РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: № 1. Выпал пушистый снег. Дети рады .
2. Пропуск буквы. Замена букв.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: №2. звонок, ученик
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: №3. у\чи \тель - 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: № 4. оси-на
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: №5. ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: № 6. малыши, карандаши, ежи, роща, туча
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: № 7. дочка, речка, мощный
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: №8. алфави?т, а?збука, портфе?ль
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: № 9 сады? - сад
волна? – во?лны
черви?вый - червь
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, выдели гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так: №10 я?года, ягода, ягода, я?годка, я?годный
11. Проверяемые согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: № 11. морозы - мороз, ягода - ягодка
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: №12. Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Делай так: №13. вьюга, листья, соловьи
Запомни! Разделительный мягкий знак ь пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: №14. группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! ...).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: №15. Слава нашей Родине!_ Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
прил. сущ. глаг. пр. сущ.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам.(Пов., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые
плывут (куда? к чему?) к облакам
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Делай так: №17. Запиши 1-2 однокоренных слова.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: №18. звезда – звёздный
честь - честный
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Делай так: №19. полетели, побежали, потянули
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: №20. заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21.Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: №21. к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22.Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Делай так: №22. съезд, объявление, объём
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23.Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: № 23. луч(м.р.), шалаш, товарищ.
ночь (ж.р.), помощь, тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е)
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Выдели гласную.
Запиши еще 1 слово с этой орфограммой. Делай так: №24. водовоз, самолет
25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. глаг.
Делай так: №25. не_пришёл, не_выучил, не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Делай так: №26. Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ – , ].
27. Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: №27. на опу?шке (на земле?, 1 скл.)
на поля?нке(на земле?, 1 скл.)
у ре?чки (у земли?, 1 скл.)
28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: №28. к лесу (како?му ?) да?льнему - м.р., ед.ч., Д.п.)
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Делай так: №29. у_нас, ко_мне, с_тобой
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единствен-
ного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Делай так: №30. пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: №31. пи?шет – писа?ть, глаг.,1спр.,(-е,-ут,-ют)
32.Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Подчеркни запятую.
Делай так: №32. Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
33.Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Делай так: №33. Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает". А: «П.» или
«А ты кем будешь на карнавале?» - спросил Мишка. «П?» – а.
34.Мягкий знак в неопределенной форме глагола.
(-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Делай так: №34. пытаться (н.ф., что делать?)
беречь (что делать?)
35. Фонетический разбор слова.
Делай так: №35. Сделать полный разбор слова. (смотри в «помощнице»)