СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с ОВЗ»

«Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ через игру» Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка» Тромбач Ольга Валерьевна

«Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ через игру»

Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка»

Тромбач Ольга Валерьевна

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев. Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Незрелость личности ребенка отчетливо обнаруживается часто в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни,
  • Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.
  • Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Незрелость личности ребенка отчетливо обнаруживается часто в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.
Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ обеспечивает своевременное выявление у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональных нарушений, проведение их комплексного изучения и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико- педагогической помощи. Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны перемены в настроении.  Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те  или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй  - процесс торможения.

Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.

Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ обеспечивает

своевременное выявление у детей с ограниченными возможностями

здоровья эмоциональных нарушений, проведение их комплексного

изучения и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-

педагогической помощи. Симптомами нарушения эмоциональной сферы

является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное

беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают

неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям

внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно

реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также

свойственны перемены в настроении.  Другая категория детей склонна к

чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для

обеих групп характерна неадекватность реакции на те  или иные

воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у

второй  - процесс торможения.

Основными задачами диагностики являются: Своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья; Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.  

Основными задачами диагностики являются:

  • Своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это

организованная система педагогических и психологических

воздействий. Основным ее направлением является смягчение

эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и

самостоятельности детей, устранение вторичных личностных

реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как

агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность

и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция

самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной

устойчивости и саморегуляции.  

Роль игры в развитии и коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Игровые методы в системе методов коррекции эмоционально – волевой сферы детей имеют большое значение. Процесс диагностики продолжается и на других этапах психокоррекционного комплекса, так как одним из определяющих принципов педагогической коррекции, как выше было отмечено, является единство диагностики и коррекции. Методы коррекции эмоционально – волевых нарушений у детей с ОВЗ целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. Основные методы являются базисными: это игротерапия, арттерапия, психоанализ, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы коррекции, разработанные психологами и направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально- психологических факторов.

Роль игры в развитии и коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.

Игровые методы в системе методов коррекции эмоционально –

волевой сферы детей имеют большое значение. Процесс

диагностики продолжается и на других этапах

психокоррекционного комплекса, так как одним из

определяющих принципов педагогической коррекции, как выше

было отмечено, является единство диагностики и коррекции.

Методы коррекции эмоционально – волевых нарушений у детей с

ОВЗ целесообразно разделить на две группы: основные и

специальные.

Основные методы являются базисными: это игротерапия,

арттерапия, психоанализ, поведенческий тренинг. Специальные

методы включают в себя тактические и технические приемы

коррекции, разработанные психологами и направленные на

устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-

психологических факторов.

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности создавшейся ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра позволяет человеку переживать удачи, успех, раскрывать свои физические и психические возможности. Эти свойства игры как деятельности отражают ее богатый коррекционный потенциал.

Игра является наиболее естественной формой

жизнедеятельности ребенка. В процессе игры

формируется активное взаимодействие ребенка с

окружающим миром, развиваются его

интеллектуальные, эмоционально-волевые,

нравственные качества, формируется личность в

целом. Существенным психологическим признаком

игры является одновременное переживание

человеком условности и реальности создавшейся

ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых

определенными правилами, игра позволяет человеку

переживать удачи, успех, раскрывать свои

физические и психические возможности. Эти

свойства игры как деятельности отражают ее богатый

коррекционный потенциал.

Дидактическая игра.  Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.  Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, настраивает эмоционально ребенка на процесс обучения. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактическая игра.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид

деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая

игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид

деятельности, которой занимаются дети: она может быть

индивидуальной или коллективной.

Данная игра является ценным средством воспитания

действенной активности детей, она активизирует психические

процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания,

настраивает эмоционально ребенка на процесс обучения. В ней

охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои

силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой

учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое

удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает

процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок

наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по

тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и

синтез, делает обобщения.

Формы реализации игрового действия разнообразны:

  • игровые манипуляции с предметами, игрушками;
  • «зачин», который создает игровое настроение (сказка, история, волшебная игрушка, секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.);
  • осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки;
  • загадывание и отгадывание загадки;
  • выполнение определенной роли;
  • соревнование (коллективное и индивидуальное);
  • особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое.

Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи,

необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры,

сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и

т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ

определенных действий учителем; подведение итогов игры. Без заранее

установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего

дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила

направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят,

раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий.

Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных

отношений. Заканчивая игру, педагог повторяет ее название и основные игровые

правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность

детей.

Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и что с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать,

устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся

со свойствами предметов и что с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решают задачи

на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми

новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении

предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,

назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх с предметами

дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов,

нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей,

нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные

картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок

совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется:

ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех

картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету,

но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи

между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с

соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по

одному признаку картинки.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую

картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них

перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому

мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Описание, рассказ о

картине с показом действий, движений. В этих играх формируются такие ценные качества личности

ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры  Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и

действиях играющих. В таких играх дети

учатся, опираясь на имеющиеся

представления о предметах, углублять

знания о них. Так как в этих играх требуется

использовать приобретенные ранее знания

в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают

разнообразные мыслительные задачи;

описывают предметы, выделяя характерные

их признаки; отгадывают по описанию;

находят признаки сходства и различия;

группируют предметы по различным

свойствам, признакам.

Игра незаменима как средство воспитания правильных

взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое

отношение к товарищам, учится быть справедливым, уступать в

случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра

является прекрасным средством воспитания коллективизма

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает

хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого

напряжения нервной системы. Особенно важны игры с

дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая

мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на

подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к

обучению в школе, а это особенно важно для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

     Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех

воспитанников. Игра – это самовыражение ребенка, способ его

совершенствования. Игра повышает интерес воспитанников к учебным

занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры

активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его

эмоции.

     Таким образом, игра выступает как важное средство обучения,

воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Спасибо за Внимание!

Спасибо за

Внимание!