СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа "Орлы умирают в небе..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематика - патриотизм

Просмотр содержимого документа
«Работа "Орлы умирают в небе..."»



Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!



Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств не только любви к своей Родине, но и преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам.

Человек любит всю жизнь те места, где он родился: свой дом, свое село, свою страну. У меня на Родине, в Дагестане говорят, что патриотизм проникает в каждого ребенка с самого рождения, с молоком матери. Большинство людей начинают понимать, что такое Родина, когда они оказываются вдали от нее.

К примеру, когда выступают спортсмены с России на международных спортивных соревнованиях, откуда бы они ни были, мы переживаем и молимся за победу. Переживаем все вместе и когда происходят разные события в стране: в политике, в экономике и в спорте. В этом и есть сила единства всего народа живущего в одной стране.Патриотизм вызван любовью к своей Родине, какой бы она не была. Настоящие патриоты знают и чтят обычаи и традиции своего народа, ценят все, что окружает с детства.

Вслушайтесь в слово Родина, как гордо оно звучит ! У меня две Родины: моя большая родина – Россия и моя малая родина – Республика Дагестан, которая много лет рука об руку идет с Россией. Россия и Дагестан – одно целое. Быть гражданином такой огромной страны, это честь и величие в единстве всего народа, этой огромной державы. Многие сыновья и дочери служили и служат Великой России и даже отдали для этого свою жизнь. Об одном таком отважном сыне двух народов и одной большой страны, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане я хочу сегодня вам рассказать.

Семья Амет-хана Султана жила в Крыму.Отец – Султан Амет-Хан, по национальности лакец, родившийся в дагестанском высокогорном ауле Цовкра 1, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где и встретил жену-крымскую татарку Насибе. Первого сына назвали в честь отца – Амет-Ханом. Родился он в октябре 1920 года в доме на склоне горы Ай-Петри. Как и все до войны, семья Амет-хана Султана умела радоваться и праздновать! В это время из сундуков доставали лучшие костюмы и платья, с раннего утра оживали улицы, и молодежь стекалась туда, где гремела музыка. Наверное, таким был и весенний праздник Хыдырлез в Алупке 1935 года, на который собрались все алупкинцы независимо от национальности. Песни, танцы, стихи, спортивные состязания… Приехавший на праздник директор детского лагеря «Артек» вручил первую премию — путевку в «пионерскую республику» невысокому крепышу, победившему в крымскотатарской борьбе куреш. Конечно, 15-летнего «артековца» Амет-Хана не могли, как других детей, поразить море, горы, магнолии и кипарисы. Он был особенным. Но именно здесь он впервые увидел самолет, пролетевший над волнами, — видимо, тот следовал из Севастополя в Симферополь. Наверное, тогда подросток ощутил, что его место там, в небе. «Он понимал, что в Алупке у него нет никаких шансов стать летчиком, — рассказывает заведующий музеем Амет-Хана Султана в Алупке Мустафа Мустафаев. — Поэтому два года спустя, окончив семилетку, Амет-Хан уехал в Симферополь и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище. И добрался до аэроклуба». Кстати, там особых надежд на него не возлагали: по мнению инструкторов, он не вышел ростом, чтобы в будущем стать асом. Но стране нужны были летчики, и Амет-Хан попал в Качинское летное училище под Севастополем. Большое впечатление на Амет-Хана произвели боевые истребители: он впервые осознал, что на этих самолетах придется непросто осваивать высший пилотаж, но и воевать.  Обстановка в мире подсказывала, что воевать придется с опытным врагом. Двухгодичный срок учебы сократили, курсанты проходили ускоренный курс.  Прошел год. Осенью 1940 года 19-летний летчик-истребитель  Амет-Хан Султан прикрепил кубик на голубые петлицы командирской гимнастерки.  «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и точно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив» (из выпускного аттестата). С такой оценкой летных качеств он окончил  Качинскую школу.

