СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМ. Е.И. КУРОПАТКИНА»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 1-4 классов

на 2018 – 2019 учебный год







Составитель программы:

Корлыханова А.М.



г. Нижневартовск, 2018 г.


Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.

  • Примерные программы начального общего образования.

  • Методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программа учебных предметов».

  • Авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России» «Литературное чтение Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.., утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  • Об организации обучения в 1-4 классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13.





Планируемые результаты освоения учебного предмета.




К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащегося будет сформировано:

  • принятие и освоение социальной роли школьника;

  • положительное отношение к урокам литературного чтения;

  • умение оценивать однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых правил;

  • постепенное понимание того, что жизнь не похожа на сказки;

  • невозможность разделить людей на хороших и плохих;

  • умение объяснять, что связывает тебя с другими людьми и с природой;

  • внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку).



Учащийся получит возможность для формирования:

  • внимания к красоте окружающего мира;

  • оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей;

  • постепенного понимания того, что жизнь не похожа на сказки, нужно отделять оценку поступка от оценки человека;

  • умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны;

  • знание правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ



Регулятивные

Учащийся научится:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • делать вывод о результате, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.



Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем, вырабатывать критерии оценки;

  • осознавать причины своего успеха (неуспеха)

Познавательные

Учащийся научится:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробнопересказывать небольшие тексты.



Учащийся получит возможность научиться:

  • знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;

  • выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;

  • понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию



Коммуникативные

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).



Учащийся получит возможность научиться:

  • внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;

  • сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

ПРЕДМЕТНЫЕ



При изучении раздела «Виды речевой и читательской деятельности»

учащийся научится:



  • читать по слогам;

  • читать слог + целое слово с постепенным увеличением скорости чтения;

  • читать вслух осмысленно, передавая интонацию;

  • подробно пересказывать текст;

  • различать научно-познавательный и художественный тексты;

  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным произведениям, уметь отвечать на вопросы по тексту и задавать их;

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула.



учащийся получат возможность научиться:

  • читать целыми словами;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации;

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, ее элементах;

  • осмыслять нравственное содержание прочитанных произведений и соотносить с реалиями жизни;

  • выказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.



При изучении раздела «Творческая деятельность»

учащийся научится:



читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

пересказывать текст на основе картинного плана под руководством учителя;

составлять высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.



учащийся получат возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

  • читать по ролям литературные произведения

  • состалять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя.



При изучении раздела «Литературоведческая пропедевтика»

учащийся научится:



  • различать произведения по жанру: загадка, песня, сказка;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • называть героев произведения и давать их простейшую характеристику.



учащийся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков;

  • находить в литературных призведениях факты, связанные с историей России и ее культурным наследием.







К концу 2 класса



ЛИЧНОСТНЫЕ



У учащегося будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения;

  • опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;

  • умение оценивать однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых правил;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умения оценивать свое отношение к учебе;

  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  • готовить при помощи ИКТ и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы);

  • оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей;

  • умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны;

  • правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;

  • умения отвечать за свои поступки.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащийся научится:

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • самостоятельно оценивать правильность действия, внесения корректив;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать правильность выполнения тех или иных действий;

  • планировать свои действия по мере необходимости.



Познавательные

Учащийся научится:

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту, представленную в виде: текста, иллюстраций, элементарных схем и таблиц;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;

  • отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;

  • представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста;

  • находить нужные книги в библиотеке;

  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.



Коммуникативные

Учащийся научится:

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

  • задавать вопросы по тексту произведения;

  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Учащийся получит возможность научиться:

  • обсуждать героев литературных произведений: выказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

  • аргументировать собственную позицию;

  • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.



ПРЕДМЕТНЫЕ



При изучении раздела «Виды речевой и читательской деятельности»

учащийся научится:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;

  • пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;

  • пользоваться приемами выборочного чтения в соответствии с задачами чтения под руководством учителя;

  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах,

  • опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.). При выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;

  • делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.



При изучении раздела «Творческая деятельность»

учащийся научится:

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

учащийся получит возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.



При изучении раздела «Литературоведческая пропедевтика»

учащийся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности;

  • использовать знания о рифме, особенностях юмористических произведений в своем творчестве.

учащийся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).



к концу 3 класса



ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащегося будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к культуре разных народов.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • представления об общих нравственных категориях у разных народов;

  • нравственного чувства и чувственного сознания;

  • умения анализировать свои переживания и поступки;

  • способности к самооценке;

  • эмпатии, способности к сопереживанию другим людям;

  • бережного отношения к живой природе;

  • эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ



Регулятивные

Учащийся научится:

  1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения;

  2. Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;

  3. Принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  4. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  5. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  6. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  7. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

  8. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  9. Анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. Самостоятельно планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  2. Самостоятельно делать несложные выводы;

  3. Контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в группе, паре.

  4. Проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

  5. Анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи, проговаривая во внутренней речи.



Познавательные

Учащийся научится:

  1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;

  3. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;

  4. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них;

  5. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;

  6. Осознавать смысл понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы;

  7. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;

  8. Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.

  9. Представлять информацию в форме текста, таблицы.



Учащийся получит возможность научиться:

  1. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при выполнении проектных заданий;

  2. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений;

  3. Обобщать и преобразовывать модели;

  4. Представлять информацию в форме сложного плана;

  5. Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.



Коммуникативные

Учащийся научится:

  1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  2. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  3. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме на уроке;

  4. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности). Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

  5. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства;

  6. Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов;

  7. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме во внеурочной деятельности;

  2. Аргументировать свою точку зрения;

  3. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

  4. Находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;

  5. Конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними;

  6. Контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в группе, паре;

  7. Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности;

  8. Согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе;

  9. Признавать возможность существования различных точек зрения;

  10. Корректно отстаивать свою позицию.




ПРЕДМЕТНЫЕ

При изучении раздела «Виды речевой и читательской деятельности»

учащийся научится:

  • читать вслух бегло, осознанно,без искажений, выразительно ;

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • делить текст на части, озаглавливать их под руководством учителя;

  • подробно пересказывать текст или его фрагменты;

  • находить эпизод из текста для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • понимать прочитанное и выделять главную мысль, понимать, позицию какого героя поддерживает автор;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

учащийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов;

  • пользоваться элементарными приемами анализа текста с цельью его изучения и осмысления;

  • делить текст на части, подбирать заглавие к ним, составлять сомостоятельно план для пересказа;

  • создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

  • готовить проекты о книгах и писателях;

  • готовить проекты о книгах и писателях.




При изучении раздела «Творческая деятельность»

учащийся научится:

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения по пословице, по аналогии с прочитанным текстом;

  • читать по ролям литературные произведения;

  • казывать русские народные сказки, находить в них нравственные ценности русского человека.

учащийся получит возможность научиться:

  • выборочно пересказывать текст;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;

  • участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов;

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.




При изучении раздела «Литературоведческая пропедевтика»

учащийся научится:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;

  • различать литературные и народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа.

учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор);

  • создавать разные тексты по аналогии на основе авторского, используя средства художественной выразительности;

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).



К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У выпускника будут сформированы:

  • оценка на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначных поступков;

  • умение отделять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях;

  • оценка ситуации и умение отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие;

  • умение объяснить и оценить поступки с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;

  • осознание своих личных качеств и черт характера, мотивов, целей и результатов;

  • чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • построения отношений с людьми других мировоззрений, уважение к иному мнению, истории, культуры других народов и стран;

  • соблюдение правил поведения общих для всех людей, всех граждан России;

  • умение делать выбор поступков в однозначно оцениваемых ситуациях;

  • признание своих плохих поступков и умение отвечать за них.



Выпускник получит возможность для формирования:

  • чувства понимания и любви к живой природе, бережного отношения к ней;

  • устойчивого стремления следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантного отношения к представителям разных народов.




МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные



Выпускник научится:

  • определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;

  • выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;

  • планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;

  • работать по плану, используя основные средства;

  • по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.





Выпускник получит возможность научиться:

  • определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;

  • выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели;

  • планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом;

  • работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ).



Познавательные

Выпускник научится:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  • отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;

  • извлекать информацию - из текста, таблиц, схем, иллюстраций;

  • анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;

  • группировать факты и явления;

  • сравнивать факты и явления;

  • устанавливать причинно- следственные связи;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логичные рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи);

  • устанавливать причинно- следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил “если …, то…”);



Коммуникативные

Выпускник научится:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

принимать концептуальный смысл текстов в целом.

ПРЕДМЕТНЫЕ

При изучении раздела «Речевая и читательская деятельность»

выпускник научится:

  • читать бегло, осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

  • осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы ;

  • устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;

  • пополнять свой словарный запас, работать со словом: распознавать прямое и переносное значение, многозначность;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;

  • составлять краткую аннотацию литературного произведения по заданному образцу.

выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) взависимости от цели чтения;

  • на практическом уровне владеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам.

При изучении раздела «Творческая деятельность»

выпускник научится:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • уметь работать с деформированным текстом;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, сочинение, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в инсценировке произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

выпускник получит возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.



При изучении раздела «Литературоведческая пропедевтика»

выпускник научится:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл;

  • использовать знания о рифме , особенностях юмористического произведения в своем творчестве.

выпускник получит возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • использовать и находить в тексте различные средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).





Содержание учебного предмета, курса.

Виды речевой и читательской деятельности




Умение слушать

Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно- познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста.

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения, умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.




Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста и их сравнении. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в художественном произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее оформлению и по названию.

Самостоятельное определение темы и мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства, источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, иллюстрации.

Виды информации в книге: научная, художественная.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка. Самостоятельное пользование словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно - эстетического содержания прочитанного произведения, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понимания Родина, представление о проявлении любви к Родине в литературе разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героев произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражение через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста. Подробный пересказ текста, составление плана пересказа.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно- популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно- популярного текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста. Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить ( культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тесту, внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текстили личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста. Самостоятельное построение плана собственного высказывания.

Отбор и использование выразительных средств. С учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование у письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему.



Тематическое планирование

1 класс

Тема урока

Количество часов

В период обучения грамоте - 92 ч.:

1

Добукварный период

19

2

Букварный период

62

3

Послебукварный период

11

Литературное чтение (40 ч.)

5

Жили-были буквы

7

6

Сказки, загадки, небылицы

7

7

Апрель, апрель! Звенит капель...

6

8

И в шутку и всерьез

6

9

Я и мои друзья

6

10

О братьях наших меньших

8


итого

132

2 класс

Тема урока

Количество часов

1

Самое великое чудо на свете

3

2

Устное народное творчество

13

3

Люблю природу русскую. Осень

8

4

Русские писатели

14

5

О братьях наших меньших

12

6

Из детских журналов

8

7

Люблю природу русскую. Зима

9

8

Писатели – детям

19

9

Я и мои друзья

11

10

Люблю природу русскую. Весна

10

11

И в шутку и всерьез

14

12

Литература зарубежных стран + что читать летом

15


итого

136



3 класс

Тема урока

Количество часов

1

Введение.

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

14

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки 

7

8

Были и небылицы

11

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

8


итого

136





4 класс

Тема урока

Количество часов

1

Введение.

1

2

«Былины. Летописи. Жития»

9

3

«Чудесный мир классики»

15

4

«Поэтическая тетрадь № 1»

9

5

«Литературные сказки»

12

6

«Делу время – потехе час»

6

7

«Страна детства»

6

8

«Поэтическая тетрадь №2»

5

9

«Природа и мы» ( 10 часов). 

8

10

«Поэтическая тетрадь № 3» 

7

11

«Родина»

6

12

«Страна Фантазия»

6

13

«Зарубежная литература»

12


итого

102