в речи слов с суффиксами. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | 25.11 | |
| Основа слова | 1 | 26.11 | |
| Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу | 1 | 30.11 | |
| Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи | 1 | 01.12 | |
| Подробное изложение повествовательного текста | 1 | 02.12 | |
| Работа над ошибками. | 1 | 03.12 | |
Правописание частей слова (25 ч) |
| Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | 1 | 07.12 | |
| Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 08.12 | |
| Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова | 1 | 09.12 | |
| Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Составление текста из деформированных предложений | 1 | 10.12 | |
| Правописание слов с безударными гласными в слове. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, -ере- | 1 | 14.12 | |
| Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | 1 | 15.12 | |
| Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | 1 | 16.12 | |
| Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне | 1 | 17.12 | |
| Правописание слов с парными по согласными на конце слов и перед согласными в корне. Составление текста по сюжетному рисунку. | 1 | 21.12 | |
| Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 1 | 22.12 | |
| Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука | 1 | 23.12 | |
| Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 1 | 24.12 | |
| Проверочный диктант. | 1 | 28.12 | |
| Работа над ошибками.Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 29.12 | 3 четверть |
| Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | | |
| Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек | 1 | | |
| Правописание суффиксов в словах | 1 | | |
| Правописание приставок в словах | 1 | | |
| Правописание приставок и предлогов в словах | 1 | | |
| Контрольный диктант | 1 | | |
| Работа над ошибками. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове | 1 | | |
| Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | | |
| Изложение повествовательного деформированнго текста | 1 | | |
| Правописание слов с разделительным твердым знаком и другими орфограммами. Проверочный диктант | 1 | | |
| Работа над ошибками. | 1 | | |
Части речи (2ч) |
| Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. | 1 | | |
| Части речи.Распознавание частей речи по изученным признакам | 1 | | |
Имя существительное (25ч) |
| Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном | 1 | | |
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | |
| Подробное изложение по самостоятельно составленному плану . | 1 | | |
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных | 1 | | |
| Число имён существительных. Изменение имен существительных по числам. | 1 | | |
| Имена существительные, имеющие форму одного числа | 1 | | |
| Род имен существительных.Определение рода имен существительных, употреблённых в начальной форме и других формах | 1 | | |
| Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения | 1 | | |
| Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода | 1 | | |
| Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце слова | 1 | | |
| Подробное изложение повествовательного текста | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен существительных. Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) | 1 | | |
| Неизменяемые имена существительные.Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-Царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | |
| Именительный падеж имен существительных | 1 | | |
| Родительный падеж имен существительных | 1 | | |
| Дательный падеж имен существительных | 1 | | |
| Винительный падеж имен существительных | 1 | | |
| Именительный, родительный, винительный падежи | 1 | | |
| Творительный падеж имен существительных | 1 | | |
| Предложный падеж имен существительных | 1 | | |
| Подробное изложение текста повествовательного типа | 1 | | |
| Все падежи. Начальная и косвенная формы имён существительных | 1 | | |
| Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень». | 1 | | |
| Рубрика «Проверь себя».Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных» | 1 | | |
Имя прилагательное (11ч) |
| Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном | 1 | | |
| Связь имен прилагательных с именами существительными. Заглавная буква в именах собственных | 1 | | |
| Текст-описание. Роль имен прилагательных в тексте -описании. Составление текста-описания в научном стиле. | 1 | | |
| Сравнение текста И.Долгополова с репродукцией картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | | |
| Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе) .Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | | |
| Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Составление текста-описания о животном . | 1 | | |
| Число имён прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам | 1 | | |
| Изменение имен прилагательным по падежам . Начальная форма имени прилагательного | 1 | | |
| Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | | |
| Составление сочинения-отзыва по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | | |
| Контрольный диктант. | 1 | | |
Местоимение (2ч) |
| Личные местоимения 1,2,3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Изменение личных местоимений по родам | 1 | | |
| Употребление личных местоимений для замены повторяющихся имен существительных. Обучение составлению письма | 1 | | |
Глагол (13ч) |
| Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе | 1 | | |
| Значение и употребление глаголов в речи | 1 | | |
| Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов | 1 | | |
| Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | | |
| Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
| Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
| Время и число глаголов. Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
| Написание окончаний -ишь-,-ешь- в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени | 1 | | |
| Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
| Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Родовые окончания глаголов | 1 | | |
| Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов | 1 | | |
| Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | |
| Контрольный диктант | 1 | | |
Повторение (7ч) |
| Части речи | 1 | | |
| Подробное изложение повествовательного текста | | | |
| Предложения по цели высказывания и по интонации. Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 1 | | |
| Имя числительное. Имя существительное | 1 | | |
| Правописание безударных гласных. Однокоренные слова | 1 | | |
| Административный контроль по итогам года. Итоговый диктант | 1 | | |
| Работа над ошибками. | 1 | | |
| Повторение изученного | 1 | | |