Великая Отечественная война началась для молодого летчика-истребителя с рассветом 22 июня под Кишиневом. Со стороны границы доносились глухие раскаты, будто там разразилась летняя гроза.  - Товарищи! – взволновано обратился к летчикам командир полка – Только что стало известно, немецкие войска перешли границу и завязали бой с пограничниками. Возможно, это очередная провокация, и наша задача не поддаваться на нее. Приказываю первой эскадрилье повести воздушную разведку.  Вскоре три истребителя взвились в воздух. Амет-Хан получил приказ осмотреть переправы через пограничную реку Прут. Уже на подлете к ней он увидел внизу багровые языки огня, столбцы дыма. У первого моста Амет-Хан вынужден был резко потянуть на себя ручку. Натужно ревя мотором, «чайка» (истребитель-биплан И-153 авиаконструктора Поликарпова) рвалась вверх. Загрохотали зенитки. Впервые по самолету Амет-Хана стреляли по-настоящему.  Так для молодого летчика  началась война. Всего-навсего 10 часов успел он налетать самостоятельно на боевом истребителе.  В последующие дни шли напряженные ожесточенные бои. Амет-Хан Султан и его товарищи едва успевали заполнять истребители горючим, пополнять боекомплекты и тут же взлетали с аэродрома. Долгое время Амет-хана посылали исключительно на разведку. В этом деликатном деле, главным было - собрать максимум сведений и невредимым вернуться домой. Амет-хану это удавалось, несмотря на то, что "чайка"(истребитель-биплан И-153 авиаконструктора Поликарпова) не шла ни в какое сравнение с любым немецким истребителем. Постепенно за ним закрепилась слава неуязвимого летчика-разведчика. 

31 мая 1942 года пара истребителей, управляемых Амет-Ханом и его ведомым Струковым, была поднята на перехват бомбардировщика «Ю-88», очевидно, выполнявшего разведывательный полет. У Струкова сразу после взлета выявилась неисправность двигателя и Амет-Хан пошел в бой один. На высоте 7300 м «Юнкерс» был им атакован, но в горячке боя истребитель выпустил весь боезапас мимо. «Он израсходовал весь боекомплект. Самолет летел, но не желая упускать врага, он пошел на таран, который закончился тем, что оба начали падать. Но его самолет застрял в крыле другого самолета. Это был его первый прыжок с парашютом. Он вылез, слава Богу, и этот самолет притащили на площадь. Он стал известен не только ярославцам, но и всему Советскому Союзу», — вспоминает Игорь Волков, летчик-космонавт, Герой СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР.

Амет-Хан за проявленную в небе над Ярославлем отвагу был награжден орденом Ленина и избран почётным гражданином города. На   часах  с  гравировкой,   подаренных лётчику городским комитетом обороны, значились такие слова: «Лейтенанту Красной Армии товарищу Амет-Хану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет, от имени комитета обороны города Ярославль. 1942 год, 31 мая». Это был первый сбитый самолет алупкинца, рожденного летать.

Позже, когда он пришёл в 9-й Гвардейский авиационный полк, там уже знали о его подвиге — таране фашистского бомбардировщика. И ещё свежей была в памяти его неравная схватка с гитлеровцами, в которой самолёт Амет-Хана был прошит вражеской очередью. Мотор захлебнулся, и лётчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе. Немцы, торопясь захватить живым советского лётчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже — большим числом уничтоженных гитлеровцев — отдать свою жизнь на этом клочке «ничейной» земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250 — 300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. «Они отбили охоту гитлеровцам, — рассказывал он, — поживиться Амет-Ханом».Теперь я вижу, что не зря они меня отбили, — шутил уже в кругу своих новых однополчан Амет-Хан. — В хорошую, видно, компанию я попал, и спасибо им за это. А лётчикам полка тоже понравился живой, очень подвижный, с открытой улыбкой, с завидным чувством юмора и неподдельной сердечностью Аметка, как любовно прозвали его Гвардейцы. Именно летчики этого полка разорвали воздушную ниточку, на которой держалась помощь окруженной армии фельдмаршала Паулюса. Первыми своим врагом и «Черным дьяволом» назвали 20-летнего Ахмет-хана Султана еще летчики люфтваффе. Их обуревала паника, как только в радиоэфире звучала информация: «В небе «Черный дьявол»!!!» Это значило, что в бою участвует наиболее опасный противник, имеющий немалый опыт уничтожения немецких самолетов в личном бою. И это не было чьей-то приукрашенной пропагандой. Немцы даже предупреждали своих, когда самолет Амет-Хана поднимался в воздух. Это был перелом войны, теперь каждый день начинался сообщениями Совинформбюро об освобожденных городах и селах.

23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано: "Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях- 19 самолётов. Имеет один таран самолёта противника. «Как лётчик, отлично владеющий самолётом Як-1, — писал командир полка Л. Л. Шестаков, — Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир он требователен к себе и к подчинённым». «Товарищ Амет-Хан, — писал заместитель командира полка по политической части Н. А. Верховец, — только на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолётов противника… Амет-Хан Султан является грозой фашистских воздушных пиратов. Одно имя «Амет-Хан Султан» приводит в смятение фашистов. Амет-Хан — яркое олицетворение советского аса».

