СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над кантиленой в произведениях П.И.Чайковского

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Латинское слово « КАНТИЛЕНА» означает распевное пение, распевание. Кантиленные произведения  имеют большое значение в воспитании музыкальной культуры ученика. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшей в инструментальную музыку из вокального искусства. А также являются лучшим материалом для развития навыка игры легато.

Просмотр содержимого документа
«Работа над кантиленой в произведениях П.И.Чайковского»





Методическое сообщение на тему:

«Работа над кантиленой в произведениях П.И.Чайковского»






















Выполнила: преподаватель по классу фортепиано

Нащекина Анастасия Михайловна

МБОУ ДО Котовская детская школа искусств.




 « Мы никогда не должны забывать, что вся музыка  возникла из пения. Выразительные возможности, красивая одухотворенность голоса всегда должны служить образцом и для инструментов».

Э. Фишер

Латинское слово « КАНТИЛЕНА» означает распевное пение, распевание. Кантиленные произведения  имеют большое значение в воспитании музыкальной культуры ученика. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшей в инструментальную музыку из вокального искусства. А также являются лучшим материалом для развития навыка игры легато.

 Важнейшим выразительным средством в кантиленным произведениях является мелодия. Работе над ней обычно приходится уделять большое внимание. Важно понять логику мелодического развития, интонационные тяготения, кульминации, смены фаз напряжения и ослабления, динамический план. Уже в начальном обучении ученику следует дать представление о расчленении мелодической линии на фразы. Вспомогательным приемом, помогающим объяснить членение мелодии, служит аналогия со словесной речью.   

При игре кантилены имеют значение следующие факторы: навыки звукоизвлечения, дослушивание звука и ощущение горизонтального движения. Пальцы, играя кантилену, прикасаются к клавишам подушечкой; плавно и гибко переходят, как бы переступают, погружаясь «до дна» клавиш. Кисть все время податливая, но не  «вихляющая». Пальцы приобретают несколько плосковатый вид и смотрят как бы вдоль клавиш. Поднимать отыгравший палец следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий погрузится в очередную клавишу; связывать звуки необходимо без толчка. Для достижения глубины звука необходимо взаимодействие пальцев и руки. Рука перемещает опору (вес), наполняя каждый палец, а также сохраняет плавное движение.   

 Нельзя забывать, что основные недостатки в исполнении кантилены очень часто связаны с недослушиванием звука и недостаточным ощущением движения мелодии. « Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется, и каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. В результате фраза становится разорванной, а исполнение статичным»- говорил Е. М. Тимакин

Необходимо обращать внимание учеников на то, что кантилена имеет свои излюбленные пальцы. Это 3-й, 4-й, 5-й, несколько меньше 2-й. «Непевучий» 1-й палец употребляется реже. Сказанное не означает, что первый палец никогда не употребляется в кантилене, однако им лучше не злоупотреблять и желательно меньше его подкладывать. Это создает опасность толчка в мелодической линии.

В кантилене работа над звуком связана не только с мелодической линией, важно также и звучание сопровождения, соотношение мелодии и аккомпанемента.

Чаще всего сопровождение играет роль гармонического фона, чем ритмической пульсации. Но в то же время левая рука должна помогать мелодии сохранять широкие контуры фраз. Левая рука должна играть сопровождение цельно, без промежуточных метрических опор, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя ее звучание и помогая развитию. Важно поучить партию аккомпанемента отдельно и знать ее наизусть.

Работая  над соотношением звучания, бывает полезно поделить партии правой и левой рук между учеником и педагогом. Это помогает ученику услышать должный уровень звучания, чтобы затем добиться его, игрою двумя руками. В некоторых случаях ( при разложенной фактуре) полезно играть сопровождение выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать мелодию и сохранить ее ведущую роль.

 Необходимо сделать доступный для ученика гармонический анализ, определить тональный  план и соотнести это с развитием мелодии.

В работе над звуком имеет большое значение педаль . На первом этапе необходимо добиваться певучести и легато без помощи педали. В дальнейшем применение педали поможет большей связности звучания и достижению тембровой красочности. Значение педали, как связующего средства, особенно велико при сочетании звуков в единый гармонический комплекс.

Весьма важна роль правой педали как красочного средства. Придание звуку большей полноты, красочности и продолжительности имеет значения для достижения большей певучести исполнения и приближения фортепиано к « поющим» инструментам.

 Работа над пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы»

Прослушивание пьесы в исполнении учащейся Леготиной Валерии.

