СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над проектом "Волшебная страна "Бисероплетение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе работы над проектом учащиеся узнают историю возникновения жемчуга и бисера. Научатся плести из бисера простейшие изделия. Плетение бисером развивает воображение, фантазию, память, мелкую моторику рук.

Просмотр содержимого документа
«Работа над проектом "Волшебная страна "Бисероплетение"»

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

(4 КЛАСС)


ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение

II. Основная часть

1.Из истории жемчуга.

2.Из истории бисера.

3.Виды и сорта бисера.

4.Техника выполнения бисерных изделий.

5.Материалы и инструменты.

6.Правила работы с бисером.

7.Описание работы «Букет нарциссов»

III. Заключение

IV. Библиографический список

V. Приложения

I. ВВЕДЕНИЕ

Наш класс решил принять участие в городской социально - педагогической программе «Закладки на память». В ходе выполнения задания уже на первом этапе мы поняли, как мало мы знаем об историческом прошлом нашей Родины, о традициях и мастерстве русского народа. Узнали и о том, что в современной России быстро возрождаются вновь разные ремёсла.

Для нашего класса было предложено задание: изучить историю возникновения жемчуга и бисера.

Нам стало интересно узнать о жемчуге и бисере всё: как связаны между собой жемчуг и бисер, где они произошли, как используются и многое другое. Каждый из поставленных нами вопросов затрагивает актуальную проблему сегодняшних дней: в эпоху компьютерных технологий, огромных технических преобразований, есть ли место в нашем мире древнему ремеслу, ставшему искусством.

Чтобы всё это выяснить, мы решили провести работу над проектом «Волшебная страна «Бисероплетение» и в результате получить продукт «Букет нарциссов»

Цель работы:

- изучить историю возникновения жемчуга и бисера, и узнать, что бисероплетение сегодня так же популярно, как и несколько веков назад.

Задачи:

1. Узнать историю появления жемчуга и бисера.

2. Познакомиться с технологией бисероплетения.

3. Научиться выполнять простые изделия из бисера.













II. Основная часть


  1. Из истории жемчуга

«В отличие от людей боги плачут

разноцветными слезами:

белыми, розовыми и черными.

И пока их слезы долетают до земли,

они застывают и превращаются в жемчуг…».

Так гласит древняя легенда.

И самым загадочным и любимым из самоцветов, именно жемчуг стал первым известным человеку украшением еще на заре нашей цивилизации. Этот чудесный камень уникален, удивительной красоты. История жемчуга теряется в веках, но началась она, наверное, когда кто-то в поисках пищи открыл очередную раковину моллюска – и вместе с едой обнаружил сияющий маленький шарик, которому суждено было положить начало эпохе драгоценных украшений. Жемчуг не требовал ни обработки, ни огранки, от природы имея в основном округлую или грушевидную форму, поэтому использовать этот камень люди начали задолго до развития горного дела.

Долгое время возникновение жемчужин в раковинах было окутано легендами.

Научное объяснение происхождения жемчуга дали лишь в начале XIX века. Всякое живое существо болезненно реагирует на любое ранение. Оно стремится избежать боли, преодолеть ее. Жемчуг образуется в тех случаях, когда внутрь устричной раковины попадает крохотная песчинка или камешек. Чтобы не пораниться об эту песчинку, устрица обволакивает ее слоями жемчужного вещества, вырабатываемого в раковине. Стараясь защитить себя от боли, мантия моллюска усиленно вырабатывает перламутр, обволакивает эту песчинку, сглаживая ее. Так возникает жемчужина.

Все иностранцы, посещавшие в XVII – XVIII веках нашу страну, называли жемчуг национальным русским камнем. Они единодушно сошлись к мнению на том, что великолепие русских головных уборов ни с чем

несравнимо. Красотой Бог не обидел русскую женщину, а жемчуг подчеркнул ее. Вот поэтому старинные головные украшения расшиты жемчугом. И крестьянки, и посадские люди, и бояре – все в старину носили жемчуг.

Жемчуг бывает белый, розовый, жёлтый и чёрный.

В конце ХVIII века в Архангельской губернии жемчуга добывалось много.

