Работа над ошибками
В последнее время мы много говорим и работаем над преодолением пробелов в знаниях, умениях обучающихся.
А ведь тормозом в обучении школьников является и недостаточное развитие реальных возможностей всех обучающихся. Чтобы добиться каких-то сдвигов в этом направлении, прежде всего необходимо выяснить, насколько сформированы навыки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, критичности мышления, определить тип памяти каждого обучающегося. Только учитывая реальные учебные возможности всех обучающихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса.
У наших учеников часто наблюдается разрыв между знанием правил и умением практически их применять. Постепенно складывающийся навык объяснять свою ошибку, связывать написание слова с изученным правилом повышает грамотность ученика, медленно, но верно приучая, в конце концов, анализировать слово и в момент его написания.
Большое значение для преодоления этого разрыва имеет работа над ошибками в домашних и классных работах. Самые главные условия успеха этой работы заключаются в регулярном ее проведении и требовательности учителя к качеству ее выполнения. Поэтому, каждый урок я начинаю с работы над ошибками.
Только что проведен контрольный диктант. Следующий урок посвящен работе над ошибками. Цель урока ясна – ликвидировать пробелы в знаниях, которые обнаружились при контрольной проверке. Однако, формы, методы, средства, которые использует учитель на таком уроке, должны помочь обучающимся понять, что это один из путей продвижения к знаниям.
Мобилизация обучающихся на преодоление пробелов в знаниях – это важный момент в системе уроков работы над ошибками. И здесь многое зависит от разнообразия видов и форм работы, предлагаемых школьникам. Я хочу сказать несколько слов о тех, что уже проверены в моей практике:
Цель работы – развитие речи; развитие умения составить рассказ на грамматическую тему; умение классифицировать допущенные ошибки; воспитание коллективизма.
Так как численный состав классов маленький (5-10 человек), я формирую группы по 2 человека, распределяю ролевые алгоритмы деятельности каждого ученика (по 2 роли на участника)
Фамилия участника группы | | | | |
Роли | рассказчик | исполнитель | контролер | оппонент |
Задачи | Объясняет суть ошибок | Рассказывает о полученных сведениях напарнику | Подбирает практический материал из учебника для проверки знаний | Анализирует и оценивает работу |
Отметки о ходе работы | | | | |
оценки | | | | |
Действия участников оцениваются. Учителю сдается протокол проделанной работы. Учитель, сравнивая результаты старого и нового, выставляет оценку.
То что в учебниках по русскому языку называется «вставить пропущенные буквы», мы называем «заштопать дырки». Конечно, эти самые дырки есть и в упражнениях учебника, и в дидактических материалах по русскому языку, в разных там рабочих тетрадях. Но все эти дырки – чужие, не собственного приготовления. А вот «штопать дырки» соседа по парте (дырки, которые тот проделал собственноручно) – это очень интересно. В каком месте текста могут быть дырки? Конечно, в «ошибкоопасном», «слабом» (в слабой позиции фонемы). Где тонко, там и рвется. У гласных – свое тонко, у согласных – свое. Еще тонкие места – это где всякие знаки (ь,ъ) и дефисы. В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании. Каждая дырка – непременно какая-нибудь орфограмма.
Обучающийся из любой книги выбирает на свой вкус кусочек текста. И переписывая на свой листок, сооружает дырявый текст.
Например:
Пр…ста…те, что вы – учас…ники …лимпийских игр в Наган… .Вы вышли на старт с…р…вн…ваний по гиган…скому склону. Вп…р…ди вас ож…да…т много пр…пят…твий, к…варных п…в…ротов. Кто быстрее и правильнее пр…д…еет спуск, тот и п…б…дит…ль!
В…л…с…пед ВОлОсОпед. Спорт…мен СпортОмен
Работу над ошибками провожу следующим образом: анализ ошибок в тетради с использованием таблицы. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово с графическими выделениями и три примера на эту орфограмму.
№ | Тип орфограммы | Вид орфограммы | примеры |
1 | Дефис | Дефис в неопределенных местоимениях | Кое-кто, какой-нибудь, кем-то, с чем-либо |
2 | Правописание корней с чередованием а/о | Буква а/о в корнях лаг - - - лож касс - - - кос | Положить, прилагать, прилагательное, коснуться, касание, прикосновение |
3 | Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) | Буква з-с в приставках | Изгибаться, испортить, бесчисленный |
Допущена ошибка на орфограмму: «Буква Ь на конце глаголов после шипящих». Вспомним правило. Теперь запишем как можно больше пословиц, поговорок с глаголами на шипящую:
Поспешишь – людей насмешишь (2л. ед.ч.)(поэтому два получил);
Семь раз отмерь – один раз отрежь (пов.накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь;
А теперь приходится воду в ступе толочь (н.ф.).
Все сопровождать доброжелательными комментариями, написание орфограммы отслеживается.
С ошибками на орфограмму о-е в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных работаю так: дети вспомнят правило, затем предлагаю: «Кто больше запишет слов с суффиксом –онок- после шипящих? А кто больше с суффиксом –ек- ?». после такой постановки вопроса, точного задания трудно написать их неправильно.
Цель работы – развитие исследовательских и творческих навыков, умения оформить и защитить результаты самостоятельной творческой работы; развитие речи; развитие интереса к аналитической деятельности, умения оценивать работу учащихся класса.
Ученик, имея выписанные и классифицированные ошибки, к определенному сроку готовит нетрадиционную форму защиты, например, в виде игры, викторины, ребуса, кроссворда, при помощи которых отрабатывается определенная группа ошибок:
Как записать одним словом «2500-летие»?
В каком существительном семь раз повторяется буква о?
Какова форма множественного числа к существительному «человек»?
Какова форма родительного падежа множественного числа таких существительных: апельсин, грамм, носок, рельс, шофер, валенок, грузин.
Правописание глаголов с НЕ:
Не бегал, не прыгал,
Не пел, не грустил,
Не спорил, не дрался
И стекла не бил.
Не ползал под партой,
Бумаг не бросал –
И вместе с глаголами
Не не писал!
Допиши пословицы, используя не с глаголами:
Сытый голодного …
Слезами горю …
Шила в мешке …
После драки кулаками …
Как видим, работа над ошибками – творческая работа, требующая многих умений и навыков. Умения эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного обучения.
I этап. Первоначальное обучение начинается с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Слова с допущенными ошибками выписываю красной пастой, подчеркиваю неправильно написанную букву. Ученик выписывает данное слово до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.
II этап. То же в рабочих тетрадях. Выписываю слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен в упражнении найти это слово и вставить нужную букву, а затем это слово выписать до конца строки, обязательно подчеркивая вставленную букву: уг_дал.
III этап. Работа несколько усложняется. После слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит, это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему проверочное. А если после слова стоит запятая, это - словарное слово, надо просто выписать его до конца строки. (Л_сник - ; п_рад, …).
IV этап. Я выписываю слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет букву, подбирает проверочное, тут же записывает два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.
(Лесник – лес, подлесок, лесовик. Орфограмма: проверяемая безударная корня; В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: а, у – а после шипящих).)
Только после IV этапа начинается работа над ошибками в контрольных и творческих тетрадях.
Работа над ошибками не самоцель. Исправлением ошибок, повторением правил это не заканчивается. На материале слов, в которых были допущены ошибки, пишутся диктанты «По следам моих ошибок», изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму.