СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми, имеющими повышенную и пониженную мотивацию к обучению

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе представлен материал для работы учителю с детьми, имеющими повышенную и пониженную мотивацию к обучениюю. Данный материал пожно использовать при создании папки "Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми"

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми, имеющими повышенную и пониженную мотивацию к обучению»

Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми.

(Слайд 2) Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …

Ф.И. Шаляпин


В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель

(Слайд 3) Слабоуспевающие - это неуспевающие учащиеся, имеющие существенные пробелы в знаниях.


Цель работы со слабоуспевающими детьми:

1. В работе со слабоуспевающими достичь новых этапов для учащихся в развитии знаний, умений, навыков.

2. Формировать устойчивое внимание и прилагать усилия учащимися для изучения новых тем, создавая для этого ситуацию успеха и применяя различные методические приемы.


(Слайд 4) Несколько причин плохой успеваемости:

--те, кто имеет слабые умственные способности;

--те, кто имеет слабые учебные умения;

--те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

--те, у кого низкий уровень памяти;

--те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;

--те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно сформулированное отношение к трудному делу;

--низкая мотивация к изучению предмета: 1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального состояния др.; 2) "не хочу, т.К.» - истинная причина в том, что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях.

Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо прежде всего выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.


Итак, почему неуспевающие дети – это “вечная” проблема школы?

Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

• Недостатки познавательной деятельности учащихся.

• Недостатки развития мотивационной сферы детей.

• Недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся.


(Слайд 5) Для каждого неуспевающего по предмету можно завести карточку:

Работа с неуспевающими учащимися:

1. Ф.И.О. ученика ________________________________________________________

2. Класс __________________________________________________________________

3. Поведение ученика ____________________________________________________

4. Причины, которые привели к плохой успеваемости ___________________

___________________________________________________________________________

5. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником _____________________________________________________________________________

6. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика _____________________________________________________________________________

7. Сколько времени длится эта работа ____________________________________

8. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _____________

_____________________________________________________________________________


(Слайд 6) Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся:

1. Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.)

2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно– психического напряжения самостоятельная, контрольная работа.

3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.

4. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.

5. Работа в шумной, неспокойной обстановке.

6. Работа после резкого замечания, сделанного учителем.

7. Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.

8. Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

9. Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы


(Слайд 7) Этапы работы, направленных на профилактику типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

1. В среднем звене классов сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

2. В средних классах сделать акцент на формирование у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношению к учению;

3. В старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;

4. На всех этапах особое внимание обратить на благоприятный психологический климат, тактичный, внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников.


(Слайд 8) Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися:

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. Хороший стимул в работе с такими учащимся коллективная работа, повторения объяснения по схеме, плану доказательства. При проверке домашнего задания (на доске выписываются ответы и в тетради корректирую решение, прописывая затрудняющимся образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ? если были вопросы или затруднения.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал. Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцированно), чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся. Диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо если были таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7 минут. Они оценивают друг друга.

3. Организую систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. При опросе слабым школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом , составленным дома, больше времени готовиться к ответу, делать предварительные записи, пользоваться наглядным пособием.

5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем. Недопущение перегрузки домашним заданием.

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.


Для прозрачности и результативности работы учителя-наставника и ученика следует вести определенную документацию: план работы со слабоуспевающими детьми, тетради для работы на уроке


Работа со слабоуспевающими учащимися (Журнал)


Ф.И.О. ученика

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы














И еще одно информация, дающая пищу для размышлений:

знания формируются:

80%- начальная и основная школа

10%-10-11 классы

5%-вуз

остальное- практика в самостоятельной жизни. Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения- это школьные годы; что, каждый учится на свое будущее благополучие.


Мне кажется, что каждый ребенок от природы наделен тем или иным талантом. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказать умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию, научил бы ребенка трудиться. Поэтому для успешного выполнения задач, поставленных перед педагогическим коллективом в этом направлении необходимо создать команду единомышленников, в состав которой должны войти не только учителя – предметники, но и представители администрации школы, психолог, руководители школьных МО, классные руководители; руководители кружков и секций, медицинские работники; библиотекарь и родители.