СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках истории и обществознания"  включает в себя описание Рабочего листа как методического инструмента.Ориентирована на учителей, преподающих  предметы на уровне ООО и СОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках истории и обществознания»

   Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках истории и обществознания Я никогда не учу своих учеников. Я только даю условия, при которых они могут сами учиться. А. Энштейн

Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках истории и обществознания

Я никогда не учу своих учеников.

Я только даю условия, при которых они могут сами учиться.

А. Энштейн

Цель данной работы проанализировать значение и эффективность применения рабочих листов в образовательном процессе, выявить их влияние на формирование познавательных навыков учащихся на уроках.

Цель данной работы

  • проанализировать значение и эффективность применения рабочих листов в образовательном процессе, выявить их влияние на формирование познавательных навыков учащихся на уроках.
 Рабочие листы представляют собой значимый инструмент в современном образовательном процессе, способствующий формированию навыков самообразования и активизации познавательной деятельности учащихся. В основе метода лежит графическое отображение шагов , которые обучающемуся необходимо выполнить для достижения учебной цели . Такой подход предполагает самостоятельность ученика с акцентом на структурировании и детализации учебного материала. Актуальность темы обусловливается необходимостью адаптации образовательного процесса под современные стандарты, ориентированные на деятельностный подход и развитие аналитических и критических навыков .
  • Рабочие листы представляют собой значимый инструмент в современном образовательном процессе, способствующий формированию навыков самообразования и активизации познавательной деятельности учащихся. В основе метода лежит графическое отображение шагов , которые обучающемуся необходимо выполнить для достижения учебной цели . Такой подход предполагает самостоятельность ученика с акцентом на структурировании и детализации учебного материала.

Актуальность темы обусловливается

  • необходимостью адаптации образовательного процесса под современные стандарты, ориентированные на деятельностный подход и развитие аналитических и критических навыков .
Концептуальные основы  Первые методические разработки по созданию рабочих листов появились уже в XX веке. И сделал это педагог-новатор В.Ф. Шаталов, который придумал систему опорных конспектов. Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Основные принципы опорного конспекта:  структурность;  краткость;  акценты;  автономность;  образность.

Концептуальные основы

Первые методические разработки по созданию рабочих листов появились уже в XX веке. И сделал это педагог-новатор В.Ф. Шаталов, который придумал систему опорных конспектов. Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Основные принципы опорного конспекта:

  • структурность;
  • краткость;
  • акценты;
  • автономность;
  • образность.
Рабочий лист Рабочий лист -  это специально разработанный учителем образовательный инструмент, представляющий собой структурированный комплект заданий, вопросов, упражнений или инструкций, направленных на организацию самостоятельной учащихся. Главная задача рабочего листа – научить ученика учиться.

Рабочий лист

Рабочий лист - это специально разработанный учителем образовательный инструмент, представляющий собой структурированный комплект заданий, вопросов, упражнений или инструкций, направленных на организацию самостоятельной учащихся.

Главная задача рабочего листа – научить ученика учиться.

 Структура Рабочего листа При создании рабочего листа надо придерживаться следующих правил; содержание рабочего листа не должно быть объемным и перегруженным информацией; рабочий лист должен служить маршрутом для достижения учащимися определенных предметных и метапредметных целей; задания должны быть сформулированы в лаконичной, но понятной для учащихся форме; задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному». тема (может быть пустое поле, которое необходимо заполнить);  инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);  задания (от простых до сложных, включая творческое задание);  иногда рядом с заданием теоретическая информация, которая необходима учащемуся, для того, чтобы успешно справиться с ним;  зона самопроверки (в виде шкалы баллов).

Структура Рабочего листа

При создании рабочего листа надо придерживаться следующих правил;

  • содержание рабочего листа не должно быть объемным и перегруженным информацией;
  • рабочий лист должен служить маршрутом для достижения учащимися определенных предметных и метапредметных целей;
  • задания должны быть сформулированы в лаконичной, но понятной для учащихся форме;
  • задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному».
  • тема (может быть пустое поле, которое необходимо заполнить);
  • инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);
  • задания (от простых до сложных, включая творческое задание);
  • иногда рядом с заданием теоретическая информация, которая необходима учащемуся, для того, чтобы успешно справиться с ним;
  • зона самопроверки (в виде шкалы баллов).
Виды рабочих листов 1. Обучающий рабочий лист. Его целью является освоение новых знаний и применение их при выполнении упражнений. 2. Тренировочный рабочий лист. Его основная цель состоит в отработке знаний и способов действий. При составлении заданий таких листов следует следовать правилу: очень простое - простое - сложное – творческое задание 3. Исследовательский рабочий лист. Работа с таким листом направлена на проверку гипотезы, доказательства способом решения учебной задачи. 4. Рефлексивный рабочий лист используется для обобщения по теме или разделу. 5. Комбинированный рабочий лист.