Амет-Хан восторженно встретил весть о ликвидации Сталинградской группировки немецких войск, а затем и о начавшемся наступлении наших армий Южного фронта. Мужество и отвагу проявил Амет-Хан в воздушном бою 25 марта 1943 года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск возглавил четвёрку «Яков», вылетевших на перехват бомбардировщиков противника. В районе Кейсу они встретили около 40 «Юнкерсов», которых прикрывали 6 «Мессеров». Впереди плотного строя самолётов противника шёл флагманский бомбардировщик, окрашенный в белый цвет. Амет-Хан сверху стремительно атаковал ведущего фашиста. Со 150 метров открыл огонь и стрелял до тех пор, пока не подошёл к нему почти вплотную. Удар был точным, «Юнкерс» загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, группа вражеских самолётов рассыпалась, стала беспорядочно уходить на запад. Сбросить бомбы на цель им так и не удалось. Когда Амет-Хан вышел из атаки и набрал высоту, то заметил 2 «Мессера». Не мешкая, вступил с ними в бой. Фашистские лётчики пытались подойти к «Яку» с разных сторон. Но Амет-Хан непрерывно маневрировал, не терял преимущества в высоте и дрался наступательно. Враги ушли ни с чем.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В августе 1943 года, базируясь в отбитом у врага Котельникове, полк получил новые истребители Р-39 "Аэрокобра". Но при первых же полётах обнаружилось коварство заокеанского подарка: самолёт легко впадал в штопор, а Амет-Хан обратился с просьбой: "Разрешите опробовать "Аэрокобру" на штопор, покорю - научу других"...Весь полк, замерев, следил за опасным вращением самолёта, падающего с высоты 7000 метров. Лишь в сотнях метров от земли машина перешла в крутое пикирование и вскоре покатилась по взлётно - посадочной полосе. А потом счастливый Амет-Хан объяснял всем, как вывести капризную машину из смертельно опасного вращения.  

В марте 1944 года над их аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. К этому времени лётчики полка уже доказали немцам, что и они «не лыком шиты». Доложили командующему 8-й Воздушной Армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана. Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов.

Войну Амет-Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше!" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов.  С начала апреля лётчики 9-го Гвардейского ИАП, ища противника, летали уже над Берлином. Немецкие самолёты, издали завидев наши Ла-7, поворачивали вспять, а одна их группа повела себя и вовсе странно: подавала сигналы, похоже, о том, что хотят сдаться в плен. Лавриненков с Амет-Ханом были удивлены, но и рады, привели группу на аэродром. Немецкие пилоты хорошо произвели посадку. Видно, приходилось им здесь базироваться. Сойдя с посадочной полосы, выключили моторы и подняли руки. Объяснили: они не хотят продолжать бессмысленную войну...

Интересна статистика побед Амет-Хана, летавшего на разных типах самолетов. Харрикейн, победы одержаны в период с 31.05.42 по 23.07.42. Бомбардировщики – 2 (Ю-88 тараном, первая победа, Ю-87 в группе), истребители (Ме-109) – 1 лично и 10 в группе, Хе-113 – 1 (в группе). Як-7, победы одержаны с 23.08.42 по 15.09.42. Бомбардировщики – 3 (Ю-88, в группе), разведчик – 1 (ФВ-189, в паре), истребители (Ме-109) – 5 лично и 3 в группе. Як-1, победы одержаны с 13.12.42 по 24.07.43.         Бомбардировщики – 4 (3 Хе-111).

Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. Амет-Хан вёл шестёрку Ла-7 на перехват самолётов противника. Ожидая появления врага, Амет-Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время в полёте уже истекало, горючее было на пределе, когда из-за облаков выскочили "Фоккеры". Амет-Хан первой пушечной очередью поджёг ведущего группы.

Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-Хана к самой высокой награде — званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Амет-Хан Султан проявил на фронтах пример отваги и героизма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими делами заслужил звание одного из лучших асов полка. Амет-Хан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Амет-Хан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 — в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза».

