«Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ через игру»
Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка»
Тромбач Ольга Валерьевна
- Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.
- Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Незрелость личности ребенка отчетливо обнаруживается часто в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.
Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ обеспечивает
своевременное выявление у детей с ограниченными возможностями
здоровья эмоциональных нарушений, проведение их комплексного
изучения и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-
педагогической помощи. Симптомами нарушения эмоциональной сферы
является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное
беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают
неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям
внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно
реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также
свойственны перемены в настроении. Другая категория детей склонна к
чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для
обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные
воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у
второй - процесс торможения.
Основными задачами диагностики являются:
- Своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это
организованная система педагогических и психологических
воздействий. Основным ее направлением является смягчение
эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и
самостоятельности детей, устранение вторичных личностных
реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как
агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность
и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция
самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной
устойчивости и саморегуляции.
Роль игры в развитии и коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
Игровые методы в системе методов коррекции эмоционально –
волевой сферы детей имеют большое значение. Процесс
диагностики продолжается и на других этапах
психокоррекционного комплекса, так как одним из
определяющих принципов педагогической коррекции, как выше
было отмечено, является единство диагностики и коррекции.
Методы коррекции эмоционально – волевых нарушений у детей с
ОВЗ целесообразно разделить на две группы: основные и
специальные.
Основные методы являются базисными: это игротерапия,
арттерапия, психоанализ, поведенческий тренинг. Специальные
методы включают в себя тактические и технические приемы
коррекции, разработанные психологами и направленные на
устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-
психологических факторов.
Игра является наиболее естественной формой
жизнедеятельности ребенка. В процессе игры
формируется активное взаимодействие ребенка с
окружающим миром, развиваются его
интеллектуальные, эмоционально-волевые,
нравственные качества, формируется личность в
целом. Существенным психологическим признаком
игры является одновременное переживание
человеком условности и реальности создавшейся
ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых
определенными правилами, игра позволяет человеку
переживать удачи, успех, раскрывать свои
физические и психические возможности. Эти
свойства игры как деятельности отражают ее богатый
коррекционный потенциал.
Дидактическая игра.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид
деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая
игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид
деятельности, которой занимаются дети: она может быть
индивидуальной или коллективной.
Данная игра является ценным средством воспитания
действенной активности детей, она активизирует психические
процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания,
настраивает эмоционально ребенка на процесс обучения. В ней
охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои
силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой
учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое
удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает
процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок
наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по
тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и
синтез, делает обобщения.
Формы реализации игрового действия разнообразны:
- игровые манипуляции с предметами, игрушками;
- «зачин», который создает игровое настроение (сказка, история, волшебная игрушка, секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.);
- осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки;
- загадывание и отгадывание загадки;
- выполнение определенной роли;
- соревнование (коллективное и индивидуальное);
- особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое.
Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи,
необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры,
сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и
т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ
определенных действий учителем; подведение итогов игры. Без заранее
установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего
дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила
направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят,
раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий.
Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных
отношений. Заканчивая игру, педагог повторяет ее название и основные игровые
правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность
детей.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся
со свойствами предметов и что с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решают задачи
на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми
новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении
предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,
назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх с предметами
дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов,
нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей,
нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные
картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок
совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется:
ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех
картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету,
но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи
между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с
соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по
одному признаку картинки.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую
картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них
перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому
мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Описание, рассказ о
картине с показом действий, движений. В этих играх формируются такие ценные качества личности
ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и
действиях играющих. В таких играх дети
учатся, опираясь на имеющиеся
представления о предметах, углублять
знания о них. Так как в этих играх требуется
использовать приобретенные ранее знания
в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают
разнообразные мыслительные задачи;
описывают предметы, выделяя характерные
их признаки; отгадывают по описанию;
находят признаки сходства и различия;
группируют предметы по различным
свойствам, признакам.
Игра незаменима как средство воспитания правильных
взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое
отношение к товарищам, учится быть справедливым, уступать в
случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра
является прекрасным средством воспитания коллективизма
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает
хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого
напряжения нервной системы. Особенно важны игры с
дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая
мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на
подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к
обучению в школе, а это особенно важно для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех
воспитанников. Игра – это самовыражение ребенка, способ его
совершенствования. Игра повышает интерес воспитанников к учебным
занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры
активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его
эмоции.
Таким образом, игра выступает как важное средство обучения,
воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.
Спасибо за
Внимание!