Виды рабочих листов

1. Обучающий рабочий лист. Его целью является освоение новых знаний и применение их при выполнении упражнений.

2. Тренировочный рабочий лист. Его основная цель состоит в отработке знаний и способов действий. При составлении заданий таких листов следует следовать правилу: очень простое - простое - сложное – творческое задание

3. Исследовательский рабочий лист. Работа с таким листом направлена на проверку гипотезы, доказательства способом решения учебной задачи.

4. Рефлексивный рабочий лист используется для обобщения по теме или разделу.

5. Комбинированный рабочий лист.

Функции: Организация образовательного процесса; Развитие самостоятельности у учащихся; Активизация познавательной деятельности учащихся; Диагностическая;  Мотивационная.

Функции:

  • Организация образовательного процесса;
  • Развитие самостоятельности у учащихся;
  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Диагностическая;
  • Мотивационная.
Формы работы Фронтальная. Все ученики одновременно выполняют одинаковую работу, учитель работает со всем классом.   Групповая. Учебный процесс организуется в группах, которыми могут руководить как учитель, так и сами ученики.   Индивидуальная. Направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех учеников.

Формы работы

  • Фронтальная. Все ученики одновременно выполняют одинаковую работу, учитель работает со всем классом.  
  • Групповая. Учебный процесс организуется в группах, которыми могут руководить как учитель, так и сами ученики.  
  • Индивидуальная. Направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех учеников.
Этапы работы с рабочими листами:   1. Подготовка, которая включает в себя проектирование  листа с учетом интересов и уровня знаний учащихся, что способствует активизации учебного процесса.  2.Непосредственное выполнение заданий учащимися для развития мыслительных способностей (самостоятельное исследование и фиксирование полученных знаний в отчетливо структурированном формате).  3. Анализ результатов, который помогает определить уровень освоения пройденный материала и в дальнейшем восполнить пробелы.

Этапы работы с рабочими листами: 1. Подготовка, которая включает в себя проектирование листа с учетом интересов и уровня знаний учащихся, что способствует активизации учебного процесса. 2.Непосредственное выполнение заданий учащимися для развития мыслительных способностей (самостоятельное исследование и фиксирование полученных знаний в отчетливо структурированном формате). 3. Анализ результатов, который помогает определить уровень освоения пройденный материала и в дальнейшем восполнить пробелы.

Готовые Рабочие листы https://znanio.ru /

Готовые Рабочие листы

https://znanio.ru /

Разработанные Рабочие листы

Разработанные Рабочие листы

Достоинства рабочих листов: вовлекают каждого ученика в учебную деятельность; включают задания разного уровня и вида; повышают концентрацию внимания обучающихся на изучаемом материале; облегчают запоминание материала; ученики становятся исследователями, а учитель – консультантом, координатором и наблюдателем; развивают самостоятельность и формируют навыки самооценки; позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу на уроке. Недостатки у рабочих листов: их создание требует много времени; ограниченность формата; риск «шаблонности»; определенный уровень подготовки учеников.

Достоинства рабочих листов:

  • вовлекают каждого ученика в учебную деятельность;
  • включают задания разного уровня и вида;
  • повышают концентрацию внимания обучающихся на изучаемом материале;
  • облегчают запоминание материала;
  • ученики становятся исследователями, а учитель – консультантом, координатором и наблюдателем;
  • развивают самостоятельность и формируют навыки самооценки;
  • позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу на уроке.

Недостатки у рабочих листов:

  • их создание требует много времени;
  • ограниченность формата;
  • риск «шаблонности»;
  • определенный уровень подготовки учеников.
Результаты применения рабочих листов   учет особенностей класса, уровня подготовки каждого ученика;  включение заданий разного уровня и вида;  интеграция материала;  вовлеченность учащихся в активную деятельность;  повышение концентрации внимания учащихся на изучаемом материале;  облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;  возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения);  получение обратной связи. Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Ученик становится активным участником процесса обучения.

Результаты применения рабочих листов

  • учет особенностей класса, уровня подготовки каждого ученика;
  • включение заданий разного уровня и вида;
  • интеграция материала;
  • вовлеченность учащихся в активную деятельность;
  • повышение концентрации внимания учащихся на изучаемом материале;
  • облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;
  • возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения);
  • получение обратной связи.

Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Ученик становится активным участником процесса обучения.