СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над развитием творческого воображения на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше», - пишет известный психолог Б. М. Теплов, не требует активной работы воображения.Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше», - пишет известный психолог Б. М. Теплов, не требует активной работы воображения.Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше», - пишет известный психолог Б. М. Теплов, не требует активной работы воображения.

Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием творческого воображения на уроках русского языка»

    Психологи  выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше», - пишет известный психолог Б. М. Теплов, не требует активной работы воображения.

Готовя учащихся к написанию первой части (изложению) итоговой аттестации, максимально приближая обстановку к экзаменационной,  мы замечаем, что многие с трудом воспроизводят текст, не понимая его содержания. На это влияет несколько факторов: и сложный текст, и боязнь не успеть, в связи с чем ученики стараются быстро за учителем записать текст, не задумываясь над его содержанием. Поэтому необходимо научить детей представлять текст. Эта методика предлагается в учебниках Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевой Л. А., Борисенко Н. А. С этой целью следует выбирать такие тексты, которые, вызовут учеников живой интерес, будут информационно насыщенными.  

Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения следует пересказать то, что смогли запомнить. Затем учитель читает текст второй раз, а ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения.  Текст пересказывается ещё раз, в черновике делаются необходимые записи, составляется план, формулируется главная мысль, только после этого пишется изложение. В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Такая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознаёт, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Другие учащиеся внимательно следят за запоминанием и пониманием: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки. В результате такой несовместимости деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.

          Написание изложение на основе воссоздающего воображения стало довольно эффективным приемом, хотя сначала вызвало некоторый испуг у учащихся. Пришлось объяснить, что это своего рода эксперимент, который поможет научиться запоминать текст, тем самым облегчая работу при  подготовке к ГИА. Понравилась также идея пересказа текста с дополнениями. Хочется отметить, что в активную работу включилась большая часть класса. Даже слабые учащиеся запоминали важные подробности, например, что стланик  растёт среди карликовых берёз и низкорослых кустарников; что он именно дальний родственник кедра; что он мужественный и упрямый, как все северные деревья. («Стланик» по Шаламову).

    Общий смысл в целом был понят. Ко второму прочтению класс уже был готов. После повторного прочтения дополнили ответы, установили последовательность, увидели, что по небу ходят именно низкие тучи, услышали и почувствовали порывы холодного осеннего ветра, более последовательно рассказали о поведении стланика. Так что идея написания такого изложения понравилась, всем захотелось быстрее узнать о результатах проверки. Конечно, полагать, что за один такой урок ученики научились воспринимать текст на слух, наивно. Над этим придётся поработать. Но метод очень эффективный, ведь ученики учатся  слышать недочёты других, исправлять собственные ошибки, а это обязательно поможет как на уроке  развития речи, так и на итоговой аттестации. 

  Тем не менее даже такая форма работы не сможет сразу решить проблем  развития речи. Поэтому на своих уроках работу по  обучению изложению я начинаю с 5 класса и провожу систематически. Успех предлагаемой системы базируется на следующих принципах:

  - содержательность текста (не следует использовать  упрощенные или адаптированные тексты).

 - рассредоточенность  во времени (результат определяется не количеством написанных изложений, а характером предварительной работы).

 - комплексный характер (упражнения, позволяющие сформировать умения, необходимые для написания изложения, объединяются в блоки).

Каждый из которых работает на формирование познавательного интереса, мотива достижения и коммуникативных навыков.  Однако каждому блоку соответствует определенный характер.

I.Первый блок объединяет задания, направленные  на произвольное построение речевого высказывания, близкого к оригиналу. Эффективность приема зависит не от величины и сложности предлагаемых  для работы текстов, а от частоты его применения: «Кто больше?»(Запомните список слови воспроизведите его, не нарушая последовательности, для чего составьте связный  текст из предложений, включающих в себя каждое из слов), «Реставрация»(деформированный текст: работа будет более эффективной, если ученикам будет заранее известен характер пропусков (прилагательные, причастия), «Найди ошибку»(оригинал теста сравнивается с предшествующим, затем пересказывается или переписывается)  , « Будь внимателен» (смешение двух текстов: 1 предложения из одного, другое из другого, ученики должны услышать и запомнить свой текст).

II. Во втором блоке объединены  задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка. Цель данного блока – перевод лексики из разряда пассивной лексики в разряд активной: «Словарик» (в течение определенного времени класс, поделенный на команды записывает слова, удовлетворяющие определенным требованиям), «Собери слово»(из букв слова «жизнеобеспечение»), «Гнездо слов»(тема текста сужается до одного ключевого), «Ассоциации», «Переводчики» (объяснить значение слова или выражения «нэпман»).

III.Задания, обучающие пониманию логики построения текста, представлены в третьем блоке. Серия приемов направлена на формирование целого ряда познавательных умений: «Составляем определение»(предмету или явлению подбирается определение, отличающее его от других: гнездо, звонок, стук), «Выделяем существенные признаки»(составьте и запишите в два столбика существенные и несущественные признаки), «Ищем общее»( «утюг» и «ведро»: сделано человеком, из металла, имеет ручку, существительные), «Ищем различия», «Узкое – широкое» (найти слово с общим широким и узким значением), «Мозаика»( текст, разделенный на части, надо собрать в правильно последовательности, добавляя переходы, скрепляющие фразы).

IV.В четвертом блоке – задания коммуникативного характера, обучающие учеников самостоятельно составлять связное, монологическое высказывание. Приемы и задания, представленные в блоке, способствуют стимулированию фантазии, адекватному использованию речевых средств: «Бусы» (составить небольшой текст, включая в него слова и словосочетания), «Как ни крути» (распределить сюжетные картинки, составить рассказ), «Испорченный телефон», «Если бы…», «Меняем финал», «Кто короче»(сжать текст, выделив главную информацию).

V. Пятый блок заданий позволяет научиться анализировать стилистические особенности текста: «Определяем стиль», «Выбираем стиль»,  «Исправляем стиль», « Нарушаем стиль», «Меняем стиль».

VI. Задания, связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи, объединены в последнем, шестом блоке: графическое оформление  результатов: составление сюжетных таблиц, схем, сценариев, комиксов.

Таким образом, регулярно используя на своих уроках данные приемы, учитель обязательно получит положительный результат. Не ограничивайте свои творческие способности, дополняйте и создавайте свою систему развития речи.