Давно поморы замечали, что жемчуг водится во всех реках, куда любит в избытке заходить семга, и что «между этой породою рыб и слизняком существует какая-то темная, загадочная, труднообъяснимая симпатия» Личинки этого пресноводного моллюска некоторое время находятся на жабрах рыб. За это время они расселяются против течения. Если нет сёмги, личинки жемчужницы погибают

Сейчас добыча жемчуга Архангельской области утрачена.

Жемчужница обыкновенная (моллюск) занесена в Красную книгу Российской Федерации и Архангельской области. Хочется верить: будут у Севера свои жемчужные берега.

Производство жемчуга в 21 веке широко развито.

Выращивают жемчуг в Китае, Японии, Северной Америке. На огромных площадях выращиваются моллюски. Искусственно вживляют в каждую раковину песчинки, и из каждой раковины получают по несколько жемчужин.

Таким образом, мы узнали, откуда появился жемчуг, как его добывали раньше и как выращивают искусственно жемчуг в зарубежных государствах.





  1. Из истории бисера.

…Так в бисере стекло, подобно жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу,

Им красится народ в полуношных степях,

Им красится Арап на южных берегах.

М. В. Ломоносов

За появление бисера в нашей жизни мы должны поблагодарить финикийских купцов, которые открыли случайным образом способ получения стекла. Когда-то в далекие времена они везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. Однажды они остановились переночевать на песчаном берегу, и, разводя огонь, обставили его кусками соды. А на следующее утро, разгребая золу, купцы обнаружили потрясающей красоты слиток, который был тверд, как камень, прозрачен и сверкал на солнце. Именно таким образом около шести тысяч лет назад зародилось стеклоделие, из которого через некоторое время отделилось ремесло изготовления бисера и стекляруса.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. Привозной, очень нарядный бисер, ценился высоко, наравне с драгоценными камнями, золотом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер.

Организовать бисерное производство в России удалось Ломоносову. Великий ученый просил разрешение на постройку фабрики, он писал, что бисер «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое множество ценою на многие тысячи». Не только с помощью цифр и фактов пытался Ломоносов убедить власти в необходимости развитии стеклянного производства в России. Он даже написал поэтическое «Письмо о пользе Стекла». Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского учёного.

В начале 19 века в России случился настоящий бисерный бум. В деревнях обязательно украшали костюмы бисером. Долгими вечерами крестьянки плели, вязали, украшали бисером пояса, головные уборы, воротнички, сарафаны, изготовляли бусы и ожерелья. В городах, даже в Москве, в каждом доме плели и вышивали бисером, украшали дома работами из бисера, дарили друг другу подарки к именинам и праздникам. Рукоделием занимались даже царственные особы. Они тоже украшали головные уборы, церковную утварь, часто высокого качества. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. Женщины, которые преуспели в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды.

Бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.

Большой популярностью искусство бисероплетения пользуется у народов Крайнего Севера. Здесь бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Местное население украшает вышивкой из бисера в основном верхнюю одежду, плетут украшения из бисера - пояса, браслеты, кошельки.

В начале XX века уклад жизни резко изменился, бисерное рукоделие потеряло свою популярность. Сейчас в России после долгого перерыва вновь возобновилась работа с бисером, и это не только молодежные фенечки. Современные украшения из бисера прекрасно сочетаются и дополняют одежду. Сегодня это полузабытое искусство обрело новую жизнь. Любовь к бисерным украшениям и умение их создать сохранились у многих народов и до настоящего времени. Снова бисером и стеклярусом вышивают платья, джинсы, сумочки, кошельки, а изделия из бисера украсят любую девчонку.





  1. Виды и сорта бисера

Бисер - мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания. Существует три основных вида: круглый, граненый и рубка. Кроме формы и размера бисер различают также по способу окраски — он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным или зеркальным изнутри отверстием, с поверхностью, имитирующей металл. От выбора бисера напрямую зависит внешний вид изделия. Сейчас в магазинах можно найти бисер производства Японии, Чехии, Индии, Тайваня, Китая и России. Он очень различается по цветовой гамме, качеству и цене. Наиболее качествен и разнообразен по цвету японский и чешский бисер, но он также и наиболее дорог.

Наиболее распространен круглый бисер.

Рубленый бисер или «рубка» представляет собой короткие трубочки (цилиндрики). Рубка бывает обычная и дополнительно прессованная, как бы граненая.Косая рубка представляет собой короткие трубочки, отрубленные под углом 45-60 градусов.