Итак, учитывая все эти заслуги, 29 июня 1945 года Амет-Хан Султан был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Семьей Амет-Хан обзавелся неожиданно: его повел в Большой театр друг-москвич, там бравые летчики познакомились с девушками. Одну из них Амет-Хан пошел провожать. А наутро улетел, ведь война еще продолжалась. Сразу после войны он, уже дважды Герой Советского Союза, стоял перед дверью квартиры, где однажды задержался всего на одну ночь. Ему открыла девушка с ребенком на руках — его сыном-первенцем. Жизнь складывалась нелегко, ведь весь ее смысл был в том, чтобы летать. Бросивший академию и уволенный в запас через год после войны, летчик тяжело переносил разлуку с небом. Однажды один из товарищей встретил его в парке — без погон, угрюмого, заросшего. Амет-Хан, увидев его, ускорил шаг, несмотря на крики за спиной: «Стой, Аметка!» Друг все-таки догнал его, забрал к себе, запретил выходить из квартиры, пока не разберется, что случилось. Друзей у Амет-Хана оказалось много, и они очень хорошо понимали, какой драгоценный дар дан этому человеку и что его жизнь может быть связана только с полетами. Но прошло еще несколько месяцев, прежде чем кадровики дали добро на зачисление Амет-Хана Султана летчиком-испытателем в Летно-исследовательский институт в Жуковском. И здесь ему снова пришлось бороться и доказывать. Полтора года он летал на «кукурузнике», фактически играя роль курьера. «Однажды проходил мимо ангара, видит: летчики столпились возле маленького планера, — рассказывает Мустафа Мустафаев. — Обсуждали, кто осмелится полететь на этом «бревне». Амет-Хан тут же предложил: «Давайте я полечу!» Так решилась его судьба — и родился летчик-испытатель Аметхан Султан». Это было дело наиболее подходящее пилоту, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолётов. За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций. 12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт. Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину. Испытатели — люди с железным характером Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полёты проходили все отечественные космонавты.

Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…». На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд ли мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством. 1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб. Амет-хан Султан погиб в испытательном полете на Ту-16ЛЛ. Как выяснила комиссия, после взлета не были убраны закрылки. Кабина с летчиками практически отломилась. Сам самолет глубоко ушел в болото, а кабину нашел лесник с кордона в четырех километрах от самолета. Проведенное моделирование полностью совпало с данными объективного контроля. Вместе с Амет-Ханом погибли: Ленский Радий Георгиевич - ведущий инженер по испытаниям авиадвигателей; Михайловский Вильям Александрович - штурман-испытатель; Венедиктов Евгений Николаевич - летчик-испытатель; Воробьев Алексей Васильевич - бортрадист-испытатель; Ленский Радий Георгиевич - ведущий инженер по испытаниям авиадвигателей; Михайловский Вильям Александрович - штурман-испытатель. Последний вылет нашего орла.

«Кажется непостижимым, как один человек столько мог сделать,  причем всего за 50 лет и несколько месяцев, которые отвела ему судьба.» Он провел уникальные испытания пилотируемого самолета-снаряда КС-1, разработанного ОКБ А.И. Микояна совместно с КБ-1. На самолете-аналоге С. Амет-ханом были совершены: первый взлет с земли - 4 января 1951 г., Ту-4первый старт с самолета-носителя  - в мае 1951 г., Большой вклад Амет-хан внес в испытания новых авиационных двигателей на летающих лабораториях ЛИИ. За время работы он участвовал в испытаниях более 100 типов самолетов и их модификаций. Амет-хан Султану пришлось испытывать опытное катапультное кресло.

В наградном листе Амет-хана Султана: 2 медали «Золотая Звезда», 3 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, Орден Александра Невского, Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Красной Звезды, Орден «Знак почёта» и другие. С недавних пор и в Дагестане учреждена медаль имени Амет-Хана Султана за вклад в патриотическое воспитание молодежи.

Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, где он жил, работая в ЛИИ имени Громова, аэропорт в Махачкале…

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, над которым в 1942 году мужественный летчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

Герой живет, пока его помнят. Мы очень часто помним не тех, кто этого достоин, забывая о тех, чьей памятью должны дорожить. Жизнь Амет-Хана Султана, его героизм и патриотизм, его преданность Родине должны быть примером для каждого из нас. Пока мы помним о наших Героях, об их героических подвигах, об их жизнях, отданных ради нашей Родины, у нас будут формироваться правильные жизненные принципы и взгляды, чувство патриотизма и гордости за то, что среди нашего народа были такие Герои, как Амет-Хан Султан! Считаю, что на примерах жизни наших героев мы должны расти сами и воспитывать подрастающее поколение


И два народа – матери, отца,

Тобой гордятся, что ни говори!

Себе остался верен до конца:

Орлы и умирают как орлы!