 Беседа с учащейся о композиторе, его творчестве, образных сферах.

П. И. Чайковский - великий русский композитор, дирижер, педагог, профессор Московской консерватории. Занятия с учениками сочетались с напряженной творческой работой. Одна за другой возникали оперы, симфонии, камерные сочинения, в том числе и фортепианные.

«Болезнь куклы» - одна из 24 пьес фортепианного цикла «Детский альбом». П. И. Чайковский создал его в 1878 году. В одном из писем композитор писал: « Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями». Пьесы « Детского альбома» написаны в классических русских традициях, что проявилось в изображении русского быта того времени, использовании музыкального фольклора, связи музыки с песней и танцем.  

 «Детский альбом» - превосходный методический материал для работы с детьми. Небольшие пьесы написаны в ясной, доступной детям форме, в основном простой двух и трехчастной. Фактура пьес рассчитана на детские руки: по традициям русской фортепианной школы она основывается на позиционной и аккордовой технике. Различные типы пианистического изложения, мелодическая щедрость композитора позволяют совершенствовать звучание, фразировку, полифонический слух. Музыка альбома развивает воображение ребенка, подготавливает к восприятию русской музыкальной литературы.

Какой характер имеет данная пьеса?

- Пьеса эмоциональная, и в  то же время строгая и сдержанная в проявлении чувств. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?

- Спокойный темп ( Модерато), минорная тональность (соль-минор), «вздохи» нисходящих секунд, как будто слезинки, капающие на личико куклы.

В начале музыка спокойная, задумчивая, грустная, скорбная.  Прислушайся, мелодия повторяется дважды. В средней части музыка звучит громче, настойчивее, с волнением. В этой части меняется тональность. Здесь происходит кульминация, которая держится практически до самого конца. Только в конце мелодия обреченно затихает.

  Работа над мелодией.

-  проучивание основной фактурной идеи - « три плана». Планы разделяются и динамически ( верхний голос отчетливо отделен от остальных), и ритмически ( разделенные паузами мелодические звуки все время берутся чуть позже - звуки одинокой  печальной мелодии гаснут в чуть удлиненных паузах);

- определение кульминационных точек, достижение интонационной выразительности;

- работа над фразировкой, динамическим развитием.

  Основные недостатки в исполнении кантилены в большинстве случаев связаны с недослушиванием звука и недостаточным ощущением движения мелодии. Эти два фактора, свойственные всякому исполнительскому процессу, на первый взгляд, противоречат друг другу. Дослушивать звук - это значит слушать предыдущее, а ощущать движение музыки - это думать и слушать « вперед» ( предслышать, предощущать дальнейшее развитие).

На самом же деле эти тенденции должны дополнять друг друга. Говоря о дослушивании, надо иметь в виду движение звука, а не покой.

Всем педагогам- пианистам знакома такая картина: ученик хорошо тянет мелодию к смысловому  аккорду, берет его, и тут же спина резко опадает. Руки держат аккорд, а музыка оборвалась… Нужно постоянно напоминать ученику о том, что он должен не просто формально выдержать длительность ноты, а дослушать ее в движении. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется, и каждый звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки. В результате, фраза становится разорванной, а исполнение статичным.

Умение слушать звук в сочетании с ощущением движения позволяет добиться певучего легато, цельности музыкальной фразировки.

- прослушивание записи вокального произведения  П. И. Чайковского « Романс», с целью обратить внимание ученицы на выразительность звуковедения, на безупречное легато, на филировку звука в концах фраз.

 Работа над  достижением нужного баланса звучания мелодии и аккомпанемента.

- совместная игра с педагогом ( правую руку исполняет ученик, левую – педагог и наоборот) с целью реально услышать соотношение звучания;

- выразительное исполнение голосом мелодии под аккомпанемент педагога.

 Закрепление материала, пройденного на уроке.

- исполнение пьесы с учетом проделанной работы;

- обобщение задач, стоящих перед учеником.

 Работа над пьесой Г. А. Григоряна «Прелюдия – ноктюрн»

 Прослушивание пьесы в исполнении учащейся Корчагиной Даши.

Беседы с учащейся о композиторе, его творчестве.

В музыкальном искусстве Гранд Григорян занимает уникальное место как основоположник якутской композиторской школы. Он родился в г. Сухуми в 1919 году. После окончания Музыкального училища поступил в Московскую консерваторию, которую с  отличием закончил. В этом же году Г. Григорян переехал жить в Якутск.