Очень красив мелкий граненый богемский бисер.

В последнее время появился бисер, называемый «новый дизайн». Отверстие в таких бисеринах расположены не по центру, а около края. Край с дырочкой существенно тоньше противоположного, поэтому бисерина имеет форму капли.

Размер бисера «его диаметр» обозначают номером: чем мельче бисер, тем больше номер.

Стеклярус - трубочки из цветного стекла. Встречается витой и граненый стеклярус.

Промышленность выпускает бисер и стеклярус с разными покрытиями и без них. Вот название некоторых сортов: «парчовый», «хамелеон», «мокрый», «непрозрачный», «перламутровый», «металлический», «блестящий», «клинский», «асфальтовый», «тертый», «волокнистый», «полосатый», «радужный», «бензиновый», «прозрачный», «мраморный» и др.

Бусины, как правило, крупнее бисера. Граненые бусины часто называют «кристаллами», а вытянутые «рисом». Бусины из грубо обработанных камней или янтаря, имеющие неправильную форму и посторонние вкрапления, называют рустикальными. Бусины с перламутровым покрытием часто называют «жемчуг», опуская слово искусственный. Также бывает стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические, керамические и бусины из натуральных камней.

  1. Техника выполнения бисерных изделий

Существуют несколько методов изготовления изделий из бисера: низание, ткачество, плетение, вышивка, вязание, выкладка по воску.

Низание - cамый древний и распространённый вид рукоделия с использованием бисера. Для низания требуются бусины, иглы, нити и схема выполнения работы. Также очень распространено низание на проволоку, потому что эти изделия хорошо сохраняют форму.

Метод ткачества используют для изготовления экранов и витражей, поясов, цепочек и др. Ткачество было менее распространенным, чем другие виды рукоделия с бисером, но сейчас оно становится всё более популярным. Для ткачества необходим станок. В специализированных магазинах продаются станки разных конструкций из дерева и металла, но можно сделать и самим.

Плетение очень древнее ремесло. На Руси плетение было известно с давних времён. Плетение осуществляют нитями, шнурами, и, естественно, возникает желание поместить на них не только шнуры, но и бусины.

Вышивка широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства. Особенно популярна вышивка бисером, камнями, жемчугом была в Средние века. Выбирать материалы для вышивания следует особенно тщательно, т. к. вышитые вещи придётся чистить, стирать, складывать. Обычно вышивку выполняют на пяльцах. В отличие от низания при вышивке игла необходима, т. к. нить продевают через ткань. Перед началом работы необходимо подготовить и перевести на ткань рисунок.

Вязание бисером пришло в Россию из Германии. В настоящее время этот вид рукоделия практически забыт, а напрасно... Для вязания следует выбирать бусины и бисер с достаточно широкими и гладкими отверстиями.

  1. Материалы и инструменты

Для работы с бисером нужны следующие материалы: нити, тонкие иглы, леска, мягкая проволока, клей, ножницы, плоскогубцы.

Качества и внешний вид изделий зависят от нитей, используемых в работе. Цвет ниток даже может изменить оттенок бисера в изделии. Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму изделия, но тонкие менее заметны в изделии и их легче продеть через маленькое отверстие.

Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги. Нити из натуральных волокон приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны. Армированные катушечные нити с лавсаном сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики. Они хороши, но дороги.

Леска прочна, прозрачна, но очень упруга. Достаточно один раз смять изделие на леске и расправить его практически невозможно. Леску используют для низания довольно жестких моделей и их деталей. Для изготовления цветов и фигурок животных используют мягкую проволоку. Минус ее в том, что она при частом сгибании переламывается. В последнее время появилась жесткая проволока для браслетов и колец. Она представляет собой тугую пружину. Делать украшения на такой проволоке легко и просто.

Иглы нужны тонкие. Специальные бисерные иглы имеют номера от 10 до 16. Чем больше номер, тем тоньше игла.

Кроме этого нужны всевозможные застёжки. Это замочки, пуссеты, серёжки, гвоздики, обручи, зажимы для подвесок, перемычки, декоративные булавки.

  1. Правила работы с бисером

Прежде, чем приступить к работе, мне необходимо правильно организовать свое рабочее место, так чтобы все было под рукой.

Необходимо помнить о технике безопасности при работе с ножницами и иглой.

Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет на рабочее место должен падать слева. Лучше всего работать при дневном свете у окна, а в вечернее время оборудовать местным освещением. Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.

Для профилактики нарушений зрения необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений для глаз, и зрение не только не ухудшится, но, возможно, станет лучше (приложение).

Для бисера можно сделать шкатулочку-комодик из пустых спичечных коробочек, его удобно переносить для работы дома и в школе. Во время работы бисер надо пересыпать небольшими порциями, и чтобы бусины не скатывались надо стелить салфетки из однотонной ткани с шероховатой поверхностью.

  1. Описание работы «Букет нарциссов»

В природе нарциссы бывают разнообразные по окраске. Поэтому мы тоже решили пофантазировать, выбирая необычные оттенки.

1. Цветок нарцисса выполняется из 6 лепестков, воронки, расположенной внутри чашечки цветка. Внутри воронки размещают 3 тычинки, сделанные из другого цвета бисера.

2. Цветочную композицию из 6 цветков можно закрепить на длинном стебле и дополнить 2 узкими зелеными лепестками

3. Лепестки цветка выполняют из белого, сиреневого, красного бисера.

Лепестки. Для изготовления каждого лепестка нарцисса и листика требуется металлическая проволока длиной 25-30 мм

4. Деталь выполняется по формуле: 1-2-3-3-5-6-7-6-5-4-3-2 техникой параллельного плетения.

5. Сборка цветка. Складываются лепестки напротив друг друга. Между лепестками размещаем тычинки. Под лепестками на остатки проволоки крепим листики и скручиваем стебель. Стебель обматываем зелёной нитью. (Приложение 1)

  1. Подготовка материалов к работе.

Технологические приёмы.

Окончательная обработка изделия.

Рассыпаем бисер для удобства работы в крышки.

На стол положили плотную ткань, чтобы бисер не скатывался. Ткань должна быть светлых тонов, чтобы не уставали глаза.

Отрезаем проволоку 20-25 см.

Плетение лепестка начинаем с 3 бисеринок. Продеваем в отверстия проволоки.

Параллельное низание выполняется двумя концами проволоки.

При плетении лепестка сначала наденьте на проволоку первые два ряда бисерин:

первый ряд – одна бисерина;

второй ряд – две бисерины.

Итого нужно надеть три бисерины и так далее.

Схема плетения лепестка. Стрелка показывает направление работы

Далее сложите проволоку пополам, сравняйте концы, проденьте один конец проволоки через бисерины второго ряда и подтяните бисерины за концы проволоки. После этого на проволоку надевайте бисерины третьего ряда (две бисерины), пройдите через них свободными концами проволоки, подтяните бисерины и т. д. (Приложение 2).

Таким образом, изготовляем 9 цветков. У нас получилась первая коллективная работа «Букет нарциссов».

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом мы узнали историю возникновения жемчуга и бисера, прочитали книги о бисере, подготовили сообщения и выступили в классе, а самое главное – научились плести из бисера простейшие изделия. Ведь до работы над проектом в классе никто не умел плести из бисера. Занятия бисероплетением развивают воображение, фантазию, внимание и мелкую моторику пальцев рук. Привлекли к бисероплетению наших родителей. А для себя решили, что будем продолжать заниматься плетением бисером.

IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Андриянова О. «Бисер и стеклярус. Фантазии и идеи» М. «РОСМЕН», 2009.

2.Людмила Божко «Бисер» М. «Мартин», 2002.

3. Ляукина М. «Бисер» М. «АСТ- ПРЕСС» 2000.

4. Куликова Л.Г, Л.Ю. Короткова «Цветы из бисера» М., Издательский Дом МПС, 2004.

5.. Морозова Л.Н «Проектная деятельность учащихся» Учитель» Волгоград 2007

6. Журналы «Чудное мгновенье» Бисер, Вышивка. 2006-2008

7. Журналы «Валентина» Бисер, 2007-2008

8. Сайты в сети интернет:

http://www.vsehobby.ru/razdel.php?id=4

http://www.biserinki.ru/

http://acus.msk.ru/UROKI/uroki_plet_00.html

http://biseropletenie.com/

http://www.biser-pletenie.ru/





Приложение 1.




Приложение 2.



Приложение 3.









Приложение 4.

Коллективная работа «Букет нарциссов»