Очевидно, что выбор Гранта Абрамовича не был случайным и спонтанным, тем более с расчетом на кратковременность пребывания в Якутии. Это был личный выбор, связанный с четким осознанием задач, которые ему предстояло решать. В этом и просветительская миссия Григоряна в музыкальном искусстве Якутии.

Творчество композитора многогранно. Произведения самобытны, их отличает яркий этнический характер, вкрапление элементов, характерных для народных мелодий.

«Прелюдия-ноктюрн» как раз является произведением, основанным  на интонациях народных якутских песен. Как и в других произведениях композитора, здесь раскрыты яркость, колоритность, образность, что предоставляет существенные возможности для расширения кругозора юных музыкантов в области освоения национальной музыки.  

Пьеса  « Прелюдия – ноктюрн» написана в простой  2-х частной форме. Характер спокойный, несколько печальный, тональность до-минор. Темп  Анданте (не спеша). Композитор сочинил пьесу на основе одной темы, которая проходит четыре раза и варьируется. Сначала мелодия звучит задумчиво,  повествуя о чем-то сокровенном; второе проведение окрашено повторяющимся мотивом, как эхом; затем мелодия развивается свободно, импровизационно, фактура обогащена полифонически ; последнее провидение темы повторяется на октаву выше, постепенно замирая и затихая на ррр.

  Работа над мелодией.

- осмысление мотивов, фраз, кульминационный точек;

- достижение интонационной выразительности, а также цельности мелодической линии, важно дослушать фразу, сделать « дыхание», и вступить мягко на затакт;

- работа над звуковой ровностью и певучестью в ритмическом рисунке; каждый мотив мелодии начинается после паузы. Очень важно для ученика добиться мягкого звучания первой ноты;

- распределение веса правой руки между мелодией и подголосочным элементом.

У каждого педагога есть свои методы обучения горизонтали. Я начинаю учить горизонтальному слышанию довольно рано, когда ученик играет простые песенки еще на нон легато, говоря при этом примерно следующее: « В каждой фразе есть главная нота, к которой тянутся все другие ноты и которая придает фразе смысл». Привожу примеры. И, после этого, в классе мы начинаем отрабатывать движение к  вершине. На дом периодически даются задания: найти в каждой фразе главный звук. Учимся интонировать вершину «культурным», «воспитанным», звуком, а не «криком».

Очень часто рояль у неопытных пианистов, особенно в кантилене, «не звучит» потому, что они не умеют правильно распределять планы звучания: выдвинуть одни элементы вперед и убрать, то есть приглушить, завуалировать другие. Именно от звуковой дистанции зависит истинная выразительность каждого элемента.

По выражению Г. Нейгауза музыкальное произведение становится «всадником  без головы», если гармония и бас пожирают мелодию или «безногим калекой», если бас слишком слаб или «пузатым уродом», если гармония пожирает и бас, и мелодию.

Таким образом, эстетически целостное звучание фортепиано требует постоянного тончайшего слухового внимания.

  Работа над сопровождением.

- гармонический анализ, разбор тонального развития;

- детальная работа над 2-хголосием  в полифонических эпизодах;

- работа над линией баса;

- достижение цельности и ровности звучания аккомпанемента.

 Работа над приемом запаздывающей педали.

- проучить линию баса с педалью, при этом обязателен слуховой контроль.

 Исполнение пьесы целиком с учетом проделанной работы.

- прослушивание вокального произведения Ф. Листа «Утешение».

Заключительное слово педагога о роли кантиленных произведений в воспитании учащихся.

Изучение кантиленных произведений свидетельствует об активном воздействии на развитие разных сторон музыкального мышления ученика, навыков выразительной игры, благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно- исполнительской инициативе ученика.

Вся работа учащегося над произведением направлена на то, чтобы оно прозвучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное  в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда стать достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени его обучения.

Список литературы:

  1.  С. А. Айзенштадт « Детский альбом» П. И. Чайковского. Классика.М: 2006г.

  2. И. В. Малинина «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского. «Престо»М:2003г.

  3. А.Алексеев. Методика игры на фортепиано. «Музыка»М:1998г.

  4. А.Алексеев. Воспитание музыканта- исполнителя. Советская музыка М:1980г.

  5. Б. Милич. Воспитание ученика- пианиста. Кифара М:2008г.

  6. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры.М:1967г.

  1. Е. Тимакин. Воспитание пианиста. М:1984г.

  2. А.А. Федотова. Сборник произведений Г. А. Григоряна.Якутск:200